Подгрупповое занятие для детей старшей группы с ОНР Тема «Дикие животные»
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)

Обиня Алена Николаевна

развивать умения составлять описательные рассказы о диких животных леса, используя план-схему.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подгрупповое занятие для детей старшей группы с ОНР

Тема «Дикие животные»

Цель: развивать умения составлять описательные рассказы о диких

животных леса, используя план-схему.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • расширить знания детей о диких животных;
  • активизировать словарь по теме;
  • развивать умения отвечать на вопросы;
  • развивать навыки составлять описательный рассказ;
  • закрепить навык образования притяжательных прилагательных;

          Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать восприятие, внимание, память, мышление;

          Коррекционно-воспитательные задачи:

  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: картинки с изображением диких животных, их жилищ, мяч, шапочки-маски (заяц, лиса, медведь, волк, белка, еж, лось), игрушка-обезьянка разрезные картинки, следы диких животных, схема для рассказывания, обруч.

Технологии: игровая

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Загадки о диких животных.

Логопед.

Рыжая плутовка, хитрая головка,

Хвост пушистый, краса.

А зовут ее … (лиса)

Летом серый, а зимой белый. (заяц)

Серый, злой, зубастый

По лесу рыщет, добычу ищет. (волк)

Рыжий, маленький зверек

По деревьям скок-поскок. (белка)

Сердитый недотрога живет в глуши лесной.

Иголок очень много, а ниток ни одной. (ёж)

Он в берлоге безмятежно

Спит зимой под крышей снежной. (медведь)

Назвать одним словом

Сюрпризный момент

Логопед:

- А у нас сегодня гость.

Появляется игрушка-обезьяна, здоровается.

Обезьянка:

- Ребята, я приплыла из жаркой Африки, никогда не видела животных, которые живут в вашем лесу.

II Основная часть

 Описательные рассказы о диких животных

Логопед: давайте расскажем обезьянке о наших диких животных. Нам  

поможет план-схема.

План рассказа

  1. Как называется животное (его внешний вид, части тела, чем покрыто

           тело)?

  1. Где живет (нора, дупло, логово, берлога)
  2. Чем питается (на кого охотится)
  3. Как зовут детеныша?

Логопед дает пример описательного рассказа.

- Это лось, большой зверь. Тело покрыто шерстью коричневого цвета.

У лося большая голова, на голове огромные рога. Длинные ноги, на ногах  

копыта. Хвостик короткий

Дома нет, спит под деревом.

Лось  – травоядное животное, летом ест траву, а зимой веточки и кору

деревьев.

Детеныш лося – лосенок.

Дети рассказывают с помощью логопеда о своих диких животных по  

плану- схеме.

                Это лиса. Шерсть рыжая, пушистая. У лисы длинный хвост.

Лиса живет в норе, весной у лисы появляются лисята.

 Лиса – хищное животное. В основном, охотится на мышей, сусликов, реже

на зайцев. Лиса хитро ловит ежей. Она катит ежа к воде, он расправляет в

воде свои колючки и плывет к берегу. Тут – то лиса его и поджидает.

Детеныш лисы – лисенок.

        Это белка, маленький зверек. Летом белка рыжая, а зимой серая.  

Ушки у нее с кисточками. У белки острые коготки. Это помогает ей быстро

забираться на дерево. Пушистый хвост служит белке парашютом.

Белка грызун. Она питается орехами, ягодами, грибами, шишками.

Белка живет в дупле, утепляет свое гнездо пухом. Зимой белка почти все

время спит и мало выглядывает из дупла. Белка запасливая хозяйка. Она

заготавливает на зиму орехи, сушит грибы на ветках деревьев. Весной у

белки появляются бельчата.

        Это волк – большой, серый. У волка острые зубы. Живут волки в

логове, чтобы вырастить волчат. Волчата появляются весной.

Волки живут стаей. Стая – это волчья семья. Волк - хищный зверь. Охотятся

волки почти всегда за больными и слабыми животными. Охотятся волки

ночью.

        Это медведь, большой, бурый.  Шерсть густая, лохматая. Хвостик

маленький. Медведь с виду неуклюжий, но легко лазает по деревьям и

быстро бегает. Называют косолапым.

Медведь на зиму строит себе берлогу из веточек, поваленных деревьев, мха.

Медведь - всеядное животное. Он  любит есть мед, ягоды, рыбу, муравьев,

корешки. Если с осени  медведь мало накопил жира, то просыпается зимой

и ходит по лесу голодный. За это медведя прозвали шатуном.

Зимой у медведицы появляются медвежата.

