Диагностический инструментарий для изучения уровня сформированности диалогической речи у детей 7-го года жизни, через умение детей задавать вопросы с использованием ТРИЗ технологии.
материал по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Диагностический инструментарий для изучения уровня сформированности диалогической речи у детей 7-го года жизни, через умение детей задавать вопросы ТРИЗ технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Диагностический инструментарий | 22.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностический инструментарий
Цель: изучить уровень сформированности диалогической речи у детей 7-го года жизни, через умение детей задавать вопросы.
В качестве критерия сформированности диалогической речи у дошкольников выступил следующий навык:
- запрос информации;
Наличие этих навыков определялось по следующим показателями использование различных типов вопросов (общие, специальные, альтернативные, расчлененные); самостоятельность и последовательность в ведении расспроса; объем и характеристика диалогических единств в составленных детьми диалогах; конструкции предложений.
Запрос информации.
Цель: выяснить, умеют ли дети самостоятельно запрашивать информацию, и на каком уровне развития находится этот навык в подготовительной группе.
Ход проведения:
Детям предлагалось определить задуманную профессию, из числа изображенных на картинках (полицейский, пожарный, врач, строитель, водитель, повар, учитель, музыкант).
В качестве примера детям называлось несколько вопросов:
-
- ?
- Чем занимается?
- Где работает ? и т. д.
Задание считалось выполненным, если ребенок достигал цели (правильно называл профессию). Выполнение задания детьми оценивалось по следующим показателям:
- умение правильно формулировать вопросы;
- самостоятельность в ведении расспроса;
- достигнута ли цель (профессия правильно названа) и каким путем: в результате расспроса или перечисления названий всех профессий (угадывания).
Также при анализе детских вопросов обращалось внимание на их количество, тип, логическую последовательность в постановке, влияние на конечный результат.
Критерии оценки (в баллах).
3 балла - высокий уровень.
Способны самостоятельно вести расспрос, в результате которого достигают цели. Расспрос проходит в быстром темпе, без длительных пауз и помощи собеседника. Пользуются всеми видами вопросов (общими, специальными, альтернативными, расчлененными).
2 балла – средний уровень.
Дети этого уровня способны задать несколько вопросов с помощью взрослого, однако логической последовательности, самостоятельности в ведении расспроса нет. Цель расспроса достигается путем угадывания, перечисления всех предметов. Во время расспроса дети часто отвлекаются. Если быстро угадывать не удается — теряют интерес к игре. Темп расспроса замедляют паузы, вызванные незнанием,
1 балл – низкий уровень.
Дети способны отвечать на различные типы вопросов, однако формулировать их самостоятельно не могут. Вести расспрос отказываются.
Навык запроса информации. | ||||
№ | Ф.И. ребенка | Дети формируют отдельные вопросы. | Задают серию вопросов без логической связи. | Ведут расспрос, т. е. задают серию целенаправленных вопросов, имеющих логическую последовательность. |
Навык запроса информации. | ||||
Ф.И. ребенка | Дети формируют отдельные вопросы с использованием вопросных слов и признаков объектов. | Задают серию вопросов с использованием вопросных слов и признаков объектов без логической связи. | Ведут расспрос, т. е. задают серию целенаправленных вопросов, с использованием вопросных слов и признаков объектов, имеющих логическую последовательность. | |
По итогам педагогического обследования степень усвоения вопросов по показателям развития воспитанниками выглядит следующим образом:
№ | Ф.И. ребенка | Вопросы | ||||||
Восполняющий | Описательный | Каузальный | Оценочный | Воображаемый | Уточняющий | Субъективный | ||
Критерии оценки (в баллах).
3 балла - высокий уровень.
Способны самостоятельно задавать вопросы, с использованием вопросных слов и признаков объектов. Расспрос проходит в быстром темпе, без длительных пауз и помощи собеседника. Пользуются всеми видами вопросов.
2 балла – средний уровень.
Дети этого уровня способны задать несколько вопросов с использованием вопросных слов и признаков объектов, требуется помощь взрослого, однако логической последовательности, самостоятельности в ведении расспроса нет. Темп расспроса замедляют паузы, вызванные незнанием,
1 балл – низкий уровень.
Дети формулировать самостоятельно вопросы с использованием вопросных слов и признаков объектов, не могут. Вести расспрос отказываются.
Степень усвоения навыка составления вопросов
Показатель | Кол – во детей | Навык не сформирован | Навык сформирован частично | Навык сформирован |
Вопросы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект Н.О.Д. по развитию речи для детей 3-его года жизни.Тема:"Сказка в гости приходи , малышей развесели"!
1. Продолжать знакомить детей с русским народным творчеством-сказкой.2. Закреплять знание детей об овощах.3. Побуждать детей использовать в собственной речи отрывки из сказки.4. Продолжать обогащать с...
Конспект Н.О.Д. по развитию речи для детей 3-его года жизни. Тема: «Сказка в гости приходи , малышей развесели"!
Цель:1. Продолжать знакомить детей с русским народным творчеством-сказкой.2. Закреплять знание детей об овощах.3. Побуждать детей использовать в собственной речи отрывки из сказки.4. Продолжать обогащ...
«Проблемы формирования связности речи у детей 5-го года жизни»
ВВЕДЕНИЕ1. Глава Теоритические основы формирования связной речи1.1 Психолингвистические основы развития связной речи удошкольников.....................................
Презентация "Особенности развития речи у детей 5-го года жизни"
Консультация для родителей....
СИСТЕМА РАБОТЫ Повышение уровня развития связной речи у детей 4-го года жизни посредством использования дидактических игр и упражнений.
В условиях современности, главной задачей дошкольного образования является подготовка к школьному обучению. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом...
Конспект Н.О.Д. по развитию речи для детей 3-его года жизни. Тема: «Сказка в гости приходи , малышей развесели"! план-конспект занятия по развитию речи на тему
Цель:1. Продолжать знакомить детей с русским народным творчеством-сказкой.2. Закреплять знание детей об овощах.3. Побуждать детей использовать в собственной речи отрывки из сказки.4. Продолжать обогащ...