«Особенности автоматизации звуков у детей с разной доминантной модальностью»
статья по логопедии по теме
Однообразность и монотонность работы по автоматизации изолированного звука, звука в слогах вызывают определённые трудности у детей с ОНР III уровня на фоне стёртой дизартрии. Решение проблемы можно найти, установив с помощью какого органа чувств – зрения, слуха, осязания – ребёнку предпочтительнее усваивать информации. Определение способа познания у детей имеет огромное практическое значение для родителей и для педагогов. Проводя логопедические занятия с детьми с учётом их доминантного канала восприятия, можно достичь положительного эффекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_avtomatizacii_zvukov_u_detey_s_raznoy_modalnostyu.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Особенности автоматизации звуков у детей с разной доминантной модальностью»
Однообразность и монотонность работы по автоматизации изолированного звука, звука в слогах вызывают определённые трудности у детей с ОНР III уровня на фоне стёртой дизартрии.
Решение проблемы можно найти, обратившись к труду американского психолога Лорен Брэдуэ «Ребёнок от 3 до 7 лет». Она пришла к выводу, что способ познания у конкретного ребёнка, установленный путём выявления органа чувств – зрения, слуха, осязания – посредством которого этому ребёнку предпочтительнее усваивать информации. Об окружающем мире, является врождённой особенностью человека.
Способ познания мира ребёнком в самые первые годы жизни оказывает непосредственное влияние на его дальнейшую способность адаптироваться в обществе, его физическое развитие и успехи в учёбе. Следовательно, определение способа познания у детей имеет огромное практическое значение для родителей и для педагогов.
Для определения способа познания у детей можно обратиться к экспериментальной диагностике ведущей сенсорно-перцептивной модальности Г.А.Ванюхиной.
- Визуальный тип или визуалист:
воспринимает информацию в виде зрительных образов, часто жестикулирует, как бы рисуя в воздухе представляемые образы, любит наблюдать, внимательно наблюдает, часто употребляет слова: посмотри, я видел, любуюсь; голову держит прямо.
- Аудиальный тип или аудиалист:
внимателен к любым звуковым проявлениям; должен не смотреть, чтобы слышать; использует слова: послушай, я слышал, тише; голова склонена набок.
- Кинетико-кинестетический тип или кинетик:
внимателен к ощущениям движений, использует слова: чувствую, взять, схватить, тяжело, легко; вспоминает о событиях при воссоздании определённых положений тела, действий; голова опущена.
- Тактильно-кинестетический тип или осязатель:
ребёнок с развитой тактильной чувствительностью; должен прикоснуться, чтобы понять; использует слова: холодно, тепло, уютно, поближе; старается находиться рядом с познаваемым, опускает глаза.
- Обонятельно-кинестетический тип или одорант:
ребёнок с обострённым чувством обоняния, часто принюхивается, быстро реагирует на смену запаха, тянет к носу новые предметы, использует слова: фу, пахнет; часто морщит нос, чуть вытягивает вперёд шею.
- Вкусо-кинестетический тип или вкусовик:
ребёнок с утончённым вкусом (на физическом и эстетическом плане), аккуратный, несколько брезгливый, пытается лизнуть незнакомый предмет, использует слова: вкусно, огорчился, надоело; часто покусывает губы, может держать во рту палец.
- Эмоциональный тип или эмотивист:
действует в зависимости от симпатий, обидчив, но уступчив во избежание конфликтов; старая деталь другим приятное, легко поддаётся чужому влиянию и сам воздействует на других своим настроением, обладает обострённым чувством любви ко всему окружающему; использует восторженные, экспрессивные, ласковые слова.
- Мыслительный тип или логик:
ориентирован на порядок, закон; любит анализировать, решать задачки, отгадывать загадки; стабилен в своих чувствах, несколько скрытен, индифферентен к чувствам других людей, использует слова: понимаю, знаю, интересно.
- Речевой тип или вербалик:
говорит много и подолгу; ограничены невербальные средства коммуникации, любит рассуждать, спорить, сопровождать речью собственные и чужие действия, использует слова: сказал, не замолчу.
- Смешанный тип и полисенс:
ребёнок с гармонично развитой сенсорно-перцептивной системой.
Учитывая эти данные на подгрупповых и индивидуальных занятиях по автоматизации звуков используют определённые игры.
ВИЗУАЛИСТЫ
для них эффективны игры, основанные на индивидуальной ориентировке.
Для автоматизации изолированного звука.
- Веди глазами по прямой, волнистой или ломаной линии и тяни чистый звук.
- Глядя на ряд букв, назови только ту, в которой живёт заданный звук.
