Совершенствование связной монологической речи у младших школьников
методическая разработка по логопедии
Сборник содержит методические рекомендации по совершенствованию связной монологической речи у младших школьников. Приведенные приемы могут быть использованы педагогами в работе с детьми.
Рекомендуется учителям начальных классов, логопедам, дефектологам, воспитателям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodichka_razvitie_svyazn_rechi_u_zpr_chegodaeva.doc | 280 КБ |
Предварительный просмотр:
ГУ РК «Детский дом №17» г. Печоры
Совершенствование связной монологической речи у младших школьников
(Методические рекомендации для педагогов)
Печора, 2022
Государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей«Детский дом №17» г. Печоры
Составитель — М.Б.Белова, учитель-логопед ГУ РК «Детский дом №17»
Сборник содержит методические рекомендации по совершенствованию связной монологической речи у младших школьников. Приведенные приемы могут быть использованы педагогами в работе с детьми.
Рекомендуется учителям начальных классов, логопедам, дефектологам, воспитателям.
Методы и приемы совершенствования связной монологической речи детей младшего школьного возраста
Речевая функция – одна из важнейших функций человека. В процессе речевого развития у него формируются высшие психические формы познавательной деятельности, способность к понятийному мышлению.
Решение задачи обучения младших школьников связной речи осуществляется путем формирования умений воспринимать высказывание, передавать его содержание и создавать свое собственное.
Связная монологическая речь более сложная, чем разговорная. Она более содержательная и полная, требует хорошо развитого умения выделять существенные стороны и свойства описываемого предмета, явления или события, которые должны быть логически связаны между собой и развиваться в определенной последовательности. Кроме того, она должна быть понята слушателями только на основе ее содержания, контекста и не должна требовать постановки дополнительных вопросов и уточнений. Монологическая речь – это контекстная речь.
Основная задача работы по развитию связной речи в школе состоит в том, чтобы научить детей свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме. В комплекс умений, формируемых у учащихся при обучении связной речи, входят умения, обеспечивающие владение содержанием, построением и речевым оформлением текста:
1. Умение получить информацию для высказывания, раскрыть тему и главную мысль.
2. Умение выделять части в тексте, связно и последовательно излагать материал, формулировать вводную и заключительную часть текста и др.
3. Умение использовать языковые средства, соответствующие целям высказывания, его типу и стилю.
4. Умение редактировать текст.
Организация обучения детей предполагает формирование умений планировать собственное высказывание, самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации и самостоятельно определять как содержание своего высказывания, так и наиболее уместные для него языковые средства. Для достижения этих целей следует использовать систему упражнений, в процессе которых учитель должен:
- создавать ситуацию речевого общения в классе, моделирующую реальное устное общение;
- побуждать учащихся высказывать собственное отношение к тому или иному факту, событию, явлению;
- добиваться использования усвоенного речевого материала;
- направлять внимание учащихся на содержание высказываний;
- предусматривать формирование различных видов связной речи: сообщение, описание, повествование, рассуждения и т.п.
В начальной школе при обучении связному рассказу выделяют несколько видов работ:
1. Обучение пересказу.
2. Обучение рассказу по картине, серии сюжетных картин
3. Обучение рассказу-описанию.
4. Обучение рассказу с элементами творчества ( по В.П.Глухову).
Предлагаем вашему вниманию некоторые приемы работы, по совершенствованию навыков связной речи. Данные приемы могут использоваться педагогами на всех предметах гуманитарного цикла, особое значение, конечно, уделять использованию данных приемов при работе с детьми с ЗПР на уроках чтения.
Качественный отбор произведений для пересказа и описания:
Существуют определенные требования к тексту для пересказов:
- Обязательно использовать при обучении пересказу высокохудожественны тексты детской литературы.
- Каждое произведение должно учить чему-то полезному, развивать в ребенке нужные нашему обществу черты личности.
- Тексты подбирают, доступные маленьким детям по содержанию, близкие их опыту, чтобы при пересказе ребенок мог отразить личное отношение к данному событию.
- Нужно, чтобы в произведениях присутствовали знакомые детям персонажи с ярко выраженными чертами характера; мотивы поступков действующих лиц должны быть понятными.
- Произведения следует подбирать сюжетные, с четкой композицией, с хорошо выраженной последовательностью действий.
- Язык произведений для пересказа должен характеризоваться доступным детям словарем, короткими, четкими фразами, отсутствием сложных грамматических форм.
- Еще ряд обязательных требований к языку произведения — выразительность, наличие богатых и точных определений, сравнений, свежесть; желательно также наличие несложных форм прямой речи, что способствует формированию выразительности речи детей.
