ТЕЙПИРОВАНИЕ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по логопедии (подготовительная группа)

Поваляева Галина Александровна

В настоящее время все больше и больше детей, нуждающихся в коррекции, имеют миофункциональные проблемы, требующих комплексного междисциплинарного подхода. Существуют различные методики коррекции речевых нарушений, которые используют в логопедической работе. Одним из таких является тейпирование. Это относительно новый метод, который показывает высокую эффективность в совокупности с другими методами логопедического воздействия на артикуляционную мускулатуру. Тейпирование позволяет через кожный покров воздействовать на рецепторы и нервные окончания, в результате чего оказывается сильное нейрорефлекторное воздействие. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teypirovanie.docx18.44 КБ

Предварительный просмотр:

Поваляева Галина Александровна

учитель-логопед, МБДОУ «ЦРР-детский сад «Золотая рыбка» г. Абакан

ТЕЙПИРОВАНИЕ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В настоящее время все больше и больше детей, нуждающихся в коррекции, имеют миофункциональные проблемы, требующих комплексного междисциплинарного подхода. Существуют различные методики коррекции речевых нарушений, которые используют в логопедической работе. Одним из таких является тейпирование. Это относительно новый метод, который показывает высокую эффективность в совокупности с другими методами логопедического воздействия на артикуляционную мускулатуру. Тейпирование позволяет через кожный покров воздействовать на рецепторы и нервные окончания, в результате чего оказывается сильное нейрорефлекторное воздействие. Нужно отметить, что накладывать тейп должен только тот учитель - логопед, который прошел соответствующее обучение и имеет сертификат о прохождении обучения. При работе с детьми эта методика очень эффективна, так как постоянное воздействие тейпа, не причиняет ребенку дискомфорт.

Нейропсихологический аспект рассмотрения речевого развития дает возможность дифференцировать не только структуру дефекта при разных речевых расстройствах, но и мозговые механизмы, которые их вызывают.

Кинезиотейпирование – это метод, разработанный японским доктором Кензо Кассе (в 1973 году), обеспечивающий постоянную поддержку мышц и сухожилий, способствующий снятию боли и воспаления. Термин образован из двух слов «kinesio» (движение) «tape» (лента) [1].

 Тейпирование позволяет за счет наложения кинезиотейпа (тейпа) управлять тонусом мышц – повышать или понижать его, снижать асептическое воспаление, стабилизировать суставы. Тейпы совершенно не нарушают двигательную активность человека.

Оно воздействует на связки и мышцы артикуляционного аппарата, восстанавливая их функций без лекарств и ограничений.

Логопедическое тейпирование – тейпирование, направленное на коррекцию нарушений сенсорных систем, речевого аппарата и мелкой моторики. Это нейропсихологический метод, используемый в работе с детьми имеющими нарушения: гипертонус или гипотонус мышц языка; слабость круговой мышцы рта; инфантильный тип глотания; нарушение тембра голоса, слабость голоса; ротовой тип дыхания; нарушение подвижности мимических мышц; нарушение тонуса мышц шеи; проблемы с мелкой моторикой; увеличение подвижности нижней челюсти; нарушение прикуса; нарушение функции жевания; нарушение подвижности губ, повышенное слюноотделение [4].

В логопедической практике используются следующие виды тейпирования:

- ортотейпинг – это вид тейпирования эластичным тейпом для поддержания функции мышц, не ограничивая их подвижность;

- сегментарное тейпирование с использованием сегментарных кросстейпов, дисков и магнитов;

- комбинированное тейпирование  используются кинезиотейп с сегментарными видами тейпов;

- сочетанное тейпирование- этот метод сочетается с логопедическим массажем, артикуляционной гимнастикой, нейрокоррекцией [6].

