Лексико -грамматические игры для родителей
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Грамматический строй речи усваивается ребёнком постепенно, самостоятельно, путём подражания речи взрослых, в процессе общения и разнообразной речевой практики.
Трудность в овладении грамматической стороной речи в том, что ребёнок не осознаёт этих значений, употребляет их интуитивно
У детей с той или иной речевой патологией понижена способность воспринимать различия лексико-грамматических элементов речи, что ограничивает их возможности и способности, необходимые для продуктивного и творческого применения конструктивных элементов языка в процессе речевого высказывания. Таким образом, у детей, имеющих нарушения речи формирование грамматического строя языка характеризуется наличием выраженных нарушений согласования и управления. У них значительно затруднён механизм словообразования и словоизменения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Грамматический строй речи усваивается ребёнком постепенно, самостоятельно, путём подражания речи взрослых, в процессе общения и разнообразной речевой практики.
Трудность в овладении грамматической стороной речи в том, что ребёнок не осознаёт этих значений, употребляет их интуитивно
У детей с той или иной речевой патологией понижена способность воспринимать различия лексико-грамматических элементов речи, что ограничивает их возможности и способности, необходимые для продуктивного и творческого применения конструктивных элементов языка в процессе речевого высказывания. Таким образом, у детей, имеющих нарушения речи формирование грамматического строя языка характеризуется наличием выраженных нарушений согласования и управления. У них значительно затруднён механизм словообразования и словоизменения.
Предлагаю игровые упражнения, способствующие развитию лексико- грамматической стороны речи у детей 5-7 лет.
- Игра «Скажи ласково».
Учим ребёнка образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных.
Взрослый называет большой предмет, а ребёнок – маленький. Например: мяч – мячик.
Аналогично проводить игру со словами по разным лексическим темам.
- Игра «Один и много».
Учим ребёнка образовывать форму множественного числа существительных в именительном падеже.
Взрослый называет существительное в единственном числе, а ребёнок называет существительное во множественном числе именительного падежа.
Например: стакан – стаканы.
Аналогично проводить игру со словами по разным лексическим темам.
- Игра «Жадина».
Учим ребёнка согласовывать притяжательные местоимения с существительными.
Взрослый называет существительное, а ребёнок подбирает подходящее притяжательное местоимение «мой», «моя», «моё», «мои».
Например: кукла – моя кукла.
Аналогично проводить игру со словами по разным лексическим темам.
- Игра «Я вижу».
Учим ребёнка образовывать имена существительные единственного числа в винительном падеже.
Взрослый показывает натуральные предметы или предметные картинки, а ребёнок, говорит, что или кого он видит.
Например: Мяч – Я вижу мяч.
Собака – Я вижу собаку.
Аналогично проводить игру со словами по разным лексическим темам.
- Игра «Есть – нет».
Учим ребёнка образовывать имена существительные единственного числа в родительном падеже.
Взрослый говорит, что у вас есть, а ребёнок, говорит, чего у него нет. Например: У меня есть помидор. – А у меня нет помидора.
Аналогично проводить игру со словами по разным лексическим темам.
- Игра «Кому что нужно?»
Учим ребёнка образовывать имена существительные единственного числа в дательном падеже.
Взрослый начинает предложение, а ребёнок заканчивает предложение. Например: Кисть нужна … (художнику).
Кость нужна … (собаке).
- Игра «Чем угостишь?»
Учим ребёнка образовывать имена существительные единственного числа в творительном падеже.
Взрослый начинает предложение, а ребёнок заканчивает предложение. Например: Зайца угощу … (морковкой).
Собаку угощу … (косточкой). Курицу угощу … (пшеном).
- Игра «Я думаю».
Учим ребёнка образовывать имена существительные единственного числа в предложном падеже.
Взрослый называет слово, а ребёнок, говорит, о ком или о чём он думает. Например: Кукла – Я думаю о кукле.
Самолёт – Я думаю о самолёте.
- Игра «Один – одна».
Учим ребёнка согласовывать числительные «один», «одна» с существительными.
- Взрослый называет существительное, а ребёнок подбирает к этому существительному числительное «один» или «одна».
Используйте для игры натуральные предметы и предметные картинки или рисуйте их вместе с ребёнком.
Например: Шапка – одна шапка.
Мяч – один мяч.
Аналогично проводить игру со словами по разным лексическим темам.
- Подобрать к числительным «один», «одна» как можно больше существительных.
Например: Один – нос, мяч и т.д.
Одна – кукла, кровать и т.д.
- Игра «Два – две».
Учим ребёнка согласовывать числительные «два», «две» с существительными.
Используйте для игры натуральные предметы и предметные картинки или рисуйте их вместе с ребёнком. Взрослый показывает картинку, а ребёнок подбирает к этому предмету числительное «два» или «две».
Например: Два самолёта.
Две машины.
Аналогично проводить игру со словами по разным лексическим темам.
- Игра «Сосчитай от 1 до 5».
Учим ребёнка согласовывать числительные с существительными.
Предложите ребёнку считать по образцу. Используйте для игры натуральные предметы и предметные картинки или рисуйте их вместе с ребёнком.
Например: одна груша, две груши, три груши, четыре груши, пять груш. Аналогично проводить игру со словами по разным лексическим темам.
- Игра «Скажи, какой, какая?»
Учим ребёнка образовывать относительные прилагательные.
Например: Сок из апельсина - … (апельсиновый сок). Стакан из стекла - … (стеклянный стакан). Кофта из шерсти - … (шерстяная кофта).
Лист берёзы - … (берёзовый лист).
- Игра «Вместе делать веселей».
Учим ребёнка изменять глаголы по числам.
Взрослый предлагает ребёнку сказать по образцу. Например: Он сидит. – Они сидят.
Он лежит. – Они … (лежат).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лексико-грамматические игры для дошкольников
В данном материале содержится подборка игр по формированию грамматического строя речи дошкольников, которые можно использовать как в режимных процессах, так и в ходе непосредственно-образовательной де...
Лексико-грамматические игры "Мой-моя-моё" в старшей логопедической группе.
Развитие лексико-грамматического строя речи....
Лексико - грамматические игры
Лексико - грамматические игры, способствуют развитию словаря и формированию правильных лексико - грамматических категорий....
"Лексико-грамматические игры".
Игра для ребёнка – это мощнейшая сфера “самости” : самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации . Она оказывает большое влияние и на развитие речи , так как игровая ситуа...
Буклет "Лексико - грамматические игры для дошкольников"
Материал содержит логопедические игры, направленные на развитие лексико - грамматического строя речи дошкольников....
Рекомендации для родителей лексико - грамматические игры и упражнения для детей подготовительной к школе группы по теме Насекомые
Лексико - грамматические игры и упражнения для детей подготовительной к школе группы по теме "Насекомые"...
Лексико-грамматические игры для детей старшего дошкольного возраста на тему "ЛЕТО" (материал для родителей в речевой газете)
Картотека лексико-грамматических игр направленных на развитие связного словаря для детей старшего дошкольного ваозраста....