Конспект логопедического занятия "Лунтик и его друзья"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Подгрупповое логопедическое занятие в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи 5 - 6 лет
лексическая тема « Насекомые».
«Лунтик и его друзья.»
Цель: Закрепление лексико-грамматических категорий языка и развитие связной речи.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
- активизировать словарный запас детей по теме «Насекомые»;
- расширять и активизировать словарь прилагательных
- упражнять составлению простых предложений с опорой на картинку
- упражнять составлению предложений с предлогами
- упражнять в согласовании имен существительных с числительными
-формировать правильное речевое дыхание, длительный речевой выдох, направленную воздушную струю
-формировать навыки связного высказывания
- закреплять навык употребления простых предлогов.
- упражнять в употреблении существительных в форме родительного падежа в единственном числе.
- закреплять умение группировать и классифицировать предметы
-упражнять детей в умении видеть форму предмета.
- контроль правильного звукопроизношения
Коррекционно – развивающие:
Развитие связной речи, речевого слуха, фонематического восприятия, внимания, памяти, мышления, артикуляционной, общей и мелкой моторики, координации речи с движением, развитие навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности.
Коррекционно – воспитательные:
- воспитывать любовь и уважение к родной природе, внимательное отношение к слову; положительной мотивации к занятию; воспитание умения слушать и слышать речь логопеда и свою речь.
Приветствие.
Логопед: Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся и улыбнёмся. Логопед: Ребята, сегодня к нам на занятие пришел необычный гость. Но чтобы узнать кто он, необходимо отгадать загадку.
Он сиреневый такой,
Машет весело рукой.
Он свалился к нам с луны –
Его любят малыши. (Ответы детей: это Лунтик)
Логопед достает игрушку Лунтика.
Логопед: Вы знаете кто такой Лунтик?(ОД: Это Лунная Пчела.)
Логопед: Скажите, а какой он – Лунтик? (Логопед кидает мяч ребенку, а ребенок возвращает мяч, говоря ответ.) (Ответы детей далее ОД: нежный, добрый, веселый, смелый, любознательный, озорной, хороший друг и товарищ).
Логопед: Скажите, пожалуйста, кто друзья Лунтика? Вы их знаете? (ОД)
Как одним словом можно назвать друзей Лунтика (ОД: насекомые)
Логопед: Кто был у Лунтика лучший друг вы узнаете отгадав загадку.
Кто с листочка на травинку
Быстро скачет вдоль тропинки?
Кто так весело стрекочет,
Рассказать о чем-то хочет?
Этот человечек – зелененький …. Кузнечик
Логопед: Однажды Лунтик пошел искать своего друга Кузю.
Вышел Лунтик на поляну. Какая это поляна? Опишите ее. (На мольберте находится изображение поляны с цветами, сидящими на них бабочками.) У вас интересные ответы. Это поляна Бабочек.
-Каких бабочек вы видите? Начинай ответ с Я вижу.. (ОД: Я вижу красную(синюю, голубую) бабочку…)
-Где сидит красная бабочка? (Красная бабочка сидит на (под, в ) цветке.)
-Посмотрите, на поляну прилетели еще бабочки (Логопед выносит несколько бабочек)
-Выберите себе бабочку и посадите ее на поляну.
-Какую бабочку ты взял? (Я взял желтую бабочку.)
-Куда садится твоя бабочка? (Моя бабочка садится на (под, в ) цветок.)
Давайте превратимся в ветерок и подуем на бабочек. (У каждого ребенка в руках бабочка, прикрепленная к палочке леской.) Возьмите соломинку. Сделайте вдох, вытянув губы трубочкой, подуйте на бабочку через соломинку, не надувая щек. Повторяем упражнение 3-4 раза. Ставим всех бабочек в стакан.
Логопед: Вдруг Лунтик услышал какой-то звук.
-Послушайте, и скажите кто так звучит?
Логопед включает фонограмму со звуком комара
(ОД Это звучит комар.)
-Повторите звук комара ЗЗЗЗЗЗЗ
-Какое слово подберем, чтобы описать звук комара. Комар что делает? (ОД Комар звенит.)
Послушайте, Лунтик еще что-то слышит.(Логопед включает фонограмму со звуком мухи.)
-Это такой же звук как и раньше?(Нет)
-Кто так звучит?(ОД это звучит муха)
Повторим звук мухи ЖЖЖЖЖ
Какое слово подберем, чтобы описать звук мухи. Муха что делает? (ОД Муха жужжит.)
Лунтик предлагает вам поиграть.
Встаньте в круг. Если услышите голос комара-хлопайте в ладоши. Если услышите голос мухи- топайте ногами. Попробуем.
Если услышите слово муха-жужжите-произносите звук ЖЖЖЖ, слово комар-звените. Произносите звук ЗЗЗЗ
Вы так громко хлопали, что все комары улетели.
Логопед: Лунтик подумал, откуда я слышу жужжание мух? Вот они спрятались под цветами.
(Внизу на поляне прикреплены цветы, под которыми приклеены мухи. На каждом цветке разное количество мух. При поднесении к свету, мухи начинают просвечиваться.)
