Логопедическое занятие. Тема: «Путешествие по сказкам Г.Х. Андерсена»
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Представленный конспект логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группы, имеющих ОНР IV уровня речевого развития, может проводиться как итоговое или плановое в системе логопедической работы учителя-логопеда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 43 Пушкинского района Санкт-Петербурга
Конспект логопедического занятия
Тема: «Путешествие по сказкам Г.Х. Андерсена»
Автор: учитель-логопед
Е.В. Лиукконен
Возраст: 6 -7 лет, подготовительная к школе группа компенсирующей направленности для детей с ОНР.
Цель: Обобщение знаний детей о творчестве Г. Х. Андерсена.
Задачи
Познавательные:
- закрепить представление о многообразии сказок Г.Х.Андерсена
- активизировать и обогатить предметный словарь
- развивать речевую активность
- формировать средства межличностного взаимодействия детей в ходе специально созданной ситуации
- закреплять умение определять количество слогов в слове и выкладывать слова из букв
Коррекционно-развивающие:
- активизировать внимание и мышление
- развивать слуховое восприятие
- закрепить умение проводить операции анализа и синтеза слов
- актуализировать словарь антонимов
- развивать коммуникативные качества
Воспитательные:
- формировать навык сотрудничества и партнерства детей и педагога
- воспитывать чувство сопереживания к окружающим
Реализация образовательных областей:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- физическое развитие.
Используемые образовательные технологии:
- технология проектной деятельности;
- образовательные технологии деятельностного типа (работа с раздаточным материалом «Игровая юла», «Волшебный колпачок»);
- игровая технология;
- здоровьесберегающие технологии (моделирование учебного процесса в рамках активной коррекционно-развивающей среды);
- здоровьеформирующие технологии (для развития координации движений, профилактика сколиоза, психогимнастика);
- личностно-ориентированные технологии (создание комфортной среды для каждого ребёнка, исходя из индивидуальных возможностей);
Оборудование: ноутбук, экран, мультимедийная нарезка с голосами героев сказки «Снежная Королева»; атрибуты: музыкальный сундук, многофункциональное пособие «Юла», колпачок «Оле-Лукойе», гнездо, дерево, корзины с цветами, зашифрованные картинки, осколки «зеркала», игрушки (зонт, горошина, санки, скорлупа грецкого ореха, бумажный кораблик, утиное яйцо, карета, балерина, корабль, сабля, северный олень, волшебный горшочек).
Предварительная работа
- изготовление атрибутов: музыкальный сундук, авторского пособие «Юла»;
- заучивание с детьми динамических упражнений;
- чтение и беседы по содержанию сказок Г.Х. Андерсена;
- заучивание стихов по теме;
- заучивание скороговорок.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Дети входят в группу, здороваются.
Логопед: Мне очень хочется пожелать всем-всем и каждому из вас Доброго утра! Но это будет необычно. Я скажу слова «Доброе утро…» и те, кого я назвала, помашут мне рукой – значит, они услышали меня и отвечают мне на приветствие. Попробуем?
Доброе утро всем девочкам!
Доброе утро всем мальчикам!
Доброе утро всем, кто любит конфеты!
Доброе утро всем, кто пришел в гости!
Доброе утро всем, кто сегодня будет очень внимательным!
II. Основная часть.
Нам сегодня предстоит отправиться в путешествие. А куда, вы сейчас догадаетесь сами.
Логопед: Послушайте: «Жил-был тролль, злющий-презлющий, попросту дьявол. Как-то раз он был в хорошем расположении духа: он смастерил такое зеркало, в котором все доброе и прекрасное уменьшалось донельзя. Все же плохое, безобразное, напротив, выступало еще ярче, казалось еще хуже».
Логопед: В какой сказке произошли эти трагические события.
Дети: «Снежная Королева».
Логопед: В этой сказки случилось еще кое-что очень страшное. Зеркало разбилось на кусочки! Эти кусочки разлетелись по всей сказки! Многие герои, которые помогали Герде могут стать совсем другими.
Задание 1.
Игра «Скажи наоборот».
Логопед: Скажите, ребята, какими могут стать герои?
Дети подбирают антонимы к словам.
Добрый – злым, отважный -, большой - , молодой-, щедрый-, худой - ; яркий - , мягкий - , полезный - , , быстрый - , легкий - , сладкий - . вежливый - , умный -, веселый-.
Логопед: Вы совершенно правы, поэтому осколки разбившегося зеркала надо срочно отыскать и уничтожить, чтобы они больше никогда, никому не приносили несчастья. Готовы вы отправиться на поиски осколков? Я желаю вам «Доброго пути!»
