Проект по связной речи
проект по логопедии (старшая группа)

Царегородцева Татьяна Леонидовна

Проект в старших группах

«Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста

с общим недоразвитием речи»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_svyaznoy_rechi.docx17.69 КБ

Предварительный просмотр:

Проект в старших группах

«Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста

с общим недоразвитием речи»

Актуальность: 

     Значительные трудности в овладении навыками связной контекстной речи у детей с ОНР обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы – фонетико-фонематического, лексического, недостаточной сформированностью как произвольной (звуковой), так и семантической (смысловой) сторон речи. Наличие у детей вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов (восприятие, внимание, памяти, воображения и др.) создает дополнительные затруднения в овладении монологической речью.

     Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного развернутого изложения. Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Развитие обеих форм (диалога и монолога) связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. У детей без речевой патологии развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления, связанно с развитием деятельности и общения.

      У детей 5-6- летнего возраста с ОНР связная речь сформирована недостаточно. Они уже пользуются развернутой фразовой речью, но при этом отмечаются фонетико-фонематические и лексико-грамматические недостатки. Наиболее отчетливо они проявляются в разных видах монологической речи – описание, пересказ, рассказы по серии картин и др. Ограниченность словарного запаса, отставание в овладении грамматическим строем родного языка затрудняют процесс развития связной речи, переход от диалогической формы речи к контекстной. Правильно понимая логическую взаимосвязь событий, дети ограничиваются лишь перечислением действий. Замедление речевого развития, трудности в овладении словарным запасом и грамматическим строем в совокупности с особенностями восприятия обращенной речи ограничивают речевые контакты ребенка с взрослыми и сверстниками, препятствуют осуществлению полноценной деятельности общения.

Цель проекта: формирование связной монологической речи у детей, имеющих общее  недоразвитие речи (ОНР). 

Задачи:

1. Определить уровень развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

2. Обогатить речевую развивающую среду дидактическим и игровым материалом.

Ожидаемые результаты:

1. Совершенствование связной речи.

2. Пополнение и активизация словарного запаса детей словами-определениями.

3. Умение договариваться и работать слажено.

4. Умение обратиться к взрослому с вопросом.

5. Умение ребенка отвечать на вопросы полным предложением.

Формы реализации проекта:

• игры: дидактические, сюжетно – ролевые.

• просмотр и обсуждение сказок и рассказов

• чтение и обсуждение художественных произведений и иллюстраций;

• беседы, ситуативные разговоры с детьми;

• разгадывание загадок, разучивание стихотворений;

• рассказы по мнемотаблицам, схемам.

Участники проекта: дети старшей группы с ОНР, родители, учитель-логопед, воспитатели.

Продолжительность: долгосрочный (октябрь – май)

Ресурсное обеспечение:

1. Информационные:

• фото- видео материалы;

• библиотечный фонд.

2. Дидактическое обеспечение:

• подбор иллюстраций, картинок, игр;

• оформление центра «Речевое развитие»

3. ИКТ:

  ноутбук;

• фотоаппарат;

•USB- накопитель.

Этапы реализации проекта:

      I этап: подготовительный:

1. Накопление информации. Мониторинг речевого развития старших дошкольников.

2. Изучение методической литературы по теме.

3. Методика оценки уровня сформированности словесно-логического мышления, мыслительных операций, исследование связной речи и взаимосвязи мышления и речи старших дошкольников, обработка данных.

4. Рассматривание иллюстраций, репродукций, картин и т. п.

      II этап: основной:

1.  Пополнение развивающей предметно-пространственной среды дидактическими пособиями, играми, схематичным материалом, мнемотаблицами, алгоритмами, демонстрационным материалом.

2. Знакомство с составлением описательных рассказов и заучивание стихотворений..

3. Подбор для библиотеки книг, сказок, стихов, загадок, привлечение детей к участию в придумывании сказок, загадок и т. п.

4.  Изготовление игр, наглядных пособий для детей.

     III этап:  заключительный:

1.  Подведение итогов реализации проекта.

2.  Соотнесение ожидаемых и реальных результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: "Развитие связной речи у детей с ТНР"

Проект: расчитан на весь учебный годУчастники: дети, педагоги, родителиПод проект: "Все кругом проснулось"Тема под проекта: "Царство цветов"Конспект: Совместная деятельность педагогов с дет...

Определение проблемы проекта: "Развитие связной речи у детей с ТНР, через совместную работу родителей и педагогов"

Начиная работу по проектной деятельности, для нас было крайне важно вовлечь в нее родителей и определить проблему при работе в речевой группе.Определение проблемы проекта. Для педагогов речевых г...

ПРОЕКТ : « Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста по средствам устного народного творчества».

«Надо предпочесть того педагога, Который идёт новыми путями.           Каждое его слово, каждый поступок  несёт на себе печать незабыва...

Проект: "Развитие связной речи у детей с отклонением в развитии"

Развитие связной речи у детей с отклонением в развитииРазвитие связной речи у детей с отклонением в развитии с помощью дидактических игр•Выявить способность актуализировать имеющиеся сведения;•Формиро...

Проект: "Развитие связной речи у детей с отклонением в развитии"

Развитие связной речи у детей с отклонением в развитииРазвитие связной речи у детей с отклонением в развитии с помощью дидактических игр•Выявить способность актуализировать имеющиеся сведения;•Формиро...

Проект «Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования»

Мы стремимся к развитию осознанной и активной речи детей. Именно речевая активность, её объём и характер становятся главным показателем успешности учебно-познавательной, игровой, коммуникативной, труд...