Игровые технологии логопеда
методическая разработка по логопедии
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №2 «Ромашка»
города Губкина Белгородской области
Игры и игровые упражнения в коррекционной работе логопеда на развитие фонематических процессов у старших дошкольников с ТНР
Подготовила:
учитель-логопед
Клюбина И.В.
МАДОУ Детский сад
№ 2 «Ромашка»
Губкин 2019 г.
Хорошая речь – гарантия всестороннего и полноценного становления личности ребёнка. Динамичное психическое формирование, содержательная взаимосвязь с окружающими его людьми, способность выразить свои мысли словами напрямую зависит от речевого развития детей. Умение владеть языком и речью необычайно значимо и является необходимым требованием для успешного обучения в школе.
В последние годы увеличилась численность детей с тяжёлыми нарушениями речи, многие из них с трудом поддаются коррекции. Поэтому ещё в дошкольном возрасте важно устранить все речевые проблемы, чтобы они не превратились в тяжёлый и устойчивый дефект. Необходимо помнить, что в дошкольном возрасте речь ребёнка усиленно развивается и легче поддаётся исправлению.
Логопедическая работа по коррекции нарушений фонематической стороны речи ведётся по направлениям:
- фонематический слух,
- фонематическое восприятие,
- фонематический анализ и синтез,
- фонематические представления.
Поскольку игра – главный вид деятельности ребёнка, то лучший способ достижения хорошего результата это проведение занятий в игровой форме.
Во-первых, дети с нарушениями речи сами зачастую не слышат и не понимают своих речевых проблем, поэтому и не стремятся от них избавиться. Значит, самостоятельно ребёнок свой дефект исправить не может.
Во-вторых, сам процесс коррекционной работы очень однообразный и длительный. Установлено, что дети с ОВЗ на логопедических занятиях быстро устают и теряют интерес к учебной деятельности..
Использование различных дидактических игр и упражнений по развитию фонематических процессов даёт хороший результат, так как они позволяют сделать логопедические занятия интересными и эмоциональными.
1. Такие игры и упражнения знакомят и учат малышей прислушиваться к различным звукам природы, к звукам «улицы» и «дома», к звукам музыкальных инструментов; вслушиваться в звучащие слова.
2.Такие игры помогут дошкольникам устанавливать наличие или отсутствие того или иного звука в слове, различать звуки по звонкости и глухости, твёрдости и мягкости, делить слова на слоги и т.д.
У детей с нарушениями речи есть ряд особенностей восприятия, которые легче преодолевать на наглядно-действенном уровне.
Применение на практике наглядных пособий, подключение зрительного анализатора значительно помогает в логопедической работе:
- поддерживает внимание ребёнка;
- помогает облегчить процесс усвоения материала;
- повышает интерес к занятиям:
- воздействует на органы чувств ребёнка.
Многообразие игр не даёт ребёнку возможности заскучать на логопедических занятиях. Наглядно-дидактический материал, по возможности, использую на протяжении всего занятия.
Все игры и упражнения, используемые мною на логопедических занятиях по развитию фонематических процессов у детей с нарушениями речи, можно разделить на несколько групп:
Дидактические игры на развитие фонематического слуха на материале неречевых звуков:
«Звуки природы», «Деревенский дворик», «Отгадай, что звучит?»,
«Найди пару»,
Дидактические игры на развитие фонематического слуха на материале речевых звуков:
«Собери цветов», «Помоги лягушке поймать комара»
Дидактические игры на развитие фонематического анализа и синтеза
Узнавание и выделение звука на фоне слова:
«Поезд»
Дидактические игры на развитие фонематического анализа и синтеза
Выделение звука в начале, середине и конце слова, определение его местоположения:
«Подбери картинку к схеме», «Найди нужную схему», «Соедини картинку и схему».
Дидактические игры на развитие фонематического анализа и синтеза
Определение последовательности, количества и места слогов:
«Раздели слова на слоги», «Чудо-Паровозик»
Дидактические игры на развитие фонематических представлений
Подбор слов на заданный звук:
«Подружи вагончики», «Собери пазлы», «Собери разрезную картинку , назови слова»
Применение наглядно-дидактического материала на занятиях с детьми с тяжёлыми нарушениями речи даёт следующие результаты:
- дети активнее работают на логопедических занятиях,
- материал стал доступнее и интереснее,
- коррекционно-логопедическая работа имеет положительную динамику.
Таким образом, правильно подобранные специальные игры и игровые упражнения по развитию фонематических процессов, от простого к сложному, помогают детям с речевыми нарушениями овладеть программой развитию в современных условиях и подготовиться к обучению в школе.
Список литературы:
1.Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду: книга для воспитателя детского сада / А. К. Бондаренко. - М.: Просвещение, 1991.
2. Васильева, С.А. Логопедические игры для дошкольников / С.А. Васильева. - М.: Школа-Пресс, 1999.
3.Голубева Г.Г., Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников – Санкт-Петербург, 2000.
4.Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.: Владос, 1994.
5.Ткаченко Г.А. Логопедическая тетрадь «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа», Санкт-Петербург 2000 г. 2.
6.Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина, М.: Просвещение, 1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Игровая технология в работе учителя-логопеда"
Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных произносительных умений и навыков (по Л.С. Волковой). Его це...
КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ с использованием: здоровьесберегающих технологий, игровых технологий
конспект занятия с детьми младшей группы...
Статья по логопедии по теме: "Игровая технология в работе учителя-логопеда"
Статья по логопедии по теме: "Игровая технология в работе учителя-логопеда"...
Статья по логопедии по теме: "Игровая технология в работе учителя-логопеда"
Статья по логопедии по теме:"Игровая технология в работе учителя-логопеда"...
Самообразование учителя-логопеда на тему: «Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда».
Игровой метод — это основной метод работы с детьми. Во время игр дети овладевают навыками и умениями правильной речи, а также другими видами деятельности. Игра делает са...
Мастер класс «Использование игровых технологий по развитию речи в работе учителя –логопеда в условиях ФГОС ДОУ. Путешествие в страну Правильной речи. Материал предназначен для педагогов (воспитателей, логопедов, родителей)
Цель: предоставление, обобщение, систематизация и распространение личного педагогического опыта для педагогов. Задачи:1.Способствовать созданию условий для профессионального раз...