Коррекция психических и речевых дисфункций при лечении заикания
статья по логопедии

Артамонова Светлана Юрьевна

Коррекция психических и речевых дисфункций при лечении заикания.

Артамонова С.Ю., учитель-логопед высшей категории  ГБДОУ №70 Кировского района Санкт-Петербурга

Артамонова М.В., учитель-логопед первой категории ГБОУ СОШ № 368 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Аннотация: В статье говорится о нейропсихологических, лингвистических и педагогических  аспектах в лечения заикания.

Ключевые слова: патологические дисфункции, произвольная саморегуляция, речевой стереотип, формирование новых языковых алгоритмов на принципе «сенсорных коррекций»; pathological dysfunction, arbitrary self-regulation, speech stereotype, the formation of a new language algorithms on the principle of "sensory correction"

 

Лечение заикания - сложный, длительный процесс, требующий комплексной помощи врача-невролога, врача-психотерапевта, логопеда и работы самого пациента.

Возникшие патологические дисфункции можно корректировать:  

-  психокоррекционно ( хочется выделить важность личностных изменений пациента, переоценки, переосмысления степени своего участия в коррекции заикания, ибо позитивные  и стойкие изменения данного симптома  без помощи психотерапевта будут носить более кратковременный характер; у детей психотерапевтическая работа должна происходить не только с маленькими пациентами, но, в первую очередь, с их родителями, так как формирование  и воспитание личности осуществляется прежде всего в семье);

 - фармалогически или активизировать те зоны мозга, которые будут базовыми для новой системы межфакторных связей или надфункциональных (также и поведенческих) паттернов, что практически трудновыполнимо без занятий с врачом-психотерапевтом и осознанной работы самого пациента. Это и является одной из главных целей нейропсихологической коррекции (Цветкова 1985). Фармакологическая терапия даёт отличный, но, к сожалению, временный результат. В то же время, с помощью фармакологии возможно помочь пациенту, пусть на время, но прервать возникшую патологическую речевую цепочку, оздоровить речевые центры.  При тяжёлых формах заикания, особенно при сопутствующих патологиях (контузия, тяжёлые сотрясения мозга, эпилепсия, психические нарушения и другие), без фармакологической помощи коррекция заикания трудновыполнима.

 Система коррекции заикания опирается на базовые постулаты (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия, Н.А.Бернштейн), нейропсихологические законы развития и реабилитации мозговой деятельности (А.Р.Лурия, Л.С.Цветкова).

Целью коррекции заикания является:

- развитие произвольной  саморегуляции человека (произвольного и продолжительного речевого выдоха, контроль над расслаблением мышц тела и артикуляторного аппарата, произвольных речевых пауз, произвольной голосоподачей);

- стабилизации произвольной саморегуляции (закрепление вышеозначенных факторов, увеличение продолжительности периодов расслабления мышц тела и артикуляционного аппарата в течение дня, контроль заикающегося над отсутствием сопутствующих движений);

-развитие межуровнего взаимодействия операционных и регуляторных аспектов психической деятельности ( при использовании заикающимся в процессе коррекции произвольного речевого выдоха, произвольной голосоподачи, контроль над отсутствием сопутствующих движений происходит развитие связей первого и второго, второго и третьего, первого и третьего блоков мозга (по А.Р.Лурия); развитие межполушарных связей; развитие произвольных движений, управление мышечным расслаблением;

-закрепление  чёткой дифференциации «соматогнозис-речь»  (возникновение эмоционального возбуждения, повышенного мышечного напряжения приводят к спазмам в  речи, формированию и закреплению стойкого очага возбуждения.  Осознание  этой цепочки и работа самого пациента со своими эмоциональными реакциями, контроль над мышечным расслаблением, произвольным расслабленным дыханием является важным этапом коррекции заикания);

-формирование  и закрепление нового речевого стереотипа (происходит постепенно от отдельных звуков к слогам, затем к словам и словосочетаниям и к предложениям, потом к текстам и монологической речи, в конце вводится диалогическая речь. У взрослых заикающихся облегчённый вариант речи с опорой на чтение осуществляется с постепенным переходом на самостоятельные речевые высказывания. Постепенно с усложнением речевого стереотипа повышается эмоциональная нагрузка. При занятиях с детьми сначала используется сопряжённая, затем отражённая речь, вопросно-ответная, самостоятельная и, лишь в конце, чтение).