- Произведения для пересказа должны быть доступными по размеру, их подбирают с учетом особенностей внимания в памяти детей младшего школьного возраста.
- Для составления описательных рассказов используются предметные и сюжетные дидактические картины, рекомендованные для начальной школы. Полезный наглядный материал для описания слайды, фотографии из их жизни, в том числе портреты детей.
- Предметы для описания выбирают реалистичные, хорошего качества, соответствующие этическим и эстетическим требованиям.
Методические приемы обучения пересказу:
- восстановление «деформированного» текста с последующим его пересказом: а) подстановка в текст пропущенных слов (словосочетаний); б) восстановление нужной последовательности предложений;
- дополнение данного предложения другим, логически с ним связанным;
- логическое продолжение мысли (Коля выбежал из дома. Он…);
- составление связного высказывания по двум-трем опорным вопросам: «Кто идет? Куда идет? Кого встретил?»;
- Нахождение в контексте предложений, не подходящих по смыслу;
- прием завершения детьми отдельных, незаконченных педагогом предложений;
- выделение основных содержательных звеньев сюжета произведения по ходу составления рассказа (пересказ по опорным вопросам, показ иллюстраций, последовательно отражающих содержание произведения);
- пересказ по предваряющему плану-схеме;
- использование «иллюстрированного панно»;
- пересказ по цепочке;
- выборочный пересказ;
- пересказ по ролям;
- пересказ по опорным схемам;
- игры-драматизации на сюжет пересказываемого произведения;
- упражнения в моделировании сюжета пересказываемого произведения (с помощью картинного панно, наглядной схемы, компьютера);
И другие.
Методические приемы обучения рассказыванию по картине:
- образец рассказа педагога по картине или ее части;
- наводящие вопросы;
- предваряющий план рассказа;
- составление рассказа по фрагментам картины;
- составление рассказа по цепочке, в заключении ребенок повторяет составленный рассказ;
- коллективное сочинение рассказа детьми;
- составление небольших рассказов на тему из личного и коллективного опыта (после проводимых в школьном учреждении экскурсий, прогулок на школьном участке, походов в музей);
- опора на образец педагога и предварительный вопросный план;
- коллективная форма составления рассказа;
- прием дополнения другими детьми;
- игры-упражнения на воспроизведение элементов наглядного содержания картины («Кто самый внимательный?», «Кто лучше запомнил?» и т.д.);
- разыгрывание действий персонажей картины (игра-драматизация с использованием пантомимы и др.);
- составление завязки к изображенному действию (с опорой на речевой образец педагога);
- восстановление пропущенного звена при составлении рассказа по серии картинок;
- игра-упражнение «Угадай-ка!» (По вопросам и указаниям педагога дети восстанавливают содержание изображенного на картине, но не показанного фрагмента, закрытого экраном).
И другие.
Приемы работы с картинным материалом:
1. Составление рассказов по сюжетным многофигурным картинам с изображением нескольких групп действующих лиц в пределах общего, хорошо знакомого детям сюжета.
2. Составление рассказа по отдельной сюжетной картине с придумыванием детьми предшествующих и последующих событий.
3. Рассказывание по сериям сюжетных картинок, достаточно подробно изображающих развитие сюжетного действия.
4. Работу вести по плану: подготовка детей к восприятию содержания картины (предварительная беседа, отгадывание загадок); разбор ее содержания; обучение детей составлению рассказа; анализ детских рассказов.
Методические приемы обучения описанию:
-- узнавание предмета по его описанию;
- сравнение предметов по основным признакам;
- упражнения на составление словосочетаний и предложений с учетом зрительного и тактильного восприятия предмета (с использованием настольных игр и пособий, игрушек);
- отгадывании загадок, содержащих описание предметов;
- описание предмета по памяти (после предварительного рассматривания);
- составления простого описания, составляемого с помощью педагога – по его вопросам, с постепенным переходом к более самостоятельным развернутым высказываниям
– составление описания по предваряющему плану,
– составление описания с опорой только на данный образец.
- использовать жестовые указания на форму или детали предмета, словесные указания.
- прием параллельного описания педагогом и ребенком двух однотипных предметов, то есть они составляли описание предметов по частям, называя одни и те же признаки.
- игра-упражнение «Узнай, что это!» (Узнавание предмета по указанным его деталям, отдельным составным элементам);
- составление описания предмета по собственному рисунку;
- использование игровых ситуаций при составлении описательных рассказов («Магазин», «Пропала собачка» и др. ).
И другие.
Методические приемы обучения творческому рассказыванию:
- составление рассказа по аналогии;
- придумывание продолжения (окончания) незавершенного рассказа;
- придумывание предыдущего события рассказа;
- сочинение рассказа на заданную тему по нескольким опорным предметным картинкам.
