"Мастерская Деде Мороза" методическая разработка для оформления групповой комнаты в детском саду.
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему

Леонтьева Татьяна Алексеевна

Конспекты занятий по изготовлению новогодних украшений своими руками, для старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл masterskaya_deda_moroza.docx35.77 КБ

Предварительный просмотр:

Региональный конкурс «Снежная фантазия»

Методическая разработка совместной деятельности педагогов и детей по теме «Мастерская Деда  Мороза.»

                                                                              Подготовил коллектив соавторов

Леонтьева Татьяна Алексеевна

МБДОУ «Детский сад №55»

                                             

                                         Северск  Томской области

Методическая разработка: «Мастерская Деда Мороза»

Цель:

сформировать  у дошкольников представление о необходимости создания творческой, праздничной среды в дошкольном образовательном учреждении

Задачи:

- расширение знаний детей о вкусах, эмоционально-эстетических чувствах;

- формирование технических навыков, умений;

- развитие творческих способностей;

- знакомство детей с различными видами и жанрами изо искусства

- вовлечение родителей в организации украшения групповой комнаты

                Успех в реализации зависит от связи детского сада и семьи, а также в объединении  направлений: информационно- обучающее направление, поисково- исследовательское направление и творческо – практическое направление.


Информационно – обучающее направление предусматривает:

1 – расширение знаний о праздновании Нового года в разных странах мира (встречи со специалистами, просмотр видеофильмов, знакомство со специальной литературой )

2 – передача знаний другим детям ,,Играем – обучаясь”: проведение сюжетных и дидактических игр, бесед, викторин.

Поисково – исследовательское направление включает в себя:

1 – работу по сбору информации материалов;

2 – составления перечня изготовления материала для новогоднего оформления группы;

3 – составление сюжетных, дидактических игр, сценарий, праздников, развлечений, досугов совместной деятельности педагогов, детей и родителей

Творческо – практическое направление предусматривает:

1 – издательство пригласительных билетов, плакатов;

2 – изготовление новогодней елки, снежных балерин;

3 – роспись Деда Мороза и Снегурочки;

 

                                                                                             

Начав работу в «Мастерской Деда Мороза» мы:

- изучили практический материал и методическую литературу  ( см. приложение ):

- наметили следующие воспитательные и образовательные задачи:

*

Расширение знаний детей о декаративно-прикладном искусстве, декаративно-оформительском искусстве;

*

Формирование навыков оформления выставок своих работ;

*

Формирование навыка изготовления округлых форм и работы с моделями;

*

Пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с празднованием новогодних праздников, расширение знаний об истории и традициях своего народа,

*

Просвещение родителей в вопросах организации празднования Нового года.

  Вся жизнь детей насыщена игрой. Как в игре и через игру раскрыть потенциал ребёнка, дать ему много нужных и полезных знаний. С нашей точки зрения, этому помогает совместная деятельность педагогов и детей. Именно совместная деятельность – одно из самых эффективных средств развития творческих способностей ребёнка, в котором наиболее ярко реализуется педагогический принцип: учить играя.

   

Актуальность

    «Мастерская Деда Мороза»   ориентирована на всестороннее развитие личности ребёнка, его неповторимой индивидуальности. Главная цель  – сформировать у дошкольников основы оформительской деятельности. Способствовать воспитанию у детей художественной  культуры.

Новизна

       Впервые систематизированы средства и методы декоративно-оформительского искусства для детей дошкольного возраста.

                     

                         ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящий этап развития общества отличается интенсивным внедрением во все сферы человеческой деятельности новых, наукоёмких и высоких технологий, обеспечивающих более полную реализацию потенциальных способностей личности. Такая тенденция нашей действительности настоятельно требует подготовки подрастающих поколений, владеющих технологической культурой, готовых к преобразовательной деятельности и имеющих необходимые для этого научные знания. Технологическая культура – это новое отношение к окружающему миру, основанное на преобразовании, улучшении и совершенствовании среды обитания человека. Технологическое образование должно обеспечить человеку возможность более гармонично развиваться и жить в современном технологическом мире.

В современном, быстро меняющемся мире возникает необходимость позаботиться об укреплении связей ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Первое наше знакомство с миром, его познание и понимание проходят через игрушку. Это своеобразная школа чувств, которая активизирует мысли, фантазию, речь, память, эмоции, прививает любовь к прекрасному, она служит целям умственного, нравственного и эстетического воспитания.