В коррекции заикания используются различные задания для развития физиологического дыхания, речевого дыхания (дыхания одновременно с речью, движения сопряжены с речью, т.е. элементов соматогнозиса, как «системоорганизующей и системообразующей» (А.В.Семенович, 2008) деятельность мозга Высшей Психической Функции.

Первым шагом лечения заикания является оптимизация движения, исправления гипер- и гипотонуса, синкенезий, патологических телесных установок.  У детей это является следствием недостаточности подкорковых образований мозга, что в свою очередь приводит к нарушению развития межполушарных взаимодействий. Снижение этой недостаточности достигается с помощью методик по развитию первого фунционального блока мозга (по А.Р.Лурия):

1. Выработка правильного дыхания (ритм дыхания подвластен сознательной регуляции со стороны человека);

2.  Массаж и самомассаж.

Для стойкого результата исправления гипер- и гипотонуса, синкенезий необходим контроль  взрослого заикающегося над своим мышечным тонусом, способность расслабиться, переосмысление и изменение своих эмоциональных реакций на окружающих его людей и их поступки (с детьми занятия по изменению эмоциональных реакций происходит на индивидуальных занятиях с родителями и совместных детей и родителей). 

Плавность и ритмичность речи у заикающихся может воспитываться в такой последовательности:

  1. пение; 2) пение с движениями; 3) ритмизированная речь (стихи, затем проза) в сопровождении движений; 4) ритмизированная речь (стихи, проза) без движений; 5) речь с опорой на гласные звуки; 6) разнометричная речь.

 По теории многоуровневой организации движений Н.А.Бернштейна  в организации речевых высказываний при коррекции речи заикающихся  участвуют уровни:

-  А (руброспинальный, отвечающий за тонус мышц);

-  В (таламо - паллидарный обеспечивает плавность движений, организацию движений более высоких уровней, внутреннюю координацию сложных движений, обеспечивает интонационную выразительность, коррекцию персевераций);

-  С (пирамидно - стриальный участвует в речи с движениями);

- Д (теменно - моторный участвует, например, при использовании пальчикового театра в работе с детьми);

- Е (интеллектуально – двигательных актов обеспечивает речевые движения).

Ведущий уровень построения движения (по Н.А.Бернштейну) определяется задачей движения. Постоянное взаимодействие различных уровней мозга приводит к их большему развитию и более слаженной работе, к образованию множества новых связей, и, соответственно, к лучшему результату движения.

Формирование новых языковых алгоритмов основано на принципе «сенсорных коррекций» (по Н.А.Бернштейну), которые вносятся в моторные импульсы на основе сенсорной информации о ходе движения. Так, например, при речи заикающийся получает  афферентный сигнал в ЦНС о напряжении в мышцах живота, артикуляторного аппарата. Останавливается,  произвольно расслабляется и, используя навыки техники речи, опираясь на проприоцептивные сигналы с мышц гортани, языка, всей ротовой полости, слуховые сигналы продолжает речевое высказывание). Окончательная цель движения может быть достигнута только, если на основании  афферентных сигналов, содержащих информацию о реальном ходе движения, заикающийся  перерабатывает их в сигналы коррекции.

Коррекция дыхания, согласование дыхания с речью, движения, наблюдение самого заикающегося за перефирическими элементами речевого аппарата (респирация, фонация, артикуляция), развитие межуровнего взаимодействия операционных и регуляторных аспектов психической деятельности  постепенно приводит к консолидирущему эффекту.

Задача воспитания правильной речи у заикающихся заключается в тренировке правильной речи в разных эмоциональных состояниях. Врач- психотерапевт совместно с логопедом учат заикающегося владеть собой, своей речью независимо от настроения, от эмоционального возбуждения или подавленности.  В результате занятий  у пациентов необходимо не только преодоление самого речевого дефекта, его проявлений, но и связанных с ним  особенностей поведения и личности самого заикающегося; в необходимости перестройки  его отношения к себе, к своему дефекту, к оценкам окружающих. Владение логопедическими приёмами по преодолению проявлений заикания, особенностей своего поведения и речи позволяет со временем заикающемуся активнее и успешнее включаться в процесс преодоления дефекта речи и связанных с ним недостатков.

