Картотека постановки звуков
картотека по логопедии

Мартыненко Олеся Петровна

Материал включает в себя описание коррекции нарушеных звуков, с указанием нужных артикуляциоонных упражнений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_postanovki_zvukov.doc205.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                Коррекция звука «С».

        «С» - согласный, ротовой, твёрдый, глухой, щелевой, язычно-зубной звук.

        Правильное положение органов артикуляции при произнесении звука «С».

        1. Губы растянуты в улыбке.

        2. Зубы сближены на расстояние около 1 мм или неплотно сомкнуты.

        3. Кончик языка упирается в нижние резцы, передняя часть спинки языка выгнута к верху.

        4. Боковые   края   языка   плотно   прилегают   к   верхним коренным зубам.

        5. Посередине языка образуется желобок.

        6. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в полость носа.

        7. Голосовые связки разомкнуты и не вибрируют.

        Артикуляция звука С мягкого отличается только тем, что спинка языка чуть больше выгнута к твёрдому нёбу, а кончик языка чуть сильнее упирается в нижние резцы. При этом язык немного больше смещён вперёд.

        Подготовительные упражнения.

Дыхательные.

        1. Набрав в лёгкие воздух, с силой выдувать (а не просто выдыхать) его через вытянутые вперёд «трубочкой» губы. Тактильный контроль при помощи руки, зрительный при помощи бумаги или кусочка ваты.

        2. Высунуть язык так, чтобы он лежал на нижней губе. Вдоль языка до его середины положить палочку (спичку) и надавить для образования канавки. Губы округлить, но не напрягать. Зубы разомкнуты. Вдохнув, с силой выдувать воздух, раздувая щёки. Контроль ладонью руки, полоской бумаги или кусочком ваты.

        3. Проделать предыдущее упражнение без использования палочки.

        4. «Фокус». Рот приоткрыть, язык «чашечкой» выдвинуть вперёд и поднять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на чёлочку.

        5. «Загнать мяч в ворота». Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками.

        Упражнения для губ.

        1. «Улыбка». Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.

        2.  «Заборчик». Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

        3. «Трубочка». Вытягивание губ вперёд длинной трубочкой.

        4. «Хоботок». Вытягивание сомкнутых губ вперёд.

        5. «Бублик».   Зубы   сомкнуты.   Губы   округлены   и   чуть вытянуты вперёд. Верхние и нижние резцы видны,

        6. «Кролик». Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

        Упражнения для языка.

        1. «Лопаточка». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

        2. «Чашечка». Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

        3. «Иголочка», «стрелочка», «жало». Рот открыт. Узкий язык выдвинут вперёд.

        4. «Горка». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

        5. «Трубочка». Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

        6. «Грибок». Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

        7. «Часики», «маятник». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт логопеда к уголкам рта.

        8. «Змейка».   Рот   широко   открыт.   Узкий   язык   сильно выдвинуть вперёд и убрать в глубь рта.

        9. «Качели». Рот открыт. Напряжённым языком тянуться попеременно к носу и подбородку, либо к верхним, и нижним резцам.

        10. «Футбол», «бочка». Рот закрыт. Напряжённым языком упереться то в одну, то в другую щёку.

        11. «Почистить зубы». Рот закрыт. Круговыми движениями языка провести между губами и зубами.

        12. «Катушка». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы. Боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперёд и убирается в глубь рта.

        13. «Лошадка». Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку,

        14. «Гармошка». Рот открыт, язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

        15. «Маляр». Рот открыт. Широким кончиком языком, как кисточкой, ведём от верхних резцов до мягкого нёба.

        16. «Вкусное варенье». Рот открыт. Широким языком облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

        Каждое упражнение выполняется несколько раз.

        Упражнение.

        1. Язычок спит в своей постельке (широко открытый рот, язык расслаблен).

        2. Язычок проснулся и чистит зубки изнутри и снаружи.

        3. Язычок пошёл гулять (высунуть язык вперёд), но чего-то испугался и спрятался за заборчик (язык спрятать за зубами).

        4. А потом он снова вышел.

        5. Подул ветер.

        6. Язычок замёрз и свернулся в желобок.

        7. Ветер подул ещё сильнее, и язык свернулся в трубочку.

        8. После прогулки язычок вернулся домой, облизал нижнюю губу, лёг в постель и уснул.

Основные виды нарушения произношения звука «С».

  1. Межзубный сигматизм.

        При нём кончик языка не упирается в нижние резцы, а просовывается между зубами. Предрасполагающие факторы:

        •Передний открытый прикус.

        • Слишком массивный язык.

        • Слишком долгое сосание соски.

        • Затянувшаяся смена молочных зубов.

        Способы постановки.

        • Ребёнку   предлагают  соединить   зубы   и,   глядя   в   зеркало произнести звук С, иногда лучше давать ИС или ИСИ.

        •  При помощи зонда с длинной петлёй логопед удерживает язык ребёнка в нужном положении, и просит сказать С.

  1. Губно-зубной сигматизм.

        При нём в образовании щели участвует, кроме языка нижняя губа, которая сближается с верхними резцами, при этом вместо звука С, слышится звук похожий на Ф.

        Предрасполагающие факторы:

        • Прогнатия - аномалия прикуса, связанная с выступанием вперёд верхней челюсти.

        • Недостатки фонематического слуха.

        Способ постановки.

        Предлагается ребёнку произнести звук С, а логопед или сам ребёнок оттягивает вниз нижнюю губу, либо нажимает на подбородок и оттягивает его вниз.

  1. Боковой сигматизм.

        При нём струя выдыхаемого воздуха идёт не по желобку, а выходит в боковую щель. Это может быть следствием аномалии прикуса, либо неправильного положения языка во рту, когда одна часть языка провисает, не прижимаясь к верхним коренным зубам. Предрасполагающие факторы:

        • Боковой открытый прикус.

        • Слабые, вялые мышцы языка.

        • Парезы мышц языка.

        • Узкий язык.

        Этапы постановки.

        1. Отрабатывается широкий, распластанный язык.

        2. Удержание широкого распластанного языка под счёт.

        3. Отрабатывается воздушная струя (при этом язык, может быть, просунут между зубами).

        4. Шепелявое межзубное С первично закрепляется в слогах и словах.

        5. Исправление межзубного сигматизма.

        4.Призубный сигматизм.

        При этом сигматизме, язык не упирается в нижние резцы, а упирается в границу зубов, либо в верхние зубы. Если язык упирается в верхние зубы, то получается замена С на Т, 3 на Д. Предрасполагающие факторы:

        • Глубокий закрытый прикус.

        • Прямой закрытый прикус.

        • Недостатки фонематического слуха.

        • Снижение физиологического слуха.

        Способ постановки.

