Проект для детей подготовительной к школе группы, проект долгосрочный, расчитан на год.
проект по логопедии (подготовительная группа)
Увлекательный проект, эффективен в работе с детьми нарушениями речи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Паспорт проекта:
Название проекта | «Театр перчатки» |
Разработчики проекта | Учитель – логопед: Савина Надежда Александровна |
Участники проекта | Логопед, дети подготовительной группы «Дружба», родители (законные представители) |
Тип проекта | Краткосрочный |
Вид проекта | Коррекционно - развивающий |
Цель проекта | Коррекция и развитие речи детей-дошкольников, имеющих недостатки развития речи через использование театральной деятельности. |
Задачи проекта | Образовательные:Развивать связную речь детей. Подводить к умению: выразительно интонировать голоса героев сказки; использовать образные выражения при пересказе рассказов;выразительно передавать в мимике и движениях эмоциональное состояние героев сказок, лексико-грамматические средства языка;звуковую сторону речи в сфере произношения, восприятия и выразительности. Развивающие: развивать двигательные, интеллектуальные, творческие способности детей в разнообразных видах деятельности; Способствовать накоплению у детей представлений о театролизованной деятельности(о предметном, социальном мире). Воспитательные: создавать атмосферу радости, формировать положительное эмоциональное состояние всех участников образовательного процесса |
Проблема проекта | Проблема к социальной адаптации и интеграции ребенка, имеющего речевое нарушение, в среду нормально развивающихся сверстников подрастающего поколения. На сегодняшний день очень актуальна в связи с тем, что в группы риска попадают дети уже дошкольного возраста. Так как дошкольное учреждение является первой ступенью общественного воспитания, то именно на нас возлагаются как воспитательные, так и коррекционные задачи. Одной из форм работы по реализации поставленных задач является театрализованная деятельность. |
Ожидаемые результаты | Для детей: - преодолеть речевые нарушения: расширить словарный запас, совершенствовать лексико – грамматические средства языка, звуковую сторону речи в сфере произношения, восприятия и выразительность, развивать связную речь детей и просодические компоненты речи. Для педагога: - пополнится предметно-развивающая среда по данной теме. |
Этапы и сроки реализации | 1 этап сентябрь - октябрь 2021г. 2 этап октябрь - январь 2021г. 3 этап январь - февраль2021 г. |
Актуальность проекта:
В последние годы наблюдается рост числа дошкольников с нарушениями речевого развития. В связи с гуманизацией образования и разработкой принципов личностно-ориентированного подхода к процессу воспитания, обучения и развития детей основной целью деятельности педагогических работников становится полноценное развитие личности ребенка. Задачи логопедической работы сводятся к социальной адаптации и интеграции ребенка, имеющего речевое нарушение, в среду нормально развивающихся сверстников.
В детских образовательных учреждениях специалисты в поиске эффективных средств коррекции для ребенка с различными отклонениями все больше ориентируются на использование механизма воздействия сказки, которое оказывает значительное коррекционное влияние, комплексно воздействуя на детей.
Сказка выполняет исключительно важные речевые и коммуникативные функции:
• лексико-образную, поскольку формирует языковую культуру личности;
• активизирует и развивает внутреннюю слухоречевую память ребенка.
• при слушании и чтении сказок происходит интериоризация вербально-знаковых форм сказок;
• при пересказе, драматизации — становление речевой культуры;
• развиваются основные языковые функции - экспрессивная (вербально-образный компонент речи) и коммуникативная (способность к общению, пониманию, диалогу);
• развивающее - терапевтическую, поскольку имеет психотерапевтический эффект, который Аристотель обозначил термином катарсис (очищение души, умиротворение, снятие стресса).
Работа над театрализацией сказки способствует развитию и коррекции всех психических познавательных процессов. Заучивание слов сказки способствует развитию памяти, расширению словарного запаса, автоматизации звукопроизношения, развитию просодической стороны речи, ее выразительности.
Правильное определение месторасположения на сцене, танцы развивают ориентирование, моторику, двигательную активность. Работа над смысловым содержанием пословиц и поговорок развивает логику, учит правильно оценивать ситуацию.
