Совершенствование связной монологической речи у младших школьников
методическая разработка по логопедии

Белова Марина Борисовна

Сборник содержит методические рекомендации по совершенствованию связной монологической речи  у младших школьников. Приведенные приемы могут быть использованы педагогами  в работе с детьми.

            Рекомендуется учителям начальных классов, логопедам, дефектологам, воспитателям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodichka_razvitie_svyazn_rechi_u_zpr_chegodaeva.doc280 КБ

Предварительный просмотр:

ГУ РК «Детский дом №17» г. Печоры

Совершенствование связной монологической речи у младших школьников  

(Методические рекомендации для педагогов)

Печора, 2022


Государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей«Детский дом №17» г. Печоры

Составитель — М.Б.Белова, учитель-логопед ГУ РК «Детский дом №17»

        Сборник содержит методические рекомендации по совершенствованию связной монологической речи  у младших школьников. Приведенные приемы могут быть использованы педагогами  в работе с детьми.

        Рекомендуется учителям начальных классов, логопедам, дефектологам, воспитателям.


 

Методы и приемы совершенствования  связной монологической речи детей младшего школьного возраста

Речевая функция – одна из важнейших функций человека. В процессе речевого развития у него формируются высшие психические формы познавательной деятельности, способность к понятийному мышлению.

Решение задачи обучения младших школьников  связной речи осуществляется путем формирования умений воспринимать высказывание, передавать его содержание и создавать свое собственное.

Связная монологическая речь более сложная, чем разговорная. Она более содержательная и полная, требует хорошо развитого умения выделять существенные стороны и свойства описываемого предмета, явления или события, которые должны быть логически связаны между собой и развиваться в определенной последовательности. Кроме того, она должна быть понята слушателями только на основе ее содержания, контекста и не должна требовать постановки дополнительных вопросов и уточнений. Монологическая речь – это контекстная речь.

Основная задача работы по развитию связной речи в школе состоит в том, чтобы научить детей свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме. В комплекс умений, формируемых у учащихся при обучении связной речи, входят умения, обеспечивающие владение содержанием, построением и речевым оформлением текста:

1. Умение получить информацию для высказывания, раскрыть тему и главную мысль.

2. Умение выделять части в тексте, связно и последовательно излагать материал, формулировать вводную и заключительную часть текста и др.

3. Умение использовать языковые средства, соответствующие целям высказывания, его типу и стилю.

4. Умение редактировать текст.

Организация обучения детей   предполагает формирование умений планировать собственное высказывание, самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации и самостоятельно определять как содержание своего высказывания, так и наиболее уместные для него языковые средства. Для достижения этих целей следует использовать систему упражнений, в процессе которых учитель должен:

- создавать ситуацию речевого общения в классе, моделирующую реальное устное общение;

- побуждать учащихся высказывать собственное отношение к тому или иному факту, событию, явлению;

- добиваться использования усвоенного речевого материала;

- направлять внимание учащихся на содержание высказываний;

- предусматривать формирование различных видов связной речи: сообщение, описание, повествование, рассуждения и т.п.

В начальной школе при обучении связному рассказу выделяют несколько видов работ:

1. Обучение пересказу.

2. Обучение рассказу по картине, серии сюжетных картин

3. Обучение рассказу-описанию.

4. Обучение рассказу с элементами творчества ( по В.П.Глухову).

Предлагаем вашему вниманию некоторые приемы работы, по совершенствованию навыков связной речи. Данные приемы могут использоваться педагогами на всех предметах гуманитарного цикла, особое значение, конечно, уделять использованию данных приемов при работе с детьми с ЗПР на уроках чтения.

Качественный отбор произведений для пересказа и описания:

 Существуют определенные требования к тексту для пересказов:

- Обязательно использовать при обучении пересказу высокохудожественны тексты детской литературы.

- Каждое произведение должно учить чему-то полезному, развивать в ребенке нужные нашему обществу черты личности.

- Тексты подбирают, доступные маленьким детям по содержанию, близкие их опыту, чтобы при пересказе ребенок мог отразить личное отношение к данному событию.

- Нужно, чтобы в произведениях присутствовали знакомые детям персонажи с ярко выраженными чертами характера; мотивы поступков действующих лиц должны быть понятными.

-  Произведения следует подбирать сюжетные, с четкой композицией, с хорошо выраженной последовательностью действий.

- Язык произведений для пересказа должен характеризоваться доступным детям словарем, короткими, четкими фразами, отсутствием сложных грамматических форм.

- Еще ряд обязательных требований к языку произведения — выразительность, наличие богатых и точных определений, сравнений, свежесть; желательно также наличие несложных форм прямой речи, что способствует формированию выразительности речи детей.

