Игровые технологии логопеда
методическая разработка по логопедии

Клюбина Инна Викторовна

фонематический слух

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehnologii_fonem._sluh.docx17.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад комбинированного вида №2 «Ромашка»

города Губкина Белгородской области

 Игры и игровые упражнения в коррекционной работе логопеда на развитие фонематических процессов у старших дошкольников с ТНР

                                                                                                          Подготовила:

                                                                                                учитель-логопед  

                                                                                                Клюбина И.В.

                                                                                                МАДОУ Детский сад

                                                                                                № 2 «Ромашка»

                                                       Губкин 2019 г.

         Хорошая речь – гарантия всестороннего и полноценного становления личности ребёнка. Динамичное психическое формирование, содержательная взаимосвязь с окружающими его людьми, способность выразить свои мысли словами напрямую зависит от речевого развития детей. Умение владеть языком и речью необычайно значимо и является необходимым требованием для успешного обучения в школе.

           В последние годы увеличилась численность детей с тяжёлыми нарушениями речи, многие из них с трудом поддаются коррекции.  Поэтому ещё в дошкольном возрасте важно устранить все речевые проблемы, чтобы они не превратились в тяжёлый и устойчивый дефект. Необходимо помнить, что в дошкольном возрасте речь ребёнка усиленно развивается и легче поддаётся исправлению.

      Логопедическая работа по коррекции нарушений фонематической стороны речи ведётся по  направлениям:

- фонематический слух,

- фонематическое восприятие,

- фонематический анализ и синтез,

- фонематические представления.

           Поскольку игра – главный вид деятельности ребёнка, то лучший способ достижения хорошего результата это проведение занятий в игровой форме.

Во-первых, дети с нарушениями речи сами зачастую не слышат и не понимают своих речевых проблем, поэтому и не стремятся от них избавиться. Значит, самостоятельно ребёнок свой дефект исправить не может.

Во-вторых, сам процесс коррекционной работы очень однообразный и длительный. Установлено, что дети  с ОВЗ на логопедических занятиях быстро устают и теряют интерес к учебной деятельности..

    Использование различных дидактических игр и упражнений по развитию фонематических процессов даёт хороший результат, так как они позволяют сделать логопедические занятия интересными и эмоциональными.

1. Такие игры и упражнения знакомят и учат малышей прислушиваться к различным звукам природы, к звукам «улицы» и «дома», к звукам музыкальных инструментов; вслушиваться в звучащие слова.

2.Такие игры помогут дошкольникам устанавливать наличие или отсутствие того или иного звука в слове, различать звуки по звонкости и глухости, твёрдости и мягкости, делить слова на слоги и т.д.

     У детей с нарушениями речи есть ряд особенностей восприятия, которые легче преодолевать на наглядно-действенном уровне.

 Применение на практике наглядных пособий, подключение зрительного анализатора значительно помогает в логопедической работе:

- поддерживает внимание ребёнка;

- помогает облегчить процесс усвоения материала;

- повышает интерес к занятиям:

- воздействует на органы чувств ребёнка.

      Многообразие игр не даёт ребёнку возможности заскучать на логопедических занятиях. Наглядно-дидактический материал, по возможности, использую на протяжении всего занятия.

     Все игры и упражнения, используемые мною на логопедических занятиях по развитию фонематических процессов у детей с нарушениями речи, можно разделить на несколько групп:

Дидактические игры на развитие фонематического слуха на материале неречевых звуков:

«Звуки природы», «Деревенский дворик»,  «Отгадай, что звучит?»,

 «Найди пару»,

Дидактические игры на развитие фонематического слуха на материале речевых звуков:

 «Собери цветов», «Помоги лягушке поймать комара»

Дидактические игры на развитие фонематического анализа и синтеза

Узнавание и выделение звука на фоне слова:

«Поезд»

Дидактические игры на развитие фонематического анализа и синтеза

Выделение звука в начале, середине и конце слова, определение его местоположения:

«Подбери картинку к схеме», «Найди нужную схему», «Соедини картинку и схему».

Дидактические игры на развитие фонематического анализа и синтеза

Определение последовательности, количества и места слогов:

«Раздели слова на слоги», «Чудо-Паровозик»

Дидактические игры на развитие фонематических представлений

Подбор слов на заданный звук:

«Подружи вагончики»,  «Собери пазлы», «Собери разрезную картинку , назови слова»

Применение наглядно-дидактического материала на занятиях с детьми с тяжёлыми нарушениями речи даёт следующие результаты:

- дети активнее работают на логопедических занятиях,

- материал стал доступнее и интереснее,

- коррекционно-логопедическая работа имеет положительную динамику.

        Таким образом, правильно подобранные специальные игры и игровые упражнения по развитию фонематических процессов,  от простого к сложному, помогают детям с речевыми нарушениями овладеть программой развитию в современных условиях и подготовиться к обучению в школе. 

Список литературы:

1.Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду: книга для воспитателя детского сада / А. К. Бондаренко. - М.: Просвещение, 1991.

2. Васильева, С.А. Логопедические игры для дошкольников / С.А. Васильева. - М.: Школа-Пресс, 1999.

3.Голубева Г.Г., Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников – Санкт-Петербург, 2000.

4.Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.: Владос, 1994.

5.Ткаченко Г.А. Логопедическая тетрадь «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа», Санкт-Петербург 2000 г. 2.

6.Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина, М.: Просвещение, 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Игровая технология в работе учителя-логопеда"

Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных произносительных умений и навыков (по Л.С. Волковой). Его це...

Статья по логопедии по теме: "Игровая технология в работе учителя-логопеда"

Статья по логопедии по теме: "Игровая технология в работе учителя-логопеда"...

Статья по логопедии по теме: "Игровая технология в работе учителя-логопеда"

Статья по логопедии по теме:"Игровая технология в работе учителя-логопеда"...

Самообразование учителя-логопеда на тему: «Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда».

Игровой метод — это основной метод работы с детьми. Во время игр дети овладевают навыками и умениями правильной речи, а также другими видами деятельности. Игра делает са...

Мастер класс «Использование игровых технологий по развитию речи в работе учителя –логопеда в условиях ФГОС ДОУ. Путешествие в страну Правильной речи. Материал предназначен для педагогов (воспитателей, логопедов, родителей)

Цель: предоставление, обобщение, систематизация и распространение личного педагогического опыта для педагогов.  Задачи:1.Способствовать созданию условий для профессионального раз...