Дифференциация звуков с -ш.
консультация по логопедии (подготовительная группа)
задача дифференциации звуков заключается в тм , чтобы воспитать у ребенка стойкий навык употребления в речи вновь воспитаннного звука, без смешения его акустически артикуляторно близкими звуками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differentsiatsiya_zvukov.docx | 15.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Дифференциация звуков [С – Ш]
Главная задача дифференциации звуков [С – Ш] заключается в том, чтобы воспитать у ребенка стойкий навык употребления в речи вновь воспитанного звука, без смешения его с акустически или артикуляторно близкими звуками. Дифференцируя звуки, мы учим ребенка различать смешиваемые звуки, учим правильно использовать и произносить их. Это достигается путем специальных упражнений.
АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКОВ
Перед выполнением упражнений на дифференциацию звуков [С – Ш] необходимо выполнить комплекс артикуляционной гимнастики на свистящие и шипящие звуки, чтобы подготовить артикуляционный аппарат для занятия.
Артикуляция звука [с]:
Губы находятся в легкой улыбке, при этом нижние и верхние резцы слегка обнажены.
Между зубами есть небольшая щель (1-2 мм).
Кончик языка широко распластан. Он упирается в нижние резцы.
Боковые части языка соприкасаются вверху с коренными зубами, спинка при этом выгнута.
Спинка языка формирует небольшую щель с альвеолами для того, чтобы был проход струи воздуха.
Воздушная струя сильная.
Задняя стенка глотки смыкается с мягким нёбом, не давая воздуху попадать в носовую полость.
Голосовые связки разомкнуты (голоса нет).
Артикуляция мягкого [с’] отличается от твердого [с] только тем, что средняя часть языка приподнимается вверх, а передняя становится более плоской (желобок при этом сглаживается). Используйте различные приемы: показ артикуляции звука на себе, на схеме, на картинке.
Артикуляция звука [ш]:
Губы находятся в полуулыбке;
Рот приоткрыт. между зубами есть щель (3-5 мм);
Кончик языка широко распластан. Он поднят к краю твердого неба;
Боковые части языка соприкасаются вверху с коренными зубами, спинка при этом поднимается и оттягивается назад;
Спинка языка формирует небольшую щель с альвеолами для того, чтобы был проход струи воздуха;
Задняя стенка глотки смыкается с мягким нёбом, не давая воздуху попадать в носовую полость;
Голосовые связки разомкнуты (голоса нет).
Используйте различные приемы: показ артикуляции звука на себе, на схеме, на картинке.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [С – Ш] В ИЗОЛИРОВАННОМ ЗВУЧАНИИ
Дифференциация звуков [С – Ш] ведется одновременно. Начинаем работу с дифференциации звуков [С – Ш] в изолированном звучании. Произносим звуки [С – Ш] попеременно или в разной последовательности. Для опоры используем схематическое изображение звуков [С – Ш]: С – «НАСОС», Ш – «ЗМЕЯ».
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ С-Ш
Дифференциацию звуков [С-Ш] начинаем только тогда, когда смешиваемые звуки правильно произносятся ребенком в любых звукосочетаниях, т. е., когда они полностью автоматизированы. На этапе дифференциации сложность речевого материала нарастает постепенно. Дифференциация звуков проходит последовательно.
В ПРЯМЫХ СЛОГАХ
Для дифференциации звуков [С – Ш] в прямых слогах группируйте сочетания слогов парами или тройками в любой последовательности.
Например: повтори слоги, следи за положением языка и губ.
С – язык внизу, за нижними зубами, губы – в улыбке, холодная струя воздуха;
Ш – язык вверху в форме «чашечки», губы круглые, «бублик», теплая струя воздуха.
В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ
Дифференциация звуков [С – Ш] в обратных слогах: группируйте сочетания слогов парами или тройками в любой последовательности и с различными гласными.
Например: повтори слоги, следи за положением языка и губ.
В ИНТЕРВОКАЛЬНЫХ СЛОГАХ
Дифференциация звуков [С – Ш] в интервокальных слогах. Это задания на чтение слогов с двумя гласными и согласной между ними.
Например: повтори (прочитай) слоги, следи за положением языка и губ.
