«Звук Т. Буква Т»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Цель: Знакомство со звуком [Т] и буквой Т
Задачи:
1. Закреплять умение преобразовывать существительные множественного числа в существительные единственного числа.
2. Закреплять умение звуко – слоговому анализу слов.
3. Развивать фонематическое восприятие
4. Формировать представление о зрительном образе звука Т.
Оборудование: мешочек с надписью «Звуки», картинки (трактор, телевизор, тыква, тарелка, торт); зерна, полоски бумаги (2 большие и 2 маленькие); штриховка, задание в тетрадях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
звук и буква Т | 35.29 КБ |
Предварительный просмотр:
«Звуки Т. Буква Тт»К занятия по формированию фонетической стороны речи и обучению грамоте
Цель: Знакомство со звуком [Т] и его буквенным образом.
Задачи:
1. Закреплять умение преобразовывать существительные множественного числа в существительные единственного числа.
2. Закреплять умение звуко – слоговому анализу слов.
3. Развивать фонематическое восприятие
4. Формировать представление о зрительном образе звука Т.
Оборудование: мешочек с надписью «Звуки», картинки (трактор, телевизор, тыква, тарелка, торт); зерна, полоски бумаги (2 большие и 2 маленькие); штриховка, задание в тетрадях.
Ход занятия:
1. Орг. момент. Здравствуйте, ребята. Как ваше настроение?Чтобы бодрее работалось, давайте активизируем глазки, ушки, ручки,ножки. А для этого повторяем со мной:
Доброе утро, глазки. Глазки, вы проснулись?
Доброе утро, ушки. Ушки, вы проснулись?
Доброе утро, ручки. Ручки, вы проснулись?
Доброе утро, ножки. Ножки, вы проснулись?
Доброе утро, Солнце. Солнце, я проснулся.
2. У меня в руках волшебный мешочек, на нем написано – звуки, так, открывайте скорей, так хочется увидеть звук, с которыми мы будем сегодня знакомиться.
- Ой, нет ничего? Как нет? Может, вы плохо посмотрели? А знаете, почему нет? Я вам говорила, вспомнили? Почему мы не можем увидеть звуки? (Потому что звуки мы слышим и говорим).
- Хотите узнать, с каким звуком мы будем знакомиться сегодня? Я вам покажу картинки, на которых изображены предметы. И название этих предметов будут начинаться с этого звука. (картинки начинающиеся со звуков Т),
- Вы догадались, ребята, с какими звуками мы будем играть?
3. Загадка
А теперь отгадайте загадку
По небесам оравою, бегут мешки дырявые.
И бывает иногда из мешков бежит вода.
Спрячемся получше, от дырявой… ТУЧИ
( Подсказка : отгадка у нас будет начинаться со звука Т)
4. ЗВУК И БУКВА Т.
Теперь подойдите к нашей азбуке.
Давайте вместе произнесем наш уже знакомый звук Т.
ТТТТ….
Т согласный, т. к. его нельзя петь, так как у воздуха есть преграда – язычок и небо, язычок вверху, за верхними зубами; глухой, т. к. горлышко не дрожит, глухо всё в горлышке, голос не работает; твердый – говорим строго серьезно., обозначаем синей полосочкой.
Но иногда Т бывает и мягким. При разборе слов мы будем обозначать полосочкой синего цвета.
Ть – согласный, глухой, мягкий, обозначаем синим полукругом.
Каким цветом написан звук Т. Почему? (согласный).Какие звуки у нас синего цвета? А Красным цветом, какие звуки обозначены? Помните, мы с вами выстраиваем цепочки, при разборе слов. И синим цветом тоже обозначали…а красным? Молодцы.
Садитесь.
5. Игра «Прошагаем слова»
- А как мне узнать, сколько слогов в слове? Как мы считаем слоги? (Проговорить слово, сосчитать слоги) Правильно! Давайте поставим руку и узнаем, сколько слогов в слове!
(Тапки, мята, тахта, Толя, мотоцикл)и наверное заметили, что в каждом слове есть звук Т.
