Трудности автоматизации звуков у детей с ТНР
консультация по логопедии

Мингалеева Альфия Валерихатовна

Одной из серьезных проблем, встречающихся в логопедической работе с дошкольниками, является длительный период автоматизации и дифференциации поставленных звуков. В статье мы разберем основные причины трудностей, с котррыми приходится сталкиваться родителям детей с тяжелыми нарушениями речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_konsultatsiya_dlya_roditeley_na_ns_portal.docx16.53 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей по теме «Трудности автоматизации звуков у детей с ТНР».


Очень часто в моей практике у родителей возникает вопрос: «Что делать, если у ребенка поставлен звук, а он его не употребляет в речи?» Действительно, в 80% случаев у детей с тяжелыми нарушениями речи встречается такая ситуация – логопед поставил трудный звук, а в речь он не входит. Многие родители при этом убеждены, что их ребенок лентяй и лодырь. Это не так!!! Любой психолог скажет - ленивых от природы детей не бывает! Судите сами: каждый ребенок в 2-4 года неустанно повторяет фразу «я сам» и сердится, когда ему не разрешают сделать что-либо самостоятельно. Но в чем же тогда дело?

Просто умение ребенка произносить нужный звук (или несколько звуков) ещё не переросло в навык. Я всегда привожу яркий пример. Когда вы учитесь вязать, сначала каждая петля вам даётся с большим трудом и получается криво. Потом вы это делаете намного легче, а с годами даже не глядя. Многие вяжут, параллельно глядя в телевизор. То же самое и с речью. Знание должно перейти в умение, а потом в навык. Это ещё можно сравнить с "избавлением от вредной привычки". На самом деле, автоматизация звука, введение его в речь – это и есть формирование новой правильной привычки, а она формируется не менее 3-х месяцев, а может быть и дольше. Сложно это? Конечно! Ребенок так привык говорить, так проще, и его это устраивает))

📝Итак, основные причины, почему ребенок не включает звук и как можно помочь своему ребенку?

☝Недостаток мотивации и непонимание, зачем это надо делать?
Порой дети просто не понимают, зачем необходимо выполнять то или иное действие. У ребенка 5-7 лет «своя» логика. Давайте будем поощрять ребенка за его успехи, это очень важно!

☝Низкий самоконтроль.
У детей 3-5 лет очень низкий уровень самоконтроля, и здесь ребенку могут помочь взрослые. Давайте будем контролировать речь ребенка, исправляя ошибки в шутливой или игровой форме.

☝Неуверенность в собственных силах.
В ряде случаев за нежеланием ребенка что-то делать страх поражения и низкая самооценка, особенно у тревожных или гиперчувствительных детей. Когда малыш не уверен в себе, он с трудом берется за что-то новое, заранее настраивая себя на поражение. Он рассуждает так: «зачем вообще что-то делать, если все равно у меня ничего не выйдет». Давайте подбодрим ребенка, похвалим его, вселим в него уверенность в своих силах!

☝Особенности темперамента.
Иногда ребенку «мешают» ярко выраженные особенности темперамента ребенка. Но ребенку просто нужно время на «раскачку», чтобы взяться за выполнение той или иной задачи.

☝Физическое состояние.
Оказывают влияние и особенности центральной нервной системы, повышенная истощаемость. Если у ребёнка преобладает сложная структура нарушения, например, стертая форма дизартрии. Также физическая и психологическая усталость перетекает в нежелание действовать. Давайте будем внимательнее относиться к ребенку и не будем перегружать его в жизни.

☝ Состояние фонематического слуха. Часто у детей есть нарушения не физиологического слуха, а фонематического, когда ребёнок не выделяет конкретный звук в потоке речи. В интернете можно найти много упражнений на формирование фонематического слуха.

Желаю вам терпения со своими детьми и у вас все получится!
👍


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности автоматизации звуков у детей с разной доминантной модальностью»

Однообразность и монотонность работы по автоматизации изолированного звука, звука в слогах вызывают определённые трудности у детей с ОНР III уровня на фоне стёртой дизартрии. Решение пробле...

Использование игровых приёмов при автоматизации звуков у детей с ОВЗ

Представлен конспект занятия в подготовительной группе для детей с ОВЗ по автоматизации звука [с] в предложениях с использованием игровых приёмов....

«Игровые упражнения по автоматизации звуков у детей с речевыми нарушениями»

Звуки – основной строительный материал человеческой речи, и только при их чёткой, точной передачи речь может быть понята правильно, а значит – служить средством общения....

Игровые упражнения по автоматизации звуков для детей с нарушениями звуков

                         Звуки  – основной строительный материал человеческой речи, и только при их  чёткой, точ...

Методическое пособие по автоматизации звуков у детей с тяжелыми нарушениями речи с применением двигательно-тактильных упражнений. «Двигаемся, играем - звуки закрепляем»

В пособии представлена серия упражнений для автоматизации звуков с движением. При выполнении упражнений в процессе автоматизации звуков развивается мелкая и крупная моторика,координация речи с движени...