Индивидуальная образовательная программа для ребенка с ТНР (1 год обучения).
рабочая программа по логопедии (старшая группа)

Индивидуальная образовательная программа разработана для ребенка с ТНР, с учетом особенностей образовательного процесса в группе корригирующей направленности (логопедической)  МАДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnaya_obrazovatelnaya_programma_rebenka_s_tnr.docx65.69 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА РОСТОВА – НА – ДОНУ «ДЕТСКИЙ САД № 304»

ПРИНЯТО

ПРОТОКОЛ  ЗАСЕДАНИЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА № 1

31 августа 2020 год

УТВЕРЖДАЮ

ЗАВЕДУЮЩИЙ  МАДОУ № 304

 _________________Бабасинян Н. В.

Приказ №115 от 31  августа 2020 год

        

Индивидуальная  образовательная программа

воспитанницы старшей  группы № 9

компенсирующей направленности

А. Софии

на 2020-2021 учебный год

город Ростов-на-Дону

2020

ЦЕЛЕВОЙ    РАЗДЕЛ

  1. Пояснительная записка

Индивидуальная образовательная программа составлена с учетом  образовательных программ МАДОУ №304 (ООП и АООП), Федерального государственного стандарта дошкольного образования, утвержденного 17.10.2013, № 1155.

     Обоснованием для разработки индивидуальной адаптированной образовательной программы являются нормативные документы федерального и регионального уровней и локальные акты МАДОУ №304. ИОП включает в себя содержание образовательной деятельности по пяти образовательным областям в соответствии с ФГОС ДО и АООП  МАДОУ №304.

 Индивидуальная программа учитывает  возрастные психологические особенности детей  5 - 6 лет, структуру дефекта А. Софии С.  (13.11.2014 г.р.), ее потенциальные речевые возможности,  заключение и рекомендации ПМПК № 594 от 18.03.2020

Психолого-педагогическая характеристика А. Софии:  

            социально-коммуникативное развитие:

требование воспитателя выполняет не всегда сразу, иногда проявляет неуверенность в своих действиях, нуждается в подтверждении, не всегда умеет договариваться с товарищами, стремится к лидерству, игровые навыки сформированы, культурно-гигиенические навыки сформированы, проявляет самостоятельность;

   познавательное развитие:

недостаточный объем знаний об окружающем, не всегда отвечает  правильно,  результат ей  важен, познавательные интересы на занятиях проявляет не в достаточной степени;

   речевое развитие:

общее недоразвитие речи,  III уровень речевого развития;

   художественно-эстетическое развитие:

цвета основные  и оттеночные знает, ножницами  умеет работать,  ориентируется на листе бумаги, в работах аккуратна, в штриховке слабый нажим, нет чередования деталей, замедленный темп выполнения творческих заданий;

   физическое развитие:

средний  уровень физического развития, не всегда быстро  и качественно выполняет упражнения;                                                                                                                                                 

    психологические особенности (в том числе эмоционально-волевая сфера):

трудности в обучении, обусловленные парциальной несформированностью вербально-логического компонента высших психических функций, парциальной несформированности высших психических функций по смешанному типу.

Характеристика детей с III уровнем развития речи отражена в рабочей программе учителя-логопеда.

Изучение недостатков произношения и развития речи у Софии показало, что  характерно наличие развернутой фразовой речи с  элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики.

      Строение и подвижность артикуляционного аппарата

Язык: расположен по средней линии, наблюдается девиация вправо, повышенный  тонус. Движения языка: при удержании артикуляционной позы наблюдается элементы беспокойства; движения языком осуществляет не в полном объеме, отмечаются незначительные нарушения дифференцированных артикуляционных движений;  затруднена смена артикуляционных движений. Уздечка укороченная. Губы: асимметрия носогубной складки,  уздечка верхней губы, поиск артикуляционной позы, быстрая утомляемость.  Нёбо высокое.  Зубы без особенностей.