6. Звуковой анализ слогов, слов. Составление схем.
Звуко-слоговой анализ : “ат”, “ут”, “ит”, «от», «ту», «ти»
ТОП ТИП
7. «Доскажи словечко» игра с мячом:
Теперь давайте встанем, я буду бросать мяч, и говорить начало слова, а вы закончите это слово слогом ТА или ТЯ:
лопа, Ви, Нас, конфе, моне, Ка, Ми, газе, пала, Кос,воро, котле, Ники, сви… .
8. Физкульминутка. Давайте немного отдохнем. Встаем удобно, чтоб друг другу не мешать! Повторяйте за мной и делайте то, что говорится.
Мы устали чуточку,
Отдохнем минуточку,
Поворот, наклон, прыжок,
Улыбнись, давай, дружок,
Прямо спину ты держи,
На соседа посмотри,
Руки вверх и сразу вниз
Играть дальше становись!
9. Знакомство с буквами Тт
Ребята, с какими звуками мы сегодня работаем? (Т).
А если быстро произносить, то на что похоже? Во что любят мальчики играть? На что похоже частое повторение этого звука? Молодцы.
Звуки мы слышим и говорим, а буквы пишем и видим.
Т на крыше очутилась
И в антенну превратилась.
На что похожа буква Т?
• Сделайте с помощью ваших пальчиков букву Т.
• Давайте нарисуем букву Т в воздухе.
• Выложим звук Т и превратим его в букву (из полосочек бумаги)
10. Штриховка.
Возьмите карандаши, у вас есть звук Т на листике. Обведите его по точкам. А потом заштрихуйте в середине, но старайтесь, чтобы не выходить за контуры
11. Работа в тетрадях.
Откройте тетради. У вас есть задание. Мы с вами будем писать букву Т.
10. Развитие фонематического восприятия:
а) слови звук, хлопни, когда услышишь “т” из звукового ряда;
б) повторить цепочку: ат-ат-та, та-та-ат, от-ат-ти и т. д. в) повторить только слова со звуком “т” :
Таня, Паня, баня
Галя, Толя, Коля
Алочка, Галочка, Петечка
ушки, пушки, петушки
ситро, ведро, пальто
мотоцикл, трактор, тарелка
Ваня, Таня, Тома,
Ваня, Таня, Тома, Рома, Коля.
11. Изменение слов и договаривание предложений:
Я буду называть вам предложения и слова во множественном числе, а вы будете переставлять слова так, чтобы получилось единственное число.
(Изменять существительные из множественного числа в единственное число) :
банты – бант,
бинты – бинт,
букеты –букет,
винты – винт,
листы –лист,
билеты – билет,
кусты – куст,
болты – болт,
жакеты – жакет,
мосты – мост,
торты – торт,
халаты – халат,
посты – пост,
зонты – зонт,
аисты – аист.
На столе стоят торты. Мама купила вкусный…
В магазине продают тапки. Папа потерял один …
В шкафу много тарелок. На столе стоит белая …
В банках разные компоты. Таня пьёт вишнёвый…
На клумбе растет много цветов. В вазе стоит один …
На крылечке сидят коты. В дом вошел один …
12. Итог занятия
Вот наш волшебный мешочек. А в нем вам маленький сюрприз.
Но для этого надо произнести: Птка, птко, птку, птки,птке
(А знаете, как называются эти конфеты? Трюфели. И первый звук - Т).
Тема: Звуки Т – ТЬ, буква Т.
Коррекционно-образовательная:
1. Научить детей правильно произносить звуки Т – ТЬ, дифференцировать их на слух и в произношении, познакомить детей с глухими согласными звуками.
Коррекционно-развивающие:
2. Учить анализировать и сравнивать слова Том, Тим.
3. Продолжать учить детей определять место звука в слове.
4. Закреплять умение составлять слоговую схему слов и схему предложения.
Коррекционно-воспитательная:
5. Учить детей внимательно вслушиваться в речь взрослого.
