Цели: корррекционно-образовательные: научить давать акустико-артикуляционную характеристику звуков « Ш», « С» с опорой на различные виды контроля; различать звуки на слух и произношении; уточнить и расширить словарь по теме «Транспорт»; способствовать формированию грамматического строя речи; коррекционно-развивающие: развивать у детей дыхание и голос; развивать мимические мышцы; дифференцировать звуки [с], [ш] в слогах, словах, чистоговорках, в предложениях; развивать звуко-буквенный анализ и синтез; развивать фонематический слух и восприятие; координировать речь и движение; развивать общую и мелкую моторику; коррекционно-воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение к окружающему; воспитывать самоконтроль за речью. Оборудование: зеркала, игрушка «Снеговик»; пиктограммы; картинки с изображением предметов, в названии которых есть звук [с] или [ш]; картинки с изображением различных видов транспорта; буквы, схемы, пиктограммы. Организационный момент. Логопед: - Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть! Настал новый день, давайте встретим его с улыбкой. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы, ласковы. - Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя доброту, красоту, здоровье, а выдохните через ротик все обиды, злобу, огорчения Дети делают вдох и выдох три раза. Логопед: - Дети, а вы любите путешествовать? А на каком виде транспорта можно путешествовать? (Ответы детей: на наземном, на воздушном, на водном, на железнодорожном) Игра с мячом «Один - много» (транспорт) Я предлагаю вам отправиться на машине в гости к снеговику в село «Свистелкино-Шипелкино» Игра «Мы шофёры» Еде, едем на машине, Нажимаем на педаль. Газ включаем, выключаем Смотрим пристально мы в даль. Дворники снежок счищают, Вправо, влево. Чистота! Волосы ерошит ветер. Мы шофёры – хоть куда! Встреча со снеговиком (Дети здороваются со снеговиком. Он приглашает к себе в село и хочет сними поиграть. Спрашивает: «Догадались ли дети, почему его село так называется?») Артикуляционная гимнастика Улыбочка, трубочка, почистим зубки, лошадка, вкусное варенье, чашечка, лопатка. Знакомство со звуками Логопед объясняет: звук «С - согласный, глухой, твёрдый. При произношении звука «С» - губы улыбаются, язык лежит у нижних зубов, дует холодный ветерок; Звук «Ш» - согласный, глухой, твёрдый. При произношении звука «Ш» губы округляются, язык поднимается к верху «чашечкой», дует «тёплый» ветерок. Игра «Слушай внимательно» Дети хлопают на звук «Ш», палец к губам на звук «С» из ряда звуков: с,ш, ш,с, с, …; слогов: -са- шу- ис- ош -со; слов: собака, мышка, автобус, песок, шуба Дети повторяют слогоряд: са-са –ша; шу-са-со; аш-сы-шо; слова: шайка – сайка, | шок – сок, | шут – суд, | шитый – сытый, | шутки – сутки, | шип – сип, |
Игра «Кто внимательный?» Дети должны заселить в домики картинки со звуком «С» и «Ш» в аналогичные домики.
Игра «Радиограмма» Попеременное произнесение звуков [с] - [ш].
Дети по очереди произносят: С – Ш – СС – Ш и т.д. (Произносят громко, тихо, умеренно.) Стрелочка вверх указывает, что нужно произносить звук [ш], а вниз звук [с]. Упражнение на развитие мимики. - Ребята, а у снеговика есть друзья, хотите узнать какие?
. - Вот такие друзья у нашего снеговика! Чистоговорки. Дети повторяют Ша-ша – у меня лапша, са-са – вот идёт лиса Шу-шу – я письмо пишу, су-су – гуляю я в лесу Аш-аш – у меня карандаш, ас-ас – мы пили квас Физкультминутка. «Карусель» Дети водят хоровод и говорят: Карусели, карусели, Мы с тобой на лодку сели И поехали, и поехали. Имитируют движения вёслами и поизносят звук ш-ш-ш в такт с движениями рук. Затем дети вновь берутся за руки и говорят: Карусели, карусели, Мы с тобой на поезд сели И поехали, и поехали. Дети имитируют закрывание дверей и произносят звук с-с-с, подражая поезду, гудят: чу-чу-чу. Карусели, карусели, В самолёт с тобой мы сели И поехали, и поехали. Дети « заводят» моторчит произнося звук д-д-д, руками изображают крылья самолёта, бегут по кругу. Дидактическая игра «Правильно ли это?» Логопед: - А снеговик приготовил вам ещё игру. Называется она «Правильно ли это?». Снеговик будет говорить вам неправильные фразы, а вы должны будете сказать их правильно. Девочка ест кашей. Мальчик читает книгой. Мужчина пьёт чая. Женщина идёт в магазином. Кошка сидит на стулом. Мышка залезла в шкафом. Мама шьёт дочери нарядное платьем. Отец читает книгу дети. Дидактическая игра «Доскажи словечко». Логопед: - А ещё, наш снеговик большой шутник. Послушайте, что он придумал: Как – то вечером старушки Пили чай и грызли …сушки. Кошка на подушке Лапкой моет ...ушки. | Ложится спать, кряхтя, старушка, Кладёт под голову … подушку. Испекла старушка пышки И сложила пышки в … миску. |
Звуковой анализ слова СОК, с выкладыванием графической схемы Игра «Собери снеговика» Логопед: - А вот и ещё она игра (дети вынимают из конвертов части «рассыпанного» снеговика и собирают его) Итог. Логопед: - Молодцы, ребята! Вам понравилось играть со снеговиком? А что вам запомнилось больше всего? Вы хорошо отвечали, играли, снеговику тоже очень понравилось и за это он дарит вам волшебные ледышки (леденцы «Взлетные»).
|