     Состояние звукопроизношения и слоговой структуры слова

Общая смазанность речи. Звукопроизношение нарушено: сигматизм свистяших и шипящих,  вариативные замены, дефекты  Ч,  Ц, ламбдацизм, ротоцизм, путает в речи свистящие-шипящие звуки, оглушение звонких в отдельных позициях.  Слоговая структура нарушена в сложных словах.

     Особенности понимания речи

Ситуативное понимание речи на бытовом уровне достаточное, содержательно-смысловое значение текста не идентифицирует; понимание скрытого смысла доступно с помощью,  испытывает трудности в понимании учебной инструкции, выполняет задание с ошибками, повторить задание затрудняется.

     Словарный запас

Активный словарь ниже возрастного уровня, объем словаря ограничен, преобладает предикативный словарь, не называет признаки, смешивает явления, отмечаются семантические замены.  Пассивный словарь преобладает над активным, наблюдаются сложности в актуализации словарного запаса. Пассивный и активный словарь ниже возрастной нормы.

     Грамматический строй, фразовая речь

Сформирована недостаточно, пользуется речью преимущественно для коммуникации, фраза простая, лексико-грамматические представления недостаточно  сформированы, допускает ошибки в употреблении сложных предлогов, в использовании уменьшительно-ласкательных форм и форм множественного числа,   в предложно-падежных конструкциях и в падежных окончаниях.

     Связная речь

Недостаточно сформирована, пересказ небольшого текста  выполняет с пропуском значимых частей,  составление рассказа по картинкам выполняет с помощью взрослого и наводящих вопросов или перечисляет, что изображено. В сюжетных картинках сюжет выделяет, но рассказ аграмматичен,  наблюдается стереотипность оформления, неточное употребление слов, при составлении рассказа выделяет частности; допускает  искажения ситуации.

  1. Целевые ориентиры освоения ИОП

            Согласно ФГОС ДО (ч. IV), требования к результатам освоения программы представляются в виде целевых ориентиров дошкольного образования. В связи с этим, среди планируемых результатов освоения коррекционно-развивающей программы детьми, можно отметить следующие характеристики:

•        Ребёнок умеет содержательно и выразительно использовать диалогическую и монологическую формы речи.

•        Ребёнок инициативен и самостоятелен в общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности.

•        Ребёнок наблюдателен, способен к экспериментированию со словом, к речевому творчеству.

•        Ребёнок любознателен, умеет рассуждать, обосновывать выбор действия и объяснять полученный результат.

•        Ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, способен договариваться, адекватно проявлять свои чувства, старается разрешать конфликты.

•        Ребёнок способен к волевым усилиям, может подчиняться разным правилам и социальным нормам, принимать собственные решения.

•        Ребёнок владеет основными навыками ручной умелости, может контролировать свои движения и управлять ими.

Социально-коммуникативное развитие

в соответствии с  адаптированной основной образовательной программами МАДОУ № 304

Познавательное развитие

в соответствии с адаптированной основной образовательной программами МАДОУ № 304

Речевое развитие

в соответствии с адаптированной основной образовательной программами МАДОУ № 304, дополнительно - коррекция звукопроизношения, формирование лексико-грамматических представлений и развитие речи в соответствии с рабочей программой учителя-логопеда.

Художественно-эстетическое развитие

в соответствии с адаптированной основной образовательной программами МАДОУ № 304

Физическое развитие 

в соответствии с адаптированной основной образовательной программами МАДОУ № 304

Основными задачами коррекционно-развивающего обучения  является продолжение работы по развитию:
      1) понимания речи и лексико-грамматических средств языка;
      2) произносительной стороны речи;
      3) самостоятельной развернутой фразовой речи;

      4) подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

       Включает в себя содержание образовательной деятельности Софией по пяти образовательным областям в соответствии с ФГОС ДО и АООП  МАДОУ №304.

Социально-коммуникативное развитие

1) создание условий и предпосылок для развития представлений о месте человеке в окружающем мире и общении в нём с взрослыми и сверстниками;

2) создание условий для гармоничного развития игровой деятельности.

