Методические рекомендации по развитию связной монологической речи у младших школьников с ОНР III уровня (с ОВЗ) с учётом индивидуальных психологических особенностей таких детей.
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему
Рекомендации были разработаны с учетом работ следующих авторов: Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, В. И. Селиверстова, Е. И. Тихеевой, Э. П. Коротковой и др.
Коррекцией, развитием речевых нарушений детей школьного возраста с ОНР занимается не только логопед, но и учитель. Логопед корректирует, развивает и совершенствует речевое общение детей - учитель закрепляет речевые навыки ребенка, полученные на логопедических занятиях и на основе проведенной работы логопедом. Успех зависит от степени продуктивности процесса закрепления речевых навыков и умений, и от того на сколько развиты у ребёнка различные виды восприятия.
Существует три основных вида восприятия, на которые и следует опираться педагогу и логопеду при непосредственной работе с ребенком и последующем закреплении приобретенных умений и навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
audialy_-_kopiya.docx | 40.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по развитию связной монологической речи у младших школьников с ОНР III уровня (с ОВЗ) с учётом индивидуальных психологических особенностей таких детей. |
ГОРОДСКОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ ВОРКУТИНСКАЯ ДЕТСКАЯ БОЛЬНИЦА № 1
ПОДГОТОВИЛА ЛОГОПЕД ЧУЖМАРОВА Н.Г. ВОРКУТА 2017 |
Рекомендации были разработаны с учетом работ следующих авторов: Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, В. И. Селиверстова, Е. И. Тихеевой, Э. П. Коротковой и др.
Коррекцией, развитием речевых нарушений детей школьного возраста с ОНР занимается не только логопед, но и учитель. Логопед корректирует, развивает и совершенствует речевое общение детей - учитель закрепляет речевые навыки ребенка, полученные на логопедических занятиях и на основе проведенной работы логопедом. Успех зависит от степени продуктивности процесса закрепления речевых навыков и умений, и от того на сколько развиты у ребёнка различные виды восприятия.
Существует три основных вида восприятия, на которые и следует опираться педагогу и логопеду при непосредственной работе с ребенком и последующем закреплении приобретенных умений и навыков.
Визуалы — это люди, которые «видят» окружающий мир. У таких детей хорошо развит и доминирует зрительный канал восприятия. Дети не могут работать без заранее разработанных схем и, приступая к работе четко должны представлять себе стратегию. Для таких детей необходимы наглядные пособия. Дети - визуалы наиболее активны в отличии от своих сверстников и лучше многих умеют использовать свою память.
Для более качественного усвоения информации визуалами, и более продуктивной работы с детьми, рекомендуется:
1. Пересматривать и классифицировать информацию. Подчеркивать или выделять ключевые моменты (слова, словосочетания, предложения) цветом.
2. Использовать рисунки, видео-фрагменты, плакаты, слайды, блок-схемы, фланелеграф.
3. Использовать жесты и выразительную мимику. Комбинировать предложенные техники. Следует отметить, что для усвоения материала необходимо достаточное количество времени.
4. Практиковаться в преобразовании зрительных образов в словесные, представляя яркие моменты событий и актуализируя в памяти запечатленный визуальный ряд.
5. Для визуалов необходимы карточки-памятки с алгоритмом выполнения задания, схематические планы.
6. Для лучшего запоминания информации можно на стикерах записать новые слова (словосочетания, фразы) и разместить так, чтобы они находились на видных местах (на столе, пенале, на дверцах шкафов, на дверях и т.д).
7. Для того, чтобы легче воспринимать аудио материал, лучше, чтобы у ребёнка всегда был блокнот, куда он мог бы записать, зарисовать, начертить схемы.
8. Записывать на видеокамеру речь ребёнка, чтобы он мог посмотреть и услышать себя, а потом вместе проанализировать ошибки.
9. Помещение, где проводится занятие, не должно пестрить всевозможными плакатами, чтобы ребенок не отвлекался на них.
10. Каждые 15-20 минут делать перерыв, чтобы выполнить упражнения для снятия усталости глаз.
11. Для формирования связной монологической речи у визуалов эффективны:
- При составлении пересказа лучше использовать картинный план, мнемосхемы, схематический план, карточки с набором ключевых слов. Проводить инсценировки. Составлять диафильмы. Проводить игры «Сократи предложение», «Дополни предложение».