Оборудование: предметные картинки, цветные карточки для анализа слов и предложений (демонстрационные и индивидуальные, зеркала, пособие «Домики для звуков» (авторское, символы звуков (Агранович З. Е.).
Ход занятия:
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами познакомимся ещё с одним жителем страны звуков и букв. Но сначала давайте поиграем: я называю слово «торт», а маленький будет тортик, кот – (котик, стол – (столик, тарелка – (тарелочка, терем – (теремок, стул – (стулик, тетрадь – (тетрадочка, топор – (топорик, ботинки – (ботиночки). Молодцы!
Ребята, посмотрите, кто пришёл к нам в гости? (бегемотик). Этого бегемотика зовут Тотошка. Какой звук слышится в начале слова Тотошка? (звук [т]). Сегодня мы вместе с Тотошкой будем слушать и произносить звук [т].
Ребята, произнесите звук [т]. Что делает наш язычок, когда мы произносим звук [т]? (стучит по бугоркам) Звук [т] поётся? (нет); значит, он какой? (согласный). В доме какого цвета он будет жить? (в синем).
А теперь положите ладошку на горлышко, ещё раз произнесите звук [т] и определите звонкий или глухой этот звук? (глухой). Вместе скажем, звук [т] - согласный, глухой.
Поиграем в одну игру: вы должны будете хлопнуть в ладоши, если услышите звук [т] : ТА, ДА, ТО, ДУ, ТУ, КО, СУ, ТА, НО, ПО, ТУ.
Ребята, нашего бегемотика Тотошку позвал к себе в гости пёсик Тимошка.
А на чём же он сможет добраться к Тимошке? Давайте поможем Тотошке: посмотрите, на чём можно поехать в гости? (на такси, на трамвае, на троллейбусе, на теплоходе). Как это называется одним словом? (транспорт).
Игра «Назови слово со звуком [т] и брось мяч другому» (творог, сторож, телевизор, тайфун, открытка, стрела, тушёнка, библиотека, треугольник, термос, молоток, принтер, ток, конфета, газета).
Ребята, как вы думаете, на что похожа буква Т? (ответы детей).
Давайте напишем букву Т пальчиками в воздухе,
а) загадка: По небесам оравою бегут мешки дырявые.
И бывает иногда из мешков бежит вода.
Спрячемся получше от дырявой…
б) выделение звука “т” из слова “туча”;
в) произношение и характеристика звука “т”.
Развитие фонематического восприятия:
а) повторить цепочку: ат-ат-та,
та-та-ат, ат-ат-та и т. д.
б) повторить имена со звуком “т” : Ваня, Таня, Тома, Рома, Коля,
Толя, Тася, Вася, Ася, Тося, Ната, Паша, Наташа;
Логопед : Мы уже познакомились с двумя звуками Т,ТЬ
Измените слово так, чтобы вместо звука Т в нём появился ТЬ :
Кот – котик, рот – ротик, лист – листик, винт – винтик, бинт – бинтик, бант – бантик, зонт – зонтик, куст – кустик, мост – мостик, салат – салатик, жакет – жакетик, пакет – пакетик, крот – кротик, плот – плотик.
Введение в тему занятия. Логопед : с какими звуками мы называли слова?- Т и ТЬ.
- Сегодня мы сравним эти звуки.
Сравнение и характеристика двух звуков : согласные, глухие. Т – твёрдый, ТЬ – мягкий, обозначаем разным цветом. В домики (синий и зелёный) поселили звуковые аналогии («стучит молот: Т-Т-Т», «стучит маленький молоточек ТЬ-ТЬ-ТЬ»)
Координация речи с движением
Руки вверх мы поднимаем –
Раз примерно целых пять.
А подняв, не забываем
Опускать их вниз опять.
Поворачиваем тело
Так – направо, так – налево.
Логопед : Какие слова со звуками Т, ТЬ услышали?
Дети отвечают (пять, опускать, опять, тело, так).
