Трудности автоматизации звуков у детей с ТНР
консультация по логопедии
Одной из серьезных проблем, встречающихся в логопедической работе с дошкольниками, является длительный период автоматизации и дифференциации поставленных звуков. В статье мы разберем основные причины трудностей, с котррыми приходится сталкиваться родителям детей с тяжелыми нарушениями речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_konsultatsiya_dlya_roditeley_na_ns_portal.docx | 16.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей по теме «Трудности автоматизации звуков у детей с ТНР».
Очень часто в моей практике у родителей возникает вопрос: «Что делать, если у ребенка поставлен звук, а он его не употребляет в речи?» Действительно, в 80% случаев у детей с тяжелыми нарушениями речи встречается такая ситуация – логопед поставил трудный звук, а в речь он не входит. Многие родители при этом убеждены, что их ребенок лентяй и лодырь. Это не так!!! Любой психолог скажет - ленивых от природы детей не бывает! Судите сами: каждый ребенок в 2-4 года неустанно повторяет фразу «я сам» и сердится, когда ему не разрешают сделать что-либо самостоятельно. Но в чем же тогда дело?
Просто умение ребенка произносить нужный звук (или несколько звуков) ещё не переросло в навык. Я всегда привожу яркий пример. Когда вы учитесь вязать, сначала каждая петля вам даётся с большим трудом и получается криво. Потом вы это делаете намного легче, а с годами даже не глядя. Многие вяжут, параллельно глядя в телевизор. То же самое и с речью. Знание должно перейти в умение, а потом в навык. Это ещё можно сравнить с "избавлением от вредной привычки". На самом деле, автоматизация звука, введение его в речь – это и есть формирование новой правильной привычки, а она формируется не менее 3-х месяцев, а может быть и дольше. Сложно это? Конечно! Ребенок так привык говорить, так проще, и его это устраивает))
Итак, основные причины, почему ребенок не включает звук и как можно помочь своему ребенку?
Недостаток мотивации и непонимание, зачем это надо делать?
Порой дети просто не понимают, зачем необходимо выполнять то или иное действие. У ребенка 5-7 лет «своя» логика. Давайте будем поощрять ребенка за его успехи, это очень важно!
Низкий самоконтроль.
У детей 3-5 лет очень низкий уровень самоконтроля, и здесь ребенку могут помочь взрослые. Давайте будем контролировать речь ребенка, исправляя ошибки в шутливой или игровой форме.
Неуверенность в собственных силах.
В ряде случаев за нежеланием ребенка что-то делать страх поражения и низкая самооценка, особенно у тревожных или гиперчувствительных детей. Когда малыш не уверен в себе, он с трудом берется за что-то новое, заранее настраивая себя на поражение. Он рассуждает так: «зачем вообще что-то делать, если все равно у меня ничего не выйдет». Давайте подбодрим ребенка, похвалим его, вселим в него уверенность в своих силах!
Особенности темперамента.
Иногда ребенку «мешают» ярко выраженные особенности темперамента ребенка. Но ребенку просто нужно время на «раскачку», чтобы взяться за выполнение той или иной задачи.
Физическое состояние.
Оказывают влияние и особенности центральной нервной системы, повышенная истощаемость. Если у ребёнка преобладает сложная структура нарушения, например, стертая форма дизартрии. Также физическая и психологическая усталость перетекает в нежелание действовать. Давайте будем внимательнее относиться к ребенку и не будем перегружать его в жизни.
Состояние фонематического слуха. Часто у детей есть нарушения не физиологического слуха, а фонематического, когда ребёнок не выделяет конкретный звук в потоке речи. В интернете можно найти много упражнений на формирование фонематического слуха.
Желаю вам терпения со своими детьми и у вас все получится!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Особенности автоматизации звуков у детей с разной доминантной модальностью»
Однообразность и монотонность работы по автоматизации изолированного звука, звука в слогах вызывают определённые трудности у детей с ОНР III уровня на фоне стёртой дизартрии. Решение пробле...
Использование игровых методов и приемов на этапе автоматизации звуков у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим нарушением речи
Доклад об использовании игровых методов на логопедических занятиях...
Использование игровых приёмов при автоматизации звуков у детей с ОВЗ
Представлен конспект занятия в подготовительной группе для детей с ОВЗ по автоматизации звука [с] в предложениях с использованием игровых приёмов....
«Игровые упражнения по автоматизации звуков у детей с речевыми нарушениями»
Звуки – основной строительный материал человеческой речи, и только при их чёткой, точной передачи речь может быть понята правильно, а значит – служить средством общения....
Игровые упражнения по автоматизации звуков для детей с нарушениями звуков
Звуки – основной строительный материал человеческой речи, и только при их чёткой, точ...
Методическое пособие по автоматизации звуков у детей с тяжелыми нарушениями речи с применением двигательно-тактильных упражнений. «Двигаемся, играем - звуки закрепляем»
В пособии представлена серия упражнений для автоматизации звуков с движением. При выполнении упражнений в процессе автоматизации звуков развивается мелкая и крупная моторика,координация речи с движени...