Методические разработки для оформления группового стенда "Советы логопеда"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Нестеренко Ирина Алексеевна

Методические разработки  по лексическим темам помогут родителям в игровой форме закрепить с детьми пройденный материал на занятиях с учителем-логопедом, уточнить и расширить словарный запас детей, совершенствовать  грамматические категории,  развить связную речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_sayta.docx25.13 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема «Осень. Признаки осени»

1 Пусть ребёнок расскажет об осени всё, что знает.

Если он затрудняется, помогите ему вопросами. Задавайте вопросы так, чтобы он ответил полным предложением. (Наступило, какое время года? Наступила осень. Листья на деревьях стали, какие?)

Помогите ребёнку запомнить приметы осени:

-Стало холодно, дует сильный ветер, идут моросящие дожди;

-листья на деревьях краснеютжелтеют и опадают, начался листопад;

- исчезли насекомые;

-птицы собираются в стаи и улетают на юг;

-дни стали короче – ночи длиннее;

-с полей и из садов убирают урожай овощей и фруктов;

- люди стали теплее одеваться;

-дети пошли в школу.

2. Выучите стихотворение.

«Озорники»

Закружился надо мной

Дождь из листьев озорной.

До чего же он хорош!

Где такой ещё найдёшь

Без конца и без начала?

Танцевать под ним я стала.

Мы плясали, как друзья,

Дождь из листиков и я.

3. Предложите ребенку нарисовать картинку «Красавица осень»

 

 

 

Лексическая тема «Деревья осенью»

1. Найдите деревья клёна, дуба, берёзы, рябины, ели, сосны.

    Рассмотрите с ребёнком ствол, кору, ветки, листья этих деревьев.

    Помогите ребёнку рассказать об особенностях каждого дерева.

2.  - Какие части дерева ты знаешь? (Корень, ствол, ветки, листья)

     - Где у дерева находится крона? (Объясните ребенку значение слова

        крона).  Крона – это верхняя часть дерева, это ветки с листьями.

     - А как называются плоды дуба? (Желуди).  

3. Игра «С какого дерева листок»

     Взрослый называет дерево, ребенок говорит какой лист.

     Например: В: «Это дерево называется берёза, а листочек…»

   

 4. Игра «Скажи ласково»

     В: «Я буду говорить простые слова, а ты превращай их в ласковые»

           (можно поиграть с мячом).

     Например: В: береза Р: березка.

     ель – елочка, сосна – сосенка, дуб – дубочек, рябина – рябинка, тополь –

     тополек, липа – липонька, осина – осинка, дерево – деревце, ветка – веточка,  

     лист – листочек,

5. Отгадать загадки.

  • Падают с ветки золотые монетки (Осенние листья).
  • На полянке девчонки в белых рубашках, зеленых полушалках (Береза).
  • Никто не пугает, а вся дрожит (Осина).
  • Кудри в речку опустила и о чем-то загрустила,
  • Я из крошки-бочки вылез, корешки пустил и вырос,

Стал высок и могуч, не боюсь ни гроз, ни туч.

  • Я кормлю свиней и белок, ничего, что плод мой мелок        (Дуб)
  • На дубовых ветках качаются детки,

Маленькие, озорные, на них шапочки резные         (Желудь)

  • Прилетает в гости к ней
  • Стайка алых снегирей.
  • По ветвям они снуют,
  • Красны ягодки клюют                (Рябина)

6. Обвести по контуру листья деревьев и раскрасить их.

 

 Лексическая тема «Овощи. Огород»

  1. Помогите ребенку назвать различные овощи.

  1. Уточнить с ребенком, где растут овощи, как за ними

         ухаживают, когда собирают урожай овощей.

     3. Игра «Придумай слово».

         Растет (что?)... Зеленеет... Краснеет... Созревает... Дергают...

         Маринуют... Срезают... Выкапывают... Варят... Жарят...

      4. Игра «Найди лишнее слово».

          Морковь, тыква, огурец, абрикос, помидор и т.п.

      5. Игра «Какой? Какая? Какие?».