- Произведения для пересказа должны быть доступными по размеру, их подбирают с учетом особенностей внимания в памяти детей младшего школьного возраста.

-  Для составления описательных рассказов используются предметные и сюжетные дидактические картины, рекомендованные для начальной школы. Полезный наглядный материал для описания слайды, фотографии из их жизни, в том числе портреты детей.

- Предметы для описания выбирают реалистичные, хорошего качества, соответствующие этическим и эстетическим требованиям.

Методические приемы обучения пересказу:

- восстановление «деформированного» текста с последующим его пересказом:  а) подстановка в текст пропущенных слов (словосочетаний);  б) восстановление нужной последовательности предложений;

- дополнение данного предложения другим, логически с ним связанным;

- логическое продолжение мысли (Коля выбежал из дома. Он…);

- составление связного высказывания по двум-трем опорным вопросам: «Кто идет? Куда идет? Кого встретил?»;

- Нахождение в контексте предложений, не подходящих по смыслу;

- прием завершения детьми отдельных, незаконченных педагогом предложений;

- выделение основных содержательных звеньев сюжета произведения по ходу составления рассказа (пересказ по опорным вопросам, показ иллюстраций, последовательно отражающих содержание произведения);

- пересказ по предваряющему плану-схеме;

- использование «иллюстрированного панно»;

- пересказ по цепочке;

- выборочный пересказ;

- пересказ по ролям;

- пересказ по опорным схемам;

- игры-драматизации на сюжет пересказываемого произведения;

- упражнения в моделировании сюжета пересказываемого произведения (с помощью картинного панно, наглядной схемы, компьютера);

И другие.

Методические приемы обучения рассказыванию по картине:

-  образец рассказа педагога по картине или ее части;

- наводящие вопросы;

- предваряющий план рассказа;

- составление рассказа по фрагментам картины;

- составление рассказа по цепочке, в заключении ребенок повторяет составленный рассказ;

- коллективное сочинение рассказа детьми;

- составление небольших рассказов на тему из личного и коллективного опыта (после проводимых в школьном учреждении экскурсий, прогулок на школьном участке, походов в музей);

- опора на образец педагога и предварительный вопросный план;

- коллективная форма составления рассказа;

-  прием дополнения другими детьми;

- игры-упражнения на воспроизведение элементов наглядного содержания картины («Кто самый внимательный?», «Кто лучше запомнил?» и т.д.);

- разыгрывание действий персонажей картины (игра-драматизация с использованием пантомимы и др.);

- составление завязки к изображенному действию (с опорой на речевой образец педагога);

- восстановление пропущенного звена при составлении рассказа по серии картинок;

- игра-упражнение «Угадай-ка!» (По вопросам и указаниям педагога дети восстанавливают содержание изображенного на картине, но не показанного фрагмента, закрытого экраном).

И другие.

Приемы работы с картинным материалом:

1. Составление рассказов по сюжетным многофигурным картинам с изображением нескольких групп действующих лиц в пределах общего, хорошо знакомого детям сюжета.

2. Составление рассказа по отдельной сюжетной картине с придумыванием детьми предшествующих и последующих событий.

3. Рассказывание по сериям сюжетных картинок, достаточно подробно изображающих развитие сюжетного действия.

4. Работу вести по плану: подготовка детей к восприятию содержания картины (предварительная беседа, отгадывание загадок); разбор ее содержания; обучение детей составлению рассказа; анализ детских рассказов.

Методические приемы обучения описанию:

-- узнавание предмета по его описанию;

- сравнение предметов по основным признакам;

- упражнения на составление словосочетаний и предложений с учетом зрительного и тактильного восприятия предмета (с использованием настольных игр и пособий,  игрушек);

- отгадывании загадок, содержащих описание предметов;

- описание предмета по памяти (после предварительного рассматривания);

- составления простого описания, составляемого с помощью педагога  – по его вопросам, с постепенным переходом к более самостоятельным развернутым высказываниям

– составление описания по предваряющему плану,

– составление описания с опорой только на данный образец.

- использовать жестовые указания на форму или детали предмета, словесные указания.

- прием параллельного описания педагогом и ребенком двух однотипных предметов, то есть они составляли описание предметов по частям, называя одни и те же признаки.

- игра-упражнение «Узнай, что это!» (Узнавание предмета по указанным его деталям, отдельным составным элементам);

-  составление описания предмета по собственному рисунку;

- использование игровых ситуаций при составлении описательных рассказов («Магазин», «Пропала собачка» и др. ).

И другие.