        Использовать зонд с петлёй, либо шпатель, которым логопед опускает язык ребёнка за нижние зубы. Правильная артикуляция достигается в два этапа:

        • Отрабатывается межзубное произношение, т.е. ребёнка просят положить  язык  на  нижние  резцы  и  в  таком  положении

отрабатывается воздушная струя. При этом внимание ребёнка обращают на то, какие ощущения возникают от прохождения воздушной струи по кончику языка.

        • Язык опускается за нижние резцы, либо с помощью зонда или шпателя, либо просим ребёнка произнести звук С с сомкнутыми зубами.

  1. Шипящий сигматизм.

        При этом виде сигматизма, кончик языка не упирается в нижние резцы, а оттянут в глубь рта. Спинка языка резко выгнута к твёрдому нёбу и желобок по ней не образуется, по этому воздушная струя не идёт направленным потоком, а как бы растекается по языку, и вместо свиста слышится шум. Похожий на мягкое Ш.         Предрасполагающие факторы:

        •  Недоразвитие фонематического слуха.

        •  Снижение физиологического слуха.

        Способ постановки.

        Используют те же два этапа:

        1. Отрабатывается межзубное положение (во многих случаях бывает нужно отработать его в слогах и словах).

         2. Исправление межзубного сигматизма.

  1. Носовой сигматизм.

        Для этого нарушения характерно то, что язык оттянут вглубь рта. Корень языка поднят вверх и смыкается с мягким нёбом, которое в свою очередь опущено низко.         Таким образом, открывается проход для воздушной струи в носовую полость.         Предрасполагающие факторы:

        • Ринолалия.

        • Парез мягкого нёба.

        Способ постановки.

        1. Упражнения на дифференциацию ротового и носового выдоха.

        2. То же самое, что и при боковом сигматизме.

                                                Коррекция звука «3».

        «3» - согласный, ротовой, твёрдый, звонкий, щелевой, язычно-зубный звук.

                        

        Правильное положение органов артикуляции при произнесении звука «3».

        1. Губы растянуты в улыбке.

        2. Зубы сближены на расстояние около 1 мм или неплотно сомкнуты.

        3. Кончик языка упирается в нижние резцы, передняя часть спинки языка выгнута к верху.

        4. Боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам.

        5. Посередине языка образуется желобок.

        6. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в полость носа.

        7. Голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

                

Подготовительные упражнения.

                                                        Дыхательные.

        1. Набрав в лёгкие воздух, с силой выдувать (а не просто выдыхать) его через вытянутые вперёд «трубочкой» губы. Тактильный контроль при помощи руки, зрительный при помощи бумаги или кусочка ваты.

        2. Высунуть язык так, чтобы он лежал на нижней губе. Вдоль языка до его середины положить палочку (спичку) и надавить для образования канавки. Губы округлить, но не напрягать. Зубы разомкнуты. Вдохнув, с силой выдувать воздух, раздувая щёки. Контроль ладонью руки, полоской бумаги или кусочком ваты.

        3. Проделать предыдущее упражнение без использования палочки.

        4. «Фокус». Рот приоткрыть, язык «чашечкой» выдвинуть вперёд и поднять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на чёлочку.

        5. «Загнать мяч в ворота». Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками.

        Упражнения для губ.

        1. «Улыбка». Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.

        2. «Заборчик». Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

        3. «Трубочка». Вытягивание губ вперёд длинной трубочкой.

        4. «Хоботок». Вытягивание сомкнутых губ вперёд.

        5. «Бублик».   Зубы   сомкнуты.   Губы   округлены   и   чуть вытянуты вперёд. Верхние и нижние резцы видны.

        6. «Кролик». Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

        Упражнения для языка.

        1. «Лопаточка». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

        2. «Чашечка». Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

        3. «Иголочка», «стрелочка», «жало». Рот открыт. Узкий язык выдвинут вперёд.

        4. «Горка». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

        5. «Трубочка». Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

        6. «Грибок». Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

        7. «Часики», «маятник». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт логопеда к уголкам рта.

        8. «Змейка».   Рот   широко   открыт.   Узкий   язык   сильно выдвинуть вперёд и убрать в глубь рта.

        9. «Качели». Рот открыт. Напряжённым языком тянуться попеременно к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

        10. «Футбол», «бочка». Рот закрыт. Напряжённым языком упереться то в одну, то в другую щёку.

        11.«Почистить зубы». Рот закрыт. Круговыми движениями языка провести между губами и зубами.

        12.«Катушка». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы. Боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперёд и убирается в глубь рта.

        13.«Лошадка». Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

        14.«Гармошка». Рот открыт, язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

        15.«Маляр». Рот открыт. Широким кончиком языком, как кисточкой, ведём от верхних резцов до мягкого нёба.

        16.«Вкусное варенье». Рот открыт. Широким языком облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

        Каждое упражнение выполняется несколько раз.

        Упражнение.        

        1. Язычок спит в своей постельке (широко открытый рот, язык расслаблен).

        2. Язычок проснулся и чистит зубки изнутри и снаружи.

        3. Язычок пошёл гулять (высунуть язык вперёд), но чего-то испугался и спрятался за заборчик (язык спрятать за зубами).

        4. А потом он снова вышел.

        5. Подул ветер.

        6. Язычок замёрз и свернулся в желобок.

        7. Ветер подул ещё сильнее, и язык свернулся в трубочку.

        8. После прогулки язычок вернулся домой, облизал нижнюю губу, лёг в постель и уснул.

        Основные виды нарушений произношения Звука «3».

  1. Межзубный сигматизм.

        При   нём   кончик   языка   не   упирается   в   нижние   резцы,   а просовывается между зубами. Предрасполагающие факторы:

        • Передний открытый прикус.

        • Слишком массивный язык.

        • Слишком долгое сосание соски.

        • Затянувшаяся смена молочных зубов.

        2. Губно-зубной сигматизм.

        При нём в образовании щели участвует,~тсроме языка нижняя губа, которая сближается с верхними резцами, при этом вместо звука 3, слышится звук похожий на В.

        Предрасполагающие факторы:

        • Прогнатия - аномалия прикуса, связанная с выступанием вперёд верхней челюсти.

        • Недостатки фонематического слуха.

        3. Боковой сигматизм.

        При нём струя выдыхаемого воздуха идёт не по желобку, а выходит в боковую щель. Это может быть следствием аномалии прикуса, либо неправильного положения языка во рту, когда одна часть языка провисает, не прижимаясь к верхним коренным зубам.

        Предрасполагающие факторы:

        • Боковой открытый прикус.

        • Слабые, вялые мышцы языка.

        • Парезы мышц языка.

        • Узкий язык.

        4. Призубный сигматизм.

