Звуки Л, Л’. Правильная артикуляции, Дефекты произношения, постановка звуков.
презентация по логопедии

Стаценко Татьяна Петровна

Звуки Л, Л’. Правильная артикуляции, Дефекты произношения, постановка звуков.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuki_l_i_l.pptx1.7 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

м Подготовила учитель-логопед первой квалификационной категории МДОУ «Детский сад № 67» Стаценко Татьяна Петровна А Л Р Ш звуки Л, Л ’ . Правильная артикуляции, Дефекты произношения, постановка звуков.

Слайд 2

О Л О Правильная артикуляци я звука Л Особенности артикуляции: Губы ориентированы на следующий за «л» гласный. Кончик языка слегка поднят и смыкается с верхними резцами. Корень языка в положении гласного «ы» (приподнят) и отодвинут назад, средняя часть опущена и принимает ложкообразную форму. Края языка не примыкают к коренным зубам, оставляя проход для воздуха. Мягкое нёбо поднято. Голосовые связки сомкнуты и вибрируют. Характеристика: звук «л» – твёрдый звонкий согласный. Обозначение буквы цветом: буква окрашена синим цветом

Слайд 3

Правильная артикуляция звука Л

Слайд 4

О Л О Правильная артикуляци я звука Л ’ Особенности артикуляции: При мягком «л ’ » задняя часть языка опущена, а лопатообразный кончик и передняя часть спинки языка касаются значительно большей своей площадью верхних зубов и альвеол. Характеристика: звук «л ’ » – мягкий звонкий согласный Обозначение буквы цветом: буква окрашена зелёным цветом

Слайд 5

Правильная артикуляция звука Л ’

Слайд 6

Дефекты артикуляции звуков Л и Л ’ Недостатки артикуляции звука «л» (твердого и мягкого) называются ламбдацизмом * Различают две основные группы неправильного артикулирования этих звуков: -ламбдацизм -параламбдацизм *Греческая буква Л имеет название ламбда

Слайд 7

Ламбдацизм и параламбдацизм К ламбдацизму относятся Полусмягченное «л», передняя часть языка приподнята, корень опущен. Полное отсутствие звука «л» твердого ( ампа - лампа, обака – облака). Межзубное произношение – кончик языка высовывается между зубами. Губно-губное – отсутствие смычки языка с зубами. Носовое – мягкое нёбо опущено, корень языка поднимается до мягкого нёба, воздух уходит в нос, слышится гнусавый звук. К параламбдацизму относятся все замещения твердого и мягкого звука « л» другими звуками: в, у, р, д, ы.

Слайд 8

Существует всего 3 причины, по которым ребенок может не научиться сразу правильно произносить «л». Среди них: в процессе разговора «л» не воспринимается ребенком фонематически ; анатомически короткая подъязычная связка; слабость мышечных тканей языка. Иногда также к причинам относят возраст малыша – если ребенок очень маленький (2-3 года), его ошибки в произношении «л» можно считать нормой, так как звук формируется позднее – к 4-6 годам. В чем причины неправильного произношения Л

Слайд 9

Положение органов артикуляционного аппарата при правильном произнесении звука Л При произношении звука «л» губы принимают положение последующего гласного. Расстояние между верхними и нижними резцами 2—4 мм. Кончик языка поднят и прижат к основанию верхних резцов (но может занимать и более нижнее положение). Между боковыми краями языка и коренными зубами остается щель для прохода воздушной струи. Корневая часть языка поднята и оттягивается назад, посередине образуется ложкообразная вдавленность . Постановка звука Л

Слайд 10

Создание слухового образа звука Игровые приемы Послушай , как звучит сирена пожарной машины. Милицейская машина подает такой сигнал. Произносится многократно звук «л» . Формирование зрительного образа звука «л» Показ артикуляции звука. Показ артикуляционного профиля. Уточнение положения губ, зубов и языка. Описание положения органов артикуляции. Формирование ощущения положения органов артикуляции

Слайд 11

Формирование кинестетического образа звука Предложить ребенку поднести ладонь ко рту логопеда и ощутить теплую воздушную струю сбоку рта. Показ положения органов артикуляции с помощью пальцев рук. Пальцы правой руки плотно сжать и придать им форму «ковшика» — это наш язычок. Слегка согнуть пальцы левой руки (это как будто наш ротик), затем прикоснуться пальцами правой руки (это как будто наш язычок) к месту соединения пальцев с правой ладонью. Обратить внимание на зазор между ладонями. Эти щелочки с обеих сторон нужны для выхода воздушной струи. Использование игрушек (обезьянка или какая-либо другая). Посмотри, как обезьянка поднимает язычок за верхние зубы.

