Индивидуальное логопедическое занятие с использованием ИКТ. Автоматизация звука Р
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Отработка правильного произношения звука "Р" в предложениях и чистоговорках. Составление предложений с заданным словом. Укрепление мышц орального праксиса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
indiv._zan._po_avtom._z._r.docx | 74.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Автоматизация звука «Р»
Задачи
Коррекционно - образовательные:
- формировать у детей чёткие, энергичные движения губ и нижней челюсти;
- укреплять мышцы орального праксиса;
- закреплять умение составлять предложения с заданным словом;
- совершенствовать умение использовать в речи полные предложения;
- отрабатывать правильное произношение звука «Р»;
- произносить звук «Р» в предложениях, чистоговорках;
- совершенствовать умения и навыки активно пользоваться мимическими мышцами.
Коррекционно - развивающие:
Развивать:
- артикуляционную моторику;
- психические процессы: зрительное, слуховое внимание, сосредоточенность, память, мышление;
- фонематическое восприятие;
- направленность воздушной струи.
Коррекционно - воспитательные задачи:
- воспитывать взаимопонимание;
- самостоятельность.
Регулятивные:
- управлять своей деятельностью;
- давать объективную оценку своим ответам;
- участвовать в прогнозе на будущее.
Материал
Демонстрационный:
- фигура девочки;
- ноутбук;
- счётные палочки;
- презентация «Автоматизация звука «Р» (с заданиями и игровыми упражнениями);
- схема для проведения рефлексии.
Раздаточный:
- кусочек ваты;
- дневник для оценивания своих ответов;
- звёздочки для оценивания;
Форма организации детей на занятии: индивидуальная (1 человек).
Сценарий проведения
- I. Организационный момент:
- У нас сегодня гости (учитель - логопед выставляет фигуру девочки).
- Кто это? (Девочка Саша).
Проблемная ситуация
- Наша гостья собирается в школу, но её речь не всегда понятная и чёткая. Дело в том, что Саша не всегда произносит звук «Р» в речи.
- Как можно ей помочь? (Ответ ребёнка)
- Ты хочешь ей помочь? (Ответ ребёнка)
- Почему ты хочешь ей помочь? (Ответ ребёнка)
- II. Основная часть
1. Артикуляционная гимнастика (Слайд №2)
- Перед тем, как начать учить Сашу правильно называть и произносить звук «Р», я предлагаю немного размять наш язычок.
Артикуляционная гимнастика
- «Маляр» - улыбнуться и приоткрыть рот. Далее, словно кисточкой, он должен «погладить» языком верхнее нёбо — от верхних зубов и максимально глубоко в сторону горла.
- «Грибок» - улыбнуться (зубы видны), приоткрыть рот. Присосать широкий язык всей плоскостью к нёбу и открыть рот.
- «Лошадка» - присасывать язык к нёбу, растягивая подъязычную связку. Щёлкать языком медленно и сильно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна!
- «Дятел» - рот приоткрыть. Кончик языка за верхними зубами. Быстро, стучать языком и произносить: Д-Д-Д....
2. Игровое упражнение «Придумай предложение с заданным словом» (Слайд №3)
Предложенные слова: ракета, забор, сковорода, радуга, корзина, ружьё.
3. Произнесение чистоговорок со звуком «Р» (Слайд №4)
Ра – ра – ра – за мостом стоит гора
Ро – ро – ро – потерял петух перо
Ры – ры – ры – у ребят в руках шары
Ру – ру – ру – мышка спряталась в нору
Ар – ар – ар – горячий самовар
Ор – ор – ор – спелый помидор
4. Дыхательное упражнение «Фокус» (Слайд №5)
Ребёнок сдувает кусочек ваты, высунув изо рта язык в форме «чашечки».
5. Игровое упражнение «Вопрос – ответ» (Слайд №6)
- Какое домашнее животное даёт человеку молоко? (Корова даёт человеку молоко).
- Кто живёт в воде? (В воде живёт рыба).
- Как называется цветок с жёлтой серединкой и белыми лепестками? (Цветок с жёлтой серединкой и белыми лепестками называется ромашка).
- Что надевают зимой на руки? (Рукавицы надевают зимой на руки).
- Как называется маленькая лошадка в полоску? (Маленькая лошадка в полоску называется зебра).
(Учитель – логопед напоминает мальчику о том, чтобы ответ был полным).
Повторение стихотворений со звуком «Р» (Слайд №7)
- К нам во двор забрался крот.
Роет землю у ворот.
Тонна в рот земли войдет,
Если крот откроет рот.
- Носит мама – кенгуру
В теплой сумке детвору.
И ребятки кенгурятки
Целый день играют в прятки.
- Есть у Раи огород,
Там морковка и горох,
Справа огород Федоры.
В основном там помидоры.
Упражнение «Выложи по образцу» развитие мелкой моторики (Слайд №8)
- Саша принесла картинки. Посмотри и назови предметы, которые на них нарисованы
(картинка на слайде). Выложи предметы из палочек по образцу.
Картинки: морковь, забор, ракета.
Игра «Путаница» (Слайд №9)
- Исправь Сашу, если она перепутает слова в конце предложений.
- Расцвели на клумбе……. (козы)
- В огород забрались ……(розы)
- Ползает у речки………… (мак)
- Расцветает в поле ……….(рак)
- Я возьму от сыра …………..(кошку)
- Угощу я нашу ……………(корку)
- Рефлексия
- Кому ты сегодня помогал (ла)?
- Оцени свою работу в дневнике (учитель – логопед обращает внимание ребёнка на схему оценивания).
Характеристика цветовых оценок при проведении самооценки:
- добилась результата самостоятельно, без ошибок.
- добилась результата с помощью взрослого, допустила ошибку (ошибки) .
- не смогла добиться результата.
- Прогноз на будущее
- Чему бы ты ещё хотел научить Сашу? (Ответ ребёнка)
- Я поддерживаю твоё предложение о то, чтобы..........?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения"Автоматизация звука СЬ"
Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения.Тема: Автоматизация звука «Сь» в прямых слогах, словах.Цель: 1. Развитие артикуляционной , мелкой моторики,...
Конспект индивидуального логопедического занятия «Игры с Лунтиком». Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах
Конспект индивидуального логопедического занятия«Игры с Лунтиком».Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах Учитель-л...
Конспект индивидуального логопедического занятия "Путешествуем по Азбуке" (автоматизация звука [Ж])
Представлен конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ж]....
Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке и автоматизации звука Ш
Задачи: - развивать подвижность артикуляционного аппарата- развитие фонематического слуха- развитие навыков звукового анализа- развитие умения произносить трехсложные слова со стечение согласных- авто...
Конспект индивидуального логопедического занятия " В поисках клада". Автоматизация звука Л в слогах и словах.
Конспект индивидуального логопедического занятияТема « В поисках клада» Автоматизация звука Л.ЦелиПродолжать учить выполнять артикуляционные упражнения для звука ( л).Формировать направлен...
Сценарный план индивидуального логопедического занятия "Путешествие по сказкам" (Автоматизация звука "Л" )
Занятие в минигруппах (2-3 ребенкасо сходным этапом коррекции) построено в игровой форме с использованием современной образовательной технологии "Универсальные логопедические игры с картинк...
Конспект индивидуального логопедического занятия по формированию звукопроизношения. Автоматизация звука [р] в словах.
Материал будет полезен для логопедов и воспитателей логопедических групп....