Познавательное развитие:

1) создание условий для развития мыслительной деятельности;

2) создание условий и предпосылок для развития элементарных математических представлений;

3) создание предпосылок к развитию конструктивной деятельности;

4) создание предпосылок для развития элементарных естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста;

5) Создание условий и предпосылок для формирования экологической культуры детей.

Речевое развитие

1) создание условия для развития речевой деятельности и речевого общения детей;

2) создание педагогические условий для развития и поощрения все формы речевой активности детей, как на занятиях, так и вне занятий;

3) проведение работы по развитию слухового и речевого внимания, слухоречевой памяти, слухового контроля у дошкольников;

4) создание условий для развития речевого слуха дошкольников;

5) проводить специальные упражнения то формированию восприятия фонематической стороны речи;

6) моделировать правильный речевой темп, предлагая образцы произнесения разговорной речи, отрывков из литературных произведений, сказок, стихотворных форм, пословиц, загадок, скороговорок, чистоговорок и т.д.;

7) стимулировать обращение ребенка к взрослому, сверстнику с вопросами, сообщениями, побуждениями (то есть использование различных типов коммуникативных высказываний);

8) развитие возможности связного высказывания детей;

9) создание условий для усвоения терминологической (пространственной) лексики и развития различных функций речи детей.

Содержание  работы учителя-логопеда:

  • формирование полноценных произносительных навыков;
  • развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;
  • развитие  внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;
  • обогащение словаря  привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;
  • воспитание умений правильно составлять простое распространенное предложение, а затем в сложное предложение; употреблять конструкции предложений в самостоятельной речи;
  • развитие связной речи в процессе работы над рассказом, пересказом, с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем;
  • формирование элементарных навыков письма и чтения специальными методами на основе исправленного звукопроизношения и полноценного фонематического восприятия.

Коррекционно-логопедические задачи, стоящие перед воспитателями:

1. Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.

2. Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.

3. Развитие понимания речи.

4. Развитие фонематического слуха.

5. Целенаправленная активизация отработанной лексики.

6.Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.

7.  Формирование связной речи.

8. Закрепление навыков чтения и письма.

 Художественно-эстетическое развитие.

Модуль «Музыка»:

1) создание условий для развития у детей музыкального восприятия;

2) создание условий и предпосылок для развития у детей театрализованной деятельности.

Модуль «Художественное творчество»:

 1) совершенствование координации движений обеих рук под контролем зрения;

2). создание и формирование предпосылок для развития изобразительной деятельности;

3). создание предпосылок к развитию конструктивной деятельности.

Физическое развитие.

  • способствовать развитию произвольной регуляции в ходе выполнения двигательных заданий,
  • при совершенствовании и преодолении недостатков двигательного развития использовать разные сигналы (речевые и неречевые звуки; наглядность в соответствии с возможностями зрительного восприятия),
  • обучать подчинять движения темпу и ритму речевых и неречевых сигналов и сочетать выполнение движений с музыкальным сопровождением, речевым материалом,
  • совершенствовать общую моторику, используя подвижные игры, общеразвивающие и корригирующие упражнения для разных мышечных групп,
  • акцентировать внимание на развитие мелкой моторики в процессе проведения целенаправленных упражнений,
  • развитие мимической и артикуляционной мускулатуры,
  • стимулировать воссоздание эмоционального состояния, используя пение, мелодекламацию в качестве приёмов, способствующих развитию артикуляционных движений,
  • способствовать совершенствованию основных движений, путём введения новых сложно координированных видов, требующих для их выполнения в разных условиях сочетания нескольких движений,
  • совершенствование качественной стороны движений — ловкости, гибкости, силы, выносливости,
  • знакомство и расширение представлений в ходе подвижных игр о пространственном расположении частей тела, предметов окружающей среды,
  • совершенствование представления о времени (быстро, медленно, долго, медленнее, быстрее и пр.),
  • поощрение словесных приёмов-инструкций для развития планирующей и регулирующей функции речи при обсуждении плана, хода и результата подвижных игр,
  • обучение детей координировать свои действия с действиями сверстников, учитывая их интересы,
  • использование разных форм организации двигательной деятельности: физкультурные занятия, физкультминутки между занятиями, утреннюю гимнастику, разминку после дневного сна, подвижные игр на прогулке и в свободное время от занятий (кроме вечернего времени).