Слайд 12

Постановка звука [л] по М.Е. Хватцеву (1959) Широко открыть рот. Установить суженный кончик языка («жало») к шейкам верхних зубов, тянуть звук «а» громко и нараспев. Одновременно на фоне «а» поднимается и опускается кончик языка, касаясь верхних резцов, а затем верхней десны по несколько раз на один выдох . 1 . Тянуть звук «а» и в это время выдвигать язык между зубами, а затем прикусить его посередине. 2 . При смягчении звука «л » дать возможность почувствовать напряжение в области плечевого пояса и шеи. Для этого нужно нагнуть голову вперед и в этом положении тянуть звук «л» на возможно низком тоне. Постановка звука [л] по О.В. Правдиной (1973)

Слайд 13

Постановка звука [л] по Р.Е. Левиной (1965) 1 . Зажать кончик языка между зубами и, не меняя положения языка, протяжно произнести звук «а» или «ы». Логопед артикулирует перед зеркалом без голоса. При этом положении речевых органов может получиться протяжный звук «л» . 2 . То же упражнение полезно проделать сначала шепотом с усиленным выдохом, обращая внимание на струю воздуха, выходящую по бокам рта. В случае затруднения предложить ребенку зажать зубами широко просунутый между ними язык и выдыхать воздух таким образом, чтобы раздувались щеки. Добившись цели, следует включить голос. Сначала слышится звук «л» с примесью шума, который в ходе дальнейшей работы постепенно исчезает. 3 . Полученная правильная артикуляция звука «л» закрепляется в слогах с гласным «а», сначала в закрытом слоге ( ал ) , затем между гласными ( алла ) и, наконец, в открытом слоге ( ла ) . Далее включаются слоги с гласными «ы», «о», «у» ( алы, ало, алу , лы , ло , лу и т. д.). 4 . В случае затруднения в образовании боковых щелей следует использовать зонд или круглую пластмассовую палочку, которые укладываются поперек языка. Ребенку предлагается поднять кончик языка к верхним зубам и произносить звук «ы». Таким образом может получиться протяжный звук «л» . При этом выдыхаемый воздух устремляется в проходы между боковыми краями языка и верхними коренными зубами, образуемые с помощью зонда или палочки.

Слайд 14

Постановка звука Л по А.И. Богомоловой (1979) Губы округлить (придать овальную форму). Зубы разомкнуть на расстоянии 1,5 пальцев. Язык установить в положении «чашечки», не меняя положения, ввести его в рот и загнутым кончиком прикоснуться к альвеолам . Образец произнесения показывает логопед. Ребенку предлагается слегка раскрыть рот и произнести сочетание ыа . При этом « ыа » произносится кратко с напряжением органов артикуляции. После того как ребенок усвоит нужное произнесение, логопед просит произнести это сочетание, но при зажатом между зубами языке. В этот момент слышится сочетание ла. При выполнении задания следить за тем, чтобы кончик языка оставался между зубами. Следует привлечь слуховое внимание к тому звуку, который получился в момент его постановки. Постановка звука Л по Л.С. Волковой (1989)

Слайд 15

Постановка звука Л по А.Д. Филипповой, Н.Д . Шуравиной (1967) 1 . Ребенку предлагается просунуть кончик языка между зубами, слегка прикусив его. Затем протяжно произнести гласные звуки «у» или «ы». В результате получается звук, близкий к правильному звучанию звука «л». Затем к этому звуку присоединятся гласные: л-а, л-ы и т. д. Межзубное положение языка можно сохранить на первом этапе при произнесении слогов и слов. Когда звук «л » будет слышаться отчетливо, кончик языка перевести за верхние зубы. 2 . При мягком произношении звука « л » можно использовать следующий прием: поставить большой палец между подбородком и гортанью (в подбородочную ямочку), произвести легкий нажим и произнести звук «л ». 3 . Соединить пальцы в замок и надавливать ими на подбородок. 4 . Если «л» произносится с участием губ, то движение губ следует задерживать пальцами.

Слайд 16

Постановка звука Л по подражанию Если ребенок никак не произносит звук, поставить его будет проще, потому что при замене правильного звука неправильным формируется привычка, а ее исправить может быть гораздо сложнее. Научить говорить твердый и мягкий «л» можно посредством подражания правильному звуку. При этом нужно показать ребенку, как правильно располагать артикуляционные органы, чтобы получилось произнести «л». Делают это перед зеркалом – логопед или родитель садится к нему с ребенком и на своем примере показывает правильное расположение губ и языка при произношении «л».