Методические приемы обучения творческому рассказыванию:

- составление рассказа по аналогии;

- придумывание продолжения (окончания) незавершенного рассказа;

- придумывание предыдущего события рассказа;

- сочинение рассказа на заданную тему по нескольким опорным предметным картинкам.

- прием совместного составления рассказа педагогом и ребенком с использованием иллюстраций – возможных вариантов продолжения рассказа;

- использование краткого плана;

- рисование на тему (сюжет) пересказываемого произведения с последующим составлением рассказа по выполненным рисункам. (Изображение персонажей или отдельных эпизодов рассказа (сказки) и их словесное описание);

-  составление «творческих пересказов» - с заменой действующих лиц, места действия, изменением времени действия, изложением, событий рассказа (сказки) от 1-го лица и др.

И другие приемы.

Помните, что одна из важнейших задач при коррекции речевой деятельности детей с задержкой психического развития — совершенствование регулирующей функции речи. Необходимо обучать умению дать отчет о выполненной работе. На начальных этапах обучения рекомендуется добиваться от ребенка оречевления своих действий по ходу деятельности. В начале работы основные операции и их оречевление осуществляются под руководством педагога. Большое влияние на объем и качество ответов детей с задержкой психического развития оказывает похвала. Каждое занятие должно приносить ребенку радость. Этому способствует благоприятный эмоциональный климат на занятиях, гарантирование успеха каждому ребенку, поощрение за успех.

Используемая литература:

  1. Бородич А. М. Методика развития речи детей, - М., 1981 г.
  2. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. - 158с.
  3. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М., 2002 г. – 144с.
  4. Дети с задержкой психического развития. / Под ред. Т.А.Власовой, В.И.Лубовского, Н.А.Цыпиной. – М., 1984 г.
  5. Зикеева, А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений. [Текст] / А.Г. Зикеева // Учеб. пособие для студ. вузов. - М.: Академия, 2000. - 200 с.
  6. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной речи. / Т.А. Ладыженская. - М., 1975 - 75с.
  7. Ткаченко Т.А. Логические упражнения для развития речи. / Т.А. Ткаченко М.: Литера, 2007 - 34с.
  8. Ткаченко Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи. / Т.А. Ткаченко, М.: Эксмо, 2005 - 134с.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Речевые игры

 

Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи. В них можно играть в выходные дни, праздники, в будние дни вечерами, когда взрослые и дети собираются вместе после очередного рабочего дня.

Во время игры со словом учитывайте настроение Ребёнка, его возможности и способности.

Играйте с Ребёнком на равных, поощряйте его ответы, радуйтесь успехам и маленьким победам!

«Только весёлые слова»

Играть лучше в кругу. Кто-то из играющих определяет тему. Нужно называть по очереди, допустим, только весёлые слова. Первый игрок произносит: "Клоун". Второй: "Радость". Третий: "Смех" и т. д. Игра движется по кругу до тех пор, пока слова не иссякнут.

Можно сменить тему и называть только зелёные слова (например, огурец, ёлка, карандаш и т. д.), только круглые (например, часы, Колобок, колесо и т. д.).

«Автобиография»

Вначале кто-то из Взрослых берёт на себя ведущую роль и представляет себя предметом, вещью или явлением и от его имени ведёт рассказ. Остальные игроки должны его внимательно выслушать и путём наводящих вопросов выяснить, о ком или о чём идёт речь. Тот из игроков, который это угадает, попробует взять на себя роль Ведущего и перевоплотиться в какой-либо предмет или явление.

Например, "Я есть в доме у каждого человека. Хрупкая, прозрачная, неизящная. От небрежного обращения погибаю и становится темно не только в душе...". (Лампочка).

Или: "Могу быть толстым и худым; красивым и не очень. Со мной можно играть, но аккуратно. Когда я однажды похудел по вине Пятачка, Ослик Иа всё равно мне обрадовался..." (Пятачок).

«Волшебная цепочка»

Игра проводится в кругу. Кто-то из взрослых называет какое-либо слово, допустим, "мёд", и спрашивает у игрока, стоящего рядом, что он представляет себе, когда слышит это слово?

Дальше кто-то из членов семьи отвечает, например, "пчелу". Следующий игрок, услышав слово "пчела", должен назвать новое слово, которое по смыслу подходит предыдущему, например, "боль" и т. д. Что может получиться?

Мёд - пчела - боль - красный крест - флаг - страна - Россия - Москва - красная площадь и т. д.

«Слова мячики»

Ребёнок и взрослый играют в паре. Взрослый бросает ребёнку мяч и одновременно произносит слово, допустим, "Тихий". Ребёнок должен вернуть мяч и произнести слово с противоположным значением "Громкий". Затем игроки меняются ролями. Теперь уже Ребёнок первым произносит слово, а взрослый подбирает к нему слово с противоположным значением.