        При этом сигматизме, язык не упирается в нижние резцы, а упирается в границу зубов, либо в верхние зубы. Если язык упирается в верхние зубы, то получается замена 3 на Д. Предрасполагающие факторы:

        • Глубокий закрытый прикус.

        •  Прямой закрытый прикус.

        •  Недостатки фонематического слуха.

        •  Снижение физиологического слуха.

  1. Шипящий сигматизм.

        При этом виде сигматизма, кончик языка не упирается в нижние резцы, а оттянут в глубь рта. Спинка языка резко выгнута к твёрдому нёбу и желобок по ней не образуется, по этому воздушная струя не идёт направленным потоком, а как бы растекается по языку, и вместо свиста слышится шум. Похожий на мягкое Ж.         Предрасполагающие факторы:

        • Недоразвитие фонематического слуха.

        • Снижение физиологического слуха

  1. Носовой сигматизм.

        Для этого нарушения характерно то, что язык оттянут вглубь рта. Корень языка поднят вверх и смыкается с мягким нёбом, которое в свою очередь опущено низко. Таким образом, открывается проход для воздушной струи в носовую полость.         Предрасполагающие факторы:

        •  Ринолалия.

        •  Парез мягкого нёба.

        Способ постановки.

        Звук "3" ставится от звука "С" путём включения голоса, через вибрационный контроль (рука ребёнка на шее).

                                                Коррекция звука «Ц».

        «Ц» - согласный, глухой, ротовой, твёрдый, смычно-щелевой, переднеязычный.

        Правильное положение органов артикуляции при произнесении звука «Ц».

        1. Губы в улыбке.

        2. Кончик языка, как при звуке «С», упирается в нижние резцы.

        3. Язык приподнят и выгнут. Передняя часть спинки языка касается шеек верхних зубов.

        4. Язык широко распластан, боковые края напряжены.

        5. В момент выдоха передняя часть спинки языка мгновенно размыкается с нёбом, кончик языка слегка отдёргивается от нижних зубов, усиливая тем самым толчок струи.

        6. Зубы сближены на расстояние примерно 1мм или сомкнуты.

        7.  Воздух выдыхается толчком в момент размыкания языка с нёбом. На ладони поднесённой ко рту ощущается холодный толчок воздуха.

        Звук «Ц» образуется при слиянии звуков «Т» и «С».

        Подготовительные упражнения.

        Дыхательные.

        1. Набрав в лёгкие воздух, с силой выдувать (а не просто выдыхать) его через вытянутые вперёд «трубочкой» губы. Тактильный контроль при помощи руки, зрительный при помощи бумаги или кусочка ваты.

        2. Высунуть язык так, чтобы он лежал на нижней губе. Вдоль

языка до его середины положить палочку (спичку) и надавить для образования канавки. Губы округлить, но не напрягать. Зубы разомкнуты. Вдохнув, с силой выдувать воздух, раздувая щёки. Контроль ладонью руки, полоской бумаги или кусочком ваты.

        3. Проделать предыдущее упражнение без использования палочки.

        4. «Фокус». Рот приоткрыть, язык «чашечкой» выдвинуть вперёд и поднять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на чёлочку.

        5. «Загнать мяч в ворота». Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками.

        Упражнения для губ.

        1. «Улыбка». Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.

        2. «Заборчик». Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

        3. «Трубочка». Вытягивание губ вперёд длинной трубочкой.

        4. «Хоботок». Вытягивание сомкнутых губ вперёд.

        5. «Бублик».   Зубы   сомкнуты.   Губы   округлены   и   чуть вытянуты вперёд. Верхние и нижние резцы видны.

        6. «Кролик». Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

        Упражнения для языка.

        1. «Лопаточка». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

        2. «Чашечка». Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

        3. «Иголочка», «стрелочка», «жало». Рот открыт. Узкий язык выдвинут вперёд.

        4. «Горка». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

        5. «Трубочка». Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

        6. «Грибок». Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

        7. «Часики», «маятник». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт логопеда к уголкам рта.

        8. «Змейка».   Рот   широко   открыт.   Узкий   язык   сильно выдвинуть вперёд и убрать в глубь рта.

        9. «Качели». Рот открыт. Напряжённым языком тянуться попеременно к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

        10. «Футбол», «бочка». Рот закрыт. Напряжённым языком упереться то в одну, то в другую щёку.

        11. «Почистить зубы». Рот закрыт. Круговыми движениями языка провести между губами и зубами.

        12. «Катушка». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы. Боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперёд и убирается в глубь рта.

        13.«Лошадка». Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

        14.«Гармошка». Рот открыт, язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

        15.«Маляр». Рот открыт. Широким кончиком языком, как кисточкой, ведём от верхних резцов до мягкого нёба.

        16.«Вкусное варенье». Рот открыт. Широким языком облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

        Каждое упражнение выполняется несколько раз.

        Упражнение-сказка о Весёлом язычке.

        Жил-был Весёлый язычок в своём домике. Догадайтесь, что это за домик. В домике этом Красные двери, Рядом с дверями Белые звери. Любят зверюшки

Конфеты и плюшки. Догадались? Этот домик-рот.

        1. Двери в домике то открываются, то закрываются (открыть и закрыть рот).

        2. Язычок часто выбегает из домика (высунуть язык).

        3. Вот он вышел погреться на солнышке, отдохнуть на крылечке (язык «лопаткой» на нижней губе).

        4. Подул лёгкий ветерок, Язычок поёжился (язык стрелочкой).

        5. Спрятался в домик и закрыл за собой дверь (язык убрать, рот закрыть).

        6. А на дворе солнышко спряталось за тучки, и забарабанил по крыше дождь (языком стучим в зубы, произносим «д-д-д-д»).

        7. Язычок не скучал дома, напоил котёнка молоком. Он лакал молочко (водим язычком по верхней губе сверху вниз, рот открыт).

        8. Потом котёнок облизнулся (облизать верхнюю и нижнюю губки справа налево, слева направо) и сладко зевнул (рот широко открыт).

        9. Язычок посмотрел на часы, они такали: «тик-так» (рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка дотрагиваемся до уголков рта).

        10. Пора Язычку спать.

        Способ постановки.

        Звук «Ц» ставится после звука «С». Ребёнку предлагают в быстром темпе произносить звуки «Т» и «С».

        Если нет «Т» и «С», то ставим механическим способом: просим произнести звук «Т» и быстрым движением зонда, опускаем язык за нижние резцы.

                                        Коррекция звуков «Ш» и «Ж».

        «Ш» — согласный, ротовой, твёрдый, глухой, щелевой, язычно-передне-нёбный звук.

        «Ж» - согласный, ротовой, твёрдый, звонкий, щелевой, язычно-передне-нёбный звук.

        Правильное положение органов артикуляции при произнесении звуков «Ш» и «Ж».

