Проект "Кинезиологические упражнения в работе с детьми старшего дошкольного возраста"
проект (подготовительная группа)
Развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной, речевой и двигательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_fizo_1.docx | 191.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет образования администрации муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области |
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Сланцевский детский сад № 15 комбинированного вида» |
(МДОУ «Сланцевский детский сад № 15) |
Проект
«Нейропсихологический подход в системе образовательной деятельности инструктора по физической культуре»
Подготовил: инструктор по
физической культуре Титова Н.А.
Пояснительная записка
Известный факт о том, что опыт, который ребенок получает в процессе социализации, непосредственно связан с развитием и совершенствованием произвольных движений. Именно в дошкольном детстве формируются те двигательные качества, навыки и умения ребенка, которые служат основой его нормального физического и психического развития.
В настоящее время в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание использованию в педагогической практике здоровьесберегающих технологий.
Актуальность данной темы заключается в том , что используя систематически комплекс нейрокинезиоигических упражнений на занятиях с детьми позволяют улучшать межполушарное взаимодействие и работу вестибулярной системы. И пока мы тренируемся с детьми, в наш мозг активно поступает кислород. Скорость мыслительных процессов увеличивается, кроме того синхронизация работы полушарий мозга способствует улучшению запоминания активно концентрирует внимание у ребенка позволяет ему быстро переключаться с одной деятельности на другую.
Срок реализации данного проекта составляет 2 года.
Участниками проекта являются воспитанники групп компенсирующей направленности от 5-7 лет.
Цель: подготовка ребенка к школьному обучению путем развития межполушарного взаимодействия0 через движение.
Задачи :
- развитие нейрофизиологических связей между телом и мозгом
- осознание своего тела через движение
- организация синхронной работы правого и левого полушария
-развитие мелкой и крупной моторики
Ожидаемый результат :
-улучшение памяти, внимания, пространственных представлений
- повышение способности к произвольного самоконтролю, снижение утомляемости
- развитие двигательных качеств
Условия реализации проекта:
1. Упражнения проводятся ежедневно в рамках непосредственной
образовательной деятельности и в режимных моментах.
2. Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.
3. От детей требуется точное выполнение движений и приемов.
4. Упражнения проводятся стоя, сидя и лёжа.
5. Упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала одной рукой, затем другой рукой, а в завершение - двумя. Все указания даются чётко, спокойно. Педагог следит за правильностью выполнения заданий.
Все упражнения педагог выполняет вместе с детьми, постепенно от занятия к занятию увеличивая время и сложность предлагаемых упражнений (с учетом
возраста детей).
Этапы реализации проекта:
Подготовительный – сбор информации, работа с методической
литературой, составление плана работы над проектом, приобретение оборудования
Основной- использование нейропсихологических игр в утренней и бодрящей гимнастике, на занятиях физической культурой, в комплексах общеразвивающих упражнений, в ритмике и физминутках.
Итоговый – подведение результатов, презентация работы над проектом.
Продукты проекта для детей:
1. Картотека кинезиологических упражнений.
2. Создание кинезиологических дорожек, схемы-упражнения для выполнения самостоятельно.
Продукты проекта для педагогов и родителей:
1. Мастер-классы для педагогов и родителей: «Использование кинезиологических упражнений в работе инструктора по физической культуре», «Внедрение кинезиологических упражнений в работу инструктора по физической культуре»
2. Презентация проекта на педагогическом часе.