Для автоматизации звука в словах пригодны игры для развития целостного зрительного восприятия, но насыщенные нужным звуком.
- «Незнакомые рисунки», «Наложенное изображение».
- «Найди точечный рисунок на заданный звук, назови его, обведи по контуру».
- «Весёлое путешествие». Проведи путь от одного героя к другому, перемещаясь глазами по ячейкам с картинками только с заданным звуком.
Для автоматизации звука в предложениях и связной речи.
- «Кто чем занимается». Ребёнок по контурным изображениям и опорным картинкам догадывается, чем занимаются дети.
- Составление рассказа по опорным картинкам на заданный звук. Например, белка, волк, лапа, дупло.
ОСЯЗАТЕЛИ
пригодны игры, основанные на тактильной чувствительности.
Для автоматизации изолированного звука.
- Потяни звук, проводя пальцем по дорожкам из солённого теста. Обходя бугорки, звук усиливай – произноси громче.
- Повтори звук, одновременно раздвигая пальцами тугую или слабую резинку.
- Потяни звук, одновременно пропуская между подушечками пальцев шнур, проволоку, ниточку.
Для автоматизации звука в словах.
- «Чудесный мешочек». Определи на ощупь и назови предметы, подобранные на заданный звук. Например, для звука [Ш] – шарик, шуруп, шина от игрушечной машины, матрёшка, шишка, карандаш.
- Определи на ощупь, какая поверхность, и найди наоборот. Например, при автоматизации звука [Р]: гладкая – шершавая, мягкая – твёрдая, сухая – мокрая.
КИНЕТИКИ
им важно ощущать движение во время игры.
Для автоматизации звука в слогах.
- Звуковой парад. Маршируй, повторяя на каждый шаг слог ша-ша-шу.
- Звуковая зарядка. Ша – руки в стороны, шу- руки вперёд, ши – вверх прямые руки, шо – вверх круглые руки, шэ – руки на пояс.
- Проговаривай слоги с движением игрушки (машинки, самолёта, мотоцикла) к буквам.
Для автоматизации звука в словах.
« Весёлый лабиринт». Назови картинки, проводя пальцем по лабиринту.
Для автоматизации звука в связной речи.
- «Расскажи стихи руками».
- Нарисуй картинку на тему. Например, «Огород»: изобрази всё, что видишь на звук [Р] в огороде (помидор, картофель, огурцы, горох, морковь, забор, конура), сопровождая свои действия пояснениями; затем эту картинку можно подарить ребёнку – визуалисту, и с ним тоже закрепить произношение звука (активная невербальная деятельность позволяет направить их энергию в нужное русло).
Проводя логопедические занятия с детьми с учётом их доминантного канала восприятия, можно достичь положительного эффекта. Ребёнок следует природосообразности, поэтому ему легче и интереснее справиться с обучающими и коррекционными задачами занятия. Ребёнок чувствует уверенность в своих силах, быстрее включается в работу, лучше запоминает, удерживает образцы верного звукопроизношения, следовательно, быстрее и качественнее происходит автоматизация поставленных звуков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности автоматизации звуков на уровне текста у дошкольников с дислалией
На этом этапе широко используются принцип сознательности в работе над речью, т.о. развивается самоконтроль. Ребенок должен четко осознавать значение логопедических занятий, добиваться поставленных на ...
Сообщение из опыта работы «Особенности автоматизации звуков у детей с алалией и дизартрией».
Сообщение из опыта работы«Особенности автоматизации звуков у детей с алалией и дизартрией»....
Игровые упражнения по автоматизации звуков для детей с нарушениями звуков
Звуки – основной строительный материал человеческой речи, и только при их чёткой, точ...
Мастер – класс на тему «Система коррекционно – развивающей работы по автоматизации звуков у детей дошкольного возраста с учетом их доминантной модальности».
Мастер – класс на тему «Система коррекционно – развивающей работы по автоматизации звуков у детей дошкольного возраста с учетом ихдоминантной модальности». Анно...
Презентация к мастер-классу «Система коррекционно – развивающей работы по автоматизации звуков у детей дошкольного возраста с учетом их доминантной модальности».
Существуют различные системы восприятия информации (модальности): зрительная (визуальная), слуховая (аудиальная) и двигательная (кинестетическая).Поэтому я предлагаю работу, которая поможет детям дошк...
Презентация "Особенности использования планшетного компьютера в работе учителя-логопеда на этапе автоматизации звуков у детей дошкольного возраста"
Современный мир невозможно представить без компьютеров, планшетов, мобильных телефонов, и других гаджетов. На сегодняшний день компьютер, а с ним и компьютерные игры, достаточно прочно вошли в жизнь с...