«Игры с детьми в домашних условиях –как основа и база развития речевой и умственной деятельности ребенка»
консультация по логопедии

 «Игры с детьми  в домашних условиях –как  основа  и база развития речевой  и умственной деятельности ребенка»

Когда педагоги ставят перед собой задачу объяснить   родителям о  раннем  речевом развитии или о развитии ребенка в целом (относительно возраста и сенсорного опыта, внимания, памяти), необходимо донести  мысль, что одним из основных средств, формирующих личность любого ребенка,  и источником получения  минимальных знаний и социального опыта в первую очередь является предметно-пространственная среда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoki_vystuplenie_may_21.docx23.44 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : «Игры с детьми  в домашних условиях –как  основа  и база развития речевой  и умственной деятельности ребенка»

Когда педагоги ставят перед собой задачу объяснить   родителям о  раннем  речевом развитии или о развитии ребенка в целом (относительно возраста и сенсорного опыта, внимания, памяти), необходимо донести  мысль, что одним из основных средств, формирующих личность любого ребенка,  и источником получения  минимальных знаний и социального опыта в первую очередь является предметно-пространственная среда.

Так как именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребенка с взрослыми и детьми, первоначальные умения играть и выполнять словесные инструкции взрослого.

В зависимости от характера одни недостатки в развитии речи и высших психических функциях могут преодолеваться полностью, другие - лишь корригироваться, а некоторые - компенсироваться. Таким образом, важно при формировании предметно-пространственной среды учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, создавая пространство детско-взрослого взаимодействия с учетом ведущей деятельности ребенка.

        При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, конкретность и поверхностность мышления, несформированность всех операций речевой деятельности, нарушение словесной регуляции поведения, незрелость эмоционально-волевой сферы, несформированность произвольности и целенаправленности всех видов деятельности, низкая работоспособность.

Поэтому  предметная среда у детей 2-4 лет должна быть по максимуму простая, но эффективная. Сегодня мы рассмотрим лишь некоторые варианты того, как можно организовать с самыми простыми предметами развивающие игры.

Комплексное воздействие на ребёнка можно оказать и самыми простыми  коррекционно-развивающими видами  деятельности (то есть игра и игровые упражнения). И направленно это будет прежде всего на сенсорно-моторное развитие, на развитие фонематического восприятия, развитие воздушной струи и силы выдоха.

 Так как ребенок познает окружающий мир при помощи своих чувств: слуха, зрения, обоняния, тактильной составляющей. В зависимости от этого он формирует понятие о форме, цвете и других особенностях окружающих его предметов, развивает речь, которой уделяется огромное внимание, а именно, активизации речевых зон коры головного мозга, развитию координации движений и мелкой моторики, произвольности поведения.

 

Варианты игр в домашних условиях

1.Игры с водой –на формирование воздушной струи.

(пластиковый контейнер наполняется водой, которую можно окрасить краской. Пускаем кораблики из бумаги, губки. Купаем мелкие игрушки, камешки, массажные мелкие мячики, шарики  и т.п.

Словарная работа-(плывет, тонет, дуй, мой, лови,  мокрый  и п.т…..)

2.Игры с бумажными стаканчиками, перчатками, коктейльной трубочкой -развиваем силу воздушной струи. Сюда отнесем логопедическую игрушку «Парящий шарик» -тренажер для дыхания.

3.Рисование красками-(выдувание рисунка)- ребенку делается любая заготовка и капаются капли краски пипеткой  –ребенок дует и получаются разные картинки, сюжеты.

4.«Задувание свечей»- следить и учиться делать это не надувая щек.

5.Игры на первоначальное развитие лексики –грамматики «Чего не хватает»-рисуются заготовки животных, цветов, посуды и т.д. Ребенок дорисовывает, называет чего не хватает, закрепляется  предметный словарь

 (части тела животных, человека, части предметов, знание цветов, согласование существительных с числительными: две лапы, два уха…и т.п).

6.«Капсулы-шумелки»-прозрачные и непрозрачные капсулы из под киндер сюрпризов наполнять различными крупами, семечками. Ребенок слушает как шумит капсула прозрачная и находит аналогичную по шуму непрозрачную. После открывается и называется наполнитель.