- Вы видите мух?(Нет)
-Рассмотреть мух нам помогут волшебные фонарики.(Ребенок берет цветок, подносит к фонарику и считает.)
-Посчитайте сколько мух спряталось?(ОД: одна муха, две мухи… )
Ставь цветок на место.
-Посмотрите, к нам прилетели еще мухи. (Логопед выносит плоскостные изображения мух.)
Мухи тоже хотят жить на поляне.
-Посадите мух на поляну.
-Где сидит твоя муха? Начни ответ : «Моя муха..» (Моя муха сидит на (в под) цветком.
Посмотрел Лунтик вокруг. Нет Кузи на поляне. Пойду поищу у реки.
Вышел Лунтик к реке. (Дети переходят к другому мольберту.) Смотрит Дядя Шнюк рисовал свои картины.
- Но, похоже он что-то напутал. Посмотрите, что лишнее нарисовал Дядя Шнюк.
Упражнение 4-й лишний.
-Кто нарисован?
-Кто лишний?
-Почему?
Тут Лунтик вспомнил веселую песенку, которую они придумали с Кузей. Послушайте ее:
На поляне у реки
Сидят майские жуки
Бабочки порхают,
Нектар собирают.
А кузнечик прыг да скок
Прямо с кочки на цветок.
Увидали птицу: «Ой!»
Убежали все домой.
Идет Лунтик дальше. Видит, муравьи строят муравейник. Как здорово, слажено они работают.
-Посмотрите, у каждого муравья есть соломинка.
-Сколько соломинок у муравья. Сосчитай и скажи.
У муравья 3 соломинки(5, 4соломинки.)
-Заглянул Лунтик в муравейник. Может здесь Кузя? А в муравейнике работа идёт полным ходом.
-Посмотрите и скажите где лежат соломинки?
(ОД: на листке, под листком, на цветке, под цветком, на камне, под камнем,)
В муравейнике Кузи не оказалось. Пошел Лунтик домой
Смотрит Лунтик на небе облака, похожие на его друзей. (На доске тени-изображения насекомых.)
-Кого вы видите?(ОД: пчелу, муху, гусеницу, бабочку)
- Облака уносит ветром. Кого не стало?
(На доске по очереди закрываются тени насекомых, а дети называют, кого не стало.)(ОД: Не стало пчелы.)
Пришел Лунтик домой. Смотрит, а Кузя его дома ждет.
Кузя: Ты где был, Лунтик?
Лунтик: Я везде тебя искал.
Кузя: Я тебя давно жду дома. Мы с Бабой Капой испекли печенье. Пойдем пить чай с печеньем.
Лунтик: Я не один тебя искал. Мне помогали ребята.
-Что вам запомнилось?
-Что вызвало затруднения?
Лунтик: Я приглашаю вас к нам на чай. Вот вам угощение.
Логопед: Как здорово, что старые друзья встретились. Спасибо вам за помощь Лунтику.
Литература:
- Н.В.Нищева Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017.
- Н.В.Нищева Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 5 до 6 лет. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.
- О.Н. Яворская Занимательные задания логопеда для дошкольников.-СПб.:КАРО, 2015.
- Речевое развитие детей 2-8 лет: Методики: Учебно-игровые материалы / под редакцией Л.Н.Засориной.-СПб.: КАРО, 2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по преодолению лексических нарушений. Конспект занятия в средней группе у детей с ОНР(III период) по теме :«Дикие животные» «В гости к лесным друзьям»
цель занятия: Формирование лексико-грамматических средств языка. Конспект содержит многообразие игр по формированию лексико-грамматических средств языка. Прилагается наглядный материал для использован...
Конспект логопедического занятия "Наши младшие друзья"
Фронтальное занятие для детей старшей группы компенсирующей направленности....
Конспект занятия по конструированию в старшей логопедической группе на тему: "Друзья Чебурашки" (из бумаги и картона).
Занятие содержит оргмомент, физминутку, сюрпризный момент, пальчиковую гимнастику, дидактическую игру. Перед детьми ставится проблемная ситуация, в конце занятия презентация поделки и итог занят...
Конспект занятия по конструированию в старшей логопедической группе на тему: "Друзья Чебурашки" (из бумаги и картона).
Занятие содержит оргмомент, физминутку, сюрпризный момент, пальчиковую гимнастику, дидактическую игру. Перед детьми ставится проблемная ситуация, в конце занятия презентация поделки и итог занят...
Конспект НОД с использованием здоровьесберегающих технологий для детей логопедической подготовительной группы «Верные друзья»
Конспект НОД с использованием здоровьесберегающих технологий для детей логопедической подготовительной группы «Верные друзья»...
Конспект образовательной деятельности в старшей логопедической группе Тема: «Будем друзьями птиц»
Предлагаю вашему вниманию конспект образовательной деятельности .Область: художественно-эстетическое развитие Деятельность: конструирование из разного материала Вид: конструирование. Это м...
Конспект логопедического занятия в старшей группе "Звуки [Т]-[Т\']". «Утенок Тим и его друзья».
Конспект логопедического занятия в старшей группе....