Компетентностно-ориентированный подход к организации логопедической работы с детьми дошкольного возраста с ОНР
статья по логопедии на тему

Ушенина Наталия Михайловна

Содержание:

1. Модернизация содержания дошкольного образования.
2.Сущность компетентностно-ориентированного подхода в образовании. Основные категории компетентностного подхода.
3.Концепция компетентностно-ориентированного подхода в Самарской области.
4. Содержание ключевых компетентностей дошкольников.
5.Компетентностно-ориентированный подход в работе логопеда.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sayt.docx30.31 КБ

Предварительный просмотр:

            Современные социально-экономические преобразования в нашем обществе поставили на первый план проблемы развития образовательных систем. Федеральный государственный образовательный стандарт пришел на смену федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, введенным в 2009 году. Стандарт определяет статус детских садов как учреждений начального уровня в системе общего образования: к первому классу школы ребёнок должен будет достичь определенного уровня развития образования. Перед педагогами дошкольного образования встает непростая задача – учить и развивать воспитанников в соответствии со стандартами, но не забывать об индивидуальности и развитии личности каждого малыша, что остается главной целью введения ФГОС. Происходит новый подход к организации педагогического  процесса, усиление требований к его содержанию, уровню и качеству, ориентации  воспитательно-образовательной работы на «жизненные ситуации» детей, а так же  обновление стиля и методов работы педагогического коллектива, отказ от излишней  регламентированности педагогического процесса, переход к «открытому планированию». Очень длительное время  в образовании преобладала традиционная система обучения, призванная передать ребенку лишь определенную  сумму знаний, умений и навыков. Современный социальный заказ общества на выпускника образовательного учреждения касается в первую очередь новых универсальных способностей и поведенческих моделей личности, а не требований к конкретным знаниям. Теоретические, по сути, и энциклопедические по широте знания, которые долгое время были главной целью образовательного процесса, должны стать средством. ФГОС  ориентирован на достижение цели основного результата образования – развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию. Основной результат – развитие личности

ребенка на основе универсальных учебных действий.  Дошкольное образование является первой ступенью системы непрерывного образования человека. В связи с этим образование детей старшего дошкольного возраста должно строиться в соответствии с общей идеологией модернизации общего образования России, согласно которой основным результатом деятельности образовательного учреждения становится не система знаний, а набор ключевых компетентностей.
            В системе образования  появляется  новый концептуальный  ориентир, новое  направление - компетентностно-ориентированный подход. Идея компетентностно-ориентированного образования является ответом системы образования на социальный заказ.  Внедрение компетентностного  подхода – это важное условие повышения качества образования. Под понятием "компетентностный  подход понимают  направленность процесса обучения на формирование и развитие ключевых (базовых) и предметных компетентностей личности. Результатом этого процесса будет формирование общей компетентности человека, что является совокупностью ключевых компетентностей, интегрированной характеристикой личности. Такая характеристика должна сформироваться в процессе обучение и содержать знание, навыки, опыт отношений, опыт деятельности. Раскрывая сущность компетентностного подхода, многие ученые Л. В. Свирская, ГА. Федотова, Р. М. Шерайзина, А. В. Хуторской и др.) выделяют два базовых понятия: компетенция  и  компетентность.
Компетенция – это совокупность взаимозависимых качеств личности (знаний, умений, привычек, способов деятельности), что являются заданными для соответствующего круга предметов и процессов, необходимых для продуктивного действия относительно них.
Компетентность - владение человеком соответствующей компетенцией, содержащей его личностное отношение к предмету деятельности. Поэтому компетенцию следует понимать как заданное требование, норму образовательной подготовки учеников, а компетентность – как его реально сформированные личностные качества и минимальный опыт деятельности.
Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения.
Компетентностно-ориентированный подход обеспечивает  создание равных условий для полноценного проживания ребенком периода дошкольного детства и удовлетворение его потребностей, развитие интеллекта, речевых способностей и личности. В компетентностно-ориентированном образовании мы говорим о педагогике возможностей, в основе которой лежит мотивация и ориентация на перспективные цели развития личности. Позиция воспитателя и специалистов  дошкольных  образовательных учреждений в традиционном образовании – позиция старшего. В компетентностно-ориентированном образовании –педагог занимает позицию организатора, консультанта, он лишь организует процесс. Позиция ребенка – дошкольника  в традиционном образовании – подчиненная, безответственная, объект педагогических воздействий, в компетентностно-ориентированном образовании – ребенок сам отвечает за собственное продвижение, и выступает как субъект собственного развития.
Компетентностный  подход в построении  воспитательно-образовательного процесса  обеспечивает
  формирование таких характеристик личности ребенка как:
- самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию;
- способность увидеть новые проблемы в знакомых стандартных условиях;
- умение увидеть и выбрать альтернативные решения;
- умение определить первоочередные проблемы и найти их правильное решение;
- умение комбинировать ранее известные способы решения проблемы с целью определения нового, более рационального способа решения;
- умение создавать оригинальный способ решения при известных других.

