«Автоматизация звука [Ш] в словах и предложениях» /Одежда/
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Закреплять артикуляцию и изолированное произношение звука [Ш]; Учить правильно произносить звука [Ш] в словах и предложениях;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ind.zanyatiya_avtomatizatsiya_zvuka_sh.docx23.73 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия на тему:

«Автоматизация звука [Ш] в словах и предложениях» /Одежда/

Целевая аудитория: ребенок с общим недоразвитием речи (III уровень), (6 лет).

Форма организации занятия: индивидуальная.

Цель: автоматизация звука [Ш] в словах и предложениях.

Задачи:

Образовательные:

  1.  закреплять артикуляцию и изолированное произношение звука [Ш];
  2. учить правильно произносить звука [Ш] в словах и предложениях;
  3. закреплять умение находить место звука [Ш] в слове.

Коррекционно-развивающие:

  1. развивать фонематический слух;
  2. развивать речевое дыхание;
  3. развивать артикуляционную и общую моторику;
  4. развивать навыки составления простых предложений.

Воспитательные:

  1. воспитывать положительное отношение к занятию;
  2. воспитывать усидчивость и внимание при выполнении заданий;
  3. воспитывать интерес к логопедическим занятиям.

Оборудование: игрушка «Плюшевый мишка»; зеркало, картинки с артикуляционной гимнастикой; наглядные символы для характеристики звука [Ш]; бочонок, конверты с заданиями; карточки с изображением шубы, шорт, штанов; макет футбольных ворот, ватные шарики; картонные футболки с изображением предметов на звук [Ш] для игры «Разложи вещи в шкаф»; картинка для упражнения «Кому что?», карандаш.

Ход занятия:

Этап

занятия

Содержательные компоненты занятия

(игры / упражнения)

Примечание

Организационный этап

1. Логопед: Здравствуй, Лера! Сегодня к нам на занятие пришёл гость.

Хочешь узнать – кто он?

Попробуй отгадать загадку, тогда узнаешь - кто это.

«Зверь забавный сшит из плюша,

Есть и лапы, есть и уши.

Мёду зверю дай немного.

И устрой ему берлогу»

                              (Плюшевый мишка)

Правильно, это - плюшевый мишка. Он хочет с тобой познакомиться и поиграть. Давай покажем Мишке, как делать гимнастику для язычка.

Кто же это?

Какой он?

Основной этап

2. Артикуляционная гимнастика для звука [Ш].

Логопед: Вероника, смотри на картинку и выполняй артикуляционные упражнения. Упражнения: «Улыбочка», «Блинчик», «Качели», «Маляр», «Грибок», «Чашечка», «Хоботок».

3. Формирование воздушной струи. 

Логопед: Думаю, Мишке понравилась наша гимнастика. А ещё нашему гостю нравится играть в футбол. Давай с ним поиграем.

Игра «Загнать мяч в ворота».

Губы вытянуты вперед трубочкой и длительно дуем на воздушный шарик, стараясь, чтобы он полетел в ворота.

4. Произношение звука [Ш] изолированно.

 Логопед: Давай расскажем Мишке, как правильно произносить звук [Ш].

Что делают наш язык, губы, зубы при произношении звука [Ш]? (губы округлены, зубы сомкнуты с небольшой щелкой, язык похож на «чашечку» и поднят за бугорки за верхними зубами).

 Давай произнесем этот звук на выдохе. Проверим, какой ветерок выходит?

Воздух выходит свободно изо рта, есть преграда для воздушной струи – это язычок. Значит, этот звук, какой? (Согласный.)

Как мы его произносим, сердито или ласково? (Сердито.) 

Звук [Ш] – твердый согласный.

Поставь руку на горлышко, повтори: ш-ш-ш-ш

Дрожит ли наше горлышко или оно спит? (спит) Правильно, звук [Ш]– глухой.

5. Автоматизация звука [Ш] в словах.

Логопед: Мишка приготовил для тебя слова. Я буду назвать их, а ты, как только услышишь звук [Ш], хлопни в ладоши и произнеси слово. Слушай внимательно, хорошо!

Слова: шапка, майка, шуба, платье, рубашка, носок, сарафан, шарф, пижама, штаны, юбка, шорты, кофта.

Молодец! Мишка очень рад, ты выполнила все правильно.