Игра «Мы будем говорить чётко и внятно, чтобы всё стало понятно», «доскажи словечко» : закончи слово слогом ТА или ТЯ : лопа, Ви, Нас, конфе, моне, Ка, Ми, газе, пала, Кос,воро, котле, Ники, сви… .
Логопед : Подскажите, какой мы слышим звук, мягкий или твердый в словах: курТка, перчаТки, колгоТки, плаТок?
Пальчиковая гимнастика:
Точильщики.
Точим нож! Дети имитируют движения точильщика: проводят
Будет очень он хорош. ладонью то одной, то другой руки с переворотом.
Будет резать он припасы: Имит-ют движ-я нарезки овощей (пав. рукой по лев.)
Масло, сало, хлеб, колбасы, Имит-ют движ-ия намазывания масла (лев. рук по пр)
Помидоры, огурцы… Четыре хлопка
Угощайтесь, молодцы! Пять хлопков
Дети. : Звук [Т], твердый, согласный, глухой. Ребята, давайте отхлопаем и определим, сколько слогов “поселилось” в каждом слове?
Дети. : Курт-ка 2 слога; пер-чат-ки 3 слога; кол-гот-ки 3 слога; пла-ток 2 слога.
Логопед :- А где же живет этот звук в словах, вначале, в середине или в конце?
Дети: Во всех словах в середине.
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
Центр развития ребенка
«Детский сад 243»
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе
Тема: «Согласный звук Т, Ть. Буква Т, т»
Подготовила:
Воспитатель
Ибрагимова О.П.
г. Барнаул, ноябрь, 2020 г.
Цель: Познакомить детей со звуком Т,ть, буквой Т,т.
Задачи:
Образовательные:
1. Учить детей наблюдать за работой артикуляционного аппарата при
произнесении звуков.
2. Учить определять место звука в слове; выделять звук в слове.
Развивающие:
1. Развивать мелкую моторику пальцев рук: вырабатывать графические умения
проводить прямые линии, штриховать по нанесенному контуру.
Воспитательные:
Воспитывать усидчивость, выдержку, умение слушать друг друга, не перебивать;
бережное отношение друг к другу, чувство гордости за себя и друзей.
Ход занятия:
Дети входят в группу.
1. Вводная часть.
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас много гостей, давайте поприветствуем их
(здравствуйте, доброе утро).
Стук в дверь.
-Вам шкатулка. Интересно, что в ней? (да). А тут записка (приклеена сверху).
«Дорогие ребята, как только вы успешно выполните все мои задания, шкатулочка
моя откроется для вас. Царица Грамоты».
Воспитатель: Вот это сюрприз! Ребята, вы знаете, если к нам приходит Царица
Грамота, то значит у нас занятие… (обучение грамоте). Вы о ней слышали, но никогда не
видели. Вот она (показываем картинку).
Воспитатель: Вы хотите открыть шкатулку от Царицы Грамоты? (да). Тогда
приступим. Проговорим скороговорку «Только Таня утром встанет, танцевать Танюшу
тянет. Что тут долго объяснять? Таня любит танцевать». Проговорим её по заданию
(показывает по очереди картинки, обозначающие определенный темп речи: громко; тихо;
быстро-весело; медленно-грустно).
Воспитатель: А вот и первое задание. Кто внимательный? Какой чаще всего звук
встречается в этой скороговорке? (звук Т, ть). Молодцы, услышали. Первое задание
выполнено (воспитатель на шкатулке наклеивает на красный круг под номером один –
зеленый). Пройдём за столы и познакомимся со звуком Т, ть и буквой Т.
2. Основная часть.
Воспитатель: Ребята слышали ли вы, как ходят часы? (тик-так).
-Какие звуки слышим мы в начале этих слов? (звуки т, ть).
-Какие это звуки, гласные или согласные? (согласные).