В конце лечения проводится тренинг в общественных местах для дальнейшей коррекции регуляторных (непроизвольных и произвольных) уровней поведения человека, контроля соматогностического состояния и языковых алгоритмов. Первоначально такой тренинг проходит совместно со специалистами, при необходимости, помогающих в преодолении трудностей (как эмоциональных, так и речевых). В дальнейшем тренинг проходит при стороннем наблюдении специалиста и далее полностью самостоятельно заикающимся человеком. Опыт, приобретённый в таких тренингах, является очень важным этапом в преодолении недуга.

Логопедическое воздействие, направленное на собственно речевое расстройство и связанные с ним отклонения в поведении, формирование и коррекция психических функций помогает заикающемуся социально адаптироваться в среде правильно говорящих людей.

Для поддержания результата коррекции, для профилактики рецедивов заикания, хочется отметить важность здорового образа жизни (занятий физической культурой, правильного рациона продуктов для полноценного питания клеток мозга в частности, режим дня,  контроль над соматогностическим  состоянием и соблюдение языковых алгоритмов). Желательно периодически проводить повторные занятия со специалистами для дальнейшего личностного роста пациента и закрепления языковых алгоритмов.

 

Список литературы

Н.А. Бернштейн «О построении движений»,  М., «Медгиз», 1946.

Лурия А.Р. «Основы нейропсихологии», М., 1973.

 «Теория речевой деятельности» под ред. А.А.Леонтьева, М., «Наука», 1968«Логопедия» под ред. Л.С.Волковой, М., «Просвещение», 1989.

Семенович А.В. «Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте», М., «Academa», 2000.

Семенович А.В. «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте», М.,»Генезис». 2008.

«Теория речевой деятельности» под ред. А.А.Леонтьева, М., «Наука», 1968

Цветкова Л.С. «Нейропсихологическая реабилитация больных», М.,»МПСИ» 2004.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекция психических и речевых дисфункций при лечении заикания.

Артамонова С.Ю., учитель-логопед высшей категории  ГБДОУ №70 Кировского района Санкт-Петербурга

Артамонова М.В., учитель-логопед первой категории ГБОУ СОШ № 368 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Аннотация: В статье говорится о нейропсихологических, лингвистических и педагогических  аспектах в лечения заикания.

Ключевые слова: патологические дисфункции, произвольная саморегуляция, речевой стереотип, формирование новых языковых алгоритмов на принципе «сенсорных коррекций»; pathological dysfunction, arbitrary self-regulation, speech stereotype, the formation of a new language algorithms on the principle of "sensory correction"

Лечение заикания - сложный, длительный процесс, требующий комплексной помощи врача-невролога, врача-психотерапевта, логопеда и работы самого пациента.

Возникшие патологические дисфункции можно корректировать:  

-  психокоррекционно ( хочется выделить важность личностных изменений пациента, переоценки, переосмысления степени своего участия в коррекции заикания, ибо позитивные  и стойкие изменения данного симптома  без помощи психотерапевта будут носить более кратковременный характер; у детей психотерапевтическая работа должна происходить не только с маленькими пациентами, но, в первую очередь, с их родителями, так как формирование  и воспитание личности осуществляется прежде всего в семье);

 - фармалогически или активизировать те зоны мозга, которые будут базовыми для новой системы межфакторных связей или надфункциональных (также и поведенческих) паттернов, что практически трудновыполнимо без занятий с врачом-психотерапевтом и осознанной работы самого пациента. Это и является одной из главных целей нейропсихологической коррекции (Цветкова 1985). Фармакологическая терапия даёт отличный, но, к сожалению, временный результат. В то же время, с помощью фармакологии возможно помочь пациенту, пусть на время, но прервать возникшую патологическую речевую цепочку, оздоровить речевые центры.  При тяжёлых формах заикания, особенно при сопутствующих патологиях (контузия, тяжёлые сотрясения мозга, эпилепсия, психические нарушения и другие), без фармакологической помощи коррекция заикания трудновыполнима.

 Система коррекции заикания опирается на базовые постулаты (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия, Н.А.Бернштейн), нейропсихологические законы развития и реабилитации мозговой деятельности (А.Р.Лурия, Л.С.Цветкова).