Ребенок читает стихотворение: Нам желают доброго пути. Будет легче ехать и идти. Приведет, конечно, добрый путь, тоже к доброму чему-нибудь.
На экране появляется портрет Г.Х. Андерсена
Логопед: Ребята, кто это?
Дети: Г.Х. Андерсен, сказочник, писатель.
Логопед: Расскажите, ребята, что вы знаете о нем?
Дети читают стихи.
Когда-то в старой Дании
По сказочному адресу,
В одном старинном здании
Придумал сказки Андерсен.
И как друзья хорошие
Со сказочных страниц
Пришли к нам в дом непрошено
Принцесса на горошине,
Башмачник, мельник, принц!!!
Прошли века над крышами,
И сказки все усвоили,
И мы их тоже слышали,
А вот сегодня вспомнили.
Какое это чудо - лист бумаги.
Бывает белоснежным он с утра -
И вдруг: дороги, замки и овраги -
Я мир создал на кончике пера.
И в этом мире люди обитают,
Они живут, играют, говорят.
Смеются, плачут, думают, мечтают
Добро и зло на выбор свой творят.
Кто в радости, кто в горести, кто в гневе -
Попробуй их характер улови...
Я написал о Снежной Королеве -
Рассказ о дружбе, верности, любви...
Я сочинил героев, я мечтатель,
Они мне стали ближе, чем родня.
Но жить ли им - решает лишь читатель,
Уж их судьба в руках не у меня...
В тот миг, когда девчонки и мальчишки
Садятся тихо с книгой за столом,
Опять живут герои этой книжки,
И вновь добро сражается со злом.
Пусть Снежная не злится Королева,
Свою мораль она не утвердит.
Мы различим, где право, а где лево,
И правда непременно победит!
На экране появляются и представляется Оле -Лукойе. Он здоровается с ребятами!
Логопед: Оле -Лукойее, Помоги отыскать нам осколок разбившегося зеркала.
Оле -Лукойе: Крутит зонтиком и исчезает.
Логопед: Ребята, как выдумаете, что нам хотел сказать Оле-Лукойе? Может он оставил нам где-то подсказку?
Задание 2.
Игра: «Назови для чего предмет».
Дети находят зонтик. Под зонтиком лежит тканевый колпачок с предметами. Дети садятся на стулья и рассматривают предметы. По одному выбирая предмет, называют его, говорят из какой он сказки и для чего был нужен.
Например: Зонтик («Оле-Лукойе») – чтобы показывать сказки.
(горошина-, санки-, скорлупа грецкого ореха-, бумажный кораблик-, утиное яйцо-, карета-, балерина-, корабль-, сабля-, северный олень-, волшебный горшочек-. Логопед достает из колпачка осколок).
Логопед: Спасибо, Оле-Лукойе.
Логопед: Теперь мы отправимся к героям сказки Снежная Королева: А вот и домик Старушки - цветочницы.
На экране появляется Старушка цветочница. Здравствуйте ребята! Что вы тут ищите?
Дети: «Мы ищем осколки разбитого зеркала».
Старушка: «Кто-то заколдовал мои цветочные корзины. Если сумеете расшифровать названия цветов, может и отыщется ваш осколок».
Задание 3.
Игра: «Составь слово» - собрать названия цветка из первых звуков каждого слова, нарисованного на заколдованных корзинах.
Выполнив здание, в корзине с розами дети находят осколок.
Логопед: Розовый куст помог Герде и нам. Спасибо, добрая старушка, послушай на прощание, какие стихи знают ребята о мире цветов.
Дети рассказывают стихи:
В мире цветов так тепло и прохладно.
Целый букет ароматов и звуков…
Каждый цветок – он по-своему нарядный…
В форме изысканных праздничных кубков.
В мире цветов я желала б остаться,
Стать героиней рассказов и сказок,
Чтоб красотой каждый день любоваться,
Слиться с гармонией света и красок.
Дети прощаются со старушкой.
Физкультурная минутка.
Логопед: Чтобы нам было веселей идти, повторяйте за мной слова и движения:
Вместе по лесу идем не спешим, не отстаем
А теперь давайте вместе мы попрыгаем на месте
К небу руки потянули, позвоночник растянули
Наши плечи разминаем и руками все вращаем
Будем ноги поднимать 1-2-3-4-5
Задание 4.
На экране появляется Ворон.
Ворон: Здравствуйте, ребята! Что вы делаете у стен замка?
Дети: Мы ищем осколки разбитого зеркала.
Логопед: Ворон, ты сможешь нам поможешь?
Ворон: Последнее время мне стало как-то неудобно спать в моем гнездышке, может, оно попало туда? Я разрешу вам заглянуть в мое гнездо, если вы расскажите какие-нибудь птичьи скороговорки!