          Морковь – сладкая, сочная, длинная, хрустящая...

          Огурец – ...

          Помидор – ... и т.д.

       6. Игра «Назови ласково».

          Огурец – огурчик;     Тыква -...

          Лук -...                         Чеснок -...

          Морковь -....               Помидор -...

      7. Игра «Сосчитай до пяти».

          Один огурец, два ..., пять огурцов

          Один помидор...

          Одна морковь...

 

 

 

 

 

 Лексическая тема «Сад. Фрукты»

1.«Назови ласково»

 Яблоко — яблочко               груша — грушка

лимон —лимончик                апельсин — апельсинчик

мандарин — мандаринчик    вишня — вишенка

банан — бананчик                  виноград – виноградик

2. «Один — много»

Яблоко — много яблок,               груша —много груш,

слива — много слив,                    персик — много персиков,

абрикос — много абрикосов,      хурма — много хурмы,

апельсин — много апельсинов,   лимон — много лимонов

вишня — много вишни (несколько вишен)

 3. «Посчитай фрукты»

Одно яблоко — два яблока — пять яблок,

одна груша — две груши — пять груш,

один банан — два банана — пять бананов.

4. «Назови сок, варенье»

Образование относительных прилагательных

Сок из яблок — яблочный,                    ... груш — грушевый,

... слив — сливовый,                               ... вишни — вишневый,

... лимонов — лимонный,                       ... абрикосов — абрикосовый,

... апельсинов — апельсиновый,            ... персиков — персиковый,

... мандаринов — мандариновый           ….граната — гранатовый  

…  ананаса - ананасовый                       …..кокоса - кокосовый      

                  

5.  «Скажи наоборот»

Поиск антонимов

-Персик большой, а абрикос маленький;

-у яблока семечек много, а у сливы одно — косточка;

-апельсин круглый, а банан длинный;

-лимон кислый, а персик сладкий;

-апельсин больше, а мандарин меньше.

Лексическая тема: «Лес. Грибы, ягоды».

Задание №1.

Уметь показывать и называть следующие грибы и ягоды: мухомор, поганка, подберёзовик, подосиновик, лисичка, сыроежка, опёнок, боровик и др., клюква, брусника, калина, черника, малина, рябина, боярышник и др.

Знать какие грибы съедобные, а какие несъедобные, где растут.

Знать, когда какие ягоды созревают. Как растут (на кусте, на дереве, на земле). Где растут (в лесу, на болоте и т.д.)

Задание №2.

Скажи, как я, обращая внимание на окончание.

В лесу растёт (что?) малина (боровик)

В лесу нет (чего?) малины (боровика)

В лесу я увидел (что?) малину (боровик)

В лесу я подошёл (к чему?) к малине (к боровику)

Из леса я вернулся (с чем?) с малиной, (с боровиком)

В лесу я думал (о чём?) о малине (о боровике)

Задание №3.

- Назови ласково.

Мухомор – мухоморчик             Малина -                                  Брусника -

Поганка –                                     Земляника-                              Калина -

Сыроежка -                                  Черника -                                 Рябина –

Задание №4.

- Подбери слово – действие.

Спросить у ребёнка: «Что можно делать с грибами?» (Искать, собирать, срезать, мыть, чистить, варить, жарить, сушить, солить, есть, пробовать и т.д.)

Аналогично спросить про ягоды.

Задание №5.

- Добавь в предложение нужный предлог.

Опята растут…пеньке.

Ягоды растут…лесу.

Подосиновик растёт…осиной.

Рябина растёт…дереве.

Подберёзовик растёт…берёзой.

Задание №6.

- Составить небольшой описательный рассказ. (любой ягоды или гриба).

Лексическая тема «Одежда, головные уборы»

Задание 1. Игра «Опиши свою одежду и обувь»

Кофта (какая?) - вязаная, шерстяная, красная, теплая, нарядная, новая, красивая…

Шапка (какая?) - …                Куртка (какая?) - …

Платье(какое?) - …                Брюки (какие?) - …

Задание 2. Игра «Что у куклы?»