Важными  факторами  в современном воспитательно-образовательном процессе  становятся:
-раскрытие и формирование у воспитанников способностей к самопознанию, самообразованию, самосовершенствованию;
-создание педагогом условий для «развертывания» внутреннего, личностного потенциала каждого воспитанника.
-переосмысление роли педагога,  который становится в большей степени “координатором” или “наставником”, чем непосредственным источником информации;
-позиция педагога по отношению к детям изменяется и приобретает характер сотрудничества.
На протяжении последних лет воспитатели и специалисты дошкольных образовательных учреждений работают над организацией педагогического воздействия (в т.ч. и логопедического) в  аспекте  компетентностного подхода
.
               Проблеме  становления  ключевых компетенций в дошкольном возрасте посвятили свои работы многие современные исследователи - Н.И.Авдеева,  Т.Н.Алишева, О.А.Князева и др. Существуют разнообразные взгляды учёных на классификацию компетентностей, в том числе и компетентностей детей дошкольного возраста.
Компетентностно-ориентированный подход к образованию является на сегодняшний день
 и  приоритетным направлением образовательной политики Самарского региона.
19 мая 2004г.  постановлением  Правительства Самарской области была одобрена  Концепция компетентностно-ориентированного образования в Самарской области, разработанная в соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года.
В  Концепции  компетентностно-ориентированного образования в Самарской области  определено, что для успешной самореализации в условиях либеральной экономики гражданин современного российского общества должен обладать следующим набором ключевых компетентностей: 
Готовность к разрешению проблем – означает способность проанализировать ситуацию, определить свои приоритеты, поставить цели и соотнести их с устремлениями других людей, спланировать результат своей деятельности и разработать алгоритм его достижения, оценить результаты своей деятельности в контексте существующей ситуации и соотнести их со своими жизненными планами, позволяет принять ответственное решение в той или иной ситуации и обеспечить своими действиями его воплощение в жизнь.
Технологическая компетентность
 – позволяет осваивать и грамотно применять новые технологии, технологически мыслить в тех или иных жизненных ситуациях.
Готовность к самообразованию
 – позволяет гибко изменять свою профессиональную квалификацию, самостоятельно осваивать знания и умения, необходимые для решения поставленной задачи.

Готовность к использованию информационных ресурсов – позволяет человеку принимать осознанные решения на основе критически осмысленной информации.

Готовность к социальному взаимодействию – позволяет использовать ресурсы других людей и социальных институтов для решения задач.

Коммуникативная компетентность – позволяет использовать ресурс коммуникации для решения задач.

        Компетенция и ключевые компетентности являются результатом образования, относительно  их формирования в условиях дошкольного учреждения, следовательно   ключевые компетентности формируются в ходе всего воспитательно-образовательного процесса, в разных видах активной детской деятельности (игровой, исследовательской, коммуникативной учебно-познавательной, трудовой и др.)
На основе предложенной в Концепции КОО в Самарской области классификации ключевых компетентностей учащихся, с учетом принципа преемственности  была   разработана  классификация ключевых компетентностей детей дошкольного возраста ( Дыбина О.В)
- технологическая компетентность,
- информационная компетентность,
- социально-коммуникативная компетентность.