3.Памятки ( можно ознакомиться на сайте nsport.ru)
4. Консультации ( можно ознакомиться на сайте nsport.ru)
План работы с детьми инструктора по физической культуре
по внедрению нейропсихологических и кинезиологических упражнений
Месяц | Упражнения |
сентябрь | «Ухо-нос», перекрестное марширование , «Свеча», дышим носом, «Колено-локоть», «Сорви яблоко» |
октябрь | Перекрестное марширование, «Мельница», «Свеча», «Следи за карандашом глазами», «Подсвечник», «Ныряльщик» |
ноябрь | «Змейка», перекрестное марширование, скручивание, поднимание разноименных рук и ног, использование фитбола, «Тряпичная кукла», «Дирижер» |
декабрь | Ползание на спине, «Ныряльщик», «Паровоз», руки в стороны с подниманием разноименных ладоней вверх вниз с движением языка, «Снеговик», «Надуй шарик», «Путешествие на облаке» |
январь | Ползание по-пластунски, «Робот», «Ковер-самолет», упражнение: на спине- руки в одну сторону, ноги согнутые в коленях в другую; использование фитбола, использование схем-карточек в упражнениями, «Горизонтальная восьмерка», |
февраль | «Слон», использование балансиров, руки в стороны с подниманием разноименных ладоней вверх вниз с движением языка и следить глазами за ладонью, которая находиться вверху; использование схем-карточек в упражнениями |
март | «Пистолет», «Кошечка», «Колено-локоть», ползание по-пластунски, использование нейроскакалки, «Яйцо», «Насос», использование фитбола, использование схем-карточек в упражнениями |
апрель | Нейроскакалка, разноименное хождение боком рук и ног, прыжки: ноги врозь, руки вместе и наоборот; «Дерево» , разноименное взбирание по канатной стене, кинезиологическая дорожка, использование схем-карточек в упражнениями |
май | «Крючки», балансиры, использование скалодрома, «Мельница», нейроскакалка, кинезиологическая дорожка, использование схем-карточек в упражнениями |
Список литературы |
Т. Трясорукова «Развитие межполушарного взаимодействия у детей. Нейропсихологические игры» |
К. Гончарова, А. Черткова «Нейропсихологические игры. 10 волшебных занятий на развитие памяти, внимания, моторики» |
К. Гончарова, М. Наумова «Нейропсихологические игры. 10 волшебных занятий на развитие речи, мышления, воображения, самоконтроля» |
Т. Пятница «Нейропсихологические игры для левшей. Готовимся к школе» |
И. И. Праведникова «Нейропсихология. Игры и упражнение. Практическое пособие» |
В. С. Колганова, Е. В. Пивоварова «Нейропсихологические занятия с детьми. Практическое пособие» |
С.О.Филиппова «Теория и методика физической культуры дошкольников» , «Детство –Пресс» |
Аксиомы тейпирования. Методическое руководство |
Н.Г. Шайдулина «Кинезиологический подход в преодолении речевых нарушений у детей с ОВЗ» |
А.Е. Сыщенко «Формируем межполушарные связи. Тетрадь по лексическим темам» |
В. С. Колганова «Нейропсихологические занятия с детьми. Практическое пособие» |
Ж.М. Глозман «Нейропсихологическая диагностика детей дошкольного возраста» Комплект из 3-х книг. |
Сиротюк А.Л Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – М.: АРКТИ |
Сазонов В.Ф., Кириллова Л.П., Мосунов О.П. Кинезиологическая гимнастика против стрессов: Учебно-методическое пособие / РГПУ. – Рязань |
Сборник кинезиологических упражнений (для детей старшего дошкольного возраста) П. и Г. Деннисон, А.Л. Сиротюк |
Праведникова Ирина Игоревна Нейропсихология. Игры и упражнения, Изд. «АЙРИС- пресс» |
Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. |
Приложение
Кинезиологические упражнения
Упражнение "Ухо - нос"
Левая рука - взяться за кончик носа, правая рука - взяться за правое ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук "с точностью наоборот".
Упражнение "Змейка"
Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. 1 вариант: ребенок с закрытыми глазами называет палец и руку, к которым прикоснулся педагог. 2 вариант: точно и четко двигать пальцем, который называет педагог. Следить, чтобы остальные пальцы в движении не участвовали.
Упражнение «Колечко»
Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.
Упражнение «Кулак-ребро-ладонь»
Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды (кулак - ребро-ладонь)
I. Растяжки
1. «Снеговик»
Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.
2. «Дерево»
Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.
3. «Тряпичная кукла и солдат»
Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Дети попеременно бывают то солдатом, то куклой, до тех пор, пока вы не почувствуете, что они уже вполне расслабились.