У меня шапка, а у куклы - шапочка.

У меня шапка, а у куклы …

У меня куртка, а у куклы …

У меня платье, а у куклы …

У меня брюки, а у куклы …

У меня юбка, а у куклы …

Задание 3. Игра «Один - много»

Рубашка – рубашки

Брюки - …             Юбка - …

Шуба - …              Шарф - …

Сарафан - …          Майка - …

Задание 4. Игра «Сосчитай 1, 2, 5»

Юбка - одна юбка, бве юбки, пять юбок

Шапка - …            Куртка - …

Платье - …           Майка - …

Рукавица - …       Футболка - …

Задание 5. Составление рассказа – описания о предмете одежды.

«Платье - это женская одежда. Оно сшито из ткани. У платья есть воротник, рукава, пояс, подол, застёжка. Оно красное с белыми цветочками».

Задание 6. Игра «Четвертый лишний».

Шапка, пальто, плащ, юбка.

Панама, кепка, рубашка, косынка.

Лексическая тема «Обувь»

1. «Научись говорить правильно»

Когда мы приходим домой, то …РАЗУВАЕМСЯ.

Когда мы идем гулять, то …ОБУВАЕМСЯ.

В детском саду мы …ПЕРЕОБУВАЕМСЯ (значит снимаем

грязную обувь и обуваемся в чистую).

Попросите ребёнка ответить на следующие вопросы:

Где шьет обувь? (На обувной фабрике.)

Где продается обувь? (В магазине «Обувь» или в обувном магазине)

Где можно починить обувь? (В обувной мастерской.)

Кто чинит обувь? (Сапожник.)

2.«Какой, какая, какие?» 

 подбираем признаки к существительным

Сапог какой? ‒Кожаный, резиновый, детский, грязный, новый.

Обувь какая? ‒ Сменная, нарядная, женская, летняя, модельная, удобная.

Валенки какие? ‒ Зимние, теплые, войлочные, нарядные, серые.

3. «Один – много – ласково» 

образование множественного числа существительных

валенок – валенки – валеночки        сапог – сапоги – сапожки

шнурок – шнурки – шнурочки         каблук – каблуки– каблучки

4. «Есть – нет» 

родительный падеж единственного числа

подошва – нет подошвы пятка – нет пятки

каблук ‒ нет каблука застёжка – нет застёжки

5. «Доскажи словечко» 

образование относительных прилагательных от существительных
Обувь для зимы ‒ 
зимняя                Обувь для лета – летняя 

Обувь для спорта – спортивная     Обувь для дома – домашняя 

Обувь для праздника – праздничная
Обувь для женщин – 
женская        Обувь для мужчин – мужская 
Обувь для детей – 
детская 

Кроссовки из кожи –  кожаные    Ботинки из замши – замшевые

Сапоги из резины – резиновые     Туфли из вельвета – вельветовые

Лексическая тема «Игрушки»

  1. «ЖАДИНА»

           (согласование существительных с личным местоимением):

            МОЯ – кукла, машинка, собачка, пирамидка, юла, матрешка

            МОЙ – мяч, мишка, слон, робот, шарик, кубик, самолетик

            МОИ – игрушки, машинки, кубики, мячики, пирамидки, куклы

  1. «ОДИН – МНОГО»

          (образование форм множественного числа существительных в

            именительном падеже):

            мяч – мячи                        кукла – куклы

            кубик – кубики                 мишка – мишки

            машина – машины           пирамидка – пирамидки

            матрешка – матрешки     неваляшка – неваляшки

            робот – роботы                лошадка – лошадки

  1. «ИЗ ЧЕГО - КАКОЙ?»

          (образование относительных прилагательных):

           Самолетик из бумаги какой? (бумажный)

           Домик из картона какой? (картонный)

           Робот из железа какой? (железный)

           Лошадка из дерева какая? (деревянная)

           Мишка из плюша какой? (плюшевый)

           Кораблик из пластмассы какой? (пластмассовый)

           Утенок из резины какая? (резиновый)

           Солдатик из олова какой? (оловянный)

  1. «СКАЖИ НАОБОРОТ»

          (упражнение в подборе антонимов):

            Воздушный шарик легкий, а железная машинка … (тяжелая).