Технологическая компетентность  определяется как готовность субъекта к пониманию инструкции, описания технологии, алгоритма деятельности, к четкому соблюдению технологии деятельности.
Технологическая компетентность
1. Умение ориентироваться в новой, нестандартной для ребенка ситуации.
2. Умение планировать этапы своей деятельности.
3. Умение понимать и выполнять алгоритм действий.
4. Умение устанавливать причинно-следственные связи.
5. Умение выбирать способы действий из усвоенных ранее способов.
6. Умение использовать способы преобразования (изменение формы, величины, функции по воссозданию, аналогии и т.д.).
7. Умение понимать и принимать задание и предложение взрослого.
8. Умение принимать решение и применять знания в тех или иных жизненных ситуациях.
9. Умение организовать рабочее место.
10. Умение доводить начатое дело до конца и добиваться результатов.

Информационная компетентность представляет собой готовность субъекта принимать окружающую действительность как источник информации, способность распознавать, обрабатывать и использовать критически осмысленную информацию для планирования и осуществления своей деятельности.
Информационная компетентность
1. Умение ориентироваться в некоторых источниках информации (книги, предметы искусства, игрушки, рассказ сверстника, рассказ взрослого, телевидение, видеофильмы и т.д.).
2. Умение делать выводы из полученной информации.
3. Умение понимать необходимость той или иной информации для своей деятельности.
4. Умение задавать вопросы на интересующую тему.
5. Умение получать информацию, используя некоторые источники.
6. Умение оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой.

Социально-коммуникативная компетентность выступает, как готовность субъекта получать в диалоге необходимую информацию, представлять и отстаивать свою точку зрения на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей, соотносить свои устремления с интересами других людей, продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу.
Социально-коммуникативная компетентность
1. Умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (веселый, грустный, рассерженный, упрямый и т.д.) и рассказать о нем.
2. Умение получать необходимую информацию в общении.
3. Умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам.
4. Умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками.
5. Умение спокойно отстаивать свое мнение.
6. Умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей.
7. Умение принимать участие в коллективных делах (договариваться, уступать и т.д.).
8. Умение уважительно относиться к окружающим людям.
9. Умение принимать и оказывать помощь.
10. Умение не сориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.

Формирование ключевых компетентностей у воспитанников является приоритетной задачей дошкольного образования на современном этапе. Овладение детьми ключевыми компетентностями обеспечивает дошкольникам ориентацию в многообразии окружающей действительности, понимании того, что мир богат и может быть осмыслен с разных сторон, а также дальнейшее успешное обучение в школе.