        

        

        1. Губы выдвинуты вперёд и округлены в форме рупора.

        2. Язык в форме чашечки, кончик языка поднят к нёбу, но не касается его.

        3. Между корнем языка и задней частью твёрдого нёба образуется сужение.

        4. Боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам.

        5. Мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки.

        6. Голосовые связки разомкнуты и не вибрируют (звук «Ш»). При произнесении   звука   «Ж»   голосовые   связки   сомкнуты   и вибрируют.

        7. Струя воздуха сильная, тёплая.

        Подготовительные упражнения.

         Дыхательные.

        1. Набрав в лёгкие воздух, с силой выдувать (а не просто выдыхать) его через вытянутые вперёд «трубочкой» губы. Тактильный контроль при помощи руки, зрительный при помощи бумаги или кусочка ваты.

        2. Высунуть язык так, чтобы он лежал на нижней губе. Вдоль языка до его середины положить палочку (спичку) и надавить для образования канавки. Губы округлить, но не напрягать. Зубы разомкнуты. Вдохнув, с силой выдувать воздух, раздувая щёки. Контроль ладонью руки, полоской бумаги или кусочком ваты.

        3. Проделать предыдущее упражнение без использования палочки.

        4. «Фокус». Рот приоткрыть, язык «чашечкой» выдвинуть вперёд и поднять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на чёлочку.

        5. «Загнать мяч в ворота». Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками.

        Упражнения для губ.

        1. «Улыбка». Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.

        2. «Заборчик». Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

        3. «Трубочка». Вытягивание губ вперёд длинной трубочкой.

        4. «Хоботок». Вытягивание сомкнутых губ вперёд.

        5. «Бублик».   Зубы   сомкнуты.   Губы   округлены   и   чуть вытянуты вперёд. Верхние и нижние резцы видны.

        6.«Кролик». Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

        Чередование положений губ: «заборчик» - «бублик»; «улыбка» - «хоботок».

        Упражнения для языка.

        1. «Лопаточка». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

        2. «Чашечка». Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

        3. «Иголочка», «стрелочка», «жало». Рот открыт. Узкий язык выдвинут вперёд.

        4. «Горка». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

        5. «Трубочка». Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

        6. «Грибок». Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

        7. «Часики», «маятник». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт логопеда к уголкам рта.

        8. «Змейка».   Рот   широко   открыт.   Узкий   язык   сильно выдвинуть вперёд и убрать в глубь рта.

        9. «Качели». Рот открыт. Напряжённым языком тянуться попеременно к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

        10. «Футбол», «бочка». Рот закрыт. Напряжённым языком упереться то в одну, то в другую щёку.

        11. «Почистить зубы». Рот закрыт. Круговыми движениями языка провести между губами и зубами.

        12. «Катушка». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы. Боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперёд и убирается в глубь рта.

        13. «Лошадка». Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

        14. «Гармошка». Рот открыт, язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

        15. «Маляр». Рот открыт. Широким кончиком языком, как кисточкой, ведём от верхних резцов до мягкого нёба.

        16. «Вкусное варенье». Рот открыт. Широким языком облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

        17. «Оближем   губки».  Рот  приоткрыт.   Облизать  сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

        Каждое упражнение выполняется несколько раз.

        Упражнения для формирования правильного произношения звуков «Ш» и «Ж».

        «Наказать непослушный язычок». Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки ПЯ-ПЯ-ПЯ...

        «Приклей конфетку». Положить широкий язык на нижнюю губу. На кончик языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить конфетку к нёбу за верхними резцами.         «Кто дальше загонит мяч».

        Цель: вырабатывать плавную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

        Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. И, как бы произнося длительно звук «Ф», сдуть ватку на противоположный край стола.

        Основные виды нарушений произношения звука «Ш».

        1. «Щёчное» произношение «Ш» и «Ж». Язык не принимает участия в артикуляции, выдыхаемая струя воздуха встречает препятствие не между языком и губами, а между сближенными (иногда сжатыми) между собой зубами и прижатыми к ним с боков углами рта. Образуется «тупой» шум, а при произнесении звонкого «Ж» к шуму прибавляется голос; произнесение звука сопровождается надуванием щёк.

        2. «Нижнее» произношение «Ш» и «Ж». Щель образуется не сближением задней спинки языка с твёрдым нёбом, а передней частью    спинки.    При   таком    артикулировании   шипящие приобретают    мягкий    оттенок,    напоминая    звук,    «Щ», произносимый без присущей ему долготы. В некоторых случаях при таком артикулировании может произноситься твёрдый звук.

        3. Заднеязычное произношение «Ш» и «Ж». Щель образуется сближением задней части спинки языка с твёрдым нёбом. В этом случае шум, напоминающий шум при звуке «X» или звонком фрикативном «Г», как в южнорусских областях.

        4.  Межзубное произношение.

        5. Боковое произношение

        Предрасполагающие факторы:

        • Аномалии прикуса.

        • Затянувшаяся смена молочных зубов.

        •  Аномалии в строении нёба (высокое).

        • Недостатки фонематического слуха.

        • Очень короткая подъязычная связка.

        Приёмы постановки звуков «Ш» и «Ж».

        1. При ненарушенном произнесении «Р» можно поставить «Ш» и «Ж» от этого звука. Ребёнок произносит слог «ра» и в этот момент логопед прикасается шпателем или зондом к нижней поверхности его языка, чтобы затормозить вибрацию. При шёпотном произнесении «ра» слышится «ша», а при громком «жа».

        2. Постановка от звука «С». Ребёнок несколько раз произносит слог «са» и во время его произнесения постепенно (плавно) поднимает кончик языка по направлению к альвеолам. По мере подъёма языка меняется характер шума согласного звука. В момент появления шипящего шума, соответствующего акустическому эффекту нормального «Ш», логопед фиксирует внимание ребёнка с помощью зеркала на этой позе. Затем просит сильно подуть на кончик языка, присоединяя к выдоху звук «А» (в результате слышится слог «ша»). Ребёнок произносит слог «Ра» при верхнем положении языка и внимательно прислушивается к тому, какой звук при этом получается.

        3. Механический способ. Ребёнок произносит несколько раз слог «Са», и логопед вводит под язык зонд. С его помощью переводит кончик языка в верхнее положение и регулирует степень его подъёма до появления нормально звучащего «Ш». Логопед фиксирует зонд в этом положении,  просит ребёнка вновь произнести тот же слог и внимательно вслушаться. После нескольких тренировок в произнесении «ша» с помощью зонда логопед фиксирует внимание ребёнка на положении языка и выясняет, может ли он самостоятельно поставить язык в нужную позицию.

        4. По подражанию. Логопед отчётливо произносит звук «Ш», ребёнка просят внимательно вслушаться и повторить этот звук.