В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении игрушек,  от простых изделий постепенно переходят к освоению более сложных образцов. В начале рекомендуется проработать простые модели из бумаги и картона, изготавливая игрушки-сувениры или  обьемные пригласительные билеты на елку .

Курс “Мастерской Деда Мороза” носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации, в познании традиций русского народного декоротивно-прикладного искусства и искусства других народов.

Цель : воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться.

В связи с этим задачами  являются:

- развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т.п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);

- формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, о взаимосвязи человека с природой – источником не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов;

- воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умение видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному населению - результатам трудовой деятельности предшествующих поколений;

- овладение детьми элементарными обобщенными технико-технологическими, организационно – экономическими знаниями; навыками оформительской деятельности;

- расширение и обогащение личного жизненно – практического опыта детей, их представление о профессиональной деятельности людей в различных областях культуры, о роли праздника в жизни человека.

«Мастерская Деда Мороза» рассчитана на 1 час в неделю для детей 6лет.

 На занятиях применяются словесные, практические методы, используется наглядность.

Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.

Требования к знаниям, умениям и навыкам при работе в мастерской

Иметь представление:

- о проектной деятельности в целом и её основных этапах;

- о понятиях конструкция (простая и сложная, однодетальная и многодетальная), композиция, чертёж, эскиз, технология, экология, дизайн;

Знать:

- правила ТБ;

- название и назначение ручных инструментов (ножницы, игла), контрольно-измерительных инструментов (линейка, угольник, циркуль), приспособлений (шаблон, булавки) и правила безопасной работы с ними;

- правила личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;

- правила общения;

- названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;

- что такое деталь (составная часть изделия);

- что такое конструкция и что конструкции изделий бывают однодетальными и многодетальными;

- основные требования дизайна к конструкциям, изделиям (польза, удобство, красота);

- виды материалов;

- последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;

- способы соединения с помощью клея ПВА, проволоки, ниток и тонких верёвочек;

- виды отделки: раскрашивание, аппликации, оригами.

Уметь:

- находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из Интернета);

- наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;

- различать материалы по их назначению;

- различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий;

- читать простейший чертёж (эскиз);

- качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделий с помощью клея, эстетично и аккуратно отделывать изделия рисунками, аппликациями;

- безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы);

- выполнять правила культурного поведения в общественных местах;

- выполнять посильные действия при оформительских работах.

Общетрудовые умения:

Самостоятельно:

- анализировать предложенное учебное задание;

- организовывать рабочее место в соответствии с разработанным проектом, подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления;

- экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех её этапах;

- выполнять доступные практические задания с опорой на чертёж (эскиз), схему.

С помощью воспитателя:

- выбирать темы для практических работ;

- формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных  или возникающих в ходе работы учебных проблем;

- выдвигать возможные способы их решения;

- доказывать своё мнение.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1.

Пригласительные билеты на праздник.(2 занятия)

Вводное занятие. Рисование. Тема: «Дворец для Снегурочки».

Цель: Учить рисовать дворец Снегурочки .Продолжать знакомить с архитектурой. Закреплять и совершенствовать представления, а также умения и навыки изображения и украшения постройки дворца. Развивать умение использовать цвет, как средство передачи настроения (прозрачность и плотность цветового тона, накладывание одного цвета на другой). Развивать умение передавать признаки необычности, сказочности применяя различные средства выразительности. Рисуя сюжет учить выделять главное, передавать взаимосвязь между объектами, используя все средства выразительности и особенно композицию (предметы близкого, среднего и дальнего плана). Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к искусству.  Формировать навык самоконтроля и самооценки.

Материал: бумага (фон), оборудование для работы красками.

Предшествующая работа. Чтение стихов о Деде Морозе и Снегурочке.

Закрепление навыков дома: Рисование на тему: «Терем Деда Мороза», «Избушка бабушки Зимы».

«У зимы в лесу» А. Прокофьева

У зимы в лесу изба-

На все стороны резьба!

Два столба хрустальных врыты,

Сторожить приставлены.

Ледяные окна скрыты

Ледяными ставнями.

См.приложение.

Желаем вам успехов в совместной работе с вашими детьми!

Изготовление Снегурочки из бумаги техникой оригами.

Второе занятие оригами. Тема: « Снегурочка».

Цель: Учить подбирать бумагу нужного цвета и заготовить из нее квадраты,                 закрепить технику складывания бумажных фигурок. Совершенствовать умение складывать бумагу «книжкой» и «косынкой». Развивать умение самостоятельно осуществлять сборку изделия, эстетично и аккуратно отделывать Снегурочку аппликацией. Развивать связную речь, ее выразительность, произвольную память. Развивать мелкую моторику. Формировать навык самоконтроля и самооценки.

