«Космос. Дифференциация звуков Л и Ль»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Конспект занятия . 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx37.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №3 «Рябинушка»

Поспелихинского района Алтайского края

(МКДОУ «Детский сад №3 «Рябинушка»)

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

По теме: ««Космос. Дифференциация звуков Л и Ль»

ФИО: Книс Елена Геннадьевна

Должность: учитель-логопед

Старшая группа

с. Поспелиха, 2021 год

Схема конспекта занятия

Педагог (ФИО) Книс Елена Геннадьевна

Образовательная область: «Речевое развитие»

Возрастная группа: Старшая группа (5-6 лет)

Тема занятия: «Космос. Дифференциация звука Л и Ль»

Цель: Закрепить знания детей о космосе,

 Задачи:

- активизировать словарь и расширить представления детей по лексической теме «Космос»;

- развивать навыки словообразования;

- учить анализировать артикуляцию звуков «л» и «ль», определять их характеристику с опорой на анализаторные системы;

- определять позицию звуков «л» и «ль» в слове (начало, середина, конец);

- развивать у детей фонематический слух и восприятие;

- совершенствовать артикуляционную моторику, координационную речь с движением;

- работа над дыханием;

-  развивать грамматический и синтаксический строй речи, связную речь;

-учить доброжелательно, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач

-учить внимательно, слушать, наблюдать за происходящим, давать оценку тому или иному событию

Предварительная работа:  

- рассматривание иллюстраций на тему космоса;

- беседы о космосе;

- разучивание пальчиковых игр, артикуляционной гимнастики;

- выполнение артикуляционных упражнений, необходимых для звуков Л и Ль;

- выполнение дыхательных упражнений;

-изучение буквы Л.  

Перечень дидактических материалов, оборудования и других ресурсов, необходимых для проведения занятия:

  • Разрезные картинки ландыша и лист
  • Массажные мячи , корзиночки;
  • Предметные картинки , зеркала;
  • Песок, ёмкость для песка, трубочки коктельные;
  • магнитная доска, магниты, картонные тарелочки
  • картонная схема для определения позиции звука в слове ;
  • клей, белая бумага, цветные карандаши;

Организационный момент, начало занятия включающие: 

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети заходят в группу

дети отвечают (ракету)

(в космос)

(Земля)

Ответы детей

(земляне, дети Земли)

 

(звездолёт)

дети выполняют задание

ответы детей

Лиза: У меня получился ландыш. Слово начинается на звук «л».

Дима: У меня получился лист. Первый звук «ль».

                  Ответы детей

( о звуках «л» и «ль»)

Лиза: «Звук «л» согласный, твёрдый, звонкий. Обозначается синим цветом.

Дима: «Звук «ль» согласный, мягкий, звонкий. Обозначается зелёным цветом».

Ответы детей

Лиза

Дети садятся за стол перед экраном

выполняют артикуляционную гимнастику

под музыку

ответ (иллюминатор)

ответы ( свон, коречко, лямпа, чучеро)

 

Дети выполняют задания

 

выполняют упражнение «пальчики здоровются» 

выполняют самомассаж мячиками

 

выполняют задание

Ответы детей

«Буква Л обозначает два звука».

 Ответы детей

«На крышу домика, на шалаш».

Читают стихотворения про букву Л.

Лиза: «Л на лестницу похожа

Вверх поднять Л поможет.

Но и вниз спустится всем

Тоже может без проблем.

Дима: «На стремянку Л похожа

И на крышу дома тоже

Лесом летний лист летел,

Приземлиться не хотел»

Выполняют задание

Дети делают интеллект-карту

Дети читают стихотворение про планету Земля.

Лиза: Из полета возвратились

Мы на землю приземлились

Вот мы снова на Земле!

Есть одна планета – сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных,

Дима:

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зеленой,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно…

Береги свою планету –

Ведь другой, похожей, нету!

Доброе утро, ребята!

 Сегодня я решила пригласить вас в далёкое  путешествие.  А вот куда мы сегодня отправимся, вы узнаете, если отгадаете загадку.

Распустила алый хвост,

Улетела в стаю звёзд.

Наш народ построил эту

Межпланетную ……

А куда люди запускают ракеты?

 Вы догадались, куда мы сегодня полетим? Мы отправляемся в космическое путешествие.  Но прежде чем мы полетим, давайте вспомним и назовём планету на которой мы живём?

 Посмотрите на экран, так выглядит наша планета из космоса.

Как называют людей, которые живут на планете земля?

 Ребята, а на звездах живут дети звезд.

Дети звезд Ланя и Линя приглашают нас в гости.

А чтобы узнать, на чём мы сможем к ним долететь, нам нужно сложить два слова и придумать новое. Это и будет наш ответ.

Звезда, лететь.  

       

 Мы отправимся на звездолете.

Билеты на звездолет вы получите, сложив разрезную картинку, которая есть у вас на столе.

Подойдите к столу. Пододвиньте к себе лоток с частями картинок. Соберите картинку.

Лиза, что у тебя получилось?  На какой звук начинается слово ландыш?

Дима, какая картина получилась у тебя?  Какой первый звук слышится в этом слове?

 Ребята, а как вы думаете, о каких звуках мы сегодня будем с вами говорить?

 Дайте характеристику звуку [л].

Молодцы. Дайте характеристику звуку [л’].

 Хорошо. Молодцы. А теперь в зависимости от того на какой звук начинается название вашей картинки выберите себе билет синего или зеленого цвета. Лиза, почему ты выбрала билет синего цвета? Дима, почему выбрал билет зелёного цвета.

 Занимайте места.

К звездам путь открыть решили.

Звездолет мы запустили. (ллллллллллл).