4. «Сорви яблоки»
Исходное положение – стоя. Представьте себе, что перед каждым из вас растет яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните.
Выпрямитесь и посмотрите налево вверх. Там висят два чудесных яблока. Сначала дотянитесь туда правой рукой, поднимитесь на цыпочки, вдохните и сорвите одно яблоко. Затем подними как можно выше левую руку и сорвите другое яблоко, которое там висит. Теперь наклонитесь вперед, положите оба яблока в стоящую перед тобой корзину и выдохните. Теперь вы знаете, что вас нужно делать. Используйте обе руки попеременно, чтобы собирать висящие слева и справа от вас прекрасные большие яблоки и складывайте их в корзину.
II. Дыхательные упражнения
1. «Свеча»
Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.
2. «Дышим носом»
Подыши одной ноздрей,
И придет к тебе покой.
Исходное положение – о. с.
1 - правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки, левой делать тихий, продолжительный вдох;
2 - как только вдох окончен, открыть правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным освобождением от воздуха легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх.
3. “Ныряльщик”
Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.
4. «Надуй шарик»
Исходное положение - лежа на спине. Детям расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе воображаемый шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза - задержка дыхания. Выдох - втянуть живот как можно сильнее. Пауза - вдох, при этом губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.
5. «Дыхание»
Тихо-тихо мы подышим,
Сердце мы свое услышим.
И. п. - о. с.
1- медленный вдох через нос, когда грудная клетка начнет расширяться — прекратить вдох и сделать паузу длительностью 4с;
2 — плавный выдох через нос.
6. «Губы трубкой»
Чтобы правильно дышать,
Нужно воздух нам глотать.
И. п. - о. с.
1 — полный вдох через нос, втягивая живот;
2 — губы сложить «трубочкой», резко втянуть воздух, заполнив им все легкие до отказа;
3 — сделать глотательное движение, как бы глотая воздух;
4 — пауза в течение 2-3 с, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно.
III. Телесные упражнения
1. «Перекрестное марширование»
Любим мы маршировать,
Руки, ноги поднимать.
Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем, шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.
2. «Мельница»
Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала вперед, затем назад, одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Время выполнения 1-2 минуты. Дыхание произвольное.
3. «Паровозик»
Правую руку положить под левую ключицу, одновременно делая 10 кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой и плечом вперед, затем столько же назад. Поменять положение рук и повторить упражнение.
4. «Робот»
Встать лицом к стене, ноги на ширине плеч, ладони лежат на стене на уровне глаз. Передвигаться вдоль стены вправо, а затем влево приставными шагами, руки и ноги должны двигаться параллельно, а затем передвигаться, используя противоположные руки и ноги.
5. «Колено – локоть»
Стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз.
6. «Яйцо»
Спрячемся от всех забот,
только мама нас найдет.
Сесть на пол, подтянуть колени к животу, обхватить их руками, голову спрятать в колени. Раскачиваться из стороны в сторону, стараясь расслабиться.
7. «Дерево»
Мы растем, растем, растем
И до неба достаем.
Сидя на корточках, стряпать голову в колени, колени обхватить руками. Это — семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно подняться на ноги, затем распрямить туловище, вытянуть руки вверх. Подул ветер — раскачивать тело, имитируя дерево. (10 раз)
8.«Крюки»
Можно выполнять стоя, сидя, лежа. Скрестите лодыжки ног, как удобно. Затем вытяните руки вперед, скрестив ладони друг к другу, сцепив пальцы в замок, вывернуть руки внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз.