- При составлении рассказа по картинке и при описании предмета обратить внимание правильное составление плана: описание сюжета, за тем подчеркнуть детали и выразить общее впечатление о картине, предмете. Вести тематические, лексические, словарики. Проводить игры «Скажи по другому», «Скажи наоборот» и т.д.
Аудиалы – это люди, которые обладают удивительно острым слухом и великолепной памятью. Дети - аудиалы могут запомнить и воспроизвести любой ваш рассказ до мельчайших подробностей. Однако ни в коем случае нельзя прерывать их, т.к. они тотчас замолчат и более не будут с вами беседовать.
Для более качественного усвоения информации детками - аудиалами, и более продуктивной работы с детьми, рекомендуется:
Детям:
1. Посещать групповые занятия, вести дискуссии.
2. Обсуждать свои впечатления с друзьями, с родителями, расширяя объем материала путем получения устной информации от других.
3. Использовать звукозапись. Например, зафиксировать информацию в аудиоформате и прослушать для лучшего её усвоения.
4. Если есть такая возможность, рекомендуется рассказать и объяснить "рабочую" информацию другому человеку – напарнику, другу, родителям. Очень хорошо, если он так же будет аудиалом.
5. Ребенку-аудиалу следует предложить записывать свои мысли. Проводить время в тишине, концентрируясь на основных идеях, рассказывая содержание предмета самому себе вслух или про себя.
6. Предложите ребенку представить разговор, проговорить стоя у зеркала.
Взрослым:
1. Следить за тем, чтобы посторонние звуки во время занятия не отвлекали.
2. Через каждые 10-15 минут делать перерыв - физминутку, желательно без звукового оформления, чтобы снять напряжение со слухового анализатора.
3. Для формирования связной монологической речи у аудиалов эффективны:
- При пересказе включать аудио- сказки, рассказы, постановки детских спектаклей. Читать тексты вслух и проговаривать их. Проводить игру «Я начну читать, а ты продолжишь».
- При составлении рассказов по картинке записывать идеи в ходе обсуждения картины. Хорошо, если будет звучать классическая музыка, подобранная к теме данного рассказа.
Кинестетики — это люди, которые «чувствуют» окружающий мир. У таких детей доминирует тактильный канал восприятия, они не умеют скрывать свои чувства, очень чувствительны к окружающему миру. У детей – кинестетиков ответы на вопросы просты и прямолинейны. Такие дети принимают решения опираясь на свои чувства. Кинестетики -любят массаж и во всем предпочитают комфорт. Прикосновения они воспринимают лучше, чем слова. В свой внутренний мир дети - кинестетики пускают только «избранных».
Для более качественного усвоения информации кинестетиками, и более продуктивной работы с детьми, рекомендуется:
Взрослым:
1. Проводить обучение таких детей целесообразно на экскурсиях, выставках с последующим анализом.
2. Практиковать сбор исследуемого материала (различные словари, образцов растений, минералов, монет, фотоснимков и т.п.).
3. Использовать иллюстрации для подтверждения мысли. Практиковаться в написании ответов.
4. Проводить инсценировки, ролевые игры.
5. Для пояснения абстрактных понятий использовать большое количество жизненных примеров.
6. Каждые 10-15 минут менять вид деятельности, чтобы обучающийся не потерял интерес к изучаемой теме.
7. Создать комфортные условия для усвоения материала, так как кинестетикам это крайне необходимо.
8. Для формирования связной монологической речи у кинестетиков эффективны:
- При подготовке пересказа можно использовать жесты в определённой последовательности, мнемосхемы с плоско-выпуклыми контурами, тактильные пиктограммы. Чтобы запомнить информацию - ключевые слова записывались (тупым концом карандаша) на его руке (спине), а так же использовать карточки на которых план (ключевые слова, словосочетания и др.) были записаны по методу Брайля.
- При составлении рассказа по картинке и при описании предмета обратить внимание правильное составление плана: описание сюжета, за тем подчеркнуть детали и выразить общее впечатление о картине, предмете. Вести тематические, лексические, словарики. Хорошо, если будет звучать классическая музыка, подобранная к теме данного рассказа. Проводить игры «Скажи по другому», «Скажи наоборот» и т.д.
Закрепление у детей навыков связного высказывания может происходить как на занятиях по развитию речи, так и во время уроков чтения, русского языка, окружающего мира и технологии.