        5. Постановка «Ш» от звука «Т». Ребёнка просят произносить звук «Т» с прерыванием, вытянуть губы вперёд (если необходимо, то можно помочь руками).

        

                                                Коррекция звука «Р».

        «Р» - согласный, ротовой, твёрдый, звонкий, вибрант, язычно-альвеолярный звук.

        Нормальное положение органов артикуляции при произнесении звука «Р».

        1. Губы   разомкнуты   и   принимают   положение   следующего гласного.

        2. Расстояние между зубами примерно 4-5мм.

        3. Кончик языка поднимается к основанию верхних зубов. Он напряжён и вибрирует в проходящей воздушной струе.

        4. Переднесредняя часть спинки языка прогибается.

        5. Задняя часть языка отодвинута назад и слегка поднимается к мягкому нёбу.

        6.Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, голосовыдыхательная струя проходит посередине.

        7. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос.

        8. Голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

        9. Сильная воздушная струя разрывает смычку кончика языка и нёба, язык вибрирует.

        

        Мягкий звук «Р» отличается от твёрдого тем, что при его артикулировании средняя часть спинки языка поднимается к твёрдому нёбу (примерно, как при гласном «И»), кончик языка находится несколько ниже, чем при твёрдом «Р», задняя часть спинки языка вместе с корнем продвинута вперёд.

        Упражнения для формирования правильного произношения звука «Р».

        1. «Автомат».   Рот   закрыт.   Наряжённым   кончиком   языка постучать в зубы, многократно и отчётливо произнося «т-т-т». Убыстряя темп.

        2. «Пулемёт».  Напряжённым  кончиком языка постучать в сомкнутые зубы, отчётливо и многократно произнося «д-д-д».

        3. «Барабанщики».   Улыбнуться,   открыть  рот  и  постучать кончиком языка в верхние резцы, многократно и отчётливо произнося «д-д-д».

        4. «Шмель». Рот открыт, язык в виде чашечки поднят вверх, боковые края прижаты к коренным зубам, передний край свободен.   Посередине   языка   идёт   воздушная   струя, подключается голос.

        5. «Лошадка». Присосать язык нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

        6. «Гармошка». Рот открыт, язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

        7. «Маляр».   Рот  открыт.   Широким   кончиком  языка,   как кисточкой, ведём от верхних резцов до мягкого нёба.

        8. «Вкусное варенье». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.

        9. «Грибок». Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

        10. «Индюк». Приоткрыть рот, энергично проводить широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, добавить голос, пока не послышится: «бл-бл» как индюк болбочет.

        11. «Фокус». Рот приоткрыть, язык чашечкой высунуть вперёд и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или чёлочку.

        12. Набрав в лёгкие воздух, с силой выдувать (а не просто выдыхать) его через вытянутые вперёд «трубочкой» губы.

        Тактильный контроль при помощи руки, зрительный при помощи бумаги или кусочка ваты.

        13. «Загнать мяч в ворота». Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками.

        Упражнения для губ.

        1. «Улыбка». Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.

        2. «Заборчик». Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

        3. «Трубочка». Вытягивание губ вперёд длинной трубочкой.

        4.  «Хоботок». Вытягивание сомкнутых губ вперёд.

        5. «Бублик».   Зубы   сомкнуты.   Губы   округлены   и   чуть вытянуты вперёд. Верхние и нижние резцы видны.

        6. «Кролик». Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

        Чередование положений губ: «заборчик» — «бублик»; «улыбка» - «хоботок».

        Упражнения для языка.

        1. «Лопаточка». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

        2. «Чашечка». Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

        3. «Иголочка», «стрелочка», «жало». Рот открыт. Узкий язык выдвинут вперёд.

        4. «Горка». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

        5. «Трубочка». Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

        6.«Часики», «маятник». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт логопеда к уголкам рта.

        7. «Змейка».   Рот   широко   открыт.   Узкий   язык   сильно выдвинуть вперёд и убрать в глубь рта.

        8. «Качели». Рот открыт. Напряжённым языком тянуться попеременно к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

        9. «Футбол», «бочка». Рот закрыт. Напряжённым языком упереться то в одну, то в другую щёку.

        10. «Почистить зубы». Рот закрыт. Круговыми движениями языка провести между губами и зубами.

        11. «Катушка». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы. Боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперёд и убирается в глубь рта.

        12. «Оближем  губки».  Рот  приоткрыт.  Облизать  сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

        Каждое упражнение выполняется несколько раз.

        Недостатки произношения звука «Р» (ротацизм).

        1. Велярное произношение. При велярной артикуляции щель образуется на месте сближения корня языка с мягким нёбом, выдыхаемый воздух, проходя через эту щель, вызывает беспорядочную   многоударную   вибрацию   мягкого   нёба. Вследствие этого возникает шум, который примешивается к тону голоса.

        2. Увелярное произношение. При увелярном «Р» вибрирует только маленький язычок; вибрация носит гармоничный характер и не сопровождается шумом.

        3. Боковой ротацизм. При этом нарушении, вибрирует только один из боковых краёв языка, смычка между языком и коренными   зубами   разрывается,   и   через   неё выходит голосовыдыхательная струя, как при звуке «Л», в результате произносится звук, в котором как бы сливаются «Р» и «Л».

        4. При «щёчном» произношении «Р» щель для выдыхаемой струи воздуха образуется между боковым краем языка и верхними коренными зубами, вследствие чего колеблется (вибрирует) щека. При этом на тон голоса накладывается шум. Изредка нарушение бывает двусторонним.

        5. Одноударное  произношение  «Р».  При  нём,   отсутствует вибрация, но место артикуляции оказывается таким же, как при нормально произносимом звуке.

        6. «Кучерское» «Р». В этом случае вибрируют сближенные губы.

        7. Встречаются также замены звука «Р» парным мягким «Р», а также «Л», «Ы», «Д», «В», «Г», «И» и др.

        Мягкий «Р» может нарушаться так же, как и твёрдый, но вместе с тем нередки случаи, когда нарушается только твёрдый звук, а мягкий оказывается ненарушенным.

         Предрасполагающие факторы:

        •  Укороченная подъязычная связка.

        • Недостатки моторики языка, т.е. неумение совершать языком быстрые и чёткие движения.

        • Высокое и узкое (готическое) нёбо.

        • Слишком плоское и низкое нёбо.

        • Недостатки в строении языка (слишком большой и массивный или слишком маленький и узкий).

        • Недостатки фонематического слуха.

        • Нарушение целостности артикуляционного аппарата (врождённое или приобретённое поражение мягкого или твёрдого нёба).

        Способы постановки.

        1. По     подражанию.     Логопед     объясняет     правильную артикуляцию звука, затем   произносит звук, а ребёнок ему подражает.