            Деревянный кубик твердый, а меховой слоник … (мягкий).

            У лошадки хвост длинный, а у зайчика хвост … (короткий).

            Воздушный шарик летит медленно, а самолетик летит … (быстро).

            Сын машинку сломал, а папа машинку … (починил).

            Мама игрушку спрятала, а дочка игрушку … (нашла).

            Дети игрушки разбросали, а потом игрушки … (собрали, убрали).

Лексическая тема «Посуда»

 1. Игра «Назови ласково»

     Тарелка – тарелочка       кастрюля – кастрюлька

     чашка – чашечка             блюдце - блюдечко

     (кружка, чашка, ложка, нож, миска, вилка, сковорода, самовар,

     солонка, маслёнка, стакан, кувшин, бокал, графин)

2. Игра «Один -много»

    Кувшин – много кувшинов         ложка – много ложек,          

    Чайник- много чайников              чашка- много чашек

    (кружка, нож, миска, кастрюля, вилка, сковорода, самовар, блюдце,

    солонка, сахарница, маслёнка, стакан, бокал, графин, селедочница,

    терка, крышка.)

4. Игра «Скажи наоборот»

    Острый – тупой                   высокая – низкая

    Большая – маленькая          прочная – хрупкая

    Широкая – узкая.                 мелкая – глубокая

5. Упражнение «Как называется?»

Посуда для сахара – сахарница          для соли –солонка

Для хлеба – хлебница                          для супа- супница

Для салата – салатница                        для масла – маслёнка

Для селедки – селедочница                 для перца – перечница

Для соуса – соусница                           для конфет – конфетница

 6. Упражнение «Какая бывает посуда?»

Чашка из фарфора (какая?) – фарфоровая  

Стакан из стекла (какой?) – стеклянный,  

Ложка из дерева – деревянная                            

Горшочек из глины – глиняный

Тарелка из пластмассы – пластмассовая          

Ложечка из серебра – серебряная

Посуда из металла – металлическая                  

Посуда из бумаги – бумажная

7. Упражнение «Подбери действие»

В кастрюле (что делают?) – варят                     на сковороде – жарят

В чайнике – кипятят                                            ложкой – едят

Ножом – режут                                                     в чашку - наливают


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме "Групповая работа воспитателя, направленная на повышение коммуникативной компетентности детей с глубокой умственной отсталостью, проживающих в ДДИ".

Для формирования коммуникативной компетентности требуется специальная система работы в воспитательно-образовательном процессе детских домов – интернатов.Основной формой для развития основ общени...

"Мастерская Деде Мороза" методическая разработка для оформления групповой комнаты в детском саду.

Конспекты занятий по изготовлению новогодних украшений своими руками, для старшего дошкольного возраста....

Методическая разработка «Использование технологии группового сбора в ознакомлении детей дошкольного возраста с культурой народов севера»

Групповой сбор можно назвать недостающим звеном в современной практике дошкольного образования, так как именно он обеспечивает связь между академическими знаниями, и практическими умениями и навыками,...

Методическая разработка Дидактическая игра в работе логопеда"

                         Дидактическая игра – средство развития познавательных процессов,  речи и мышления. Большое з...

Методическая разработка по оформлению детской странички- поздравления ко дню города!

О тебе любимая Печора раскажем!- детская страничка- поздравление для родителей...

Методическая разработка: Деловая игра для учителей-логопедов ДОУ "Супер логопед"

Деловая игра для учителей-логопедов позволит, в  творческой обстановке,  систематизировать знания педагогов о области образовательных технологий, вспомнить эффективные способы и методы корре...

методическая разработка по оформлению ВКР

Методические рекомендации предназначены для оказания помощи студентам при подготовке выпускной квалификационной работы (далее - ВКР). Даны рекомендации по выполнению разделов дипломного проекта, указа...