VI. Упражнения на релаксацию
1. «Дирижер»
Встаньте, потянитесь и приготовьтесь слушать музыку, которую я сейчас включу. Сейчас мы будем не просто слушать музыку – каждый из вас представит себя дирижером, который руководит большим оркестром (включается музыка)
Представьте себе энергию, которая течет сквозь тело дирижера, когда он слышит все инструменты и ведет их к чудесной общей гармонии. Если хотите, можете слушать с закрытыми глазами. Обратите внимание на то, как вы сами при этом наполняетесь жизненной силой. Вслушивайтесь в музыку и начинайте в такт ей двигать руками, как будто вы управляете оркестром. Двигайте теперь еще и локтями и всей рукой целиком… Пусть в то время как вы дирижируете, музыка течет через все твое тело. Дирижируйте всем своим телом и реагируй на слышимые вами звуки каждый раз по – новому. Вы можете гордиться тем, что у вас такой хороший оркестр! Сейчас музыка кончится. Откройте глаза и устройте себе самому и своему оркестру бурные аплодисменты за столь превосходный концерт.
2. «Путешествие на облаке»
Сядьте удобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните… Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что – нибудь чудесное и волшебное… Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место в классе. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.
3.Релаксация
«Ковер-самолет»
Исходное положение - лежа на спине, глаза закрыть, при этом играет спокойная музыка.
Мы ложимся на волшебный ковер-самолет. Он плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает. Ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают… Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озера… Постепенно ковер-самолет начинает снижение и приземляется в нашей группе (пауза)… Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно и аккуратно садимся.
V. Глазодвигательные упражнения
1. «Взгляд влево вверх»
Правой рукой зафиксировать голову за подбородок. Взять в левую руку карандаш или ручку и вытянуть ее в сторону вверх под углом в 45 градусов так, чтобы, закрыв левый глаз, правым нельзя было видеть предмет в левой руке. После этого начинают делать упражнение в течение 7 секунд. Смотрят на карандаш в левой руке, затем меняют взгляд на “прямо перед собой”. (7 сек.). Упражнение выполняют 3 раза. Затем карандаш берут в правую руку и упражнение повторяется.
2. «Горизонтальная восьмерка»
Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев хорошо выдвинутым изо рта языком.
3.«Слон».
Стоя. Встаньте в расслабленную позу. Колени слегка согнуты. Наклоните голову к плечу. От этого плеча вытяните руку вперёд, как хобот. Рука рисует «Ленивую восьмёрку», начиная от центра зрительного поля вверх и против часовой стрелки; при этом глаза следят за движением кончиков пальцев. Упражнение выполнять медленно от трёх до пяти раз левой рукой, прижатой к левому уху, и столько же раз правой рукой, прижатой к правому уху.
4. «Глаз – путешественник»
Развесить в разных углах и по стенам группы различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный воспитателем.
5. «Глазки»
Чтобы зоркость не терять,
Нужно глазками вращать.
Вращать глазами по кругу по 2-3 секунды (6 раз).
6. «Глазки»
Нарисуем большой круг
И осмотрим все вокруг.
Глазами и выдвинутым языком делать совместные движения, вращая их по кругу (из стороны в сторону).
7. «Глазки»
Чтобы зоркими нам стать,
Нужно на глаза нажать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система коррекционно-двигательных упражнений в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР.
Данное пособие посвящено актуальной, но мало изученной и разработанной в литературе теме: роли танцевально-ритмических движений в комплексе коррекционно-воспитательных мер по п...
Использование логоритмических упражнений в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Логоритмические занятия - это специально организованная деятельность детей, в которой использование всех видов игр и упражнений имеет специфические особенности: тесная связь движений с музыкой и обяза...
Использование логоритмических упражнений в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР
Использование логоритмических упражнений в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР...
Картотека театральных игр и упражнений, для работы с детьми старшего дошкольного возраста
Содержание1. Блок №1 Сюжетно-ролевые игры..........................................стр.32. Блок №2 Игры на развитие в...
Картотека театральных игр и упражнений, для работы с детьми старшего дошкольного возраста
Содержание1. Блок №1 Сюжетно-ролевые игры..........................................стр.32. Блок №2 Игры на развитие в...
Выступление на Едином методическом дне Мастер – класс для воспитателей «Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
мастер- класс для воспитателей...
Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Кинезиология в настоящее время представляет одно из самых быстро развивающихся и интересных направлений в работе с детьми дошкольного возраста....