 Ребята, чтобы в космос нам слетать нужно сильным, ловким стать как космонавты. А для этого космонавты даже в космосе тренируются. А каким ещё должен быть космонавт? Разговорчивым и грамотным.  Значит он ещё должен тренировать какую-то мышцу?

Ну что превратим наш язычок в космонавта.

 Чтоб в пути нам не скучать предлагаю поиграть.

     А теперь давайте посмотрим в окошко нашего звездолёта. Кто знает,  как правильно называется это окошко? Мы пролетаем мимо планеты, где живёт Эхо.  Но эхо это непростое, оно делает  ошибки в словах. Давайте попробуем услышать и исправить эти ошибки.

Крыша, свон, велосипед – есть ошибка или нет?

Чемодан, часы, коречко –где неверное словечко?

Кукла, лямпа, ёлка, флаг – что теперь не так.

Перчатка, чучеро, качери – ошибки вы найти сумели?

   Молодцы!

А теперь один, два, три слова со звукоми  л и ль лови : если услышите слова со звуком л, показываете кулачки, если мягкий ль, то показываете ладони, если нет этих звуков в словах, то разводите руками.

Молоко, лямка, дом;

Коляска, шапка, лужа;

Матрёшка, лампа, лёд.

К звезде далекой добрались!

Звездолет наш опустись!

Кто нас встречает?

Они нас приветствуют.

Давайте поздороваемся  с Ланей и Линей: сла, сля,слу,сли

Ребята наши звёздные друзья приготовили для вас звездные мячи и предлагают поиграть, пальчики свои размять. Давайте поищем эти мячики.

Мы возьмем в ладошку мячик

И потрем его слегка.

Разглядим его колючки,

Помассируем бока.

Мячик я в руках кручу

Поиграть я с ним хочу.

Правой сильно пожимаю

И ладошку поменяю.

Сверху левой, снизу правой,

Я его катаю. Браво.

Поверну, а ты проверь

Сверху правая теперь.

Мячик наш мы покатали

И в корзиночку убрали.

 Ребята наши друзья ещё приготовили для вас картинки,  где живут наши звуки л иль,  но поднялась звёздная буря и картинки засыпало песком. Давайте поиграем с песком и попробуем  их отыскать. Будем  дуть на  песок  и искать картинки только те, где живут  наши звуки. И будем определять место звука в слове, размещая их под схемой.

 

Молодцы!

Ребята, наши друзья учатся читать так же как и вы. И уже знают, что звуки обозначаются буквой. Только Лане нужна буква, которая обозначает звук [л], а Лине нужна буква которая обозначает звук [л’]. И они постоянно ссорятся из-за этого.

Как же нам помирить Ланю и Линю? Подумайте.

Правильно, ребята звук [л] и звук [л’] обозначаются одной буквой.

Ребята на что похожа буква Л?

Вы знаете, что буква Л любит переодеваться в разные наряды? Давайте попробуем узнать её.

Молодцы! Вы справились и с этим заданием.

Ребята, давайте в конце нашего путешествия оставим на память нашим друзьям открытку, которую сделаем своими руками и в которой расскажем всё о букве Л.

Ребята, наше путешествие заканчивается.

Скажем Лане и Лине до свидания!

По местам, мои друзья!

 Звездолёт, звездолёт,

Отправляемся в полет.

 

Вот и закончилось наше космическое путешествие,   пора нам возвращаться в группу.  Надеюсь оно вам понравилось. На память о нём, я хочу подарить вам памятные медальки.

До свидания ребята.

 На экране появляется  слайд №1 (Земля)

на слайде №2 дети звёзд появляются по очереди

на экране слайд № 3  (звездолёт)

Звучит музыка для гимнастики

Слайд №4 (незнакомая планета)

Слайд №5 (дети звёзд)

Мячики вкатываются в группу

(слайд №6) На экране появляется буква Л одна

Выставляется магнитная доска, на которой закреплены разные трафареты буквы Л

Слайд №7

( ЗВЕЗДОЛЁТ)

Вручаю медальки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по дифференциации и введению в связную речь автоматизированных звуков «Дифференциация звуков [с]-[ш]-[з]-[ж] (подготовительная к школе группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад  № 14 г. Кропоткин МО Кавказский район Учитель-логопед Киселева Э.А. Конспект не...

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей 6-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи на тему "Дифференциация звуков р-л". Лексическая тема "Космос"

На занятие дети отправляются в космическое путешествие на ракете и звездолёте, разгадывают интересный кроссворд «Вселенная». Всё занятие сопровождается показом презентации.В результате дети легк...

Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].

В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы  «Логомер»,  «Стабиломер» ,  «Генератор логопедических з...

Самоанализ коррекционного занятия в подготовительной группе по теме «Дифференциация дифференциации звуков и букв С — Ш».

Данное занятие посвящено звуков и букв С — Ш. Учебный материал соответствует требованиям государственной программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной для детей с ОНР в условиях специального детского ...

Конспект занятия в старшей группе. Дифференциация звуков С-Ш Дифференциация звуков [Ж] – [Ш]

Цель: научить различать звуки [Ж] – [Ш]Задачи: 1. Закрепление понятий «согласные звуки», «глухие и звонкие»2. Дифференциация звуков [ж] – [ш]3. Развитие фонематичес...

Звук [б,б`]. Буква Б,б. Звук [п,п`]. Буква П,п. Дифференциация звуков [п,п`]- [б,б`] и букв П-Б

Презентация для занятия на тему: Звук [б,б`]. Буква Б,б. Звук [п,п`]. Буква П,п. Дифференциация звуков [п,п`]- [б,б`] и букв П-Б...