При наличии доброжелательных зрителей ребенок учится концентрироваться, преодолевать комплексы, ложный страх. У него вырабатывается положительная самооценка, уверенность в себе. Эти качества очень пригодятся в школе, особенно во время ответов у доски.
В существующей организации работы ДОУ для детей с нарушениями речи можно заметить следующее противоречие: с одной стороны, занятия с логопедом (групповое и индивидуальное), коррекционная работа в вечернее время дома с родителями необходимы, очевидны и общепризнаны, с другой - такая деятельность не вызывает интереса у детей, поскольку работа по устранению недостатков речи предполагает ежедневный и кропотливый труд, требует усидчивости и подчинения требованиям взрослого. Кроме этого, в коррекционной работе, особенно дома, представляется проблематичной организация игровой деятельности. Такие занятия будут малоэффективны без желания самого ребенка. Произвольное поведение дошкольника еще недостаточно развито, он не может постоянно подчиняться правилам и требованиям взрослого. Огромным стимулом для развития и совершенствования речи является театральная деятельность.
Использование театрализованных игр в обучении дошкольников развивает:
• активность — от потребности в эмоциональной разрядке к самовыражению в речевом действии;
• самостоятельность — от ориентации в средствах выразительности, проблемных ситуациях сказки, к поиску адекватных способов самовыражения в речи и движении;
• творчество — от подражания взрослому в действиии выразительном слове к совместному составлению словесных описаний;
• эмоциональность — от восприятия образов сказки к адекватному воплощению собственного опыта в действии, ритме и слове;
• произвольность — от переживания эмоциональных состояний сказочных героев, понимания образных выражений к оценке собственных устных сообщений и эмоциональных поступков;
• связную речь — от продолжения фраз взрослого к рассуждениям о музыкальных композициях, пантомимических этюдах, сказочных образах.
Как наиболее распространенный вид детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Выготский Л.С.).
План реализации проекта:
Этап | Сроки реализации | Задачи этого проекта | Краткое описание деятельности проекта |
1 этап 2 этап 3 этап | Сентябрь – октябрь Октябрь – январь Январь -февраль | Способствовать накоплению у детей представлений об мире театра (о профессиях,расширить словарный запас по теме).успешное овладение грамотной и связной речью. • выразительное интонирование детьми голосов героев сказок; • использование образных выражений при пересказе сказок; • выразительная передача мимикой и движениями эмоциональных состояний героев сказок; • грамотное овладение лексико-грамматическими средствами языка; • совершенствование звуковой стороны речи; • усиление интереса к занятиям; • доброжелательное отношение к взрослым и друг к другу. развивать связную монологическую речь Повысится культурный уровень дошкольников. - развивать связную монологическую речь Вовлечь родителей в единое пространство «семья - детский сад»; Показ театрализованного представления для детей и родителей | Ознакомление родителей(законных представителей )с проектом Подготовка театрализованных атрибутов, литературы, картотеки пальчиковых игр, презентаций для бесед, подборка музыкального сопровождения Беседа:«Какие театры вам знакомы» Рассматривание презентации по теме. -Чтение А. Толстого«Золотой ключик» Физкультминутка (выполнение двигательных движений под песню)«Птицы летят» Беседа:«Познакомьтесь, я работаю в театре?» Пальчиковая игра «Птицы прилетели», «Бабочки» Сюжетно-ролевая игра «Театр» Словесная игра «Придумай осеннюю сказку» Игровая ситуация «Осеннее дерево» Зарядка для рук с проговариванием потешки «На лесной полянке…» Пальчиковая гимнастика«Капли первые упали…» Инсценировка сказки«Осенняя фантазия» Взаимодействие с родителями -Ознакомление родителей с проектом. -Консультация «Влияние театрализованной деятельности на развитие речи дошкольников» Папка – передвижка «Проект – форма реализации личности дошкольника в социуме» Родители будут вовлечены в единое пространство «семья - детский сад»; Итоговое родительское собрание«Праздник речи» Выставка – коллаж о реализации проекта. Анализ достигнутых результатов. |
Приложение
Сценарий «Осенний этюд»
Ведущий: Не слышно и очень осторожно пришла осень в наши края, как буд-то боялось спугнуть наше лето. Давайте вспомним наше теплое, яркое лето.