Материал: цветная бумага (синяя, голубая, серебро, белая), оборудование для работы с бумагой.

Предшествующая работа: Чтение стихов и сказок о Снегурочки.

Закрепление навыков дома: Оригами на тему:  « Подружки для Снегурочки.»

Возьмите 2 квадрата синего цвета с одной стороны размером 8 на 8 см и 5 на 5 см. Квадрат большего размера положите синей стороной к себе и перегните пополам. (1). Опустите углы к линии перегиба (2). Получился домик с белой крышей. Отогните углы, совмещая стороны.(3).    В месте крыши появились руки. Согните  снизу  белую полоску.(4). Поместите и приклейте белую полоску в середину фигурки (заправить нижний край под отогнутую полоску шубки) (5). Маленький квадрат положите синей стороной к себе и перегните пополам (6). Поднимите нижний угол: он не доходит до верхнего угла (7). Белый угол-лицо, синяя часть-кокошник Снегурочки. Соедините и подклейте детали (8). Украсьте фигурку аппликацией: приклейте щечки, носик, глаза. Нарисуйте рот, пряди волос (9). См. приложение.      

Желаем вам успехов в совместной работе с вашими детьми!

Тема 2:

        Изготовление снежинок-балерин из бумаги. (2 занятия)

Вводное занятие .Цель:  Инструктаж по технике безопасности. Продолжать учить детей подбирать бумагу нужного размера для данного трафарета (балерина) , закрепить умение правильно держать в руках карандаш и обводить предмет точно по контуру. Совершенствовать умение вырезывать целые части и детали из бумаги. Развивать связную речь, ее выразительность, произвольную память. Развивать мелкую моторику, формировать навык самоконтроля и самоанализа.

Материал: альбомный лист, простой карандаш, ножницы, оборудование для аппликации. См. приложение.

Предшествующяя работа: Рассматривание иллюстраций, картинок, журналов о балете, просмотр знаменитого танца маленьких лебедей.

Закрепление навыков дома : Вырезывание из бумаги балерин- маленьких лебедей.

Желаем вам успехов в совместной работе с вашими детьми!

Изготовление снежинок из салфеток.

Второе занятие. Вырезывание. Тема: «Снежинки».

Цель:

Инструктаж по технике безопасности. Продолжать учить детей складывать бумагу « книжкой» и «косынкой» . Совершенствовать умение правильно держать карандаш и обводить детали снежинки точно по контуру. Закрепить умение вырезывать детали, не нарушая основу снежного узора. Развивать умение самостоятельно осуществлять сборку изделия.  Развивать связную речь, произвольную память. Развивать мелкую моторик у, формировать самоанализ, самоконтроль.

Материал: салфетки квадратной формы, двусторонняя бумага, простой карандаш, ножницы, оборудование для аппликации. См.приложение.

Предшествующая работа: Рассмотреть на прогулке « снежинки на ладошке» обратить внимание на узоры и резьбу на снежинках.

Закрепление навыков дома: Вырезывание снежинок из ярких салфеток.

Снегопад. Тамара Канивец.

Запорошены ресницы

Перьями от белой птицы.

Прилетает иногда

Из-за леса снежного,

Для того чтобы укрыть

Мир нежнее нежного.

См. приложение.

Желаем вам успехов в совместной  работе с детьми!

Тема 3.

Изготовление елки. (2 занятия)

Вводное занятие. Цель: Инструктаж по технике безопасности . Продолжать совершенствовать умение подбирать бумагу соответствующую данному трафарету (рука  ребенка) , правильно держать карандаш, четко обводить по контуру. Закрепить умение вырезывать ладошки по контуру, собирать детали в единую цельную часть (елку). Развивать речь, память, внимание, мелкую моторику. Формировать самоанализ, самоконтроль.

Материал: зеленая бумага разных цветов и оттенков, простые карандаши, ножницы, оборудование для аппликации.

Предшествующяя работа: Чтение рассказа «Откуда появилась традиция няряжать елку на Новый год.» См. приложение.

Закрепление навыков дома: Собери из ладошек бабочек, осьминожек, ежиков.

Декабрь. С.Я. Маршак

В декабре, в декабре

Все деревья в серебре.

Нашу речку, словно в сказке,

За ночь вымостил мороз,

Обновил коньки, салазки,

Елку из лесу привез.

