Логопедическое занятие в старшей группе на тему: "Дифференциация звуков и-ы"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме
- закрепить умения детей дифференцировать звуки [и], [ы];
- конструирование букв из различных материалов;
- расширять и обогащать знания детей по теме « Быт. Бытовые электроприборы»;
- закреплять понятие «гласный звук»;
- закреплять понимание, что гласный звук [и], влияет на мягкость согласного перед ним;
- профилактика дисграфии;
- формировать умение делать звукобуквенный анализ и синтез.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дифференциация звуков и-ы | 20.61 КБ |
Дифференциация звуков и-ы | 978.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Дифференциация звуков и-ы»
Цели:
Коррекционно - воспитательные:
- закрепить умения детей дифференцировать звуки [и], [ы];
- конструирование букв из различных материалов;
- расширять и обогащать знания детей по теме « Быт. Бытовые электроприборы»;
- закреплять понятие «гласный звук»;
- закреплять понимание, что гласный звук [и], влияет на мягкость согласного перед ним;
- профилактика дисграфии;
- формировать умение делать звукобуквенный анализ и синтез.
Коррекционно - развивающие:
- развивать у детей фонематический слух и восприятие;
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
- расширять и пополнять словарный запас детей;
- развивать умения использовать ранее полученные знания;
- развивать логическое мышление;
- развивать умение образовывать множественное число;
- развивать умение согласовывать числительное и существительные;
- развивать умение понимать лексическое значение сложных слов.
Коррекционно - воспитательные:
- воспитывать у детей наблюдательность;
- воспитывать самоконтроль за речью;
- воспитывать желание узнавать новое.
Оборудование: - предметные картинки со звуками [и], [ы], ноутбук, экран, отрезки ниток, полоски из бумаги, фасоль, пластилин клеенки, Звуковичок АУ, схема характеристика гласных звуков, карточки букв «И», «Ы» и символы, листочки с неверно написанными буквами, простые карандаши, конверты с заданиями, мяч, пылесос.
Ход занятия
I.Организационный момент:
Сегодня мы отправимся в необычное путешествие на корабле. Я пригласила своих друзей Мышку и Мишку. Во время нашего пути мы будем учиться различать гласные звуки [и], [ы]. Займите свои каюты - стульчики, а я вам покажу маршрут, по которому мы отправимся в путь. На пути у нас будут встречаться острова, и на каждом острове мои помощники Мишка и Мышка приготовили пакеты с интересными заданиями, которые мы будем выполнять. Посмотрите на карту маршрута с островами. (Показать и разобрать маршрут). Разделимся на две команды: одна команда, где капитаном будет Мишка, а в другой капитан – Мышка. Займите места рядом со своим капитаном.
Чтобы правильно произносить звуки, и красиво говорить предлагаю вам сделать гимнастику для язычка, губ и челюсти.
Развитие артикуляционной моторики. Работа над развитием дыхания и голоса.
Артикуляционная гимнастика:
- для челюсти: «» Жуем конфету» -имитация жевания;
- для губ «Улыбка», «Трубочка»;
- для языка «Вкусное варенье».
II. Работа по теме. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.
Внимание на горизонте виден 1 остров «Знание».
Пакет с заданием: Образуйте от одного предмета много.
Игра «Один - много»
Ц: 1. Образование мн. ч. в Им. п. 2. Выделить в словах, звук в конце слова во мн. ч.
Муха – мухи. Лиса – лисы
Жук - … Пчела - …
Утка - … Дятел - …
2.Произнесите звуки [ы] [и], . Какой звук требует сильнее губы растягивать? ([и]).
Звук [и], показывает, что впереди стоящие звуки будут звучать мягко. Мухи звук [х‘] звучит мягко.
Почему звуки[и], [ы]. называют гласными?
Как отличить звук от буквы?
В каком «домике» живет звук [ы]? А звук [и]?
Почитаем с вами «иностранные» слова: символы и буквы
«Аи»
Какой первый звук?
Какой второй?
Сколько звуков в слове?
Аналогично проводим работу со словом « Уы»
« ыи»
Обратите внимание буква «ы» строчная, заглавной буквы нет. Буква «ы» может быть или в конце слова, или в середине.
3.Физминутка . 2Остров «Олимпийский»
Пакет с заданием
Если слышите звук [ы] в слове, то присядьте, если [и] – то потянитесь вверх.
Дым Ива
Кит Сито
Дыня Коты
Миша Такси
Игра «Наоборот» с мячом.
Сы – си;
Мы – ми и т.д.
3.Развитие мелкой моторики. 3 Остров «Мастеров»
Пакет с заданием.
Подойдите к столам. Выложите буквы «Ы» и «И» по желанию из материалов, которые у вас на столе. Надо выложить буквы, из разных материалов.
Какие буквы вы должны сконструировать? Ы» и «И» Какие это буквы? Гласные
4.Профилактика оптической дисграфии.