Слайд 17

Постановка звука Л по подражанию Такая постановка звука «л» от демонстрации своего примера эффективна, но дети, ввиду своего малого возраста, не всегда могут его понять и повторить. Тогда можно подобрать более простые задания – например, рассказывать ребенку сказки, тренирующие необходимые звуки (в них обычно нужно протягивать эти звуки, например, если сказка про пароходы, можно имитировать издаваемые ими звуки « ллл »). Ребенок может не сразу научиться правильно произносить «Л», но после нескольких тренировок нужный звук должен получиться. Для звука «л» артикуляционная гимнастика проводится как посредством упражнений для языка, так и с помощью произношения слогов и слов. Когда удастся натренировать «л», можно попытаться сочетать его с гласными и проговаривать уже слоги – ло , ла , лэ и другие. Если с такими сочетаниями у малыша возникли трудности, можно начать с обратных – ол , ал , ул .

Слайд 18

Постановка звуков Л ’ Мягкий звук Л ’ ставится легко, если ребёнок имеет возможность поднять передний край языка к верхним альвеолам. Достаточно перед зеркалом предложить ему широко раскрыть рот, поднять язык вверх и потанцевать язычком «на бугорках» за верхними зубами, напевая песенку ля-ля-ля.

Слайд 19

Эффективные упражнения при любых типах ламбдацизма. Существует артикуляционная гимнастика, которая помогает поставить «Л» и облегчает процесс постановки звука впоследствии. В целом упражнения помогают повысить подвижность губ и языка: «Гамак» — в передние резцы верхнего ряда упирается кончик языка. Он должен быть прогнут вниз так, чтобы по форме напоминать провисший вниз гамак. Каких-либо движений здесь выполнять не нужно — достаточно просто удерживать язык в таком положении некоторое время. Лучше делать упражнение на счёт. «Вкусно» — язык нужно сделать широким, после чего облизывать им верхнюю губу сверху вниз. Важно, чтобы язык работал самостоятельно – нижняя губа не должна двигаться вверх, перемещая таким образом и язык. Так делать упражнение легче, но это неправильно. «Индюк» — положение языка, как и выполняемые движение, совпадают с упражнением «Вкусно». При этом нужно значительно ускорить темп движений и добавить к этому произношение звука « бл-бл-бл » или похожих.

Слайд 20

Эффективные упражнения при любых типах ламбдацизма. «Лошадка» (помогает, если сложно удерживать язык на весу, уперев его в передние зубы): язык нужно сделать широким, а затем пощелкать им по небу вблизи верхних передних зубов. Нижняя челюсть при этом никак не должна двигаться, а рот следует немного приоткрыть. «Качели» — в широкой улыбке нужно приоткрыть рот. Упражнение выполняется по счету – на «раз» нужно упереть кончик языка в верхние зубы с внутренней стороны, на «два» — в нижние. Упражнение выполняется попеременно. «Грибок» (помогает зафиксировать язык на нёбе, то есть в положении сверху): поверхность языка сверху нужно упереть в нёбо так, чтобы ощущалось натяжение языковой уздечки. Движения выполнять не нужно . До начала тренировки непосредственно «Л», эти упражнения нужно выполнять не менее 14 дней (иногда подобную тренировку продолжают и в течение целого месяца). После этого можно начать делать логопедические упражнения на звук, который необходим.

Слайд 21

Л С А М СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Нарушение произношения отдельных звуков у детей и роль родителей в овладении звуком»

Своей статьёй я хочу привлечь внимание родителей к нарушению произношения отдельнызх звуков (НПОЗ). Дать разяснение к часто встречающимся  вопросам или даже возмущениям родителей, такие как &laqu...

«Постановка звуков и автоматизация правильного звукопроизношения»

Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение со взрослыми и сверстниками, понятно выражает свои мысли и желания. Речь с дефектами произношения, наоборот, затрудняет взаимоотношения с людьм...

Дефекты произношения звуков Г, К. Х. Приемы постановки звуков и коррекции.

Приемы постановки звуков и коррекции звуков раннего онтогенеза К, Г, Х....

Конспект занятия НОД по развитию речи в старшей группе "Звуковая культура речи. Дифференциация звуков (с, (ш) различие на слух и отчётливое произношение сходных по артикуляции и звучанию согласных звуков"

Закреплять правильное произношение звуков (с, (ш); учить дифференцировать звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, определять место звука в слове; упражнять в прои...

Особенности коррекционной работы при постановке заднеязычных звуков. Артикуляционная и дыхательная гимнастика для правильного произношения заднеязычных звуков.

Артикуляционная гимнастика для правильного произношения заднеязычных звуков.«Накажем непослушный язычок». Кладём язык на нижнюю губу и шлёпаем его губами, произнося звукосочетания «п...

Презентация *Постановка звука К, Кь, Г, Гь, Х, Хь. Правильная артикуляция, деффекты артикуляции звуков, постановка звука*.

Презентация *Постановка звука К, Кь, Г, Гь, Х, Хь. Правильная артикуляция, деффекты артикуляции звуков, постановка звука*....