АСА – АША ОСА – ОША УСА – УША ЫСА – ЫША
АСО – АШО ОСО – ОШО УСО – УШО ЫСО – ЫШО
АСУ – АШУ ОСУ – ОШУ УСУ – УШУ ЫСУ – ЫШУ
АСЫ – АШИ ОСЫ – ОШИ УСЫ – УШИ ЫСЫ – ЫШИ
В ЗАКРЫТЫХ СЛОГАХ
Дифференциация звуков [С – Ш] в закрытых слогах помогает ребенку дифференцировать звуки [С – Ш] одновременно в конце и начале слогов, слов.
Например: повтори (прочитай) слоги, следи за положением языка и губ.
САШ – ШАС СОШ – ШОС
СУШ – ШУС СЫШ – ШИС
Постановка звуков в речи ребенка очень важна, именно поэтому, при возникновении сложностей, ребенка необходимо показать коррекционному педагогу. Но, к сожалению, как это часто бывает, одних занятий не хватает и надо продолжать также активно заниматься и дома.
В СЛОВАХ
Сложность дифференциации звуков [С – Ш] продолжает нарастать от слогов к словам. Ребенку необходимо четко произносить звуки в словах. Сначала в медленном темпе, потом в среднем и затем в быстром темпе. Если среди речевого материала встречаются непонятные и незнакомые слова, то обязательно покажите ребенку картинки/видео, и объясните значение данного слова.
После прочтения и произнесения слов попросите ребенка составить словосочетания и предложения с данной группой слов. Например: из пары слов. Сытый, мишка, каша, миска: СЫТЫЙ МИШКА, КАША В МИСКЕ.
Постепенно ребенок будет подготавливаться к заключительным этапам дифференциации звуков [С – Ш] в словосочетаниях, предложениях и текстах.
В СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ
Ребенку необходимо четко произносить звуки в словосочетаниях. Сначала в медленном темпе, потом в среднем и затем в быстром темпе. Если среди речевого материала встречаются непонятные и незнакомые словосочетания, то обязательно покажите ребенку картинку/видео, и объясните значение данного выражения.
СОСНОВАЯ ШИШКА, СОННАЯ КОШКА, СОНИНА ШУБА, ВЫСОКИЙ ШЕСТ, ЯШИНЫ САНИ, ДУШИСТЫЙ КУСТ, ПЫШНОЕ ТЕСТО, ДУШИСТОЕ СЕНО, ШЁЛКОВАЯ КОСЫНКА
В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ
Ребенку необходимо четко произносить звуки в предложениях. Сначала в медленном темпе, потом в среднем и затем в быстром темпе. Если среди речевого материала встречаются непонятные и незнакомые предложения, то обязательно покажите ребенку картинку/видео, и объясните значение данного выражения.
В РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ
Этот вид дифференциации наиболее сложен, потому что в обычной речи присутствуют не только два дифференцируемых звука, а все: свистящие, шипящие, аффрикаты, с которыми данные звуки не должны смешиваться. На этом этапе очень важна роль родителей, так как они, выполняя задания, помогают логопеду, контролировать речь ребёнка дома.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия.Тема: Дифференциация звуков [к]-[г]. Звуко-слоговой анализ слова «гармонь».
Занятие проводилось для родителей, поэтому в конспекте описаны основные виды деятельности....
«Звуки /С/, /Сь/. Дифференциация звуков /С-Сь/». Занятие по ЗКР в подготовительной логопедической группе.
Цели: развивать у детей фонематический слух и восприятие, закреплять навыки четкого произношения звуков С, Сь в словах, фразах, предложениях; учить давать сравнительную артикуляционную и акустическую ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по дифференциации и введению в связную речь автоматизированных звуков «Дифференциация звуков [с]-[ш]-[з]-[ж] (подготовительная к школе группа)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 14 г. Кропоткин МО Кавказский район Учитель-логопед Киселева Э.А. Конспект не...
Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"
Выделение звука А из ряда гласных. Выделение ударного А в начале слова ...
Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].
В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы «Логомер», «Стабиломер» , «Генератор логопедических з...
Самоанализ коррекционного занятия в подготовительной группе по теме «Дифференциация дифференциации звуков и букв С — Ш».
Данное занятие посвящено звуков и букв С — Ш. Учебный материал соответствует требованиям государственной программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной для детей с ОНР в условиях специального детского ...
Конспект занятия в старшей группе. Дифференциация звуков С-Ш Дифференциация звуков [Ж] – [Ш]
Цель: научить различать звуки [Ж] – [Ш]Задачи: 1. Закрепление понятий «согласные звуки», «глухие и звонкие»2. Дифференциация звуков [ж] – [ш]3. Развитие фонематичес...