Консультация «Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекционно-образовательной работе»
консультация (подготовительная группа)

«Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекционно-образовательной работе»

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация

«Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекционно-образовательной работе»

Музыкальный руководитель МКДОУ «Д/с № 30» Обвинцева Г.И.

В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей.

Во время проведения таких занятий развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.

Совместные коррекционные занятия, с одной стороны – устраняют нарушенные речевые функции, а с другой – развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.

Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя осуществляется

по двум направлениям:

  • коррекционно-развивающее;
  • информационно-консультативное.

Осуществляя свою работу и логопед, и музыкальный руководитель должны учитывать:

  • структуру речевого нарушения;
  • осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;
  • закреплять знания, умения и навыки приобретенные на логопедических занятиях;
  • всесторонне развивать личность дошкольника.

И логопед, и музыкальный руководитель предъявляют единые требования к проведению совместных занятий с детьми.

Принципы построения совместных занятий:

Занятия строятся на основе общих положений коррекционно- педагогической работы с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии

Занятия проводятся систематически т.к. только при этом условии у дошкольников формируются и закрепляются правильные двигательные динамические стереотипы.

Принцип всестороннего воздействия

Принцип доступности и индивидуального подхода. Содержание и дидактические приемы проведения совместных занятий подбираются и внедряются дифференцированно, сообразно возрасту детей, структуре и составу речевых нарушений.

Принцип наглядности.

Принцип постепенного усложнения двигательных, речевых и музыкальных заданий.

Можно выделить основные задачи, стоящие перед логопедом и музыкальным руководителем при проведении коррекционно-образовательной работы. Это - оздоровительные, образовательно-воспитательные и коррекционные  задачи.

Оздоровительные

Образовательно-воспитательные

Коррекционные

Укреплять костно-мы-шечный аппарат.

Развивать дыхание.

Развивать координацию движений и моторные функции.

Формировать правильную осанку.

Воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность.

Формировать способность восприятия музыкальных образов.

Совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма.

Развивать речевое дыхание.

Развивать артикуляционный аппарат.

Формировать просодические компоненты речи.

Развивать фонематическое восприятие.

Развивать грамматический строй и связную речь.

 

При этом каждый из субъектов коррекционно-развивающей работы осуществляет развитие следующих направлений:

Учитель-логопед:

  • постановка диафрагмально-речевого дыхания;
  • укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа;
  • формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков;
  • коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация;
  • развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза;
  • совершенствование лексико-грамматической стороны речи;
  • обучение умению связно выражать свои мысли;
  • обучение грамоте, профилактика дисграфии и дислексии;
  • развитие психологической базы речи;
  • совершенствование мелкой моторики;
  • логопедизация занятий и режимных моментов.

Музыкальный руководитель:

Развитие и формирование:

  • слухового внимания и слуховой памяти;
  • оптико-пространственных представлений;
  • зрительной ориентировки на собеседника;
  • координации движений;
  • умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.

Воспитание:

  • темпа и ритма дыхания и речи;
  • орального праксиса;
  • просодики;
  • фонематического слуха.

Эффективность коррекционной работы с детьми логопедических групп определяется четкой организацией их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течении дня и преемственностью в работе логопеда и других специалистов ДОУ.

 

Формы и виды взаимодействия музыкального руководителя

с учителями-логопедами.

  1. План взаимодействия учителей-логопедов с музыкальным руководителем на учебный год.
  2. Журнал взаимодействия.
  3. Совместный подбор методической литературы, пособий и репертуара.
  4. Участие учителей-логопедов в подготовке и проведении тематических развлечений, праздников, открытых занятий.
  5. Составление картотек речевых игр, игр со словом и т.д.
  6. Выступление музыкального руководителя на педагогических советах на темы, касающиеся коррекционных упражнений, игр со словом, пения и т.д. для профилактики нарушений речи.

Использование на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях логопедических распевок, речевых игр, логоритмических упражнений, игр со словом, пальчиковых игр, музыкально-ритмических движений с пением, поговорок, небылиц, считалок, поговорок, музыкально-дидактических игр со словом, потешек, частушек, загадок, стихов, скороговорок, инсценировок сказок и песен, вокально-хоровая работа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекционно-образовательной работе в группах компенсирующего вида для детей с ОНР.

Логопедическая ритмика – одно из средств оздоровления речи. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Осново...

Консультация для педагогов "Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекционно-образовательной работе"

Консультация для педагогов "Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя  в коррекционно-образовательной работе"...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В КОРРЕКЦИОННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положи-тельную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, предс-тавляющие собой объединение системы дв...

Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекционно-образовательной работе

Коррекционная работа . Взаимодействие муз.руководителя и учителя- логопеда...

Консультация Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекционно-образовательной работе

Консультация Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекционно-образовательной работе...

Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекционно-образовательной работе

В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движ...