      Реализация принципа интеграции проходит во всех пяти образовательных областях.

      Работой по образовательной области «Речевое развитие» руководит учитель-логопед, а другие специалисты подключаются к работе и планируют образовательную деятельность в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда.

      В работе по образовательной области «Познавательное развитие» участвуют воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед, Педагог-психолог руководит работой по сенсорному развитию, развитию высших психических функций, становлению сознания, развитию воображения и творческой активности, совершенствованию эмоционально-волевой сферы. Воспитатели работают над развитием любознательности и познавательной мотивации, формированием познавательных действий, первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Учитель-логопед подключается к этой деятельности и помогает воспитателям выбрать адекватные методы и приемы работы с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка с ОНР и этапа коррекционной работы.

   Основными специалистами в области «Социально-коммуникативное развитие» выступают воспитатели и учитель-логопед при условии, что остальные специалисты и родители дошкольников подключаются к их работе.

   В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» принимают участие воспитатели, музыкальный руководитель и учитель-логопед, берущий на себя часть работы по подготовке занятий логопедической ритмикой.

    Работу в образовательных области «Физическое развитие» осуществляют инструктор по физическому воспитанию при обязательном подключении всех остальных педагогов и родителей  дошкольников.

Коррекционно-развивающая область

      Программа коррекционно-развивающей работы педагога - психолога  прилагается (Приложение 1).

     Программа коррекционной логопедической работы разработана на основе рабочей программы учителя-логопеда в части работы с детьми III уровня речевого развития с учетом «Адаптированной примерной основной образовательной программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» под ред. проф. Л.В. Лопатиной и парциальной программы «Логопедическая работа с детьми III уровня речевого развития». Авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина.  

Цель: проектирование образовательного пространства, максимально обеспечивающей создание условий для коррекционно-развивающей работы по преодолению речевых нарушений у ребенка с ТНР.

Общие групповые задачи представлены в рабочей программе учителя-логопеда.

Основными задачами коррекционно-развивающего обучения Софии  является

продолжение работы по развитию:
      1) понимания речи и лексико-грамматических средств языка;
      2) произносительной стороны речи;
      3) самостоятельной развернутой фразовой речи;
      4) подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения.

Период

Основное содержание работы

I
Сентябрь,
октябрь,
ноябрь

Развитие лексико-грамматических средств языка

Учить вслушиваться в обращенную речь.
Учить выделять названия предметов, действий, признаков, понимать обобщающее значение слов.
Учить преобразовывать глаголы повелительного наклонения 2-го лица единственного числа в глаголы изъявительного наклонения 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени (
спи — спит, спят, спали, спала).
Расширять возможности пользоваться диалогической формой речи.
Учить использовать в самостоятельной речи притяжательные местоимения
«мой — моя», «мое» в сочетании с существительными мужского и женского рода, некоторых форм словоизменения путем практического овладения существительными единственного и множественного числа, глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени, существительными в винительном, дательном и творительном падежах (в значении орудийности и средства действия).
Учить некоторым способам словообразования: с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками (
на-, по-, вы).

                 

                      Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи                                 

Закреплять навык составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий, по картинке, по моделям:
• существительное им. п. + согласованный глагол + прямое дополнение:
«Мама (папа, брат, сестра, девочка, мальчик) пьет чай (компот, молоко)», «читает книгу (газету)»;
• существительное им. п. + согласованный глагол + 2 зависимых от глагола существительных в косвенных падежах:
«Кому мама шьет платье? Дочке, кукле», «Чем мама режет хлеб? Мама режет хлеб ножом».
Формировать навык составления короткого рассказа.

Формирование произносительной стороны речи

Уточнять произношение сохранных звуков: [а], [у], [о], [э], [и], [м], [м’], [н], [н’], [п], [п’], [т], [т’], [л], [л’], [ф], [ф’], [в], [в’], [б], [б’].
Вызывать отсутствующие звуки: [с], [с’], [з], [з’], [ц]  [л-л’], [ш], [ж], [ч], [щ], [р- р’] и закреплять их на уровне слогов, слов, предложений.

Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения

Учить различать на слух гласные и согласные звуки.
Учить выделять первый гласный и согласный звук в словах (
Аня, ухо и т. п.), анализировать звуковые сочетания, например: ау, уа.
Лексические темы: «Помещение детского сада», «Профессии людей», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Продукты питания», «Игрушки», «Осень», «Овощи-фрукты».

II
Декабрь, январь, февраль, март

Формирование лексико-грамматических средств языка

Уточнять представления об основных цветах и их оттенках, знание соответствующих обозначений.
Учить образовывать относительные прилагательные со значением соотнесенности к продуктам питания (
«лимонный», «яблочный»), растениям («дубовый», «березовый»), различным материалам («кирпичный», «каменный», «деревянный», «бумажный» и т. д.).
Учить различать и выделять в словосочетаниях названий признаков по назначению и вопросам
«Какой? Какая? Какое?»; обращать внимание на соотношение окончания вопросительного слова и прилагательного.
Закреплять навык согласования прилагательных с существительными в роде, числе.
Упражнять в составлении сначала двух, а затем трех форм одних и тех же глаголов («лежи» — «лежит» — «лежу»).
Учить изменять форму глаголов 3-го лица единственного числа на форму 1-го лица единственного (и множественного) числа:
«идет» — «иду» — «идешь» — «идем».
Учить использовать предлоги
«на, под, в, из», обозначающие пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных.

                 Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи                      Совершенствовать навык ведения подготовленного диалога (просьба, беседа, элементы драматизации). Расширять навык построения разных типов предложений.
Учить распространять предложения введением в него однородных членов.
Учить составлять наиболее доступные конструкции сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
Учить составлять короткие рассказы по картине, серии картин, рассказы-описания, пересказ.
Лексические темы: «Одежда», «Продукты питания» (повторение), «Домашние, дикие животные», «Части тела», «Новый год», «Зима», «День защитника Отечества», «8 Марта», «Весна».

Формирование произносительной стороны речи

Закреплять навык правильного произношения звуков, уточненных или исправленных на индивидуальных занятиях первого периода.
Вызывать отсутствующие и корригировать искаженно произносимые звуки, автоматизировать их на уровне слогов, слов, предложений.
Закреплять навык практического употребления различных слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава.
Формировать фонематическое восприятие на основе четкого различения звуков по признакам: глухость — звонкость; твердость — мягкость.
Корригировать следующие звуки: [л], [с], [с’], [з], [з’], [ш], [ж], [р], [л’].

Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения

Учить выделять звук из ряда звуков, слог с заданным звуком из ряда других слогов.
Определять наличие звука в слове, ударного гласного в начале и конце слова.
Выделять гласный и согласный звук в прямом и обратном слогах и односложных словах.

III
Апрель, май, июнь

Формирование лексико-грамматических средств языка

Закреплять навык употребления обиходных глаголов с новым лексическим значением, образованным посредством приставок, передающих различные оттенки действий («выехал» — «подъехал» — «въехал» — «съехал» и т. п.).
Закреплять навыки образования относительных прилагательных с использованием продуктивных суффиксов (
-ов-, -ин-, -ев-, -ан-, -ян).
Учить образовывать наиболее употребительные притяжательные прилагательные (
«волчий», «лисий»); прилагательные, с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов: -еньк- — -оньк-.
Учить употреблять наиболее доступные антонимические отношения между словами (
«добрый» — «злой», «высокий» — «низкий» и т. п.).
Уточнять значения обобщающих слов.

