Индивидуальная образовательная программа на ребенка с ОВЗ
рабочая программа по логопедии на тему
Индивидуальную образовательную программу можно построить, исходя из пяти образовательных областей ФГОС, выявить сильные и слабые стороны по этим областям. Описать задачи коррекционной работы, исходя из слабых сторон ребенка. Планируемые результаты - это результаты работы по 5 образовательным областям, в которых у ребенка были затруднения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnaya_obrazovatelnaya_programma.docx | 53.19 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДЕНО «___»______________20_____
Индивидуальная программа развития ребенка
«____»________________20___г
Фамилия, имя, возраст____________________ группа №________
Заключение ГПМПК от _______________
F 83 R 47.1 F90
Рекомендована адаптированная программа для детей с ОВЗ, имеющих нарушения когнитивных функций
Сильные стороны ребенка | Слабые стороны ребенка |
Речевое развитие Преодолел речевой негативизм, без стеснения общается с взрослыми и сверстниками. Проявляет познавательный интерес на логопедических занятиях, старательно выполняет упражнения на развитие правильного звукопроизношения. При работе с нетрадиционным оборудованием по обучению грамоте проявляет инициативу, свободно ориентируется в предлагаемом материале, выполняет поставленные задачи с интересом | Речевое развитие Речь не понятна сверстникам и взрослым. Развернутая фразовая речь с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Из-за недостатка когнитивных и речевых возможностей не может объяснить значение многих слов. Существенные затруднения в употреблении предлогов, в согласовании сущ. с прил. и числительными. Наличие выраженных нарушений согласования слов. Стойкие нарушения при образовании слов (с помощью ум.-ласк. суффикса, приставки; относительных прил.). Неточное понимание и употребление обобщающих понятий, незнание названий слов, выходящих за рамки повседневного общения (части тела, название профессий и действий связанных с ними). Лексические замены. Структура предложений нарушена за счет пропуска, перестановки главных и второстепенных членов. Нарушение связности и последовательности рассказа, пропуски элементов сюжетной линии, фрагментарность изложения, нарушение временных и причинно-следственных связей в тексте. Трудности в воспроизведении слов разной слоговой структуры (перестановка, усечение, добавление слогов и звуков). Звуковая сторона характеризуется неточностью артикуляции многих звуков, нечеткостью дифференциации их на слух. Искаженное произношение шипящих и сонорных звуков. Не определяет наличие и место звука в слове, самостоятельно не придумывает слово на заданный звук. |
Физическое развитие Гармоничное развитие. Двигательный опыт богат. Проявляет хорошую выносливость, быстроту, силу. Выражена потребность в двигательной деятельности. | Физическое развитие Соответствует возрасту (по диагностике инструктора по физ. воспитанию). Из наблюдений воспитателей: слабо контролирует способ выполнения упражнений, не обращает внимания на качество движений, не может составить несложные комбинации из знакомых упражнений. Двигается, действует неосторожно. |
Познавательное развитие Проявляет интерес к самостоятельному познанию, обследованию предметов, выделению их свойств и качеств. Интересуется развивающими играми на преобразование; логическими задачами, видоизменением геом.фигур.
| Познавательное развитие Недостаточно сформированы возрастные эталонные представления о цвете, форме, величине. Не использует в речи слов-терминов, обозначающих цвет, форму, величину.
|
Социально-коммуникативное развитие Ребенок активно общается со сверстниками и взрослыми. Проявляет инициативу в общении, делится впечатлениями, задает вопросы, привлекает к общению детей. Заинтересован совместной игрой, эмоциональный фон общения – положительный. Ориентируется на общепринятые нормы поведения в обществе (без напоминания здоровается, прощается, уважительно обращается к взрослым). Культурно – гигиенические навыки сформированы по возрасту. | Социально-коммуникативное развитие Пропускает структурные компоненты повествовательного рассказа. В творческом рассказывании не самостоятелен. Словарный запас беден. Знает мало игр, затрудняется в объяснении правил другим. Социальные представления ограничены. Познавательный интерес к окружающему миру, городу, стране снижен. Общение со сверстниками. Произвольная деятельность и самоконтроль. |
Художественно-эстетическое развитие Проявляет стремление к общению с книгой, с удовольствием слушает литературные произведения. Любит рисовать, лепить, создавать конструктивные постройки. Выражает желание посещать концерты, муз.театры. Освоил различные изобразительные техники. Может организовать рабочее место. Принимает участие в процессе выполнения коллективных работ. | Художественно-эстетическое развитие Не знает жанров литературных произведений. Не активен в музыкальной деятельности. Не распознает характер музыки. |
Цель коррекционно-развивающей работы: создание условий для коррекции когнитивных функций, общего недоразвития речи 3 уровня, стертой формы дизартрии.
