Звуковая культура речи
картотека по логопедии

Рябова Татьяна Витальевна

Картотека игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr.docx19.48 КБ

Предварительный просмотр:

Звуковая культура речи

Наведем порядок 

Цель: упражнять в различении цвета предмета 
Материал: конверты с обозначением цвета, карточки с нарисованными овощами, фруктами, цветами разных тонов. 
Ход: 
Игра начинается с того, что воспитатель предлагает детям навести порядок и разложить карточки по соответствующим конвертам. 
После выполнения задания, воспитатель поочередно проверяет правильность решения задачи и уточняет цвет предмета и близкие оттенки.

Эхо 

Цель: учить говорить тихо и громко 
Ход
Дети делятся на две подгруппы. Одна – дети, заблудившиеся в лесу, другая – эхо. Располагаются в разных углах комнаты. Дети, которые заблудились в лесу, громко зовут по имени детей другой группы «Ау, Оля! Ау, Петя!» Дети, изображающие эхо, повторяют эти же слова, но тихо. Потом дети меняются ролями. 

Радужный хоровод 


Цель: закрепить знание цветов радуги в их последовательности. Упражнять в умении рассказывать о цвете сарафанов и кокошников у матрешек. 
Материал: Длинный конверт с семью матрешками (вырезаны силуэты сарафанов и коко-шников), 7 прямоугольников из бумаги (всех цветов спектра), картинка с изображением радуги. 
Ход
Воспитатель предлагает сделать матрешек похожими на радугу. Дети вставляют прямоугольники (в порядке радуги). Для проверки воспитатель показывает картинку с изображением радуги и просит рассказать, как одеты матрешки в хороводе, а так же обращает внимание на постепенный переход от красного к фиолетовому.

Угадай, кто сказал? 


Цель: учить на слух различать низкий, средний и высокий голос. 
Ход
Воспитатель показывает детям картинки с изображением трех медведей. Каждый ребенок получает по такой картинке. Воспитатель произносит фразу из текста, меняя высоту голоса. Дети поднимают соответ-ствующие картинки. 
Воспитатель нарушает последовательность высказыва-ний для активизации внимания детей.

Вьюга 


Цель: учить на одном выдохе менять силу голоса от тихого к громкому и наоборот.
Ход:
Воспитатель показывает детям картинку, на которой нарисована вьюга. Дети, сидящие в ряд, изображают вьюгу, воющую в зимний вечер. По сигналу воспитателя «вьюга начинается», говорят тише, по сигналу «вьюга заканчивается», замолкают.
В начале дети говорят: «у-у-у», постепенно увеличивая силу голоса.

Покажи и назови 


Цель: Упражнять в четком произношении звука «и» в словах, развивать фонема-тический слух.
Ход:
Воспитатель показывает детям красивую коробку с предметами, игрушками (картинками), в которых есть звук «и».
Первый называет сам, говорит громко и четко. Потом дети по очереди достают предметы и показывая всем называют их. Можно повторять всем вместе.
Голосом надо выделять звук «и», фиксировать на нем внимание детей.

Лошадки 


Цель: формировать умение поднимать язык за верхние зубы и присасывать передний край языка к нёбу.
Ход:
Дети строятся в колонну. По сигналу «поехали» они идут друг за другом и цокают языками. Дойдя до определенного места, они останавливаются. Потом выбирается две «лошадки», и они, идя друг другу навстречу, цокают, а остальные слушают. Так, чередуясь, проходят один за другим все участники игры.

Чей пароход лучше гудит? 


Цель: развитие речевого дыхания, добиваться умения направлять струю воздуха посередине языка.
Ход:
Каждому ребенку дается пузырек. Воспитатель говорит: «Послушайте, как гудит мой пузырек, если я в него подую. А как гудит пароход у Миши?» По очереди каждый ребенок гудит в пузырек, А потом все вместе.
Каждый ребенок может дуть несколько секунд, чтобы не закружилась голова.

Чудесная коробочка 


Цель: добиваться правильного произношения звука «с», в словах.
Ход:
Воспитатель приносит красивую коробочку. Показывает ее детям и говорит: «В этой чудесной коробочке у нас лежат картинки. А какие вы сейчас узнаете. Я буду вызывать вас по очереди. Вы достанете картинку и покажете ее детям и громко, четко назовете, что на ней нарисовано.»

Угадай, как надо делать 


Цель: учить на слух определять темп речи и выполнять движения в соответствующем темпе.
Ход:
Воспитатель несколько раз произносит в разном темпе фразу: «Мельница мелет зерно». Дети, подражая работе мельницы, делают круговые движения руками в том же темпе, в котором говорит воспитатель. Так же обыгрываются фразы: «Наши ноги ходили по дороге», «Дети плавали в реке», …

Скажи правильно 


Цель: учить различать и активизировать в речи глаголы надеть и одеть.
Материалы: кукла Петрушка, черные и красные фишки по числу детей.
Ход:
Воспитатель спрашивает: «Когда надо говорить одень, а когда – надень». Петрушка будет называть то, что мы будем одевать или надевать, а вы, дети, будете поднимать красные фишки (если правильно), или черные (если нет).

Когда это бывает 


Цель: закрепить знания детей о временах года, их характерных признаках; развивать связную речь.
Материалы: картинки, изображающие времена года.
Ход:
Ребенок берет себе картинку и рассказывает о ней, а тот на кого укажет воспитатель, отгадывает о каком времени года идет речь. Картинку не показывают пока не будет получен правильный ответ.

Переезжаем в новую квартиру 


Цель: научить различать предметы, сходные по назначению и похожие внешне, помочь запомнить их названия; активизировать словарь.
Материал: разные картинки (предметные); коробочки для складывания картинок.
Ход:
Играют 6-9 детей. Воспитатель раздает каждому 2-3 пары картинок. И начинают упа-ковывать вещи. Воспитатель называет один предмет, а дети должны его найти. Если ребенок ошибается, то картинка остается у него. Для активизации предла-гается одному ребенку вынимать картинки из коробки, а остальным называть предмет, объединенный в пару с предъявляемым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация индивидуальной звуковой работы по звуковой культуре речи с детьми Младшей группы.

Конспектоткрытого просмотра организации индивидуальной работыпо звуковой культуре речи с детьми II - й младшей группы №5 в режимных моментах в первой половине дня.Воспитатель: Гараева Любовь Сте...

Звуковая культура речи. Особенности овладения детьми дошкольного возраста звуковой стороны языка.

 Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шири его возможности в поз...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]» Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]»Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»Цель :Формировать способность чётко...

Блок «Развиваем слуховое внимание, фонематическое восприятие и навык звукового анализа» (Игры по звуковой культуре речи)

Игры этого блока помогут подготовить органы слуха ребенка к восприятию правильных речевых звуков. Фонематическое восприятие отвечает за возможность различать звуки речи на слух, а слуховое внима...

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Звуковая культура речи: звук «Ш»

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Путешествие в сказочную страну»...