        Это заяц. Заяц зимой – белый, а летом – серый. Это помогает ему

прятаться от хищников. Еще от врагов зайца спасают длинные, быстрые

лапы. Заяц в гору бежит бегом, а с горы кувырком. Живет заяц летом под

кустиком, а зимой выкапывает норку в снегу. Весной у зайчихи появляются

зайчата. Заяц– грызун. Питается заяц травой, листьями, корой кустарников,

грибами, корешками. Зимой грызет кору деревьев. Может забраться в

огород и полакомиться морковкой и капустной кочерыжкой.

        Это ежик. Тело покрыто иголками, которые спасают от врагов. Может

сворачиваться в клубок. Ножки маленькие, но бегает ежик быстро.

На зиму ежик сгребает листья и спит в них до самой весны. Питается еж

ящерицами, жучками, личинками, грибами. Детеныш ежика – ежонок.

Обезьянка:

- Спасибо вам, ребята. Очень интересно вы рассказали. А вот бы самим

побывать в лесу.

 Путешествие в зимний лес

Логопед:

- Ребята вы хотите оказаться в лесу?

- Какое сейчас время года?

- Давайте с вами отправимся в зимний лес и узнаем, как зимуют дикие  

животные.

Логопед предлагает пройти через обруч:

Кто через обруч волшебный пройдет.

Тот в зимний лес попадет.

Упражнение «Следы зверей»

Логопед:

- Чьи это следы?

Ответы детей

Л: правильно, это следы зайца, лося, белки и волка

Л.: Как сказать по-другому? Чьи следы?

Следы зайца – заячьи следы,

следы лося – лосиные следы,

следы белки – беличьи следы,

следы волка – волчьи следы

Упражнение «Кто где живет»

Логопед:

- Заячьи следы привели нас на полянку. А вот и зайчики. Что они делают?

Ответы детей

(Зайцы грызут веточки и кору деревьев)

Логопед:

-А где дом у белки?

Ответы детей

(У белки домик дупло)

- Чем питается зимой белка?

Ответы детей

 Л.: да, вы правы, белка делает запасы на зиму, она сушит грибы

и ягоды, собирает орехи. В дупле устраивает кладовую.

- Лось убежал. Наверное, волка испугался. И волка не видно. Может быть,

убежал в свой дом? Как он называется?

(Дом волка называется волчье логово.)

- Чьих следов на снегу мы не увидим зимой?

(Мы не увидим следов медведя, потому что медведь всю зиму спит.)

Обезьянка:

- На этой полянке очень большой сугроб.

Дети:

- Это и есть дом медведя.

Обезьянка:

- А я не вижу никакого домика.

Дети:

- Под этим сугробом и есть медвежья берлога – его дом.

Логопед: Только не шумите, чтобы не разбудить медведя. Голодный, не

впавший в спячку, медведь очень опасен.

Динамическая пауза – фонологическое упражнение

(Дети произносят текст, выполняя движения руками и приседая, а также

изменяют интонацию и силу голоса.)

Как на горке снег, снег

И под горкой снег, снег.

И на елке снег, снег,

И под елкой снег, снег.

А под елкой спит медведь –

Тише, тише – не шуметь.

Логопед:

- Чтобы обезьянка хорошо запомнила, как называются домики диких

животных, давайте расскажем ей стихотворение.

Есть у каждого свой дом.

Всем тепло, уютно в нем.

У лисы в лесу густом

Есть нора – надежный дом.

Белочке в дупле на ели

Не страшны зимой метели.

И у зайчика есть дом –

В снег зарылся под кустом.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет он лапу.

Есть у каждого свой дом.

Всем тепло, уютно в нем.

Логопед:

- Нам пора возвращаться в детский сад.

Через обруч волшебный мы пройдем.

В детский сад обратно попадем.

         Упражнение «Составь картинку из частей»

Дети садятся за столы и собирают картинки диких животных из частей.

Итог

Обезьянка:

- Спасибо вам, ребята, за рассказы о диких животных – лесных жителях, за

путешествие в зимний лес. Мне очень понравилось.

Логопед:

- А вам понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Дикие животные наших лесов и их детеныши».

Программное содержание:1. Систематизировать знания детей о диких животных наших лесов и их детенышей.    Формировать бережное отношение к природе и всему живому.2. Развитие логического ...

Методическая разработка "Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Дикие животные». Звук [з]. "

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Дикие животные». Звук [з]. Коррекционно-образовательные задачи: -закреплять представления у детей ...

Логопедическое занятие для детей старшей группы с ОНР Тема «Дикие животные».

Логопедическое занятие для детей старшей группы с ОНР Тема «Дикие животные».Логопедическое занятие для детей старшей группы с ОНРТема «Дикие животные»Коррекционно-образовательн...

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности Тема. «Дикие животные. Составление синквейна».

Конспектподгруппового логопедического занятияпо формированию лексико-грамматических категорийи развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленностиТема. «Дикие животные. Сос...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Дикие животные нашего края».

Конспект занятия  для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Дикие животные нашего края». Воспитатель: Анисимова Жанна Сергеевна....