6. Определение первого звука в слове.

Логопед: Посмотри, у Мишки бочонок, только в нём не мёд, а конверты. Давай посмотрим, что в них.

Посмотри на картинку и скажи, что там нарисовано?

Картинки: шуба, шорты, штаны.

А что это такое? Как можно назвать всё это одним словом? (одежда)

Какой первый звук ты слышишь в слове шуба? В слове шорты? В слове штаны? Если, нужно, произнеси их ещё раз.

7. Развитие фонематического слуха.

Теперь доставай 2-й конверт из бочонка.

Игра «Разложи вещи в шкаф»

У ребенка картонные футболки с изображением предметов, в названии которых есть звук [Ш]. Нужно разложить их на разные полки: на верхнюю полку- звук [Ш] в начале, на среднюю - звук [Ш] в середине слова, на нижнюю- звук [Ш] в конце слова.

Молодец! Мишке понравилось наводить порядок в шкафу.

8. Динамическая пауза

Мишка немножко устал. Давай отдохнем с ним и сделаем зарядку.

Физминутка «Мишка»

Топай, Мишка, (топаем ногами)

Хлопай, Мишка (хлопаем в ладоши)

Приседай со мной, братишка, (приседаем)

Лапы вверх, вперед и вниз (движения руками)

Улыбайся и садись.

Молодец! Продолжим наше занятие.

9. Автоматизация звука [Ш] в предложениях.

Логопед: Пришло время, достать последний конверт из бочонка. Посмотри, что там? 

Упражнение «Кому что?»

Соединить линиями вещи для мальчика Миши и девочки Маши. 

Произнести: Эту шубу наденет Маша.

Эту рубашку наденет Миша. Эти шорты будет носить Миша. Эту шапку будет носить Маша. В эти шахматы играет Миша. С этой игрушкой играет Маша. Этими карандашами будет рисовать Маша. С этой машинкой будет играть Миша. Этот кошелек Машин. Эти шары Мишины.

Ребенок самостоятельно выполняет упражнения перед зеркалом.

Ребенок выкладывает наглядные символы.

Характеристика звука [Ш]

Для помощи используется наглядная опора.

Чёткое проговаривание звука

Ребёнок достаёт из бочонка 1-й конверт.

Речевой материал: картонные футболки с изображением: мишки, шишки, шахмат, душа, шарфа, ложки, ромашки, шкафа, карандаша, шапки, шубы, рубашки, мышки, ковша, туши, груши.

В конверте материал для игры

Картинка с изображением девочки Маши и мальчика Миши. Вещи: шуба, рубашка, шапка, шорты, игрушка, машина, шары, шахматы, кошелек, карандаши.

Заключительный этап

Подведение итогов занятия.

Мишке очень понравилось с тобой играть. Скажи, какой звук встречался тебе во всех заданиях? (Звук [Ш])

Какой это звук? (Согласный, твердый, глухой)

А теперь нам пора прощаться с Мишкой, но он обязательно придет к нам в гости снова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное занятие по автоматизации звука Ш – в словах и предложениях.

Занятие является индивидуальным, проводится на этапе автоматизации звука (ш)....

Автоматизация звука "Л" в словах и предложениях.

Уточнить знания правильной артикуляции звука «Л»;Уточнить произношение изолированного звука «Л»;Закрепить четкое произношение звука «Л» в слогах, словах, предложениях;Развивать слуховое снимание;Разви...

Автоматизация звука /з/ в словах и предложениях. Лексическая тема: « В гости к сказке».

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы ...

Презентация «Автоматизация звука р в словах и предложениях» и конспект логопедической НОД

Аннотация – Презентация  предназначена для коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста, а именно – для автоматизации сонорного звука Р в словах и предложениях.  Смена слайдов на...

Конспект непосредственно- образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. Тема: Автоматизация звука [ч] в словах и предложениях.

Конспект непосредственно- образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.Тема: Автоматизация звука [ч] в словах и предложениях. ...

Индивидуальное занятие "Автоматизация звука "Л" в словах и предложениях. Путешествие в страну звука "Л".

Занятие по автоматизации звука [Л] проходит в занимательной форме -  путешествия. Ребёнок путешествует по стране звука "Л" вместе с пчёлкой Стеллой. Для Стеллы  ребёнок на протяжении в...