 

Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи

Формировать навыки согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже:
• с основой на твердый согласный (
«новый», «новая», «новое», «нового» и т. п.);
• с основой на мягкий согласный
(«зимний», «зимняя», «зимнюю» и т. п.).
Расширять значения предлогов:
купотребление с дательным падежом, от — с родительным падежом, с — со — с винительным и творительным падежами. Отрабатывать словосочетания с названными предлогами в соответствующих падежах.
Учить составлять разные типы предложений:
• простые распространенные из 5—7 слов с предварительной отработкой элементов структуры предложения (отдельных словосочетаний);
• предложения с противительным союзом «а» в облегченном варианте («сначала надо нарисовать дом, а потом его раскрасить»), с противительным союзом «или»;
• сложноподчиненные предложения с придаточными предложениями причины (потому что), с дополнительными придаточными, выражающими желательность или нежелательность действия (
я хочу, чтобы!..).
Учить преобразовывать предложения за счет изменения главного члена предложения, времени действия к моменту речи, залога (
«встретил брата» — «встретился с братом»; «брат умывает лицо» — «брат умывается» и т. п.); изменения вида глагола («мальчик писал письмо» — «мальчик написал письмо»; «мама варила суп» — «мама сварила суп»).
Учить определять количество слов в предложении в собственной и чужой речи (
«два» — «три» — «четыре»).
Учить выделять предлог как отдельное служебное слово.
Развивать и усложнять навык передачи в речи последовательности событий, наблюдений за серией выполняемых детьми действий (
«Миша встал, подошел к шкафу, который стоит у окна. Потом он открыл дверцу и достал с верхней полки книги и карандаш. Книги он отнес воспитательнице, а карандаш взял себе»).
Закреплять навык составления рассказов по картине и серии картин с элементами усложнения (дополнение эпизодов, изменение начала, конца рассказа и т. п.).
Учить составлять рассказы по теме с использованием ранее отработанных синтаксических конструкций.
Лексические темы: «Весна», «Лето», «Сад-огород», «Профессии», «Мебель», «Транспорт» (повторение всех ранее пройденных тем).

Формирование произносительной стороны речи

Учить использовать в самостоятельной речи звуки: [л], [с], [ш], [с] — [з], [р] — [л], [ы] — [и] в твердом и мягком звучании в прямых и обратных слогах, словах и предложениях.
Учить дифференцировать звуки по участию голоса ([с] — [з]), по твердости-мягкости ([л] — [л’], [т] — [т’]), по месту образования ([с] — [ш]).

Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения

Учить навыкам звукового анализа и синтеза, преобразованию прямых и обратных слогов (ас-са), односложных слов («лак лик»).

Учебно-тематическое планирование (по 1 году обучения,  5- 6 лет) представлено в рабочей программе учителя-логопеда.

В итоге логопедической работы София должна научиться:
      • соотносить предметы с их качественными признаками и функциональным назначением;
      • узнавать по словесному описанию знакомые предметы;
      • сравнивать знакомые предметы по отдельным, наиболее ярко выделяемым признакам;
      • понимать простые грамматические категории: единственного и множественного числа существительных, повелительного и изъявительного наклонений глаголов, именительного, родительного, дательного и винительного падежей, некоторых простых предлогов;
      • фонетически правильно оформлять согласные и гласные звуки;
      • воспроизводить отраженно и самостоятельно ритмико-интонационную структуру  слов 14 разрядов из сохранных и усвоенных звуков;
      • правильно употреблять в самостоятельной речи отдельные падежные окончания слов, используемых в рамках предложных конструкций;
      • общаться, используя в самостоятельной речи словосочетания,  простые и сложные распространенные предложения.

      • понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
      • фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
      • правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
      • пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
      • владеть навыками пересказа;
      • владеть навыками диалогической речи;
      • владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.;
      • грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги — употребляться адекватно;
      • использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);
      • владеть элементами грамоты: «навыками чтения и печатания букв, слогов, слов и коротких предложений в пределах программы.