Целью коррекции заикания является:

- развитие произвольной  саморегуляции человека (произвольного и продолжительного речевого выдоха, контроль над расслаблением мышц тела и артикуляторного аппарата, произвольных речевых пауз, произвольной голосоподачей);

- стабилизации произвольной саморегуляции (закрепление вышеозначенных факторов, увеличение продолжительности периодов расслабления мышц тела и артикуляционного аппарата в течение дня, контроль заикающегося над отсутствием сопутствующих движений);

-развитие межуровнего взаимодействия операционных и регуляторных аспектов психической деятельности ( при использовании заикающимся в процессе коррекции произвольного речевого выдоха, произвольной голосоподачи, контроль над отсутствием сопутствующих движений происходит развитие связей первого и второго, второго и третьего, первого и третьего блоков мозга (по А.Р.Лурия); развитие межполушарных связей; развитие произвольных движений, управление мышечным расслаблением;

-закрепление  чёткой дифференциации «соматогнозис-речь»  (возникновение эмоционального возбуждения, повышенного мышечного напряжения приводят к спазмам в  речи, формированию и закреплению стойкого очага возбуждения.  Осознание  этой цепочки и работа самого пациента со своими эмоциональными реакциями, контроль над мышечным расслаблением, произвольным расслабленным дыханием является важным этапом коррекции заикания);

-формирование  и закрепление нового речевого стереотипа (происходит постепенно от отдельных звуков к слогам, затем к словам и словосочетаниям и к предложениям, потом к текстам и монологической речи, в конце вводится диалогическая речь. У взрослых заикающихся облегчённый вариант речи с опорой на чтение осуществляется с постепенным переходом на самостоятельные речевые высказывания. Постепенно с усложнением речевого стереотипа повышается эмоциональная нагрузка. При занятиях с детьми сначала используется сопряжённая, затем отражённая речь, вопросно-ответная, самостоятельная и, лишь в конце, чтение).

В коррекции заикания используются различные задания для развития физиологического дыхания, речевого дыхания (дыхания одновременно с речью, движения сопряжены с речью, т.е. элементов соматогнозиса, как «системоорганизующей и системообразующей» (А.В.Семенович, 2008) деятельность мозга Высшей Психической Функции.

Первым шагом лечения заикания является оптимизация движения, исправления гипер- и гипотонуса, синкенезий, патологических телесных установок.  У детей это является следствием недостаточности подкорковых образований мозга, что в свою очередь приводит к нарушению развития межполушарных взаимодействий. Снижение этой недостаточности достигается с помощью методик по развитию первого фунционального блока мозга (по А.Р.Лурия):

1. Выработка правильного дыхания (ритм дыхания подвластен сознательной регуляции со стороны человека);

2.  Массаж и самомассаж.

Для стойкого результата исправления гипер- и гипотонуса, синкенезий необходим контроль  взрослого заикающегося над своим мышечным тонусом, способность расслабиться, переосмысление и изменение своих эмоциональных реакций на окружающих его людей и их поступки (с детьми занятия по изменению эмоциональных реакций происходит на индивидуальных занятиях с родителями и совместных детей и родителей).  

Плавность и ритмичность речи у заикающихся может воспитываться в такой последовательности:

  1. пение; 2) пение с движениями; 3) ритмизированная речь (стихи, затем проза) в сопровождении движений; 4) ритмизированная речь (стихи, проза) без движений; 5) речь с опорой на гласные звуки; 6) разнометричная речь.

 По теории многоуровневой организации движений Н.А.Бернштейна  в организации речевых высказываний при коррекции речи заикающихся  участвуют уровни:

-  А (руброспинальный, отвечающий за тонус мышц);

-  В (таламо - паллидарный обеспечивает плавность движений, организацию движений более высоких уровней, внутреннюю координацию сложных движений, обеспечивает интонационную выразительность, коррекцию персевераций);

-  С (пирамидно - стриальный участвует в речи с движениями);

- Д (теменно - моторный участвует, например, при использовании пальчикового театра в работе с детьми);

- Е (интеллектуально – двигательных актов обеспечивает речевые движения).

Ведущий уровень построения движения (по Н.А.Бернштейну) определяется задачей движения. Постоянное взаимодействие различных уровней мозга приводит к их большему развитию и более слаженной работе, к образованию множества новых связей, и, соответственно, к лучшему результату движения.