«Антонимы в сказках и фильмах»

Взрослый предлагает детям поиграть со Сказкой, объясняя, что он будет произносить название - антоним, а дети должны будут угадать истинное название - антоним, а Ребёнок должен будет угадать истинное название Сказки.

Примеры заданий:

  • "Зелёный платочек" - ("Красная шапочка");
  • "Мышь в лаптях" - ("Кот в сапогах");
  • "Рассказ о простой курочке" - ("Сказка о золотой рыбке");
  • "Знайка в Лунной деревне" - ("Незнайка в Солнечном городе");
  • "Бэби - короткий носок" - "Пэппи - длинный чулок");
  • "Рассказ о живой крестьянке и одном слабаке" - ("Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях");
  • "Один из Молоково" - "Трое из Простоквашино");
  • "Крестьянка под тыквой" - ("Принцесса на горошине");
  • "Деревянный замочек" - ("Золотой ключик");

«Если вдруг...»

Ребёнку предлагается какая-либо необычная ситуация, из которой он должен найти выход, высказать свою точку зрения.

Например, Если вдруг на Земле исчезнут:

  • Все пуговицы;
  • Все ножницы;
  • Все спички;
  • Все учебники или книги и т. д.

Что произойдёт?

Чем это можно заменить?

Ребёнок может ответить:

"Если вдруг на Земле исчезнут все пуговицы, ничего страшного не произойдёт, потому что их можно заменить: верёвочками, липучками, крючочками, кнопочками, ремнём, поясом и т. д."

Можно предложить Ребёнку и другие ситуации, например, если бы у меня была:

  • Живая вода;
  • Цветик-семицветик;
  • Сапоги-скороходы;
  • Ковёр-самолёт и т. д.

«Подбери слово»

Ребёнку предлагается подобрать к любому предмету, объекту, явлению слова, обозначающие признаки. Например, зима какая? (Холодная, снежная, морозная). Снег какой? (Белый, пушистый, мягкий, чистый).

«Кто что умеет делать»

Ребёнку предлагается подобрать к предмету, объекту как можно больше слов-действий. Например, что умеет делать кошка? (мурлыкать, выгибать спину, царапаться, прыгать, бегать, спать, играть, царапаться, и т. д.).

«Антонимы для загадок»

Вначале игры игроки договариваются о теме, которая будет служить основой для загадок. Затем Взрослый загадывает Ребёнку загадку, в которой всё наоборот, например, тема "Животные".

  • Обитает в воде (значит, на суше);
  • Шерсти нет совсем (значит, длинная шерсть);
  • Хвост очень длинный (значит, короткий);
  • Всю зиму ведёт активный образ жизни (значит, спит);
  • Очень любит солёное (значит, сладкое).

Кто это?

«Весёлые рифмы»

Играющие должны подбирать к словам рифмы.

  • Свечка - .... печка;
  • Трубы - ... губы;
  • Ракетка - пипетка;
  • Слон - ...поклон;
  • Сапоги - ...пироги и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ МОДЕЛИРОВАНИЕ РАССКАЗЫВАНИЯ»

«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ МОДЕЛИРОВАНИЕ РАССКАЗЫВАНИЯ»...

Развитие связной монологической речи по средствам сказкотерапии у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Сказка – эффективное развивающее, коррекционное и психотерапевтическое средство в работе с детьми с общим недоразвитием речи. И чтобы это средство дало результат, надо использовать сказки в полн...

Комплекс занятий по совершенствованию связной монологической речи у младших школьников

задачи:1)    Совершенствование умения составлять связное законченное высказывание на уровне фразы, текста.2)    Совершенствовать умения в использовании вопросов, наглядно...

Методические рекомендации по развитию связной монологической речи у младших школьников с ОНР III уровня (с ОВЗ) с учётом индивидуальных психологических особенностей таких детей.

Рекомендации были разработаны с учетом работ следующих авторов: Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, В. И. Селиверстова, Е. И. Тихеевой, Э. П. Коротковой и др.Коррекцией, развитием речевых нарушений детей...

Конспект НОД по развитию связной монологической речи. «Морские обитатели» составление связного монологического рассказа с опорой на предметно-схематическое моделирование.

Тема: «Морские обитатели» составление связного монологического   рассказа с опорой на предметно-схематическое моделирование....

Конспект НОД по развитию связной монологической речи (старший дошкольный возраст) «Как хлеб на стол пришёл» составление связного монологического рассказа с опорой на предметно-схематическое моделирование

Конспект НОД по развитию связной монологической речи(старший дошкольный возраст)Тема: «Как хлеб на стол пришёл» составление связного монологического    рассказа с опорой на ...