Диагностический инструментарий для изучения уровня сформированности диалогической речи у детей 7-го года жизни, через умение детей задавать вопросы с использованием ТРИЗ технологии.
материал по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Черепанова Марина Валентиновна

Диагностический инструментарий  для изучения  уровня сформированности  диалогической речи у детей 7-го года жизни, через  умение детей  задавать вопросы ТРИЗ технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Диагностический инструментарий 22.33 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностический инструментарий

Цель: изучить  уровень сформированности  диалогической речи у детей 7-го года жизни, через  умение детей  задавать вопросы.

В качестве критерия сформированности диалогической речи у дошкольников выступил следующий навык:

- запрос информации;

Наличие этих навыков определялось по следующим показателями использование различных типов вопросов (общие, специальные, альтернативные, расчлененные); самостоятельность и последовательность в ведении расспроса; объем и характеристика диалогических единств в составленных детьми диалогах; конструкции предложений.

Запрос информации.

Цель: выяснить, умеют ли дети самостоятельно запрашивать информацию, и на каком уровне развития находится этот навык в подготовительной группе.

Ход проведения:

Детям предлагалось определить задуманную профессию,  из числа изображенных на картинках (полицейский,  пожарный, врач, строитель, водитель, повар,  учитель, музыкант).

В качестве примера детям называлось несколько вопросов:

-  

- ?

- Чем занимается?

- Где работает ? и т. д.

Задание считалось выполненным, если ребенок достигал цели (правильно называл профессию). Выполнение задания детьми оценивалось по следующим показателям: 

- умение правильно формулировать вопросы;

- самостоятельность в ведении расспроса;

- достигнута ли цель (профессия  правильно названа) и каким путем: в результате расспроса или перечисления названий всех профессий (угадывания).

Также при анализе детских вопросов обращалось внимание на их количество, тип, логическую последовательность в постановке, влияние на конечный результат.

Критерии оценки (в баллах).

3 балла - высокий уровень.

Способны самостоятельно вести расспрос, в результате которого достигают цели. Расспрос проходит в быстром темпе, без длительных пауз и помощи собеседника. Пользуются всеми видами вопросов (общими, специальными, альтернативными, расчлененными).

2 балла – средний уровень.

Дети этого уровня способны задать несколько вопросов с помощью взрослого, однако логической последовательности, самостоятельности в ведении расспроса нет. Цель расспроса достигается путем угадывания, перечисления всех предметов. Во время расспроса дети часто отвлекаются. Если быстро угадывать не удается — теряют интерес к игре. Темп расспроса замедляют паузы, вызванные незнанием,

1 балл – низкий уровень.

Дети способны отвечать на различные типы вопросов, однако формулировать их самостоятельно не могут. Вести расспрос отказываются.

Навык запроса информации.

Ф.И. ребенка

Дети формируют отдельные вопросы.

Задают серию вопросов без логической связи.

Ведут расспрос, т. е. задают серию целенаправленных вопросов, имеющих логическую последовательность.

Навык запроса информации.

Ф.И. ребенка

Дети формируют отдельные вопросы с использованием вопросных слов и признаков объектов.

Задают серию вопросов с использованием вопросных слов и  признаков объектов без логической связи.

Ведут расспрос, т. е. задают серию целенаправленных вопросов, с использованием вопросных слов и  признаков объектов, имеющих логическую последовательность.

По итогам педагогического обследования степень усвоения вопросов по показателям развития воспитанниками выглядит следующим образом:

Ф.И. ребенка

Вопросы

Восполняющий

Описательный

Каузальный

Оценочный

Воображаемый

Уточняющий

Субъективный

Критерии оценки (в баллах).

3 балла - высокий уровень.

Способны самостоятельно задавать вопросы, с использованием вопросных слов и признаков объектов. Расспрос проходит в быстром темпе, без длительных пауз и помощи собеседника. Пользуются всеми видами вопросов.

2 балла – средний уровень.

Дети этого уровня способны задать несколько вопросов с использованием вопросных слов и признаков объектов, требуется  помощь взрослого, однако логической последовательности, самостоятельности в ведении расспроса нет. Темп расспроса замедляют паузы, вызванные незнанием,

1 балл – низкий уровень.

Дети формулировать самостоятельно вопросы с использованием вопросных слов и признаков объектов, не могут. Вести расспрос отказываются.

Степень усвоения навыка составления вопросов

Показатель

Кол – во детей

Навык не сформирован

Навык сформирован частично

Навык сформирован

Вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Н.О.Д. по развитию речи для детей 3-его года жизни.Тема:"Сказка в гости приходи , малышей развесели"!

1. Продолжать знакомить детей с русским народным творчеством-сказкой.2. Закреплять знание детей об овощах.3. Побуждать детей использовать в собственной речи отрывки из сказки.4. Продолжать обогащать с...

Конспект Н.О.Д. по развитию речи для детей 3-его года жизни. Тема: «Сказка в гости приходи , малышей развесели"!

Цель:1. Продолжать знакомить детей с русским народным творчеством-сказкой.2. Закреплять знание детей об овощах.3. Побуждать детей использовать в собственной речи отрывки из сказки.4. Продолжать обогащ...

«Проблемы формирования связности речи у детей 5-го года жизни»

ВВЕДЕНИЕ1.      Глава Теоритические основы формирования связной речи1.1  Психолингвистические основы развития связной речи удошкольников.....................................

СИСТЕМА РАБОТЫ Повышение уровня развития связной речи у детей 4-го года жизни посредством использования дидактических игр и упражнений.

В условиях современности, главной задачей дошкольного образования является подготовка к школьному обучению. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом...

Конспект Н.О.Д. по развитию речи для детей 3-его года жизни. Тема: «Сказка в гости приходи , малышей развесели"! план-конспект занятия по развитию речи на тему

Цель:1. Продолжать знакомить детей с русским народным творчеством-сказкой.2. Закреплять знание детей об овощах.3. Побуждать детей использовать в собственной речи отрывки из сказки.4. Продолжать обогащ...