По результатам исследования подготовительной группы «Березка», МБДОУ «ЦРР-детский сад «Золотая рыбка» г. Абакана применение метода тейпирования увеличило постановку звуков и сократило время разработки артикуляционного аппарата. Так как дети данной группы имеют нарушение: нарушение тонуса мимических мышц, жевательных, артикуляционных (гипер или гипо – тонус); ограничение движений в мимической или артикуляционной мускулатуре; невозможность удержания артикуляционных поз при постановке и автоматизации звуков; избыточное образование слюны; приоткрытый рот; дисфункция височно-нижнечелюстного сустава и т.д.

Процедуру тейпирования можно сочетать с логопедическим массажем, суджок терапией и  дыхательной гимнастикой. Количество определяется  в зависимости от проблемы, может занимать длительное время от 1 сеанса до нескольких курсов по 10 сеансов и при необходимости повторять.

Имеются противопоказания при применении тейпирования: сахарный диабет, тяжелая форма; онкологические заболевания; ОРВИ – активная фаза; тромбоз; открытая рана в зоне нанесения тейпа [3] .

Правильно наклеенные тейпы позволяют ребенку сознательно приоткрывать рот и проглатывать слюну. Восстанавливают сознательный контроль над движениями губ, языка, нижней челюсти, что способствует улучшению дикции и быстрой постановке и автоматизации звуков в речи. Снятие аппликации происходит после обеда, перед дневным сном. Время ношения тейпа до 3 часов в день (время ношения тейпов может быть сокращено до 30 минут, в зависимости от самочувствия ребенка). По истечении этого времени, тейпы снимаются, согласно инструкции [3].

В своей практике применяя тейпы сократилась работа по разработке артикуляционного аппарата у детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, использование метода тейпирования в комплексе с традиционными методами работы с детьми с задержкой речи и другими особенностями развития, положительно влияет на результаты и сроки работы, способствуют улучшению прогноза и качества жизни ребенка.

Библиографический список

  1. Ачкасов, Е. Белякова А.,Касаткин М. «Клиническое руководство по кинезеологическому тейпированию». Издательство «Спорт», 2017 г.
  2. Гайт В.А. «Основы кинезиологического тейпирования. Инструкции и советы для начинающих». Издательство «БиБаланс», 2020 г.
  3. Зайцева Е.С. Применение тейпирования в практике логопеда. Методическое пособие., Москва: Издательство «Ортодинамика», 2022.-80 с: 45 ил.
  4. Лангендоен, Зертель «Тейпирование: как правильно использовать в домашних условиях. Пошаговая инструкция». Издательство «Эксмо», 2018 г.
  5. Пяйнаппел Г. «Руководство по медицинскому тейпингу». Нидерланды, 2012 г.
  6. Троицкая  П.«Тейпирование лица». Издательство «Одри», 2020 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учителя-логопеда для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

Рабочая программа по коррекции и развитию речи детей старшего дошкольного      возраста разработана  в соответствии с образовательной программой дошкольного образования...

планирование сотрудничества учителя-логопеда с родителями детей дошкольного возраста с ОНР

  Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и учителя-логопеда, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности.    Наша задач...

Индивидуальный план - маршрут коррекционной работы учителя-логопеда с ребенком старшего дошкольного возраста с ОНР ( 5 лет)

Индивидуальный план - маршрут коррекционной работы учителя-логопеда с ребенком старшего дошкольного возраста с ОНР (5 лет)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ.

Актуальность программы.Данная коррекционно-развивающая программа разработана в целях оказания логопедической помощи дошкольникам, имеющим нарушение звукопроизношения с фонематическими нарушениями речи...

ТЕЙПИРОВАНИЕ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В настоящее время все больше и больше детей, нуждающихся в коррекции, имеют миофункциональные проблемы, требующих комплексного междисциплинарного подхода. Существуют различные методики коррекции речев...

Взаимодействие педагога -психолога и учителя -логопеда в старшей группе дошкольного возраста с детьми ОВЗ

Перспективный план взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в группе старшего дошкольного возраста с детьми ТНР. У детей с ТНР  при нормальном интеллекте зачастую наблюдается сни...