Лексико-грамматические игры для дошкольников
учебно-методический материал (развитие речи) на тему
В данном материале содержится подборка игр по формированию грамматического строя речи дошкольников, которые можно использовать как в режимных процессах, так и в ходе непосредственно-образовательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
leksiko-grammaticheskie_igry_dlya_doshkolnikov.doc | 699 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры для формирования
лексико-грамматического
строя речи детей
Очень важно учить ребенка пониманию значений грамматических форм как можно раньше (с 3—4 лет). В процессе их усвоения приобретаются грамматические навыки, формируется грамматический строй речи. А современный ребенок должен овладеть системой родного языка уже к 4,5—5 годам. Если смысл "грамматических форм остается ребенку непонятен, он будет затрудняться и в понимании высказываемых мыслей. Ребенок, не усвоивший в практической речи грамматического строя родного языка до школы, испытывает затруднения в усвоении учебного материала в школе.
Постепенность овладения грамматическим строем речи объясняется не только возрастными закономерностями нервной деятельности ребенка, но и сложностью грамматической системы русского языка.
Когда же у ребенка имеется общее недоразвитие речи (ОНР), формирование грамматического строя происходит с еще большими трудностями: темп усвоения более медленный, выявляются затруднения как в выборе грамматических средств для выражения мыслей, так и в их комбинировании.
Поскольку в игре обучение идет успешнее, чем при использовании только дидактических методов и приемов, формировать грамматически правильную речь нужно в ходе специальных игр и игровых упражнений с наглядным материалом, которые подбираются с учетом возраста детей (3—4 года) и видов логопедической работы.
Варьирование игр с привлечением разнообразного материала облегчает усвоение изучаемых грамматических форм при сохранении эмоционально-положительного отношения к заданию, способствует поддержанию интереса и внимания детей на протяжении всего занятия, более экономичному использованию учебного времени.
С помощью предлагаемых ниже игр даже в самых сложных случаях удается обеспечить коррекцию лексико-грамматической стороны речи дошкольников, преодоление аграмматизма.
МАГАЗИН ИГРУШЕК
Цель. Учить детей практическому использованию в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: -к-, -ок-, -ечк-, -еныс-, -юс-, -очк-; упражнять в употреблении глагола хотеть, активизировать словарь детей по теме «Игрушки».
Наглядный материал. На ковролине пары картинок (силуэты) разного размера (большие и маленькие): пирамида — пирамидка, кукла — куколка, машина — машинка, флаг — флажок, матрешка — матрешечка, мишка — ми-шенька, карандаш — карандашик, самолет — самолетик, пароход — пароходик, корзина — корзиночка, сумка — сумочка, шар — шарик, фонарь — фонарик.
Описание игры. Воспитатель предлагает детям поиграть «в магазин». Воспитатель (или ребенок) — продавец, дети — покупатели.
Взрослый создает разные ситуации, предлагая детям подходить по одному или парами, и сам подходит к «продавцу» за покупкой.
Примерные ситуации:
«Я хочу купить мяч, а для своей сестренки (братишки, маленькой соседки) — мячик».
«Мы хотим купить самолет, а для малыша в другой группе — самолетик».
И т. д.
НАКОРМИ ВЕЛИКАНА
Цель. Упражнять детей в образовании существительных множественного числа.
Наглядный материал. На ковролине плоскостные фигуры Великана и Кота в сапогах, силуэтные изображения продуктов питания: конфета — конфеты, яйцо — яйца, орех — орехи, сосиска — сосиски, пряник — пряники, котлета — котлеты, торт — торты, помидор -— помидоры, огурец — огурцы, яблоко — яблоки, груша — груши, вишня — вишни, банан — бананы, лимон — лимоны и т. д.
Описание игры Кот в сапогах принес Великану продукты. Какие — перечисляет воспитатель или ребенок, прикрепляя их изображения около фигуры Великана на ковролине.
Воспитатель. Что это?
Дети. Конфета, яйцо, орех, пряник, торт, сосиска, котлета, помидор, банан и т. д.
Великан не наелся, требует много еды. Педагог просит детей помочь Коту в сапогах накормить Великана. Дети образуют существительные множественного числа от предложенных воспитателем существительных единственного числа, обозначающих продукты питания.
— Что принес Кот в сапогах?
— Конфеты, яйца, орехи, сосиски, лимоны, торты, вишни, яблоки, грушиит. д. (Дети прикрепляют картинки к ковролину)
ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК
Цель. Учить детей образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных при помощи суффиксов: -чик-, -ик-, -ек-.