В области звукопроизношения:

  • правильно артикулировать шипящие и сонорные  звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
  • четко дифференцировать все изученные звуки;
  • называть  последовательность  слов  в  предложении, слогов и звуков в словах;
  • находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
  • различать понятия «звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;

овладеть   интонационными   средствами   выразительности речи в сюжетно-ролевой игре, пересказе, чтении стихов

      В дальнейшем осуществляется совершенствование всех компонентов языковой системы

План индивидуальной логопедической коррекционной работы с А. Софией

 на 2020- 2021  учебный год

№ п/п

Основные направления логопедической коррекционной работы

Виды занятий

Примечание

1

Развитие артикуляционной моторики: -  регуляция тонуса языка

 — артикуляционные упражнения;

— логопедический массаж;

— самомассаж языка, губ + термо - аппликации языка

Индивидуальные, подгрупповые

2

Формировать правильное звукопроизношение звуков:

Индивидуальные, бинарные

с

сь

з

зь

ц

ш

ж

ч

щ

р

рь

л

ль

г

к

др

Формировать произносительные навыки в зависимости от этапа работы над звуком: постановка, автоматизация, дифференциация

3

Развитие фонематических процессов и подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения:

*Учить различать на слух гласные и согласные звуки.

*Учить выделять первый гласный и согласный звук в словах, анализировать звуковые сочетания и т.д.

*Чтение слогов и слов согласно программе.

*Предупреждение нарушений письменной речи.

Индивидуальные, групповые

4

Уточнение, пополнение и обогащение словаря по лексическим темам согласно программе.

Групповые

5

Работа      над      слоговой       структурой      малознакомых       и труднопроизносимых слов:  1-14 разряды.

Индивидуальные

6

Развитие и формирование лексико-грамматических средств языка согласно программе.

Индивидуальные, групповые

7

Формирование и развитие коммуникативной, познавательной и

регулятивной функции речи. Развитие самостоятельной развернутой

фразовой речи согласно программе:

*Совершенствовать навык ведения подготовленного диалога (просьба,

беседа, элементы драматизации).

*Расширять навык построения разных типов предложений.

*Учить распространять предложения введением в него однород. членов.

*Учить составлять наиболее доступные конструкции

сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

*Учить составлять короткие рассказы по картине, серии картин,

рассказы-описания, пересказ. И т.д.

Групповые,

фронтальные

8

Совершенствование психологической базы речи:

расширение объема зрительной и слуховой памяти;

Групповые,

фронтальные

9

Развитие и совершенствование моторного развития (мелкой моторики пальцев рук, общей моторики)

Индивидуальные, групповые, фр.

10

 Развитие речевого голоса и дыхания, просодической стороны речи

Индивидуальные

11

 Уточнение пространственно-временных представлений, собственного тела, ориентировки во времени и пространстве.

Индивидуальные, групповые, фр.

12

Развитие речевой памяти

Инд., групповые

13

Развитие понимания речи

Инд., групповые

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Организация коррекционно-развивающей работы (III  уровень речевого развития).

Учебный план составлен в соответствии с расписанием НОД на 2020-2021 учебный год.    

    Логопедические занятия подразделяются на фронтальные, подгрупповые и  индивидуальные.     Содержание фронтальных /групповых (подгрупповых) логопедических занятий определяется задачами коррекционного обучения детей и рабочей программой учителя-логопеда:
• развитие понимания речи;

• активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка;

• развитие произносительной стороны речи;

• развитие самостоятельной фразовой речи.

    Фронтальные (подгрупповые) занятия рассчитаны на детей с ОНР  II-III  уровня речевого развития (старшая  группа) и подразделяются на фронтально – групповые занятия (ФПЗ) по  коррекции фонематических процессов и обучению грамоте в форме Лингвистической лаборатории по обучению грамоте (фронтальные и групповые формы НОД). Проводятся 2 раза в неделю.  

     Подгрупповые занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи проводятся в форме Коммуникативно-речевого  тренинга (подгрупповые  формы НОД) 2 раза в неделю. ПЗ  в форме Речевого практикума по развитию связной речи (фронтальные и групповые формы НОД). Проводятся 1 раз в неделю.

      Индивидуальные занятия (индивидуальные формы НОД) носят опережающий характер, так как основная их цель — подготовить детей к активной речевой деятельности на фронтальных, групповых и подгрупповых занятиях.
На индивидуальных занятиях с Софьей планируется  работа по:

1) активизации и выработке дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата;

2) подготовке артикуляционной базы для усвоения отсутствующих звуков;

3) постановке отсутствующих звуков, их различению на слух и первоначальному этапу автоматизации на уровне слогов, слов.