Логопед: Ребята, кто из вас знает скороговорки? Проговорите четко и красиво.
Дети произносят скороговорки: Проворонила ворона вороненка.
Тетерев под деревом тетерева встретил. Кукушка кукушонку купила капюшон.
Ворон: Молодцы ребята! Ищите свой осколок и прощайте! До свидания!
Логопед достает осколок из гнезда.
Задание 5.
На экране появляются разбойники.
Разбойники: Эй, малышня, привет! Что выделаете в нашем лесу?
Дети: Мы ищем осколки разбитого зеркала.
Логопед: Дорогие разбойнички, помогите нам, может вы заметили что-нибудь необычное?
Старуха разбойница: Наш сундук с сокровищами не открывается. Я забыла его код. Его знает моя дочь, но с ней мы поругались, и она сбежала. Код она прятала где-то в ее игрушках. Может, вы разберетесь, как его раздобыть?
Логопед: Ребята, давайте подумаем, как узнавала Маленькая разбойница цифры кода. Наверно она: выбирала картинку, выкладывала из букв слово, составляла схему и по ней определяла количество слогов. Количество слогов и была цифра кода.
Возьмите поносы и садитесь за столы. Кто закончит выполнять задание, должен назвать получившуюся цифру и нажать ее на дисплее.
Дети выполняют звуко-слоговой анализ слова. Называют кодовую цифру. Когда все выполняют задание, замок сундука открывается. Дети открывают сундук и достают осколок.
Логопед: спасибо, милые разбойнички.
Разбойники: прощайте, только золото наше не прихватите с собой!
Логопед: Ребята, давайте проверим, все ли осколки мы собрали. Попробуем собрать зеркало из осколков
Дети собирают зеркало из разрезных частей.
Логопед: Ребята, чтобы зеркало нам не навредило, давайте сложим осколки в волшебный колпачок Оле-Лукойе.
Дети кладут осколки в колпачок с двойным дном.
На экране появляется отображение Снежной Королевы.
Логопед: Ребята, кто это?
Ребенок читает стихотворение:
На санях, как ветер, мчится,
К ней опасно прислониться.
Лишь дотронься - заморозит,
В царство снежное увозит.
Злые чары в ход пускает-
Сердце в льдинку превращает.
Логопед: чтобы наши сердца не превратились в льдинки надо срочно уничтожить зеркало.
Давайте закроим глаза, подумаем о чем-нибудь добром, хорошем, нежном. Губы ваши растягиваются в улыбку, глаза открываются и от наших теплых сердец злые чары разрушаются. (Зеркало исчезает)
III. Итог занятия.
Логопед: спасибо, ребята, огромное вам! За то, что упорно и дружно трудились, За то, что героям, вы так пригодились!
Что нам помогало в пути?
Дети: дружба, знания….
Логопед: Я горжусь вами. Вы все молодцы. Давайте попрощаемся с героями сказок и гостями.
Дети: До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого и логопедического занятия «Игра – путешествие по сказкам А.С.Пушкина»
Конспект открытого и логопедического занятия «Игра – путешествие по сказкам А.С.Пушкина»Подготовила учитель – логопедШолохова М.А. МДОУ д/с № 47 г. Старый ОсколПредварительно перед игрой детям даются ...
Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе Тема: Путешествие в сказку «Как сорока клеста судила»
Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе Цель: развивать связную речьЗадачи:Образовательные: расширять представления детей о зимующих птицах, их внешнем виде, питании, ос...
Открытое занятие по обучению грамоте в старшей логопедической группе. Тема: Путешествие по сказкам А.С. Пушкина «У Лукоморья»
Путешествие по сказкам А.С. Пушкина "У Лукоморья" проходит в виде викторины, где актуализируются знания детей о русском поэте и его сказкам. Дети узнают сказки по прочитанному эпизоду, решают ре...
Конспект логопедического занятия "Невероятное путешествие в сказку"
Занятие предназначено для детей 6-7 лет...
Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе на тему: «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКАМ Г.Х.Андерсена».
Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе на тему:«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКАМ Г.Х.Андерсена»....
Викторина по образовательной области «Речевое развитие» с использованием ИКТ Тема: «Путешествие по сказкам Ханса Кристиана Андерсена»
Закрепить с детьми творчество Х.К Андерсена. Развитие художественного восприятия эстетического вкуса; развитие воображения, мышления, памяти....
Конспект подгруппового логопедического занятия. Тема: «Путешествие в страну Грамоты»
Конспект подгруппового логопедического занятия. Тема: «Путешествие в страну Грамоты»...