Определение проблемы проекта: "Развитие связной речи у детей с ТНР, через совместную работу родителей и педагогов"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему
Начиная работу по проектной деятельности, для нас было крайне важно вовлечь в нее родителей и определить проблему при работе в речевой группе.
Определение проблемы проекта.
Для педагогов речевых групп основными задачами в работе с речевыми детьми являются:
1-контроль за поставленными логопедом звуками; 2- развитие пальцевой моторики;
3- развитие связной речи.
Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускников детского сада должно быть сформировано умение связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Но чтобы этому научить, необходимо развивать и другие стороны речи: расширять словарный запас, воспитывать звуковую культуру речи и формировать грамматический строй.
Целью развития связной речи ребенка в старшем дошкольном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта проблема решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературного произведения, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческого рассказывания, освоение форм- рассуждений ( объяснительная речь, речь- доказательство; речь- планирование, а так же сочинение рассказов по картинам и серии сюжетных картинок.
Все вышеназванные виды речевой деятельности, актуальны при работе над связной речью, что вызвало наш особый интерес. В старшей группе мы решили главное внимание уделить составлению описательных рассказов и загадок. Т.к этот вид, является особенно сложным для ребенка и начальным этапом для дальнейшего более углубленного развития связной речи ( если не сделать этот этап интересным для восприятия).
Так же мы работая не первый год с детьми логопатами понимали, что без помощи родителей, без осознания ими того, что это важно и нужно их детям, наши старания будут «уходить в песок». Поэтому первое, что мы сделали- это провели в конце прошлого учебного года родительское собрание, где обозначили данную проблему. Родители полностью с нами согласились и обещали полное участие и содействие.
Основными видами описательного рассказа являются:
- фиксация изображенных на картине объектов и их смысловых взаимосвязей
- описание картины как раскрытие заданной темы
- словесно- выразительное описание изображенного, с использованием аналогий (поэтических образов, метафор, сравнений и др.)
Основная задача работы по развитию связной речи- обучение детей самостоятельности высказываний. На основе сформировавшихся навыков использования различных типов предложений у детей вырабатывается умение передавать впечатление об увиденном, о событиях окружающей действительности, в логической последовательности излагать содержание предметных картинок, картин или их серий, составление рассказов- описаний. Весь процесс коррекционного обучения имеет четкую коммуникативную направленность. Усваиваемые элементы языковой системы должны включаться в непосредственное общение. Важно научить детей применять отработанные речевые операции в аналогичных или новых ситуациях, творчески использовать полученные навыки в различных видах деятельности. Речевые задания в логопедической группе строятся с учетом, как общей дошкольной педагогике, так и специальной.
Педагог должен определить:
- тему и цель
- предметный и глагольный словарь, словарь признаков, которые дети должны усваивать в активной речи
- отрабатывать лексический и грамматический материал с учетом темы и цели, этапа коррекционного обучения
- обозначить основные этапы , показать их взаимосвязь, сформировать цель каждого этапа
- подчеркивать наличие обучающего момента и последовательность закрепления нового материала
- обеспечить постепенную смену видов речевых и речемыслительных заданий
- включать в работу разнообразные игровые и дидактические упражнения ( можно с элементами соревнования)
- при отборе материала учитывать зону ближайшего развития дошкольника
- предусматривать приемы, обеспечивающие вовлечение детей в активную речевую и познавательную деятельность
- включать повтор усвоенного материала
Для того, чтобы выполнить все поставленные задачи по формированию связной речи, следует, так построить работу, чтобы у ребенка был постоянный интерес к процессу.
Все задания должны быть динамичными, увлекательными, мобилизующие детей, вызывающими желание, интерес к тому, что будет происходить далее
Зная специфику занятий по составлению описательных рассказов и загадок, любой педагог скажет- это сложно! Вот в этом и состоит наша главная задача по данной теме. Т.к известно, что процесс развития речи у детей, протекает под руководством взрослого. Поэтому совместная работа с родителями просто жизненно важна.
Чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результаты. Взрослым важно побуждать детей к речевой деятельности, стимулировать речевую активность не только в процессе ежедневного общения, но и в процессе специально организованного обучения. Необходимо вести целенаправленную систематическую работу по обучению рассказыванию использованием на занятиях более эффективных, целесообразных, интересных, занимательных для детей методических приемов, методов, средств, которые могут способствовать появлению у детей стойкого интереса к данному виду речевой деятельности. Помимо этого интерес должен появиться и у родителей. Наша задача им помочь!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа в рамках проекта "Развитие связной речи у детей с ТНР, через знакомство с целостностью картины окружающего мира"
Работа в рамках проекта, занятие для КМО: "Посуда. Продукты питания"...
Работа в рамках проекта: "Развитие связной речи у детей с ТНР, через знакомство с целостностью картины окружающего мира"
Системная паутинка в рамках проектной деятельности, тема в рамках проекта: "Зима"...
«ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ СОВМЕСТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Ориентация на семейные ценности является важной частью духовно - нравственного развития и воспитания личности дошкольников. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговре...
« Организация совместной работы родителей и педагогов по формированию семейных ценностей у дошкольников через совместную деятельность».
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса – поиск рациональных путей взаимодействий. Главная тенденция взаимодействия ДОУ и ...
Семинар-пратикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)
Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)...
Консультация для педагогов на тему "Совместная работа родителей и педагогов по социализации детей с ЗПР в процессе развития речи с использованием пособия "Разрешите представиться".
Степень социализации личности является важным критерием её адаптации к жизни в обществе. Л.С.Выготский в теории культурно-исторического развития психики обращал внимание на то, что любой дефект, огран...
Взаимодействие дошкольной организации с родителями детей с ОВЗ через совместную работу с педагогом
Взаимодействие дошкольной организации с родителями детей с ОВЗ через совместную работу с педагогом...