Задачи коррекционно-развивающей работы:
- Учить понимать обобщающее значение слов. Учить использовать в речи местоимения «мой-моя-моё-мои» в сочетании с сущ. Учить образовывать относительные прилагательные, слова при помощи ум-ласк. суффикса и глаголов с разными приставками; учить согласовывать слова относительно категорий числа, пространства (падежи, предлоги), времени.
- Учить составлять предложения по демонстрации действий, распространять предложения введением однородных членов.
- Уточнять произношение сохранных звуков: гласных первого ряда, м н п т ф в б к г х с з и их мягких вариантов. Закреплять их на уровне слога, слова, предложения.
- Учить различать на слух гласные и согласные звуки. Учить выделять в слове первый звук.
- Лексические темы: «Помещение детского сада», «Магазин одежды, обуви», «Посуда», «Игрушки», «Осень», «Зима», «Овощи-фрукты», «Домашние и дикие животные», «Части тела», «Новый год», праздники весны.
- Развивать ритмико-мелодико-интонационную сторону речи
- Формировать слоговую структуру слова (6 ритмов): двусложные с первым и вторым ударным; трехсложные с первым, вторым, третьим ударным; односложные.
- Развивать фонематический слух, используя картинки-ассоциации.
- Развитие способности удерживать и концентрировать внимание.
- Развитие вербально – слуховой памяти
- Развитие логического мышления
- Развитие мыслительных процессов: анализ, синтез
- Развитие восприятия цвета, формы,
- Развивать ориентировку в пространстве и времени
- Развитие воображения и творческой активности
- Развитие коммуникативных качеств
- Развивать представления о свойствах предметов (длине, ширине, высоте, толщине, весу, объёму).
- Развивать познавательную активность, кругозор, познавательную мотивацию, интеллектуальную способность детей.
- Развивать детскую самостоятельность и инициативу, дружеские взаимоотношения и сотрудничество со сверстниками.
- Воспитывать любовь к своей семье, чувство собственного достоинства, самоуважение, стремление к активной
деятельности и творчеству.
Диагностический модуль:
Специалист | Диагностические методики |
Учитель-логопед | Е.А. Стребелева «Психолого-педагогическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста» |
Воспитатели | Программа «Детство» / В.И. Логинова и др. – М.: Детство-Пресс, 2010. |
Педагог-психолог | 1.Познавательная сфера (восприятие, внимание, память, мышление, воображение) (Пакет методик, разработанных творческой группой педагогов Методического кабинета МУ «УДУ» города Северска): Методики: «Разрезные картинки», «Пирамидка», «Коробка форм», «Заборчик», «Нелепицы» 2.Эмоционально-волевая сфера, коммуникативная и психофизиологическая - Метод наблюдения - «Выбор в действии» (из пакета методик разработанных творческой группой педагогов Методического кабинета МУ «УДУ» города Северска): - Тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье» 3. Комфортность, защищенность личности воспитанника ДОУ - Метод наблюдения |
Коррекционно – развивающий модуль:
- Описание (перечень) специальных образовательных программ, методических разработок
- Филичева, Чиркина «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей 3 уровня»
- ИКТ: «Игры для тигры», авторские разработки «Игры со смешариками», упражнения для развития познавательной деятельности
- Нетрадиционная методика обучения грамоте Н. Зайцева
- Технология «Символ-тест»
- Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
- Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская, А.П.Воронова, Т.А. Нилова «Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения с взрослыми и сверстниками (для детей от 3 до 6 лет). «Детство – Пресс» 2000г.
- С.Г. Шевченко Готовимся к школе. Программно-методическое оснащение коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР. ООО «Ника-Пресс», 1998г.