-Как работает рот при произношении этих звуков? (показывает, объясняет,
вместе с детьми выполняет). Губы приоткрыты, зубы образуют щель, язык упирается
в зубы; горлышко не дрожит, голос молчит. Есть преграда воздуху, значит, звук
несвободный-согласный. Он произноситься без голоса- это глухой согласный. Он
бывает твердым и мягким. Обозначать такие звуки мы будем синим и зелёным цветом.
(показывает схему произношения звука Т, ть; обговаривает ещё раз по схеме).
Вызывает двух детей к доске. По схеме звук Т, ть.
Воспитатель: Молодцы! Мы теперь знаем, как произноситься звук Т, ть и он
согласный, всегда глухой и бывает твёрдым или мягким.
Задание номер два. Вам нужна карточка под номером два (картинки: мост,
катушка, троллейбус). Что нарисовано на карточке? Произносим слово «Мост»
чётко выделяя звук Т, чтобы мы с вами поняли место звука в этом слове и какой
это звук (твёрдый –согласный или мягкий- согласный).
Воспитатель с детьми определяет место звука Т в этом слове. Определяет,
какой он (твёрдый, мягкий) и дети самостоятельно рисуют точку на линии
(синим карандашом в конце линии). Далее дети работают самостоятельно при
небольшой помощи воспитателя.
Воспитатель: Молодцы! Мы теперь понимаем, место звука Т, ть в словах и какой
он- твёрдый или мягкий. Задание номер два выполнено (воспитатель на
шкатулке наклеивает на красный круг под номером два-зеленый). Приступаем к
заданию номер три. Возьмите карточку под номером три и простой карандаш.
«Найди и обведи предметы, в названии которых есть звуки Т,ть. Работаем
самостоятельно.
Воспитатель индивидуально спрашивает детей.
Воспитатель: Молодцы! Вы теперь с легкостью определяете, есть ли звук Т, ть в
словах. Задание номер три выполнено (воспитатель на шкатулке наклеивает на
красный круг под номером три-зеленый).
А теперь отдохнём.. выходим из-за столов и встаём врассыпную.
Проводиться музыкальная физминутка «Весёлая зарядка»
Воспитатель: Ребята, вы познакомились со звуком Т, ть. А теперь узнаем, как
выглядит буква Тэ. Садимся за столы.
Воспитатель: (вывешивает на доску таблицу). Напоминаю, что звуки мы не
видим, а только произносим. А буквы видим и пишем. Это знаки.
Воспитатель вывешивает букву Т, т (чёрно-белую).
Воспитатель: На что похожа буква Тэ? (ответы детей).
Читает стих про букву:
Т в антенну превратилась
И на крыше очутилась.
Отвечайте, кто знаток,
Это что за молоток.
-Напишем букву ТЭ, тэ в воздухе… на столе…, и на наших тарелочках с
манкой.
Воспитатель: И мы запомнили, звук Т, ть бывает твёрдый и мягкий, а значит
обозначаются синим и зелёным цветом (показывает цветные буквы и заселяем их в
нужные домики).
Воспитатель: Перед заданием номер четыре немного разомнём пальчики
(проводится «Разминка для пальчиков»). Для этого задания нужна карточка под
номером четыре и цветные карандаши. «Заштрихуй большую букву Н синим цветом,
а малую н- зелёным. Напиши по образцу. Выполняем самостоятельно.
3. Заключительная часть.
Воспитатель: Молодцы! У вас получились отличные буквы, а значит и с этим
заданием мы справились (воспитатель на шкатулке наклеивает на красный круг под
номером четыре-зеленый). Мы теперь сможем открыть шкатулку (д/игры). Нам
Царица Грамоты прислала игры по грамоте, чтобы мы с вами выучили все звуки,
буквы; научились читать и писать, а значит быть готовыми к школе.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше занятие? С каким звуком мы
познакомились? И узнали, как пишется буква Тэ. Какие задания понравились больше
всего? Какие задания оказались трудными для вас? (ответы детей). Наше занятие
окончено. Предлагаю поиграть с новыми играми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")
Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...
Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.
Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).
Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...
Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.
методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.
Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"
Презентация адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....
Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»
Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....