Индивидуальная образовательная программа «Одаренный ребенок»
рабочая программа (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
МДОБУ «Ежовский детский сад «Солнышко»
Индивидуальная образовательная программа
«Одаренный ребенок»
Разработала:
воспитатель 1 кв.категории
Яликова А. Н.
2020г.
Пояснительная записка
1.Направленность программы: речевая
2.Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс:
Актуальность:
На протяжении дошкольного детства одной из задач, стоящих перед педагогами, является ознакомление детей с художественной литературой, разными её жанрами. Поэзия, как один из жанров литературы, является источником и средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха, этических и нравственных понятий. С раннего детства закладывается любовь к художественному слову. Поэзия расширяет представления об окружающем, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Практическая значимость:
Поэтические произведения вызывают у ребенка эмоциональный отклик. Чтение и заучивание стихов позволяет ребенку улавливать созвучность, мелодичность речи, а также решает задачи формирования звуковой культуры речи: помогает овладению средствами звуковой выразительности (тон, тембр голоса, темп, сила голоса, интонация), способствует выработке четкой дикции.
Цели и задачи программы:
- создать условие для познавательного, речевого, художественно- эстетического развития ребенка, предоставления им возможности для самовыражения;
-учить ребенка воспринимать и оценивать поэтическое произведение, воспитывать художественный вкус;
Тематический план индивидуальной работы с воспитанником:
№ | Тема | Цель | Содержание занятия и работа с родителями | ||
Сентябрь | |||||
1 | Подготовительный (мотивационный этап). | Определённое время наблюдаю во время занятий, утренников насколько эмоционален ребёнок, имеет желание к самовыражению посредством поэзии. Также провожу беседы, направленные на выявление положительного отношения к музыке и сценическому искусству. | 1.Консультация для родителей «Разбудите в ребенке волшебника». | ||
2 | Выявление ребенка | Работа с воспитанником. Определение его психотипа. Выстраивание линии работы. | Индивидуальная беседа с родителями. | ||
3 | Составление ИОП | Составление картотеки игр на развитие речевого дыхания, артикуляционного аппарата, актерского мастерства, | Ознакомление родителей с программой индивидуальной работы. | ||
4 | «Любишь ли ты книги?» | Беседа с ребенком. Экскурсия в библиотеку. | Загадки о сказочных персонажах. | ||
Октябрь | |||||
1 | «Любимое стихотворение» | Раскрыть предпочтения ребенка в поэзии. | Занятие в группе по недельной теме ознакомление с худ.произв. | ||
2 | «Мир моих чувств» | Раскрыть внутренний мир ребенка через вопросы: «Что ты почувствовал?» | Игра для развития высоты и тембра голоса «Мир звуков». Погружение в атмосферу поэзии; Беседы по содержанию стихотворения. Характеристика персонажей сказки; интонационные упражнения. | ||
3. | «Встреча с поэтами» | Совершенствовать умение последовательно и выразительно пересказывать смысл стихотворений; умение передавать эмоциональное состояние героев мимикой и жестами; поощрять творчество, фантазию, индивидуальность в передаче образов. | Презентация об авторе стихотворения Упражнение: «Нарисуй героя» | ||
4 | Знакомство с произведением | Эмоционально обогатить чувства ребенка. Создать условия для правильного восприятия произвдения. | Чтение выбранного произведения. | ||
Ноябрь | |||||
1 | Дыхание | Научить ребенка правильно дышать при чтении | Упражнения и задания на выработку правильного дыхания. | ||
2 | Голос | Развивать силу, высоту, окраску(тембр) голоса. | Игровые упражнения. Задания для постановки голоса. | ||
3 | Дикция | Упражнять ребенка вясном, четком произношении звуков, слов, фраз. | Упражнения на проговаривание разных звуков. Проговаривание скороговорок. | ||
4 | Интонация | Учить осмысливать текст (понимания им замысла и намерения автора, осознанного отношения к описываемым в произведении событиям, героям, их поступкам) и стремиться верно передать его слушателям. | Задания на передачу различной интонации. | ||
Декабрь | |||||
1 | Паузы | Учить разделять остановками группы слов, тесно связанных между собой по смыслу. | Задания на деление текста на речевые звенья. | ||
2 | Темп | Учить выбирать скорость речи при чтении. | Чтение пословиц и поговорок. | ||
3 | Сила голоса | Учить ребенка управлять силой голоса. | Чтение стихов с разной силой голоса. | ||
4 | Мелодика | Способствовать развитию у детей | Чтение и пересказ сказки Л.Толстого «Три медведя». | ||
мелодичности речи | |||||
Январь | |||||