        Компетентностно-ориентированный  подход  предполагает смену используемых  педагогами  технологий, форм, методов обучения. Новые  образовательные технологии  должны обеспечить создание условий, вынуждающих детей к собственному  целеполаганию, самоорганизации, групповой организации. Главная задача  педагога  в дошкольном учреждении  теперь состоит в оптимизации образовательной среды, в центре которой стоит деятельность ребёнка. Инновации в образовании не могут протекать быстро, так как изменение в сознании - дело сложное и длительное, необходимо воспитание мыслей и чувств, перестройка сознания. Педагоги, работающие с детьми, должны выстроить  такие условия, в которых ребенок был бы окружен не только вниманием и любовью, но и чтобы рядом с ним были такие люди, которые смогли бы раскрыть его индивидуальность, свойственные только ему личностные качества. И перед учителем –логопедом  стоят  теперь определённые задачи: он  должен  владеть совокупностью конкретных профессиональных компетенций, освоить компетентностно-ориенированные  технологии, изменить содержание занятий,  по-новому  посмотреть  на  организацию своей деятельности , учить воспитанников  способам деятельности. Логопед  должен  выполнять определенные профессиональные функции, отличающие его как специалиста от других педагогов. Готовность к изменениям, способность к решению нестандартных ситуаций, ответственность и самостоятельность в принятии решений – это характеристики деятельности успешного учителя-логопеда.
Владение этими важными качествами невозможно без знания нормативной базы. Учителю-логопеду необходимо изучать разработанные нормативные документы, проводить анализ своей работы и вносить в неё необходимые изменения. Учитель-логопед должен строить свою работу таким образом, чтобы повышалась познавательная мотивация детей, ребёнок учился планировать, контролировать и оценивать учебные действия, мог работать в группе, вести диалог со взрослыми и другими детьми, уметь отстаивать свое мнение. Профессиональная компетентность учителя-логопеда определяется как важнейшая характеристика теоретической и практической
подготовленности специалиста к осуществлению педагогической деятельности, представленная совокупностью общепедагогической, специальной, технологической, коммуникативной и рефлексивной компетенций и выражающаяся в способности самостоятельно, ответственно и эффективно выполнять определенные профессиональные функции. Главная цель работы  логопеда - развитие речи детей дошкольного возраста.  Формирование  компетентностей дошкольников   более плодотворно происходит в процессе  активной, игровой деятельности детей, поскольку именно игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте и об этом  логопеду  нельзя забывать.
В свои логопедические занятия я стараюсь включать различные современные инновационные технологии, игры и  упражнения, необходимые для формирования звукопроизношения,  грамматического строя речи, обогащения словаря, формирования слоговой структуры слова, развития связной речи, фонематического восприятия, а также когнитивных процессов детей дошкольного возраста: внимания, памяти, мышления, которые отвечают новым требованиям. Создаю  много современных  пособий, раздаточного материала  с учётом развития и  особенностей детей в группе  или  конкретного ребёнка. Для формирования правильного звукопроизношения  использую игровые упражнения на развитие слухового внимания, речевого дыхания, развитие артикуляции. Многие  пособия создаю сама, включаю  в них авторские стихи. Физкультминутки, которые я провожу, помогают детям расслабиться, снять напряжение, обязательно учитываю  медицинские диагнозы и продумываю инструкцию, стихотворный материал к физкультминуткам.  Также они развивают общую и мелкую моторику, зрительно-моторную и слухо-моторную координацию.
Всегда вызывают интерес  и радость  у детей  использование  мною на занятиях интерактивных игр или электронных пособий. Мною разработаны интерактивные  пособия:  
- по развитию фонематического слуха  « Ушки –слушки»;
- по развитию предложно –падежных конструкций.
Данные пособия включают в себя авторские стихи  и интересные игровые задания, которые помогают закрепить полученные  знания в игровой форме, дают возможность ребёнку сделать  свой  выбор и  обосновать его..
На мой  взгляд, эффективность работы по формированию кoмпетенций  дoшкольников  возрастет во много раз, если семья и педагог  рабoтают в тесном контакте.
 Взаимодействие с родителями процесс достаточно трудоёмкий, требующий большой подготовки и чёткого планирования совместной деятельности, но при умелом сочетании традиционных и нетрадиционных форм сотрудничества с семьёй становится неотъемлемой частью коррекционно-развивающего процесса. В этом учебном году я активно ввела в свою практику современную  форму  взаимодействия с родителями: общение по электронной почте и через социальные сети. Использование традиционных и введение инновационных форм взаимодействия с семьёй позволило разнообразить этот процесс. Родители охотно шли на общение через интернет-ресурсы, ежемесячно посещали мастер-классы, часто обращались с просьбой подобрать информацию по интересующему их вопросу. Добавление информации на сайт детского сада позволило  родителям  знакомиться с  предлагаемой информацией в удобное для  них время.
Очевидно, чтобы процесс введения новых образовательных стандартов проходил максимально успешно, учитель-логопед должен  постоянно повышать свой профессиональный уровень. Необходимо пересмотреть подход к работе: учиться по-новому готовиться к занятию, проводить его, оценивать результаты детей, взаимодействовать с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Гендерный подход при организации самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста"

На личном опыте хочу поделиться, как применяется гендерный подход при организации самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста....

"Современные подходы к организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста"

Труд – важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Труд детей дошкольного возраста является...

Современные подходы к организации работы с детьми раннего возраста

В Федеральном Государственном стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе форм и мет...

«Логопедические» традиции как авторский подход к организации работы с детьми дошкольного возраста с нарушением речи

В данной статье предлагается авторский подход к организации «логопедических» традиций с   детьми   дошкольного   возраста   с ...

Современные подходы к организации работы с детьми раннего возраста в условиях ЦИПР

На современном этапе развития общества, прослеживается явный поворот образования к ребенку, уважение его личности, доверие к нему, принятие его личностных целей, запросов и интересов. Задача педагогов...