        2. Постановка   «Р»   от   звука   «Ж».   Ребёнку   предлагается произносить «Ж» протяжно, при несколько открытом рте, не округляя губы, при этом язык постепенно перемещается вперёд к дёснам верхних резцов, так может получиться прекативное «Р» с недостаточной вибрацией. Для усиления вибрации рекомендуется подключить сочетание этого звука со звуком «Т».

        3. Под упражнение «Грибок». Ребёнка просят сделать «Грибок», а затем сильно дунуть так, чтобы струя воздуха разорвала смычку между языком и передней частью нёба. Таким способом может получиться одноударный звук «Р».

        4. Постановка от сочетания «ДЖ» либо от. звука «Д». Ребёнка просят произносить сочетание звуков «ДЖ» или звук «Д», а логопед зондом делает движения вперёд - назад, вправо -влево под передней частью языка. Этот способ эффективен при мягком и расслабленном языке.

        5. Способ разложения артикуляции на составные части. Отрабатывается нужное положение языка. Широкая передняя часть языка упирается в альвеолы, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Выработка вибрации. Для этого на одном выдохе многократно произносится звук «Д». Его артикулируют следующим образом: рот несколько открыт, а смыкание переднего края языка происходит не с резцами, а с альвеолами. Сначала серии из трёх звуков, позже с ритмическим выделением какого-то звука.

        6. Если фонема «Р» заменяется своей мягкой парой, то можно добиться твёрдого произношения звука следующим образом: ребёнка просят протяжно произносить «РЬ» расширяя при этом рот, что вызывает автоматическое перемещение кончика языка назад.

        7. Постановка   «Р» от сочетания «ТД». Ребёнка просят по очереди произносить звуки «Т» и «Д» в сочетании «ТД» или «ТДД» в быстром темпе и ритмично. Они артикулируются при слегка открытом рте и при смыкании языка не с резцами, а   с   дёснами   верхних   резцов   или   альвеолами.   При многократном произнесении серий звуков «Д» и «Т» ребёнка просят сильно подуть на кончик языка, и в этот момент возникает вибрация.

                                                Коррекция звука «Л».

        «Л» - согласный, твёрдый, звонкий, ротовой, смычно-проходной, язычно-зубной звук.

        Нормальное положение органов артикуляции при произношении звука «Л».

        

        

        1. Губы в положении последующего гласного.

        2. Между верхними и нижними резцами небольшая щель.

        3. Язык в форме седла упирается кончиком в верхние резцы и дёсны, боковые края языка не смыкаются с коренными зубами, поэтому  по  бокам  ротовой  полости  остаётся  проход  для воздушной струи.

        4. Корневая часть языка поднята, мягкое нёбо поднято и закрывает проход в носовую полость.

        5. Голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

        Артикуляция мягкого «Л» отличается только тем, что вверх поднята не корневая часть языка, а средняя часть спинки языка и общая площадь касания языка с нёбом больше.

        Упражнения для языка.

        1. «Лопаточка». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

        2. «Чашечка». Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

        3. «Иголочка», «стрелочка», «жало». Рот открыт. Узкий язык выдвинут вперёд.

        4. «Горка». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

        5. «Трубочка». Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

        6. «Часики», «маятник». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт логопеда к уголкам рта.

        7. «Змейка».   Рот   широко   открыт.   Узкий   язык   сильно выдвинуть вперёд и убрать в глубь рта.

        8. «Качели». Рот открыт. Напряжённым языком тянуться попеременно к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

        9. «Футбол», «бочка». Рот закрыт. Напряжённым языком упереться то в одну, то в другую щёку.

        10. «Почистить зубы». Рот закрыт. Круговыми движениями языка провести между губами и зубами.

        11. «Катушка». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы. Боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперёд и убирается в глубь рта.

        12.«Оближем   губки».   Рот  приоткрыт.   Облизать   сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

        13. «Лошадка».  Присосать  язык  нёбу,  щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

        14.«Гармошка». Рот открыт, язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

        15. «Маляр». Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних резцов до мягкого нёба.

        16. «Вкусное варенье». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.

        17.«Грибок». Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

        18.«Индюк». Приоткрыть рот, энергично проводить широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, добавить голос, пока не послышится: «бл-бл» как индюк болбочет.

        19.«Пароход гудит». Приоткрыть рот и длительно произносить звук «Ы».         20.«Самолёт гудит». Рот приоткрыт. Губы растянуты, при длительном произнесении звука «Ы» проталкиваем кончик языка между верхними и нижними резцами, удерживаем его в этом положении. Слышится «Л».

        Дыхательные упражнения.

        1. «Фокус». Рот приоткрыть, язык чашечкой высунуть вперёд и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или чёлочку.

        2. Набрав в лёгкие воздух, с силой выдувать (а не просто выдыхать) его через вытянутые вперёд «трубочкой» губы. Тактильный контроль при помощи руки, зрительный при помощи бумаги или кусочка ваты.

        3. «Загнать мяч в ворота». Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками.

        Упражнения для губ.

        1. «Улыбка». Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.

        2. «Заборчик». Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

        3. «Трубочка». Вытягивание губ вперёд длинной трубочкой.

        4. «Хоботок». Вытягивание сомкнутых губ вперёд.

        5. «Бублик».   Зубы   сомкнуты.   Губы   округлены   и   чуть вытянуты вперёд. Верхние и нижние резцы видны.

        6. «Кролик». Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята, обнажает верхние резцы.

        Чередование положений губ: «заборчик» — «бублик»; «улыбкам - «хоботок».

        Каждое упражнение выполняется несколько раз.

        Недостатки произношения звука «Л» (ламбдацизм).

        1. Звук «Л» пропускается (ампа).

        2. «Л» не просто пропускается, но вместо неё удлиняются смежные гласные (аампа).

        3. Замена «Л» на «Ы» (ыампа).

        4. Замена «Л» на «Й» (йампа).

        5. Замена на мягкий «Л» (льампа).

        6. Замена «Л» на «Н» (нампа).

        7. Носовое произношение или замена на английское «X» (н дампа).

        8. Замена «Л» на «В» (вампа).

        9. Замена «Л» на «У» (уампа).

        10.Замена «Л» на «Р» (рампа).

        11.Полумягкое произношение похожее на немецкое «Ь», при этом задняя часть языка находится ниже нормы, а средняя выше, чем надо.

        Предрасполагающие факторы:

        • Укороченная подъязычная связка.

        • Большой, массивный язык.

        • Слабость артикуляционной моторики.

        • Недостатки фонематического слуха.

        Способы постановки.

        1. По     подражанию.     Ребёнок     принимает     нужн-.то артикуляционную   позу   после   объяснений   и   показа логопеда, а затем пытается произнести звук «Л».

        2. Использование близких по артикуляции гласных звуков «А», «Ы», «У».

