«Игры с детьми в домашних условиях –как основа и база развития речевой и умственной деятельности ребенка»
консультация по логопедии
«Игры с детьми в домашних условиях –как основа и база развития речевой и умственной деятельности ребенка»
Когда педагоги ставят перед собой задачу объяснить родителям о раннем речевом развитии или о развитии ребенка в целом (относительно возраста и сенсорного опыта, внимания, памяти), необходимо донести мысль, что одним из основных средств, формирующих личность любого ребенка, и источником получения минимальных знаний и социального опыта в первую очередь является предметно-пространственная среда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoki_vystuplenie_may_21.docx | 23.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема : «Игры с детьми в домашних условиях –как основа и база развития речевой и умственной деятельности ребенка»
Когда педагоги ставят перед собой задачу объяснить родителям о раннем речевом развитии или о развитии ребенка в целом (относительно возраста и сенсорного опыта, внимания, памяти), необходимо донести мысль, что одним из основных средств, формирующих личность любого ребенка, и источником получения минимальных знаний и социального опыта в первую очередь является предметно-пространственная среда.
Так как именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребенка с взрослыми и детьми, первоначальные умения играть и выполнять словесные инструкции взрослого.
В зависимости от характера одни недостатки в развитии речи и высших психических функциях могут преодолеваться полностью, другие - лишь корригироваться, а некоторые - компенсироваться. Таким образом, важно при формировании предметно-пространственной среды учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, создавая пространство детско-взрослого взаимодействия с учетом ведущей деятельности ребенка.
При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, конкретность и поверхностность мышления, несформированность всех операций речевой деятельности, нарушение словесной регуляции поведения, незрелость эмоционально-волевой сферы, несформированность произвольности и целенаправленности всех видов деятельности, низкая работоспособность.
Поэтому предметная среда у детей 2-4 лет должна быть по максимуму простая, но эффективная. Сегодня мы рассмотрим лишь некоторые варианты того, как можно организовать с самыми простыми предметами развивающие игры.
Комплексное воздействие на ребёнка можно оказать и самыми простыми коррекционно-развивающими видами деятельности (то есть игра и игровые упражнения). И направленно это будет прежде всего на сенсорно-моторное развитие, на развитие фонематического восприятия, развитие воздушной струи и силы выдоха.
Так как ребенок познает окружающий мир при помощи своих чувств: слуха, зрения, обоняния, тактильной составляющей. В зависимости от этого он формирует понятие о форме, цвете и других особенностях окружающих его предметов, развивает речь, которой уделяется огромное внимание, а именно, активизации речевых зон коры головного мозга, развитию координации движений и мелкой моторики, произвольности поведения.
Варианты игр в домашних условиях
1.Игры с водой –на формирование воздушной струи.
(пластиковый контейнер наполняется водой, которую можно окрасить краской. Пускаем кораблики из бумаги, губки. Купаем мелкие игрушки, камешки, массажные мелкие мячики, шарики и т.п.
Словарная работа-(плывет, тонет, дуй, мой, лови, мокрый и п.т…..)
2.Игры с бумажными стаканчиками, перчатками, коктейльной трубочкой -развиваем силу воздушной струи. Сюда отнесем логопедическую игрушку «Парящий шарик» -тренажер для дыхания.
3.Рисование красками-(выдувание рисунка)- ребенку делается любая заготовка и капаются капли краски пипеткой –ребенок дует и получаются разные картинки, сюжеты.
4.«Задувание свечей»- следить и учиться делать это не надувая щек.
5.Игры на первоначальное развитие лексики –грамматики «Чего не хватает»-рисуются заготовки животных, цветов, посуды и т.д. Ребенок дорисовывает, называет чего не хватает, закрепляется предметный словарь
(части тела животных, человека, части предметов, знание цветов, согласование существительных с числительными: две лапы, два уха…и т.п).
6.«Капсулы-шумелки»-прозрачные и непрозрачные капсулы из под киндер сюрпризов наполнять различными крупами, семечками. Ребенок слушает как шумит капсула прозрачная и находит аналогичную по шуму непрозрачную. После открывается и называется наполнитель.
Словарная работа- (шумит, пустая, полная, тихо, громко…..)
7.Игры с фигурками животных-разложить на больших и маленьких, домашних и диких, назвать кто как кричит и т.п.
