Подгрупповое занятие для детей старшей группы с ОНР Тема «Дикие животные»
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)
развивать умения составлять описательные рассказы о диких животных леса, используя план-схему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_podgruppovogo_zanyatiya_dikie_zhivotnye_starshaya_gruppa.docx | 26.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Подгрупповое занятие для детей старшей группы с ОНР
Тема «Дикие животные»
Цель: развивать умения составлять описательные рассказы о диких
животных леса, используя план-схему.
Коррекционно-образовательные задачи:
- расширить знания детей о диких животных;
- активизировать словарь по теме;
- развивать умения отвечать на вопросы;
- развивать навыки составлять описательный рассказ;
- закрепить навык образования притяжательных прилагательных;
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать восприятие, внимание, память, мышление;
Коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование: картинки с изображением диких животных, их жилищ, мяч, шапочки-маски (заяц, лиса, медведь, волк, белка, еж, лось), игрушка-обезьянка разрезные картинки, следы диких животных, схема для рассказывания, обруч.
Технологии: игровая
Ход занятия
- Организационный момент.
Загадки о диких животных.
Логопед.
Рыжая плутовка, хитрая головка,
Хвост пушистый, краса.
А зовут ее … (лиса)
Летом серый, а зимой белый. (заяц)
Серый, злой, зубастый
По лесу рыщет, добычу ищет. (волк)
Рыжий, маленький зверек
По деревьям скок-поскок. (белка)
Сердитый недотрога живет в глуши лесной.
Иголок очень много, а ниток ни одной. (ёж)
Он в берлоге безмятежно
Спит зимой под крышей снежной. (медведь)
Назвать одним словом
Сюрпризный момент
Логопед:
- А у нас сегодня гость.
Появляется игрушка-обезьяна, здоровается.
Обезьянка:
- Ребята, я приплыла из жаркой Африки, никогда не видела животных, которые живут в вашем лесу.
II Основная часть
Описательные рассказы о диких животных
Логопед: давайте расскажем обезьянке о наших диких животных. Нам
поможет план-схема.
План рассказа
- Как называется животное (его внешний вид, части тела, чем покрыто
тело)?
- Где живет (нора, дупло, логово, берлога)
- Чем питается (на кого охотится)
- Как зовут детеныша?
Логопед дает пример описательного рассказа.
- Это лось, большой зверь. Тело покрыто шерстью коричневого цвета.
У лося большая голова, на голове огромные рога. Длинные ноги, на ногах
копыта. Хвостик короткий
Дома нет, спит под деревом.
Лось – травоядное животное, летом ест траву, а зимой веточки и кору
деревьев.
Детеныш лося – лосенок.
Дети рассказывают с помощью логопеда о своих диких животных по
плану- схеме.
Это лиса. Шерсть рыжая, пушистая. У лисы длинный хвост.
Лиса живет в норе, весной у лисы появляются лисята.
Лиса – хищное животное. В основном, охотится на мышей, сусликов, реже
на зайцев. Лиса хитро ловит ежей. Она катит ежа к воде, он расправляет в
воде свои колючки и плывет к берегу. Тут – то лиса его и поджидает.
Детеныш лисы – лисенок.
Это белка, маленький зверек. Летом белка рыжая, а зимой серая.
Ушки у нее с кисточками. У белки острые коготки. Это помогает ей быстро
забираться на дерево. Пушистый хвост служит белке парашютом.
Белка – грызун. Она питается орехами, ягодами, грибами, шишками.
Белка живет в дупле, утепляет свое гнездо пухом. Зимой белка почти все
время спит и мало выглядывает из дупла. Белка запасливая хозяйка. Она
заготавливает на зиму орехи, сушит грибы на ветках деревьев. Весной у
белки появляются бельчата.
Это волк – большой, серый. У волка острые зубы. Живут волки в
логове, чтобы вырастить волчат. Волчата появляются весной.
Волки живут стаей. Стая – это волчья семья. Волк - хищный зверь. Охотятся
волки почти всегда за больными и слабыми животными. Охотятся волки
ночью.
Это медведь, большой, бурый. Шерсть густая, лохматая. Хвостик
маленький. Медведь с виду неуклюжий, но легко лазает по деревьям и
быстро бегает. Называют косолапым.
Медведь на зиму строит себе берлогу из веточек, поваленных деревьев, мха.
Медведь - всеядное животное. Он любит есть мед, ягоды, рыбу, муравьев,
корешки. Если с осени медведь мало накопил жира, то просыпается зимой
и ходит по лесу голодный. За это медведя прозвали шатуном.
Зимой у медведицы появляются медвежата.
Это заяц. Заяц зимой – белый, а летом – серый. Это помогает ему
прятаться от хищников. Еще от врагов зайца спасают длинные, быстрые
лапы. Заяц в гору бежит бегом, а с горы кувырком. Живет заяц летом под
кустиком, а зимой выкапывает норку в снегу. Весной у зайчихи появляются
зайчата. Заяц– грызун. Питается заяц травой, листьями, корой кустарников,
грибами, корешками. Зимой грызет кору деревьев. Может забраться в
огород и полакомиться морковкой и капустной кочерыжкой.