        От звука «Ы». Выполняется упражнение  «Гудок»,  язык постепенно переводится за верхние зубы.

        От звука «А». Ребёнок тянет звук «А», при этом ритмично и многократно прикасается к верхней десне.

        От звука «У». Ребёнок тянет звук «У», при этом совершает ритмичные движения языком вперёд назад, также прикасаясь к верхней десне.

        3. С механической помощью. Ребёнка просят прижать язык к верхним зубам или губе и произносить протяжные звуки (гудеть), логопед в это время осторожно сдвигает шпателем кончик языка к верхней десне.

        4. В случаях, когда «Л» заменяется на «Н» или «Ы», у ребёнка не образуется боковых щелей, т.е. боковые края языка прижаты к коренным зубам. Ребёнку предлагают положить поперёк  языка   пластмассовую   палочку   или  тесёмку. Логопед просит ребёнка погудеть, и в это время с помощью тесёмки или палочки отгибает боковые края языка.

        5. По аналогии. Эффективен при замене твёрдого «Л» на мягкое или полумягкое. Ребёнка просят произносить пары звуков или слогов, где первый звук мягкий, а второй твёрдый. В этом ряду перед произнесением пары «Ль» - «Л», должны стоять звуки «ДЬ» - «Д», «Ть» - «Т».

        6. Ребёнка усаживают на стул с прямой спинкой, просят его прикусить кончик языка и гудеть, при этом сильно наклоняя голову вперёд. Либо можно попробовать положить ребёнку руку под подбородок и слегка нажать вверх.

        7. Если замена «Л»  на  «В»,  то  необходимо  наряду  с вышеперечисленными способами, нужно приучить ребёнка опускать нижнюю губу вниз.

        8. При произношении гнусавого «Л», ребёнка сначала учат перед зеркалом при широко открытом рте, удерживать корень языка внизу, а мягкое нёбо вверху и при этом выдыхать через рот. Полезны упражнения «Позёвывание» и опускание   и   поднимание  задней  части  языка  перед зеркалом. После того, как умение удерживать, корень языка и мягкое нёбо в нужном положении достигнуто, выбирается один из вышеперечисленных способов постановки звука.

                                        Коррекция звука «J» (йот).

         - согласный, звонкий, ротовой, щелевой, язычно-средненёбный звук.

        Нормальное положение органов артикуляции при произношении звука йот.

        1. Губы несколько растянуты, расстояние между резцами примерно 2мм.

        2. Кончик языка лежит у нижних резцов. Средняя часть спинки языка сильно поднята к твёрдому нёбу. Задняя её часть и корень продвинуты вперёд.

        3. Края языка упираются в верхние боковые зубы.

        4. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в носовую полость.

        5. Голосовые складки колеблются и образуют голос.

        6. Выдыхаемая струя воздуха слабая.

        В зависимости от фонетического положения звука он может артикулироваться при более узкой или более широкой щели.

        Упражнения для языка.

        1. «Лопаточка». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

        2. «Чашечка». Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

        3.  «Иголочка», «стрелочка», «жало». Рот открыт. Узкий язык выдвинут вперёд.

        4. «Горка». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

        5. «Трубочка». Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

        6. «Часики», «маятник». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт логопеда к уголкам рта.

        7. «Змейка».   Рот   широко   открыт.   Узкий   язык   сильно выдвинуть вперёд и убрать в глубь рта.

        8. «Качели». Рот открыт. Напряжённым языком тянуться попеременно к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

        9. «Футбол», «бочка». Рот закрыт. Напряжённым языком упереться то в одну, то в другую щёку.

        10. «Почистить зубы». Рот закрыт. Круговыми движениями языка провести между губами и зубами.

        11. «Катушка». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы. Боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперёд и убирается в глубь рта.

        12.«Оближем  губки».   Рот  приоткрыт.   Облизать  сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

        13. «Лошадка».  Присосать  язык  нёбу,  щёлкнуть  языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

        14.«Гармошка». Рот открыт, язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

        15.«Маляр». Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних резцов до мягкого нёба.

        16.«Вкусное варенье». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.

        17.«Грибок». Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

        18.«Позёвывание». Ребёнка просят позевать.

        19.«Глотание». Ребёнку капают на язык капельку воды и просят проглотить. Повторяют несколько раз.

        20.«Покашливание». Ребёнка просят покашлять.

        21.«Погреем ручки». Ребёнка просят дуть тёплым воздухом на руки, как бы произнося «ха».

        22.«Гудок». Длительное произнесение звуков «Ы» и «У».

        Упражнения для губ.

        1.        «Улыбка». Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.

        2.         «Заборчик». Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

        3.        «Трубочка». Вытягивание губ вперёд длинной трубочкой.

        4.        «Хоботок». Вытягивание сомкнутых губ вперёд.

        5.        «Бублик».   Зубы   сомкнуты.   Губы   округлены   и   чуть вытянуты вперёд.                 Верхние и нижние резцы видны.

        6.        «Кролик». Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние         резцы.

        

        Чередование положений губ: «заборчик» - «бублик»; «улыбка» - «хоботок».

        Каждое упражнение выполняется несколько раз.

        Недостатки произношения.

        Звук «]» (йот) нарушается редко. Его дефектное произношение чаще всего сводится к замене мягким «Л» (в его нижней или верхней артикуляции) или замене на мягкое «X».

        Способы постановки.

        1.         От сочетания с другими гласными. Чаще всего используют сочетание «иа» или «аиа». Ребёнку предлагают повторять сочетание, всё время, убыстряя темп, пока не получиться «Я». После этого первую часть от дифтонга «Я» отделяют и вводят в упражнения.

        2.        От сочетания «за» или «аза» с механической помощью. Ребёнка просят произнести это сочетание, а логопед в это время шпателем приподнимает язык так, чтобы получилось «жя», затем шпатель продвигается вглубь рта, чтобы получилось «Я». Можно использовать и другие слоги (зо, зу, зе).

                                        Коррекция звуков «К», «Г», «X».

        «К» - согласный, глухой, ротовой, смычный, язычно-задненёбный звук.

        «Г» - согласный, звонкий, ротовой, смычный, язычно-задненёбный звук.

        «X» - согласный, глухой, ротовой, щелевой, язычно-задненёбный звук.

                

        Правильное положение органов артикуляции при произношении звука «К».

        1.          Губы нейтральны и принимают положение следующего гласного.

        2.        Расстояние между верхними и нижними резцами до 5 мм.

        3.         Кончик языка опущен и касается нижних резцов, передняя и средняя части спинки языка опущены, задняя часть смыкается с нёбом.

        4.         Место смычки языка с нёбом меняется при разных фонетических условиях: при ка оно оказывается на границе мягкого и твёрдого нёба, при сочетании с лабиализованными гласными о и у смычка оказывается ниже (с мягким нёбом).