Наглядный материал. «Волшебный сундучок», на ковролине пары силу-этно изображенных картинок: мяч — мячик, зонт — зонтик, шар — шарик, стул —стульчик, бант — бантик, торт — тортик, фонарь - фонарик, стакан — стаканчик, кувшин — кувшинчик, цветок — цветочек.
Описание игры.
1-й вариант. Дети вынимают из «волшебного сундучка» пары картинок, прикрепляют их к ковролину и называют пары слов.
2-й вариант. «Кто самый внимательный?»
Цель. Развитие слухового внимания и слухового восприятия.
Воспитатель . Снимите с ковролина и возьмите себе ту картинку, которую я назову.
Воспитатель тихо произносит слова: бант, тортик, стаканчик, кувшин, зонтик, цветочек, мяч и т. д.
ПУТАНИЦА
Цель. Учить детей образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных, составлять с ними предложения, активизировать словарь по теме «Одежда, обувь».
Наглядный материал. На ковролине две плоскостные куклы, отличающиеся по размеру: Даша и Дашенька. Коробка с набором одежды большого и маленького размера для кукол (по их силуэтам). Одежда на липучках прикрепляется к фигуркам кукол или к ковролину. Набор одежды и обуви: шарф — шарфик, платье — платьице, шапка — шапочка, куртка — курточка, сапоги — сапожки, халат — халатик, шуба — шубка, пижама — пижамка, ботинки — ботиночки, блузка — блузочка, трусы — трусики, кофта — кофточка, передник — передничек, сарафан — сарафанчик, майка — маечка, шорты — шортики, тапки — тапочки, юбка — юбочка, футболка — футболочка.
Описание игры. Воспитатель говорит, что в гости к детям пришли две куклы — Даша и Дашенька.
Воспитатель. Как вы думаете, какую куклу зовут Даша?
Дети. Большую.
Воспитатель. А какую куклу зовут Дашенька?
Дети. Маленькую.
Воспитатель. Даша и Дашенька перепутали свою одежду. Помогите им разложить одежду правильно и скажите, кому что подойдет. Какие вещи будем давать Даше? Дети. Большие.
Воспитатель. А Дашеньке? Дети. Маленькие. Дети достают вещи и прикрепляют их к куклам, затем к ковролину рядом с куклами, говорят: «Даше даю платье, Дашеньке — платьице» и т. д.
ЧТО У МАЛЬЧИКА В ЧЕМОДАНАХ?
Цель. Учить детей практическому употреблению существительных в винительном падеже.
Используемый материал.
Силуэтное плоскостное изображение мальчика с двумя чемоданами в руках. Силуэты одежды и обуви: спортивный костюм, шорты, пиджак, трусы, майка, футболка, носки, брюки, шапочка, ботинки, кроссовки, сандалии.
Описание игры. Мальчик отправился в путешествие. Он собрал одежду и обувь и упаковал их в чемоданы.
Педагог. Что у мальчика в чемоданах?
Дети составляют предложения и прикрепляют картинки к ковролину
Дети. У мальчика в чемодане рубашка (спортивный костюм, шорты, пиджак, трусы, майка, носки, брюки, шапочка, ботинки, кроссовки, сандалии).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников"
В настоящее время много детей дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии. Основные трудности проявляются при развернутых ответах на сложные вопросы, дети не могут по...
ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
В статье рассмотрены особенности проведения фронтальных логопедических занятий,направленных на развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.Даются к...
Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий у старших дошкольников с ТНР (опыт работы)
Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий...
РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИНТЕРАКТИВНУЮ ИГРУ «ОСЕНЬ В ЛЕСУ»
Интерактивная игра — одна из особо продуктивных информационно-коммуникативных технологий, создающих оптимальные условия развития и самореализации участников коррекционно-воспитательного процесса...
паспорт к дидактической игре "Алаас" формирование лексико-грамматической речи у старших дошкольников
паспорт к дидактической игре "Алаас" формирование лексико-грамматической речи у старших дошкольников...
Формирование лексико-грамматических категорий у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством дидактической игры и компьютерных технологий.
Обоснована роль коррекционного обучения для развития лексико-грамматических категорий у детей с задержкой психического развития. Даны примерные виды игровых упражнений для развития речи у дошкольника...
Совершенствование фонетико-фонематических функций и лексико-грамматического строя речи у дошкольников в играх и упражнениях.
Предлагаемые упражнения будут способствовать пониманию грамматических конструкций, развитию у ребёнка чувства языка, внимания к языковым формам и тем самым создавать благоприятный фон для формирования...