Формирование новых языковых алгоритмов основано на принципе «сенсорных коррекций» (по Н.А.Бернштейну), которые вносятся в моторные импульсы на основе сенсорной информации о ходе движения. Так, например, при речи заикающийся получает  афферентный сигнал в ЦНС о напряжении в мышцах живота, артикуляторного аппарата. Останавливается,  произвольно расслабляется и, используя навыки техники речи, опираясь на проприоцептивные сигналы с мышц гортани, языка, всей ротовой полости, слуховые сигналы продолжает речевое высказывание). Окончательная цель движения может быть достигнута только, если на основании  афферентных сигналов, содержащих информацию о реальном ходе движения, заикающийся  перерабатывает их в сигналы коррекции.

Коррекция дыхания, согласование дыхания с речью, движения, наблюдение самого заикающегося за перефирическими элементами речевого аппарата (респирация, фонация, артикуляция), развитие межуровнего взаимодействия операционных и регуляторных аспектов психической деятельности  постепенно приводит к консолидирущему эффекту.

Задача воспитания правильной речи у заикающихся заключается в тренировке правильной речи в разных эмоциональных состояниях. Врач- психотерапевт совместно с логопедом учат заикающегося владеть собой, своей речью независимо от настроения, от эмоционального возбуждения или подавленности.  В результате занятий  у пациентов необходимо не только преодоление самого речевого дефекта, его проявлений, но и связанных с ним  особенностей поведения и личности самого заикающегося; в необходимости перестройки  его отношения к себе, к своему дефекту, к оценкам окружающих. Владение логопедическими приёмами по преодолению проявлений заикания, особенностей своего поведения и речи позволяет со временем заикающемуся активнее и успешнее включаться в процесс преодоления дефекта речи и связанных с ним недостатков.

В конце лечения проводится тренинг в общественных местах для дальнейшей коррекции регуляторных (непроизвольных и произвольных) уровней поведения человека, контроля соматогностического состояния и языковых алгоритмов. Первоначально такой тренинг проходит совместно со специалистами, при необходимости, помогающих в преодолении трудностей (как эмоциональных, так и речевых). В дальнейшем тренинг проходит при стороннем наблюдении специалиста и далее полностью самостоятельно заикающимся человеком. Опыт, приобретённый в таких тренингах, является очень важным этапом в преодолении недуга.

Логопедическое воздействие, направленное на собственно речевое расстройство и связанные с ним отклонения в поведении, формирование и коррекция психических функций помогает заикающемуся социально адаптироваться в среде правильно говорящих людей.

Для поддержания результата коррекции, для профилактики рецедивов заикания, хочется отметить важность здорового образа жизни (занятий физической культурой, правильного рациона продуктов для полноценного питания клеток мозга в частности, режим дня,  контроль над соматогностическим  состоянием и соблюдение языковых алгоритмов). Желательно периодически проводить повторные занятия со специалистами для дальнейшего личностного роста пациента и закрепления языковых алгоритмов.

Список литературы

Н.А. Бернштейн «О построении движений»,  М., «Медгиз», 1946.

Лурия А.Р. «Основы нейропсихологии», М., 1973.

 «Теория речевой деятельности» под ред. А.А.Леонтьева, М., «Наука», 1968«Логопедия» под ред. Л.С.Волковой, М., «Просвещение», 1989.

Семенович А.В. «Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте», М., «Academa», 2000.

Семенович А.В. «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте», М.,»Генезис». 2008.

«Теория речевой деятельности» под ред. А.А.Леонтьева, М., «Наука», 1968

Цветкова Л.С. «Нейропсихологическая реабилитация больных», М.,»МПСИ» 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обзор методик лечения заикания

В данном материале кратко представлены методы лечения заикания: традиционные и нетрадиционные....

"Дыхательные упражнения для лечения заикания"

презентация на тему " Дыхательные упражнения для лечения заикания"...

Учебно-методическая разработка: ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА занятия по формированию элементарных математических представлений и коррекции психических процессов у детей с задержкой психического развития

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА занятия по формированию элементарных математических представлений и коррекции психических процессов у детей с задержкой психического развития...

Комплекс дыхательных упражнений для лечения заикания

Заикание у детей – это расстройство темпо-ритмической стороны речи, вызванное повторяющимися судорогами в артикуляционном, голосовом или дыхательном отделе речевого аппарата. Заикание у дет...

Презентация Авторская методика лечения заикания у дошкольников Г.А. Волковой

Презентация  Авторская методика лечения заикания у дошкольников Г.А. Волковой...

Презентация "Авторская методика лечения заикания у дошкольников С. А. Мироновой"

Презентация "Авторская методика лечения заикания у дошкольников С. А. Мироновой"...