        5.        Боковые края языка прижаты к задним верхним зубам.

        6.         Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в полость носа.

        7.        Голосовые связки разомкнуты и не вибрируют.

        8.         Выдыхаемая струя взрывает смычку между языком и нёбом, в результате образуется характерный шум.

        При артикуляции «Г» добавляется участие голосовых складок, ослабляется сила выдоха и напряжение органов артикуляции по сравнению с «К».

        При артикуляции звука «X» в отличие от «К» задняя часть спинки языка не полностью смыкается с нёбом: по средней линии языка создаётся щель, проходя через которую выдыхаемый воздух производит шум.

        При произнесении мягких пар звуков «К», «Г» и «X» язык подвигается вперёд и производит смычку с нёбом (а для «X» — щель). Средняя часть спинки языка приближается к твёрдому нёбу. Передняя часть (как и при твёрдых «К», «Г» и «X») опущена. Кончик языка находится несколько ближе к нижним зубам, но не касается их. Губы несколько растягиваются и открывают зубы.

        Основные виды нарушений при каппацизме и гаммацизме.

        1.         Звук образуется смыканием голосовых складок, которые расходятся в момент прохождения через них воздушной струи

повышенного давления. Воздух с шумом прорывается через голосовую щель. Вместо «К» слышится гортанный щелчок. При произнесении звонкого к шуму добавляется голос. При хитизме слышится слабый гортанный шум.

        2.         Замена заднеязычных взрывных «К» и «Г» переднеязычными взрывными    «Т»    и    «Д»,    которые    носят    название паракаппацизма и парагаммацизма.

        3.         Замена звука «К» звуком «X».

        4.         Фрикативное (щелевое) произношение.

        Основные виды нарушения произношения звука "X" (хитизм).

        1.      Замена «X» на «К».

        2.        Гортанное произношение, которое возникает вследствие того, что   воздушная   струя   встречает   на   своём   пути   щель, образованную не языком и нёбом, а сближенными голосовыми складками.

                Предрасполагающие  факторы для нарушения произношения звуков «К», «Г» и «X»:

        • Неправильное строение твёрдого нёба (готическое).

        • Нарушение моторики языка.

        • Недостатки фонематического слуха.

        Упражнения для языка.

        1. «Лопаточка». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

        2. «Чашечка». Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

        3.  «Иголочка», «стрелочка», «жало». Рот открыт. Узкий язык выдвинут вперёд,

        4. «Горка». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

        5. «Трубочка». Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

        6. «Часики», «маятник». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт логопеда к уголкам рта.

        7. «Змейка».   Рот   широко   открыт.   Узкий   язык   сильно выдвинуть вперёд и убрать в глубь рта.

        8. «Качели». Рот открыт. Напряжённым языком тянуться попеременно к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

        9. «Футбол», «бочка». Рот закрыт. Напряжённым языком упереться то в одну, то в другую щёку.

        10. «Почистить зубы». Рот закрыт. Круговыми движениями языка провести между губами и зубами.

        11. «Катушка». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы. Боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперёд и убирается в глубь рта.

        12. «Оближем  губки».  Рот  приоткрыт.   Облизать  сначала

верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

        13. «Лошадка».  Присосать язык нёбу,  щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

        14. «Гармошка». Рот открыт, язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

        15. «Маляр». Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних резцов до мягкого нёба.

        16. «Вкусное варенье». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.

        17. «Грибок». Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

        18. «Гудок». Длительное произнесение звуков «Ы» и «У».

        19. «Позёвывание». Ребёнка просят позевать.

        20. «Глотание». Ребёнку капают на язык капельку воды и просят проглотить. Повторяют несколько раз.

        21. «Покашливание». Ребёнка просят покашлять.

        22.«Погреем ручки». Ребёнка просят дуть тёплым воздухом на руки, как бы произнося «ха».

        

        Упражнения для губ.

        1. «Улыбка». Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.

        2. «Заборчик». Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

        3.«Трубочка». Вытягивание губ вперёд длинной трубочкой.

        4.«Хоботок». Вытягивание сомкнутых губ вперёд.

        5.«Бублик».   Зубы   сомкнуты.   Губы   округлены   и  чуть вытянуты вперёд. Верхние и нижние резцы видны.

        12.«Кролик». Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

        Чередование положений губ: «заборчик» — «бублик»; «улыбка» - «хоботок».

        Каждое упражнение выполняется несколько раз.

        Способы постановки звука «К».

        1. По    подражанию.    Ребёнку    объясняют    особенности артикуляции звука и просят произнести его.

        2. От звука «Т» с механической помощью. Ребёнка просят произносить слоги «та-та-та» и в этот момент логопед нажимает шпателем на переднюю часть спинки языка, удерживая её за нижними резцами. В этот момент вместо «та» должно послышаться «тя», тогда логопед делает ещё более глубокий нажим на язык, чтобы получилось «кя», после этого шпатель вводится ещё глубже, благодаря чему получается «ка». В одних случаях эти этапы постановки звука «К» могут быть пройдены сразу на одном занятие, в других случаях необходимо задерживаться на каждом этапе. При этом способе постановки звука бывает нужно, чтобы ребёнок сам научился шпателем удерживать язык в нужном положении.

        Способы постановки звука «Г».

        1. По подражанию.

        2. Аналогично звуку «К» от «Т», ставится «Г» от «Д».

        3.  По аналогии от сочетаний «па-ба», «са-за», «та-да» и «ка-га».

        Способы постановки звука «X».

        1. По подражанию от упражнения «Погреем ручки».

        2. От звука «К». Ребёнка просят произнести звук «К» с придыханием   (кх).   После   этого   фрикативная   часть отделяется от взрывной и закрепляется упражнениями.

        3. Постановка    с    механической    помощью.    Делается аналогично звукам «К» и «Г», только от звука «С». Ребёнка просят произносить «са>>, протягивая согласный звук (ссса), логопед в это время шпателем нажимает на переднюю часть спинки языка, удерживая его за нижними резцами, получается звук средний между «ся» и «ща», после этого язык  продвигается  ещё  глубже  «хя»,  ещё  глубже  и получается «ха».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для учителей – логопедов «Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией»

В данной статье мы раскроем понятие о дизартрии, её патологические особенности, особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией, определим  специфику нарушений в прои...

Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией

Дизартрия является  следствием органического поражения   центральной нервной системы, обусловленная недостаточной иннервацией мышц артикуляционного аппарата....

КАРТОТЕКА "Постановка звуков"

Картотека по постановке звуков....

Картотека "Постановка звуков"

Если вы начинающий логопед, то вам будет интересно познакомиться с различными технологиями постановки звуков у дошкольников....