Словарная работа- (шумит, пустая, полная, тихо, громко…..)

7.Игры с фигурками животных-разложить на больших и маленьких, домашних и диких, назвать кто как кричит  и т.п.

Словарная работа –(мычит, му, ав, лает, кукурекает, ку-ку-ре-ку, бегает, большой, маленький, хвост, уши, лапы, называние детенышей и т.д)

8.Игры с мягкими помпонами (плюшевыми шариками) –выкладывание в форме для заморозки льда, других ёмкостях  мягких помпонов по образцу взрослого. Расширение заданий и активизация словаря: назови цвет, какой маленький, где большой, каких больше синих или красных, посчитай сколько?...

9.Выполнение инструкции взрослого по рисунку с реальными предметами:

положить в стакан точно такие фигурки, помпоны как на рисунке. Ребенок слушает инструкцию, смотрит на рисунок и выполняет.

10.«Игры с крупами»-на развитие мелкой моторики, и оказывающие успокаивающий эффект на ребёнка.

-засыпать животных –доставать называть и произносить кто  как голос подает?

-насыпанные  в  емкости ложкой разные наполнители

-сравнение емкостей- пустая-полная; тихо-громко.

-рисование крупами и клеем.

  11. Разрезные картинки-на 2, 3, 4  части, по диагонали  и т.п.

  12. Сенсорная коробка —это ёмкость (тазик, кастрюля, контейнер, миска,  деревянный ящик) с наполнителем: пшеница, гречка, овсяные хлопья, пшено, манка, рис
(обычный и окрашенный пищевыми красителями), горох, фасоль, чечевица, соль (крупная и мелкая), макароны мука или кукурузный крахмал, кукурузные хлопья, орехи, снег, лед, шишки, желуди, нитки, бумажные салфетки (порванные на кусочки, целые или скомканные в маленькие шарики), песок (сухой и мокрый), лоскуты ткани, трава, листья и другие природные материалы, галька и всякие мелкие камушки, предназначенная для игры.

  • Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка. 
  • Малыши быстро находят себе дело, связанное с этой игрушкой.
  • Вместе с малышом благодаря сенсорной коробке вы можете изучать цвета, формы, другие свойства предметов.
  • В игре с сенсорной коробкой развиваются тактильные ощущения, фантазия, внимание, усидчивость, мелкая моторика, ловкость, координация движений.
  • Таким образом, данную игрушку можно назвать универсальной и необходимой в любом доме, где есть дети. А ещё вы можете обыграть любую прочитанную книгу со своим ребенком.
  • Коробки  можно делать тематическими. В игре ребёнок узнаёт новые слова и понятия, расширяется словарный  запас.  

Тем  множество: океан, пустыня, джунгли, космос, любой страна, доисторическое время.
-Играть можно с детьми от 6 мес до 3 лет и далее по интересам.

   Таким образом,  формирование необходимых знаний об окружающей среде и о мире в целом, приобретение практических навыков имеет очень важное место в социализации ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Аппликация с детьми домашних условиях»

Как это все использовать и что можно сделать? Да очень многое! Дайте волю своей фантазии, и у вас появится огромное множество идей для аппликаций.Вот один из примеров: пластиковые крышки - станут коле...

Консультация для родителей «Рекомендации к организации развивающего пространства в домашних условиях, для успешного развития ребенка младенческого и раннего возраста».

Консультация для родителей.Тема: «Рекомендации к организации развивающего пространства в домашних условиях, для успешного развития ребенка младенческого и раннего возраста».Цель: Познакоми...

«Дистанционное обучение в домашних условиях на базе персонального сайта воспитателя»

В современном мире развитие коммуникационных и информационных технологий идет очень быстрыми темпами. Обучение и образование современных детей и родителей тесно переплетается с компьютерными технологи...

Консультация для родителей «Аппликация с детьми домашних условиях».

Аппликация — вырезание и наклеивание (нашивание) фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани, кожи, растительных и прочих материалов на материал-основу (фон). ...

Консультация для родителей «Аппликация с детьми домашних условиях»

Аппликация — вырезание и наклеивание (нашивание) фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани, кожи, растительных и прочих материалов на материал-основу (фон). Как правило, материа...