3 | Дать представление о театре, театральной культуре; истории театра; устройства театра (зрительный зал, фойе, гардероб);театральных профессиях (актер, гример, костюмер, звукорежиссер, декоратор осветитель, суфлер). | Погружение в сказочную ситуацию; Просмотр слайдовых презентаций «Профессии театральной страны», «Кто живет в театре» | |||
«Погружение в актерскую профессию» | |||||
4 | Актерское мастерство: мимика | Научить ребенка управлять выражениям лица, с помощью мимики выражать чувства персонажей . | Игровые упражнения. | ||
Февраль | настроение». | ||||
1 | Актерское мастерство: пантомимика | Развивать пластику тела. | Игровые упражнения на развитие пластики тела. | ||
2 | Актерское мастерство: ритмопластика | Развивать способность ребенка двигаться под музыку. | Упражнения под музыку. | ||
3 | «Наше настроение» | Совершенствовать умение ребенку связно и логично излагать свои мысли. Продолжить знакомить ребенка со схематичными изображениями эмоций радости, злости, страха, грусти. | Артикуляционная гимнастика. Рассматривание сюжетных картинок. Беседа. Упражнение «Изобрази эмоцию». Практическое задание. Обсуждение. | ||
4 | Работа над текстом: упражнение «определи неправильную эмоцию» | Помочь ребенку понять и осмыслить настроение героев сказки; закреплять умения распознавать эмоциональные состояния по различным признакам; способствовать открытому проявлению эмоций чувств различными способами. | Этюды на воспроизведение отдельных черт характера, эмоциональное окрашивание. | ||
Март | |||||
1 | «Музыкальное сопровождение» | Дать понятие, что музыка и иллюстрации - тоже очень важное средство выразительности, так как помогают лучше понять образ героев, совершенствовать умение давать характеристику герою произведения | Этюды на выражение основных эмоций. Беседа по содержанию произведения слушание с музыкальными фрагментами, рассматривание иллюстраций, характеристика персонажей. | ||
2 | Выбор материала | Выбрать произведение, согласно возрасту, предпочтению и характеру ребенка | Произведение для конкурса чтецов. | ||
3 | Анализ произведения | Провести анализ выбранного произведения. | Произведение для конкурса чтецов. | ||
4 | Погружение в художественный образ. | Помочь ребенку ощутить чувства, эмоции героев, продумать жесты, мимику. | Произведение для конкурса чтецов. | ||
Апрель | |||||
1 | Заучивание стихотворения | Помочь ребенку запомнить произведение. | Произведение для конкурса чтецов. | ||
2 | «Музыка стихотворения» | Совершенствовать выразительность в исполнении движений под музыку | Музыкальное сопровождении – эмоциональная окраска. | ||
3 | Выступление перед собой. | Самотренинг. Установка на принятие собственного выступления. | Артикуляционная гимнастика. Занятие перед зеркалом. | ||
4 | «Преодолеваем страх». | Совершенствовать умению ребенка изображать страх, преодолевать это состояние. Совершенствовать умение ребенка логично и выразительно пересказывать сказку | Рассматривание картинки «Страшно». Беседа. Изображение различных степеней страха. Игра «Преодолеем страх». | ||
Май | |||||
1 | Участие в конкурсах: Конкурс чтецов в ДОУ. «Волшебное русское слово» | Совершенствовать исполнительские способности, выразительность речи | Чтение произведения на конкурсах. | ||
2 | Рефлексия | Уместно говорить о результатах выступления: первое впечатление - что получилось, что не вышло. По истечении нескольких дней совместно объективно оцениваем возможности. Главное настроить ребёнка на систему работы, которая принесёт высокие результаты. | Игра «Нарисуй, что ты чувствуешь». «Расскажи о своем страхе». «Кто тебе больше всех понравился?» |
Начав работу с ребенком, предполагались следующие результаты в отношении ребенка:
- расширяется круг знаний об окружающем мире;
- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
- появляется интерес к заучиванию стихов, потешек, скороговорок, загадок;
- словарный запас выходит на более высокий уровень;
- ребенок преодолевает робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Эффективность работы по данному опыту можно отследить по следующим критериям:
• через их совместную работу по поиску и сбору информации;
• по умению анализировать и систематизировать информацию;
• по умению общаться со сверстниками и взрослыми;
Практика показывает, что постепенно память дошкольника укрепляется, образное мышление развивается, он запоминает тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее. При таком способе работы стихотворение запоминается целиком. Разучивание становтся для дошкольника делом весёлым, эмоциональным, и при этом содержание текста – осязаемым, видимым, представляемым.
В конце работы по кружку была проведена диагностика с ребенком по нормам овладения речи, основанная на программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Для выявления литературных дарований ребенка использовалась методика экспертных оценок Лосева А.А.