Это ежик. Тело покрыто иголками, которые спасают от врагов. Может
сворачиваться в клубок. Ножки маленькие, но бегает ежик быстро.
На зиму ежик сгребает листья и спит в них до самой весны. Питается еж
ящерицами, жучками, личинками, грибами. Детеныш ежика – ежонок.
Обезьянка:
- Спасибо вам, ребята. Очень интересно вы рассказали. А вот бы самим
побывать в лесу.
Путешествие в зимний лес
Логопед:
- Ребята вы хотите оказаться в лесу?
- Какое сейчас время года?
- Давайте с вами отправимся в зимний лес и узнаем, как зимуют дикие
животные.
Логопед предлагает пройти через обруч:
Кто через обруч волшебный пройдет.
Тот в зимний лес попадет.
Упражнение «Следы зверей»
Логопед:
- Чьи это следы?
Ответы детей
Л: правильно, это следы зайца, лося, белки и волка
Л.: Как сказать по-другому? Чьи следы?
Следы зайца – заячьи следы,
следы лося – лосиные следы,
следы белки – беличьи следы,
следы волка – волчьи следы
Упражнение «Кто где живет»
Логопед:
- Заячьи следы привели нас на полянку. А вот и зайчики. Что они делают?
Ответы детей
(Зайцы грызут веточки и кору деревьев)
Логопед:
-А где дом у белки?
Ответы детей
(У белки домик дупло)
- Чем питается зимой белка?
Ответы детей
Л.: да, вы правы, белка делает запасы на зиму, она сушит грибы
и ягоды, собирает орехи. В дупле устраивает кладовую.
- Лось убежал. Наверное, волка испугался. И волка не видно. Может быть,
убежал в свой дом? Как он называется?
(Дом волка называется волчье логово.)
- Чьих следов на снегу мы не увидим зимой?
(Мы не увидим следов медведя, потому что медведь всю зиму спит.)
Обезьянка:
- На этой полянке очень большой сугроб.
Дети:
- Это и есть дом медведя.
Обезьянка:
- А я не вижу никакого домика.
Дети:
- Под этим сугробом и есть медвежья берлога – его дом.
Логопед: Только не шумите, чтобы не разбудить медведя. Голодный, не
впавший в спячку, медведь очень опасен.
Динамическая пауза – фонологическое упражнение
(Дети произносят текст, выполняя движения руками и приседая, а также
изменяют интонацию и силу голоса.)
Как на горке снег, снег
И под горкой снег, снег.
И на елке снег, снег,
И под елкой снег, снег.
А под елкой спит медведь –
Тише, тише – не шуметь.
Логопед:
- Чтобы обезьянка хорошо запомнила, как называются домики диких
животных, давайте расскажем ей стихотворение.
Есть у каждого свой дом.
Всем тепло, уютно в нем.
У лисы в лесу густом
Есть нора – надежный дом.
Белочке в дупле на ели
Не страшны зимой метели.
И у зайчика есть дом –
В снег зарылся под кустом.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосет он лапу.
Есть у каждого свой дом.
Всем тепло, уютно в нем.
Логопед:
- Нам пора возвращаться в детский сад.
Через обруч волшебный мы пройдем.
В детский сад обратно попадем.
Упражнение «Составь картинку из частей»
Дети садятся за столы и собирают картинки диких животных из частей.
Итог
Обезьянка:
- Спасибо вам, ребята, за рассказы о диких животных – лесных жителях, за
путешествие в зимний лес. Мне очень понравилось.
Логопед:
- А вам понравилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Дикие животные наших лесов и их детеныши».
Программное содержание:1. Систематизировать знания детей о диких животных наших лесов и их детенышей. Формировать бережное отношение к природе и всему живому.2. Развитие логического ...
Методическая разработка "Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Дикие животные». Звук [з]. "
Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Дикие животные». Звук [з]. Коррекционно-образовательные задачи: -закреплять представления у детей ...
Интегрированное занятие по развитию речи (старшая группа непоседы) на тему: «Дикие животные»
Интегрированное занятие по развитию речи...
Логопедическое занятие для детей старшей группы с ОНР Тема «Дикие животные».
Логопедическое занятие для детей старшей группы с ОНР Тема «Дикие животные».Логопедическое занятие для детей старшей группы с ОНРТема «Дикие животные»Коррекционно-образовательн...
Конспект НОД по развитию связной речи у детей с ОНР в старшей группе по лексической теме "Дикие животные".
Уточнять и систематизировать знания детей о диких животных....
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности Тема. «Дикие животные. Составление синквейна».
Конспектподгруппового логопедического занятияпо формированию лексико-грамматических категорийи развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленностиТема. «Дикие животные. Сос...
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Дикие животные нашего края».
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Дикие животные нашего края». Воспитатель: Анисимова Жанна Сергеевна....