- прием совместного составления рассказа педагогом и ребенком с использованием иллюстраций – возможных вариантов продолжения рассказа;
- использование краткого плана;
- рисование на тему (сюжет) пересказываемого произведения с последующим составлением рассказа по выполненным рисункам. (Изображение персонажей или отдельных эпизодов рассказа (сказки) и их словесное описание);
- составление «творческих пересказов» - с заменой действующих лиц, места действия, изменением времени действия, изложением, событий рассказа (сказки) от 1-го лица и др.
И другие приемы.
Помните, что одна из важнейших задач при коррекции речевой деятельности детей с задержкой психического развития — совершенствование регулирующей функции речи. Необходимо обучать умению дать отчет о выполненной работе. На начальных этапах обучения рекомендуется добиваться от ребенка оречевления своих действий по ходу деятельности. В начале работы основные операции и их оречевление осуществляются под руководством педагога. Большое влияние на объем и качество ответов детей с задержкой психического развития оказывает похвала. Каждое занятие должно приносить ребенку радость. Этому способствует благоприятный эмоциональный климат на занятиях, гарантирование успеха каждому ребенку, поощрение за успех.
Используемая литература:
- Бородич А. М. Методика развития речи детей, - М., 1981 г.
- Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. - 158с.
- Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М., 2002 г. – 144с.
- Дети с задержкой психического развития. / Под ред. Т.А.Власовой, В.И.Лубовского, Н.А.Цыпиной. – М., 1984 г.
- Зикеева, А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений. [Текст] / А.Г. Зикеева // Учеб. пособие для студ. вузов. - М.: Академия, 2000. - 200 с.
- Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной речи. / Т.А. Ладыженская. - М., 1975 - 75с.
- Ткаченко Т.А. Логические упражнения для развития речи. / Т.А. Ткаченко М.: Литера, 2007 - 34с.
- Ткаченко Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи. / Т.А. Ткаченко, М.: Эксмо, 2005 - 134с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Речевые игры
Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи. В них можно играть в выходные дни, праздники, в будние дни вечерами, когда взрослые и дети собираются вместе после очередного рабочего дня.
Во время игры со словом учитывайте настроение Ребёнка, его возможности и способности.
Играйте с Ребёнком на равных, поощряйте его ответы, радуйтесь успехам и маленьким победам!
«Только весёлые слова»
Играть лучше в кругу. Кто-то из играющих определяет тему. Нужно называть по очереди, допустим, только весёлые слова. Первый игрок произносит: "Клоун". Второй: "Радость". Третий: "Смех" и т. д. Игра движется по кругу до тех пор, пока слова не иссякнут.
Можно сменить тему и называть только зелёные слова (например, огурец, ёлка, карандаш и т. д.), только круглые (например, часы, Колобок, колесо и т. д.).
«Автобиография»
Вначале кто-то из Взрослых берёт на себя ведущую роль и представляет себя предметом, вещью или явлением и от его имени ведёт рассказ. Остальные игроки должны его внимательно выслушать и путём наводящих вопросов выяснить, о ком или о чём идёт речь. Тот из игроков, который это угадает, попробует взять на себя роль Ведущего и перевоплотиться в какой-либо предмет или явление.
Например, "Я есть в доме у каждого человека. Хрупкая, прозрачная, неизящная. От небрежного обращения погибаю и становится темно не только в душе...". (Лампочка).
Или: "Могу быть толстым и худым; красивым и не очень. Со мной можно играть, но аккуратно. Когда я однажды похудел по вине Пятачка, Ослик Иа всё равно мне обрадовался..." (Пятачок).
«Волшебная цепочка»
Игра проводится в кругу. Кто-то из взрослых называет какое-либо слово, допустим, "мёд", и спрашивает у игрока, стоящего рядом, что он представляет себе, когда слышит это слово?
Дальше кто-то из членов семьи отвечает, например, "пчелу". Следующий игрок, услышав слово "пчела", должен назвать новое слово, которое по смыслу подходит предыдущему, например, "боль" и т. д. Что может получиться?
Мёд - пчела - боль - красный крест - флаг - страна - Россия - Москва - красная площадь и т. д.
«Слова мячики»
Ребёнок и взрослый играют в паре. Взрослый бросает ребёнку мяч и одновременно произносит слово, допустим, "Тихий". Ребёнок должен вернуть мяч и произнести слово с противоположным значением "Громкий". Затем игроки меняются ролями. Теперь уже Ребёнок первым произносит слово, а взрослый подбирает к нему слово с противоположным значением.
«Антонимы в сказках и фильмах»
Взрослый предлагает детям поиграть со Сказкой, объясняя, что он будет произносить название - антоним, а дети должны будут угадать истинное название - антоним, а Ребёнок должен будет угадать истинное название Сказки.