1 ребёнок: Вышло солнце в небеса
И глядит во все глаза.
Здравствуй солнце золотое
Хорошо гулять с тобою
Словно добрыми руками
Обнимаешь нас лучами. (появляется солнышко)
2 ребёнок: Как прекрасны все цветы
А со мной согласен ты?
Вся природа дивным цветом
Расцвела, спасибо лето! (появляются цветы)
3 ребёнок: На лесной полянке чудо!
На цветочках бантики
Это бабочки летают
Как цветные фантики (появляются бабочки, одна рука – цветок, вторая - бабочки)
4 ребёнок: На лужайке бабочки
На цветочек сели
И цветочную пыльцу
Аппетитно ели (бабочки сели на цветочки, все исчезает, остается солнышко)
Ведущий: Не заметно промелькнуло лето. Наступила красавица осень. Взмахнула широкими рукавами и зеленые листочки стали желтыми, багровыми, красными (звучит медленная грустная мелодия, появляются зелёные деревья, переворачивают ладони с красными листочками)
1 ребёнок: Красивые листья под ноги летят
Устроило осень: задул листопад,
Вот листья берёзы, вот листья осинки
Вот лужица листочки рябинки. (слетают листочки с деревьев)
Ведущий: Но чьи - то пронзительные голоса, полные печали и тоски доносятся с неба, прервав эту лесную эдиллию. Это журавли прощаются со своими местами. Мудрая осень и про них не забыла. Напомнила, что пора возвращаться, собираться в дальнюю дорогу. Почувствовав осеннюю прохладу, вслед за журавлями готовятся улететь в теплые края многие другие перелетные птицы. (звучит крик журавлей, появляются птицы)
2 ребёнок: Узким кругом потянулись к югу журавли
Почему день стал короче, и дожди пошли? (появляются птицы)
3 ребёнок: Гуси клином, гуси клином. Наступает их пора.
Для дороги длинной, длинной тренируются с утра.
Ведущий: Так давайте мы запомним эту осень красивым, бархатным летом! Ласковым солнышком, разноцветными стеблями, тишиной. Красивым, но печальным криком, улетающих птиц. (музыка заканчивается,.. выходят артисты)
Картотека пальчиковых игр
Пальчиковая игра «Солнышко»
Вышло солнце в небеса
И глядит во все глаза.
Здравствуй солнце золотое
Хорошо гулять с тобою
Словно добрыми руками
Обнимаешь нас лучами
Пальчиковая игра «Цветы»
Как прекрасны все цветы
А со мной согласен ты?
Вся природа дивным цветом
Расцвела, спасибо лето! (появляются цветы)
Пальчиковая игра «Чудо»
Как прекрасны все цветы
А со мной согласен ты?
Вся природа дивным цветом
Расцвела, спасибо лето! (появляются цветы)
Пальчиковая игра «Листопад»
Как прекрасны все цветы
А со мной согласен ты?
Вся природа дивным цветом
Расцвела, спасибо лето! (появляются цветы)
Пальчиковая игра «Журавли»
Узким кругом потянулись к югу журавли
Почему день стал короче, и дожди пошли? (появляются птицы)
Гуси клином, гуси клином. Наступает их пора.
Для дороги длинной, длинной тренируются с утра.
Используемые источники.
Методическое
1. «Театр сказок» Л. Поляк, «Детство-Пресс», г. Санкт – Петербург, 2008 г.
2. «Веселый театр» А.П. Розанова, «Детгиз», 1960 г.
3. «Теремок» М.А. Кац, М. – 1984 г.
4. «Организация театральной деятельности детей дошкольного возраста» М.В. кратова, Н.Б. Дубинина, г. Тамбов, 1995 г.