Ребята, следующий остров «Кривое зеркало» На нем все наоборот отображается.
Работа на листочках.
Пакет с заданием: «Зачеркни неверно написанную букву». Объясни, почему ты так считаешь? А теперь проверьте друг друга.
Молодцы и с этим заданием вы все справились успешно. (Взаимопроверка)
Ну, а теперь снова в путь.
5.Словарная тема: « Дом. Бытовые электроприборы».
На горизонте показалась земля, я вижу дом. Что такое дом для человека? Дом это место где мы живем, в нем нас окружают различные бытовые предметы, и они являются помощниками нашими. Быт это наше окружение. Холодильник, стиральная машина, пылесос и т.д. (На экране изображение.) Еще эти предметы называют бытовой техникой. Как думаете для чего пылесос?
Произнесите слово пылесос. Это слово сложное. Пылесос сосет пыль, (какой гласный звук я тяну в этом слове?) наводит порядок в квартире. Надо произносить пылесос. Мышка разбросала бумагу, а мы с помощью пылесоса ее соберем. Закрепить произношение слова.
Давайте посчитаем пылесосы:
Один пылесос.
Два -…
Пять -…
Кто в нашей группе следит за чистотой? Чем Ольга Николаевна чистит палас? Для чего нужно пылесосом убирать пыль в помещении?
Составьте небольшой рассказ об этом? Кто еще составит рассказ о пылесосе?
Остальные дети свои рассказы расскажут воспитателям в группе.
III.Итог:
Вот и подошло наше необычное путешествие к концу. Спасибо вам, что вы помогали мне, решать непростые задания.
А ваши капитаны Мышка и Мишка передали свои подарки- шары и краски.
Скажите, от кого шары, а - краски?
ПРИЛОЖЕНИЕ:
(Подготовить заранее пакеты с заданиями)
1.Пакет с заданием: «Знание»
Образуйте от одного предмета много.
Игра «Один - много»
Игра «Один - много»
Муха – мухи. Лиса – лисы
Жук - … Пчела - …
Утка - … Дятел - …
Игра с мячом
2.Пакет с заданием: «Олимпийский»
Если слышите звук [ы] в слове, то присядьте, если [и] – то потянитесь вверх.
Дым Ива
Кит Сито
Дыня Коты
Миша Такси
3.Пакет с заданием: «Мастеров»
Подойдите к столам. По желанию выложите буквы «Ы» и «И»
4.Пакет с заданием: «Кривое зеркало» «Зачеркни неверно написанную букву». Объясни, почему ты так считаешь? А теперь проверьте друг друга.
5.Земля «Дом.Быт. бытовые электроприборы»
Презентация
Словарная тема: « Дом. Электроприборы».
Дом, электроприборы (Пылесос,,,)
Сделать карту с островами:
- остров «Знание»
- остров «Олимпийский»;
- остров «Мастеров»;
- остров «Кривое зеркало»
Приготовить:
- Карандаши;
- Конверты с заданиями;
- Отрезки ниток;
- Пластилин с клеенками, тряпочки;
- Листочки с буквами; (неверно написанные);
- Фасоль;
- Полоски бумаги;
- Звуковичок, схемы характеристики гласных; буквы А У И маленькая ы и
- Шары, краски;
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Остров «Знание» Остров « Олимпийский» Остров « Мастеров» Остров «Кривых зеркал»
Согласование числительного и существительных суще 1
2
5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе ОНР. Тема: "Дифференциация звуков [c] - [з]"
На занятии проводится работа по дифференциации звуков [с-з]по лексической теме "Обувь" и словообразованию (составлению уменьшительно-ласкательных форм существительных)....
Конспект логопедического занятия в старшей группе на тему: "Гласные звуки"
Данный конспект представляет интегрированное занятие логопеда и музыкального руководителя по закреплению гласных звуков, букв на лексическую тему "Посуда"....
Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе на тему: "Дифференциация слов-предметов и слов-действий"
Закрепление понятий о словах, обозначающих предметы и действия...
Сюжетное логопедическое занятие в старшей группе «Сказка о пропавшем звуке Р»
Цель: упражнять в правильном произнесении звука [Р] в словах сложной слоговой структуры и в предложениях....
Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе на тему: "Дифференциация звуков [Ш] - [С] в слогах, словах и предложении"
Конспект для учителей - логопедов...
Самоанализ коррекционного занятия в подготовительной группе по теме «Дифференциация дифференциации звуков и букв С — Ш».
Данное занятие посвящено звуков и букв С — Ш. Учебный материал соответствует требованиям государственной программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной для детей с ОНР в условиях специального детского ...
Конспект индивидуального логопедического занятия в старшей группе. Тема: « Весело играем , звук Л мы закрепляем» (использование игровых приемов в работе по автоматизации звуков)
1.Уточнить артикуляцию и правильное изолированное произнесение звука [л].Продолжать учить правильно произносить звук [л] в прямых слогах. 3. Учить определять наличие и место звука [л]...