- Индивидуальный образовательный маршрут
Индивидуальный образовательный маршрут на 2014 – 2015 учебный год
Ф.И.О. ребенка ____ в МБДОУ ________________
Направление работы (специалист) | Кол-во часов в неделю | Время проведения | Используемые программы, методы и технологии | Форма проведения занятий | Ф.И.О. специалиста |
Психологическая помощь (педагог-психолог) | 2 |
Вторник 9.00-9.25 Пятница 9.30 – 9.55 | Модифицированная программа А.Л Сиротюк «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью» Методы и приемы:
Когнитивные упражнения | Индиви- дуальная | |
Логопедическая помощь (учитель-логопед) | 4 | Пн 9.50-10.10 Ср. 11.45-12.05 Чт. 9.00-9.20 Пт. 15.00-15.20 | Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина «Программа логопедической работы по преодолению ОНР у детей», ИКТ «Игры для тигры», авторские разработки, Кубики Н. Зайцева, Технология «Символ-тест» | Индиви- дуальная, подгруп-повая |
|
Педагогическая помощь (воспитатели) | В течение дня | В течение дня | Технология группового сбора, программа «Детство», палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, кубики Никитина, технология «Символ-тест» | Индивиду-альная, подгруп-повая |
Оздоровительно-профилактический модуль:
Утренняя гимнастика, психогимнастика, пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, гимнастика после сна, закаливание.
Социально-педагогический модуль:
Консультации педагога-психолога «Возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста. Нормы психического развития» (ноябрь), « Застенчивый ребенок » (декабрь), « Учимся играя»
Консультации логопеда: «Артикуляционная гимнастика дома», «Звуки вокруг нас», «Развитие графических навыков у дошкольников», «Развитие мелкой моторики, сенсорное развитие по методике М. Монтессори», «Приемы автоматизации поставленных звуков»
Консультации воспитателей:
- «Играйте с нами» (игры по развитию речи),
- «10 способов как привлечь внимание ребенка»
- «Психология взаимоотношений в семье»
- «Воспитание высоких нравственных качеств у детей»
- «Влияние музыки на психику ребенка»
- «Влияние родительских установок на развитие детей»
- «Что скрывается под маской лени?»
- «Разговор как терапевтическое средство»
- «Обучение творческому рассказыванию»
Результаты коррекционно-развивающей работы
Речевое развитие
|
Познавательное развитие
7. Ребенок научится анализировать черты характера героев сказки. Выполнять такие задания как: "найди девятое" и "логические цепочки" по двум признакам. 8. Ребенок научится складывать картинку из 6 частей без образца и из 7-8 частей - со зрительной опорой на образец. 9. Ребенок научится самостоятельно выделять 7 сходств и семь отличий при сравнении предметов. 10. Ребенок сможет выполнять обобщения первого и второго порядка: - дикие и домашние животные; - растения (деревья, цветы, грибы, ягоды); - вещи (головные уборы, одежда, обувь); - рыбы, спортивные принадлежности, птицы, насекомые. 11.Ребенок сможет классифицировать предметы по двум признакам на основе имеющихся обобщений без помощи взрослого. |
Социально-коммуникативное развитие
|
Художественно-эстетическое развитие Знает жанры литературных произведений. Проявляет активность в музыкальной деятельности. Различает музыку по характеру. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная образовательная программа для ребенка-инвалида
ч. 1 ст. 79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273 (далее – Федеральный закон "Об образовании в Российс...
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
Цель: выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ОВЗ, в условиях: компенсирующей группы....
Индивидуальная образовательная программа для ребенка-инвалида с РАС и интеллектуальной недостаточностью.
Программа составлена с учетом специфических особенностей моторно-двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного развития ребенка с РАС и ИН; ве...
Индивидуальная образовательная программа «Одаренный ребенок»
Индивидуальная образовательная программа...
Индивидуальная образовательная программа для ребенка с ТНР (1 год обучения).
Индивидуальная образовательная программа разработана для ребенка с ТНР, с учетом особенностей образовательного процесса в группе корригирующей направленности (логопедической) МАДОУ....
«Индивидуальная образовательная программа для ребенка 4-5 лет с сердечно-сосудистым заболеванием в условиях группы комбинированного вида в детском саду».
Злободневность сердечно-сосудистых болезней обусловлена широкой распространенностью, высочайшим показателем смертности и важными социально-экономическими утратами. Таким образом, актуальность дан...
Индивидуальная образовательная программа для ребенка старшего дошкольного возраста с ТНР
представлена индивидуальная образовательная программа для ребенка старшего дошкольного возраста с ТНР...