Словарная работа –(мычит, му, ав, лает, кукурекает, ку-ку-ре-ку, бегает, большой, маленький, хвост, уши, лапы, называние детенышей и т.д)
8.Игры с мягкими помпонами (плюшевыми шариками) –выкладывание в форме для заморозки льда, других ёмкостях мягких помпонов по образцу взрослого. Расширение заданий и активизация словаря: назови цвет, какой маленький, где большой, каких больше синих или красных, посчитай сколько?...
9.Выполнение инструкции взрослого по рисунку с реальными предметами:
положить в стакан точно такие фигурки, помпоны как на рисунке. Ребенок слушает инструкцию, смотрит на рисунок и выполняет.
10.«Игры с крупами»-на развитие мелкой моторики, и оказывающие успокаивающий эффект на ребёнка.
-засыпать животных –доставать называть и произносить кто как голос подает?
-насыпанные в емкости ложкой разные наполнители
-сравнение емкостей- пустая-полная; тихо-громко.
-рисование крупами и клеем.
11. Разрезные картинки-на 2, 3, 4 части, по диагонали и т.п.
12. Сенсорная коробка —это ёмкость (тазик, кастрюля, контейнер, миска, деревянный ящик) с наполнителем: пшеница, гречка, овсяные хлопья, пшено, манка, рис
(обычный и окрашенный пищевыми красителями), горох, фасоль, чечевица, соль (крупная и мелкая), макароны мука или кукурузный крахмал, кукурузные хлопья, орехи, снег, лед, шишки, желуди, нитки, бумажные салфетки (порванные на кусочки, целые или скомканные в маленькие шарики), песок (сухой и мокрый), лоскуты ткани, трава, листья и другие природные материалы, галька и всякие мелкие камушки, предназначенная для игры.
- Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка.
- Малыши быстро находят себе дело, связанное с этой игрушкой.
- Вместе с малышом благодаря сенсорной коробке вы можете изучать цвета, формы, другие свойства предметов.
- В игре с сенсорной коробкой развиваются тактильные ощущения, фантазия, внимание, усидчивость, мелкая моторика, ловкость, координация движений.
- Таким образом, данную игрушку можно назвать универсальной и необходимой в любом доме, где есть дети. А ещё вы можете обыграть любую прочитанную книгу со своим ребенком.
- Коробки можно делать тематическими. В игре ребёнок узнаёт новые слова и понятия, расширяется словарный запас.
Тем множество: океан, пустыня, джунгли, космос, любой страна, доисторическое время.
-Играть можно с детьми от 6 мес до 3 лет и далее по интересам.
Таким образом, формирование необходимых знаний об окружающей среде и о мире в целом, приобретение практических навыков имеет очень важное место в социализации ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Дистанционное обучение в домашних условиях на базе персонального сайта воспитателя»
мастер-класс для родителей...
Консультация для родителей «Аппликация с детьми домашних условиях»
Как это все использовать и что можно сделать? Да очень многое! Дайте волю своей фантазии, и у вас появится огромное множество идей для аппликаций.Вот один из примеров: пластиковые крышки - станут коле...
Консультация для родителей «Рекомендации к организации развивающего пространства в домашних условиях, для успешного развития ребенка младенческого и раннего возраста».
Консультация для родителей.Тема: «Рекомендации к организации развивающего пространства в домашних условиях, для успешного развития ребенка младенческого и раннего возраста».Цель: Познакоми...
«Дистанционное обучение в домашних условиях на базе персонального сайта воспитателя»
В современном мире развитие коммуникационных и информационных технологий идет очень быстрыми темпами. Обучение и образование современных детей и родителей тесно переплетается с компьютерными технологи...
Создание условий в ДОУ для развития самостоятельной творческой деятельности ребенка-дошкольника средствами игровой деятельности
Данный материал может быть использован педагогом в работе с родителями....
Консультация для родителей «Аппликация с детьми домашних условиях».
Аппликация — вырезание и наклеивание (нашивание) фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани, кожи, растительных и прочих материалов на материал-основу (фон). ...
Консультация для родителей «Аппликация с детьми домашних условиях»
Аппликация — вырезание и наклеивание (нашивание) фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани, кожи, растительных и прочих материалов на материал-основу (фон). Как правило, материа...