Индивидуальные занятия проводятся 2— 3 раза в неделю, в соответствии с режимом дня в данной возрастной группе дошкольного учреждения и графиком индивидуальных занятий.

      Постановка звуков осуществляется индивидуально в специально организованной ситуации или в ходе режимных моментов в виде социальных и коммуникативных тренингов. Реализация поставленных задач осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности:

  • образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности;
  • образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;
  • самостоятельная деятельность детей;
  • взаимодействие с семьями детей по реализации рабочей программы.

Описание организации образовательного процесса и организационно-педагогических условий.

Время для:

  • непосредственно образовательной деятельности;

Групповые занятия по образовательным областям в  соответствии с расписанием НОД группы №9;

  • образовательной деятельности, осуществляемой в режимных моментах;
  • взаимодействия с семьями детей по реализации программы (закрепление изученного материала по рекомендациям педагогов группы).

График индивидуальной работы специалистов и воспитателей группы №9 МАДОУ №304

с  воспитанницей А. Софией:

Специалисты

Время работы

Учитель-логопед Чекусова Н.М.

Педагог – психолог Каширова О.В.

            Воспитатель Федорова М.В.

Воспитатель Чернышова Е.Ф.

Понедельник,  четверг

ФПЗ- Лингвистическая лаборатория  по  коррекции фонематических процессов и обучению грамоте 09.00-09.25

Вторник, пятница

ПЗ  - Коммуникативно-речевой  тренинг  по  формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи 16.00-16.25

Среда

ПЗ - Речевой практикум по развитию связной речи 10.00-10.25

Индивидуальные занятия:

 2 раза в неделю (согласно графика и циклограммы учителя-логопеда).

Подгрупповые и индивидуальные занятия (согласно графика и циклограммы работы педагога-психолога)

Закрепление индивидуального задания на логопедическом часе по рекомендации учителя-логопеда (согласно записи в тетради взаимосвязи педагогов группы)

Условия реализации индивидуальной  образовательной программы

Психолого-педагогические - комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение воспитанника специалистами  ППк;

Материально-технические  (специальное оборудование – нет, не нуждается);

Организационные (создание специальной предметно-развивающей среды, обеспеченность специальными методическими материалами и средствами обучения, специального режима в определенные периоды времени, нет, не нуждается).

Учитель-логопед _______________Чекусова Н.М.

Педагог – психолог ____________ Каширова О.В.

                                        Воспитатель _____________Федорова М.В.

Воспитатель___________ _Чернышова Е.Ф.

Согласовано (родитель): _______________(___________________)

 16 сентября 2020 года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная образовательная программа на ребенка с ОВЗ

Индивидуальную образовательную программу можно построить, исходя из пяти образовательных областей ФГОС, выявить сильные и слабые стороны по этим областям.  Описать задачи коррекционной работы, ис...

Индивидуальная образовательная программа для ребенка-инвалида

        ч. 1 ст. 79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273 (далее – Федеральный закон "Об образовании в Российс...

Индивидуальная образовательная программа для ребенка-инвалида с РАС и интеллектуальной недостаточностью.

Программа составлена с учетом специфических особенностей моторно-двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного развития ребенка с РАС и ИН; ве...

Индивидуальная образовательная программа «Одаренный ребенок»

Индивидуальная образовательная программа...

«Индивидуальная образовательная программа для ребенка 4-5 лет с сердечно-сосудистым заболеванием в условиях группы комбинированного вида в детском саду».

Злободневность сердечно-сосудистых болезней обусловлена широкой распространенностью, высочайшим показателем смертности и важными социально-экономическими утратами. Таким образом, актуальность дан...

Индивидуальная образовательная программа для ребенка старшего дошкольного возраста с ТНР

представлена индивидуальная образовательная программа для ребенка старшего дошкольного возраста с ТНР...