Эта методика проводилась на основе наблюдений за ребенком
Критерии | Имеет предпочтение в литературных произведениях, называет некоторых писателей. Может выразительно, связно и последовательно рассказать небольшую сказку, может выучить небольшое стихотворение | Драматизирует небольшие сказки, читает по ролям стихотворение. Составляет по образцу рассказы по сюжетной картине, по серии картин, относительно точно пересказывает литературные произведения | Определяет место звука в слове. Сравнивает слова по длительности. Находит слова с заданным звуком | ||||||
Показатели по группе % | В | С | Н | В | С | Н | В | С | Н |
61% | 33 % | 6% | 66 % | 34 % | 0 % | 77 % | 23 % | 0 % |
Результаты сравнения можно увидеть на рисунке.
– Результаты диагностики развития связной речи на начало и конец кружковой работы.
В результате анализа полученных данных мы видим, что показатели по уровням развития связной речи у ребенка увеличилась. Показателей высокого уровня не было на начало исследования, а на конец реализации проекта показатели высокого уровня составляют 61%. показатели низкого уровня снизились на 33%
Таким образом, можно сделать вывод, что работа по обучению заучивания стихотворений с дошкольниками эффективна, и должна быть использована педагогами при формировании интереса к заучиванию стихотворений.
Заключение:
В методике развития речи особое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи.
Заучивание стихотворений - одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания ребенка. Вопрос о заучивании с ребенком стихотворений должен быть связан с развитием эстетического восприятия поэзии, художественного слова. В дошкольном возрасте важно учить ребенка воспринимать и оценивать поэтическое произведение, воспитывать художественный вкус.
Воспринимая поэтические образы, ребенок получают эстетическое наслаждение. В. Г. Белинский, обращаясь к педагогам, писал: «Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка». Стихи действуют на ребенка силой и обаянием ритма, мелодики; ребенок привлекает к себе мир звуков.
Ожидаемые результаты:
1. Добиваться хорошего запоминания стихов, т.е. развивать способность к длительному удерживанию стихотворения в памяти.
2. Учить ребенка читать стихи выразительно.
Перспектива:
Именно, в старшем дошкольном возрасте у педагогов появляется больше возможности «показать» воспитанника зрителю. Воспитатель уже «выделил» ребенка, который показывает особые успехи в выразительном чтении произведений, проявляя свой талант. Но чтобы ступенька «со страниц на сцену» не стала трудной необходимо планировать занятия по подготовке к конкурсу чтецов.
В основе подготовки к конкурсу чтецов лежит процесс интеграции таких базовых направлений, как художественная литература, музыка и сценическое искусство.
Методическое обеспечение:
Технические средства | Учебно-наглядные пособия, литература | Оборудование |
Видеозаписи, аудиозаписи | Затеева Е.В. « Малыш в мире искусства родного края»: учебно-методический комплекс по художественно-эстетическому образованию дошкольников -Б:АКИПКРО,2006г | |
видеофильмы | Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. «Играем в кукольный театр. Методика организации театрализованной деятельности в второй младшей- подготовительной группе» 2005 г. | Наборы сюжетных картинок, костюмы и атрибуты, ширмы, фонотека |
видеозаписи, аудиокассеты, фонограммы, музыкальные инструменты | Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. «Театр -творчество - дети»,дополнительная программа дошкольного образования, Наглядное пособие «Построим театр», изд.Сфера, 2003 | Мультфильмы по мотивам русских народных сказок, презентации по театральному искусству, плакаты по сказкам «Малыш и театр», |
Аудиозаписи, видеофильмы | Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа обучение и воспитание детей с фонетико-фонемат. недоразвитием речи». Серия плакатов «Как говорит ваш ребенок», Л.С. Голубина, М:1998 | Картотека физминуток, пальчиковых гимнастик, игровые упражнения из серии «Скажи, как я» |
Театрализованные игры в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками / Под ред. Л.Б. Баряевой, И.Г. Вечкановой. СПб.: КАРО, 2009. Демонстрационный материал по театральному искусству для старших дошкольников, изд.Сфера, 2012 | Подборка художественных произведений по возрасту, иллюстрации к произведениям, Предметные картинки, демонстрационный материал | |
В мире мудрых пословиц. Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений,изд.Сфера, 2012 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА
Для воспитанника: Возраст ребенка: Цель индивидуального маршрута: развитие художественных способностей ребенка в изобразительной деятельности.Задачи: Создание условий для развития творческого потенциа...
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год
Как можно составить карты по: индивидуальному образовательному маршруту ребенка требующего особого внимания, индивидуальному образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...
Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка
Данный шаблон поможет быстро составить план работы с музыкально одаренным ребенком...
Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка в художественном творчестве
Задачи:1. Развивать способности ребёнка в области художественного творчества.2. Совместно с родителями создать условия для поддержания интереса к художественному творчеству.3. Развивать интерес к...
Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка
Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка...
Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка
Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка...
Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка
Индивидуальный маршрут...