Елка плакала сначала

От домашнего тепла.

Утром плакать перестала,

Задышала, ожила.

Чуть дрожат ее иголки,

На ветвях огни зажглись.

Как по лесенки по елки

Огоньки взбегают ввысь.

Желаем вам успехов!

Сбор и украшение елки из ладошек.

Второе занятие. Сбор елки в одну конструкцию и украшение игрушками.

Цель : Продолжать закреплять умение качественно выполнять изученные операции и приемы по сборке елки в одну конструкцию, делать  экономную разметку  по шаблону,  сборку изделий с помощью клея, эстетично и аккуратно отделывать изделия  аппликациями, безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы). Развивать речь, память, внимание, мелкую моторику. Формировать самоанализ, и самоконтроль.

Материал: заготовки «зеленых ладошек», шаров, белочек вырезанных из бархатной бумаги, звезда на макушку  (размер зависит от длины елки), оборудование для аппликации.

Закрепление навыков дома: Собери из ладошек свою елочку и укрась как захочешь.

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год?                 (елка)

См. приложение.

Желаем вам успехов в совместной  работе с детьми!

Тема 4.

Раскрашивание фабричной заготовки (игрушки) Деда Мороза и Снегурочки.

Вводное занятие. Цель: Инструктаж по технике безопасности . Продолжать совершенствовать умение подбирать цвет соответствующий данному образу , правильно держать кисть. Закрепить умение пользоваться палитрой. Развивать речь, память, внимание, мелкую моторику. Формировать самоанализ, самоконтроль.

Материал: гуашевые краски, кисти, палитра, оборудование для рисования.

Закрепление навыков дома: обновить подходящие игрушки.

См. приложение.

Желаем вам успехов в совместной  работе с детьми!

 

Украшение групповой комнаты.

Цель: Создать веселое, праздничное настроение. Совершенствовать умение оформлять любые поверхности, учитывая значимость события (празднование Нового года), продолжать объединять детей и родителей в творческие группы.

Материал: изготовленный материал в «Мастерской Деда Мороза»: снежинки-балерины, елка из ладошек, раскрашенный Дед Мороз и Снегурочка, мишура, дождик.

С наступающим 2015 годом!

        

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Агапова И., Давыдова М. “Школа рукоделия: мягкая игрушка” - М., 2007 г.

2. Геронимус Т.М. “Я все умею делать сам” - М., 1998 г.

 3. Молотобарова О.С. “Кружок изготовления игрушек-сувениров” - М., 1990 г.

4. Носова Т. “Подарки и игрушки своими руками” - М., 2008 г.

5. Перевертень Г.И. “Самоделки из текстильных материалов” - М., 1990 г.

6. Симоненко В.Д. “Технология” - М., 2001 г.

7. С.В. Соколова «Оригами для самых маленьких.» - Санкт-Петербург Детство-Пресс, 2009г.

Далее см. приложение на слайдах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новогоднее оформление групповой комнаты "Новый год стучиться в двери"

Новогоднее оформление групповой комнаты "Новый год стучиться в двери" (по сказке "Госпожа Метелица")...

Нетрадиционные способы аппликации на занятиях и в оформлении групповой комнаты.

представленный мною материал будет интересен и поможет вашим воспитанникам в создании замечательных композиций из бумаги, в развитии их творческих способностей, а вам в художественном оформлении групп...

Оформление групповой комнаты к празнику 8 марта

Пусть всегда женский день не кончается,Пусть поют в Вашу честь ручейки,Пусть солнышко Вам улыбается,А мужчины Вам дарят цветы.С первой капелью, с последней метелью,С праздником ранней весныВас поздрав...

Оформление приемной комнаты в детском саду.

Есть такое изречение: "Театр начинается с вешалки", а любой детский сад - с приемной комнаты (раздевалки). Пока мама раздевает малыша, разговаривает с воспитателем, ребенок вдумчиво разглядывает все т...

Оформление игровой комнаты в детском саду

Вариант росписи стен в игровой комнате детского сада. ...

«Весне мы рады» идея для оформления групповой комнаты в детском саду»

За окнами все больше вступает в свои права. Уже и травка появляется из-под земли, распускаются первоцветы. В нашу группу тоже пришла гостья-весна и радует девчонок и мальчишек с утра до самого вечера ...

Оформление спальной комнаты в детском саду

Поэтапный рассказ с приложением фотографии об оформлении спальной комнаты в детском саду...