Овладение учителем методами и приемами обучения рассказыванию, с опорой на все виды восприятия, - одно из важнейших условий успешной работы по развитию речи младших школьников. На занятиях необходимо использовать такие приемы, как объяснения, вопросы, речевой образец, демонстрация наглядного материала, упражнения, жесты, погружение ребёнка в ситуацию, оценка речевой деятельности и др. При проведении того или иного занятия педагогу следует находить наиболее эффективные варианты сочетания различных приемов с тем, чтобы повышать активность и самостоятельность детей.
Усвоение школьных знаний значительно усложняется для детей, речь которых имеет недостатки. Поэтому для детей с ОНР III уровня центральной задачей является формирование и совершенствование связной монологической речи. Для этого следует предусмотреть систему специальных упражнений (с учетом развития этих умений у каждого ученика):
- Для аудиалов:
1) создавать ситуацию речевого общения в классе, моделирующую реальное устное общение. С этой целью ему следует (порой в достаточно быстром темпе) сообщать информацию, вызывающую ответную реакцию учеников;
2) побуждать их высказыванию собственного отношения к тому или иному факту, событию, явлению;
3) добиваться использования усвоенного речевого материала;
4) обращать внимание учащихся на содержание высказываний и последовательность;
5) предусматривать формирование различных видов связной речи: сообщения, описания, повествования, рассуждения и т. д.
6) расширять словарный запас у детей-аудиалов на основе аудиоматериала и активизировать новые слова в речи ребёнка.
- Для визуалов:
1)использовать наглядный материал, карточки с дидактическим материалом, памятки;
2)побуждать их к высказыванию собственного отношения к тому или иному факту, событию, явлению, которые изображены на картинках, или даны в печатном формате;
3) добиваться использования усвоенного речевого материала;
4) обращать внимание учащихся на содержание высказываний и их последовательность;
5) предусматривать формирование различных видов связной речи: сообщения, описания, повествования, рассуждения и т. д.
6) расширять словарный запас у детей-визуалов, используя различные словари и активизировать новые слова в речи ребёнка.
- Для кинестетиков:
1)создавать условия приближенные к конкретной ситуации, опираться на ощущения таких детей;
1)опираться на ассоциации ребёнка, связанные с данным предметом при его описании; использовать дидактический материал, который ребёнок мог воспринимать тактильно (на ощупь);
3) добиваться использования усвоенного речевого материала;
4) обращать внимание учащихся на содержание высказываний и их последовательность;
5) предусматривать формирование различных видов связной речи: сообщения, описания, повествования, рассуждения и т. д., опираясь на ассоциации и ощущения кинестетиков;
6) расширять словарный запас у детей-кинестетиков, создавая словари их ощущений и активизировать новые слова в речи ребёнка.
Таким образом, любая методика обучения связной речи должна дополняться разнообразными формами работы в повседневной жизни. Лексический, морфологический и синтаксический материал усваивается в тесной взаимосвязи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический материал по развитию связной монологической речи старших дошкольников
Вашему вниманию предлагается подборка лексических, грамматических игр и упражнений, а также дидактические игры и упражнения с использованием разнообразных видов моделей, направленные на развитие монол...
Развитие связной монологической речи у детей дошкольного возраста с ОНР третьего уровня речевого развития.
В данной статье представлена методика обучения дошкольников с ОНР третьего уровня речевого развития связной монологической речи....
Методические рекомендации «Развитие связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи путем обучения рассказыванию».
Построение системы работы по развитию монологической речи у старших дошкольников с ОНР требует совершенствования традиционных приемов и методов диагностики и коррекции нарушений связной речи, взаимоде...
Методические рекомендации для развития связной монологической речи у дошкольников старшей группы
В данной разработке представлены виды работ по развитию навыков связной монологической речи для детей с нарушением языкового/ семантического компонента....
Методические рекомендации по теме: «Театрализованная игра как метод развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста».
В работе даются рекомендации по созданию предметно-развивающей среды в группе, использованию театрализованных игр для развития речи; предлагаем список рекомендованной литературы, примерный план ...
Методическая разработка по развитию связной монологической речи старших дошкольников с задержкой психического развития
Особенности формирования речевой деятельности, процесса овладения языком и навыками связных высказываний у детей с ЗПР до сих пор остаются недостаточно хорошо изученными.В практике коррекционной педаг...
Развитие связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет с ОНР-III уровня речевого развития посредством пересказа сказок
Развитие связной речи – это осмысленное pазвернутое высказывание (логически сочетающихся предложений), которое обеспечивает общение и понимание людей.Она одна из главных задач детского сада.Моно...