Примеры заданий:
- "Зелёный платочек" - ("Красная шапочка");
- "Мышь в лаптях" - ("Кот в сапогах");
- "Рассказ о простой курочке" - ("Сказка о золотой рыбке");
- "Знайка в Лунной деревне" - ("Незнайка в Солнечном городе");
- "Бэби - короткий носок" - "Пэппи - длинный чулок");
- "Рассказ о живой крестьянке и одном слабаке" - ("Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях");
- "Один из Молоково" - "Трое из Простоквашино");
- "Крестьянка под тыквой" - ("Принцесса на горошине");
- "Деревянный замочек" - ("Золотой ключик");
«Если вдруг...»
Ребёнку предлагается какая-либо необычная ситуация, из которой он должен найти выход, высказать свою точку зрения.
Например, Если вдруг на Земле исчезнут:
- Все пуговицы;
- Все ножницы;
- Все спички;
- Все учебники или книги и т. д.
Что произойдёт?
Чем это можно заменить?
Ребёнок может ответить:
"Если вдруг на Земле исчезнут все пуговицы, ничего страшного не произойдёт, потому что их можно заменить: верёвочками, липучками, крючочками, кнопочками, ремнём, поясом и т. д."
Можно предложить Ребёнку и другие ситуации, например, если бы у меня была:
- Живая вода;
- Цветик-семицветик;
- Сапоги-скороходы;
- Ковёр-самолёт и т. д.
«Подбери слово»
Ребёнку предлагается подобрать к любому предмету, объекту, явлению слова, обозначающие признаки. Например, зима какая? (Холодная, снежная, морозная). Снег какой? (Белый, пушистый, мягкий, чистый).
«Кто что умеет делать»
Ребёнку предлагается подобрать к предмету, объекту как можно больше слов-действий. Например, что умеет делать кошка? (мурлыкать, выгибать спину, царапаться, прыгать, бегать, спать, играть, царапаться, и т. д.).
«Антонимы для загадок»
Вначале игры игроки договариваются о теме, которая будет служить основой для загадок. Затем Взрослый загадывает Ребёнку загадку, в которой всё наоборот, например, тема "Животные".
- Обитает в воде (значит, на суше);
- Шерсти нет совсем (значит, длинная шерсть);
- Хвост очень длинный (значит, короткий);
- Всю зиму ведёт активный образ жизни (значит, спит);
- Очень любит солёное (значит, сладкое).
Кто это?
«Весёлые рифмы»
Играющие должны подбирать к словам рифмы.
- Свечка - .... печка;
- Трубы - ... губы;
- Ракетка - пипетка;
- Слон - ...поклон;
- Сапоги - ...пироги и т. д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ МОДЕЛИРОВАНИЕ РАССКАЗЫВАНИЯ»
«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ МОДЕЛИРОВАНИЕ РАССКАЗЫВАНИЯ»...
Развитие связной монологической речи по средствам сказкотерапии у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Сказка – эффективное развивающее, коррекционное и психотерапевтическое средство в работе с детьми с общим недоразвитием речи. И чтобы это средство дало результат, надо использовать сказки в полн...
Комплекс занятий по совершенствованию связной монологической речи у младших школьников
задачи:1) Совершенствование умения составлять связное законченное высказывание на уровне фразы, текста.2) Совершенствовать умения в использовании вопросов, наглядно...
Методические рекомендации по развитию связной монологической речи у младших школьников с ОНР III уровня (с ОВЗ) с учётом индивидуальных психологических особенностей таких детей.
Рекомендации были разработаны с учетом работ следующих авторов: Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, В. И. Селиверстова, Е. И. Тихеевой, Э. П. Коротковой и др.Коррекцией, развитием речевых нарушений детей...
Конспект НОД по развитию связной монологической речи (старший дошкольный возраст) «Мы сказочники» составление связного монологического рассказа (сказки) с опорой на предметно-схематическое моделирование
laquo;Мы сказочники» составление связного монологического рассказа (сказки) с опорой на предметно-схематическое моделирование...
Конспект НОД по развитию связной монологической речи. «Морские обитатели» составление связного монологического рассказа с опорой на предметно-схематическое моделирование.
Тема: «Морские обитатели» составление связного монологического рассказа с опорой на предметно-схематическое моделирование....
Конспект НОД по развитию связной монологической речи (старший дошкольный возраст) «Как хлеб на стол пришёл» составление связного монологического рассказа с опорой на предметно-схематическое моделирование
Конспект НОД по развитию связной монологической речи(старший дошкольный возраст)Тема: «Как хлеб на стол пришёл» составление связного монологического рассказа с опорой на ...