5. «Секреты кукольного театра» Н.А. Ян, ТОИПКРО, г. Тамбов, 2004
6. Додокина Н.В., Евдакимова Е.С. «Семейный театр в детском саду: совместная деятельность педагогов, родителей и детей», М.: Мозайка-Синтез, 2008 г.
7. Маханева М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду», М.: ТЦ Сфера, 2004 г.
8. Антипина Е.А. «Театрализованная деятельность в детском саду», М.: ТЦ Сфера, 2009 г.
9. Гнедова О.Л., Майданюк Л.Е. «Театрализация сказок в коррекционном детском саду», СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2007 г.
10. Мигунова Е.В. «Театральная педагогика в детском саду», М.: ТЦ Сфера, 2009 г.
11. «Логопед» научно-методический журнал №4, 2007г.
12. «Логопед» научно-методический журнал №6, 2007г.
13. «Логопед» научно-методический журнал №6, 2008г.
14. «Логопед» научно-методический журнал №1, 2009г.
Дидактическое
- консультации для родителей;
- Информационные ресурсы
http://www.ivalex.vistcom.ru/ - «Все для детского сада». На сайте предоставлены материалы, которые призваны помочь молодым воспитателям: консультации, авторские разработки, конспекты, диагностический материал.
http://www.detskiysad.ru/ - Портал Детский сад.Ру. На страницах сайта собрано множество познавательных статей, полезных советов и рекомендаций.
http://www.solnet.ee/sol/001/s_ds.html - детский портал
http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогический идей «Открытый урок»
http://window.edu.ru/ - теоретический материал по театральной деятельности
http://vospitatel.resobr.ru/ - Сайт журнала «Старший воспитатель»
http://www.detskiysad.ru/rech/411.html - Интересный литературный материал для театра теней дан в книге Т. Н. Караманенко «Кукольный театр в детском саду» http://www.logoburg.com/- Пособие адресовано логопедам, воспитателям, гувернерам и родителям.
http://www.logoped-sfera.ru/- «Логопед» — журнал для всех, кто занимается с детьми, имеющими нарушения речи: логопедов, воспитателей ДОУ, медиков и учителей».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мәктәпкә хәзерлек төркеме балалары өчен “Сугыш кайтавазы” темасына проект / Проект для детей подготовительной к школе группы на тему "Эхо войны"
Соңгы елларда патриотик тәрбиягә игътибар кими төште. Нәрсә соң ул патриотик тәрбия? “Патриот” -- ул туып үскән җирен, Ватанын яратучы, хөрмәт итүче, аның ...
Мәктәпкә хәзерлек төркемендә “Бүлмә гөлләре” дигән темага проект / Проект для детей подготовительной к школе группы на тему "Комнатные цветы"
Актуальлелек. Традиция буенча көзен бүлмә гөлләрен күчереп утыртабыз, бу эшкә балалар да тартылалар һәм актив катнашалар. Эш барышында балаларда күп төрле сораулар да туа: “Ни өчен бу гөлнең яфр...
Проект для детей подготовительной к школе группы "Скоро в школу"
Данный проект нацелен на формирование у детей старшего дошкольног возраста положительного отношения к будущей школьной жизни....
Познавательно- творческий проект для детей подготовительной к школе группы "Скоро в школу!"
Познавательно – творческий проект в подготовительной группе «Скоро в школу»Описание работы: данный проект будет полезен в работе воспитателей подготовительных групп, а также родителе...
Экологический проект для детей подготовительной к школе группы № 5 «Дети за раздельный сбор мусора!»
Экологический проект для детей подготовительной к школе группы № 5 «Дети за раздельный сбор мусора!»...
Методическая разработка музейно-образовательного проекта для детей подготовительного к школе группы (6-7 лет) «Урок в музее», номинация «Музейный объект».Тема проекта:«Каслинский чугунный павильон»
В последнее время в системе дошкольного образования появляются новые формы, методы и приемы организации обучения и воспитания детей. Одной из новых отраслей современной педагогической науки, которая а...
Проект для детей подготовительной к школе группы на тему: «Детям о Блокаде Ленинграда»
Создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны....