Логопедическое занятие для детей старшей возрастной группы по теме "Насекомые"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Харченко Мария Павловна

Методическая разработка содержит конспект подгруппового логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи для детей старшей возрастной группы по теме "Насекомые"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nasekomye.docx23.92 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по теме «Насекомые»

для детей старшей группы.

Разработала и провела Харченко М. П.

Цель:

развитие лексико-грамматического строя речи.

Задачи:

  1. Образовательные:

повысить и обобщить знания детей о насекомых.

  1. Коррекционные:

- обогащение и актуализация словаря;

- знакомство с явлением многозначности слова;

- развитие навыка побора синонимов;

- развитие словообразования существительных с помощью суффиксов увеличительности;

- развитие префиксального словообразования глаголов;

- развитие связной речи;

- развитие зрительной памяти;

- развитие мелкой моторики и кинестетических ощущений.

3. Воспитательные:

- развитие умения самостоятельно работать в группе детей;

- развитие чувств сопереживания, взаимопомощи.

Оборудование:

шнуровка «Насекомые»: фигурки насекомых, шнурки, лист; картинки насекомых; фигурка бочонок меда; пальчиковый бассейн; картинки с многозначными словами: спинка, крылья, головка; сачок.

Ход занятия.

Деятельность логопеда

Деятельность детей

  1. Оргмомент. Дети входят и видят на столе заранее приготовленный бочонок меда. Посмотрите, что это такое? Как вы думаете, как он сюда попал? Его принесла сюда пчелка, она хотела угостить вас медом.

 Вот эта пчелка. Ее зовут Жужа. «Ж-ж-ж-ж, здравствуйте, ребята». Жужа говорит, что ее друзья-насекомые спят, и она никак не может разбудить их, ей скучно и не с кем играть. Жужа приглашает нас отправиться на ее родную волшебную поляну, помочь разбудить ее друзей и вместе поиграть. Попробуем?

  1. Обогащение словаря, знаний по теме. Закроем глазки, представим, что мы попали на волшебную поляну. Кого мы видим на ней? Как назвать их одним словом?
  2. Развитие кинестетических ощущений. Друзья Жужи спят здесь. Почему они заснули? Когда насекомые просыпаются? Почему?

Весна уже наступила, а друзья нашей Жужи все еще спят. Как мы можем их разбудить?

Давайте так и сделаем

  1. Обогащение словаря, знаний по теме. Пока насекомые просыпаются, давайте внимательно их рассмотрим. Кого ты достал,  а ты? Что это, а это?
  2. Работа с многозначными словами. Что это? А какая еще бывает спинка, кто догадался? В этом поможет разобраться картинка. Жужа очень удивилась. Она говорит: «Надо же какой удивительный русский язык, слово одно, а предметы обозначает… . То же со словами КРЫЛЬЯ, ГОЛОВКА. После отработки каждого слова делается вывод, что у одного слова бывает много значений.
  3. Слвообразование существительных с помощью суффиксов увеличительности. Пока мы рассматривали насекомых, солнышко их согрело, и они проснулись, зашевелилсь. Бабочка взлетела и рассказала, что ей приснился сон, что она выросла до гигантских размеров, и у нее стала не голова, а огромная…, не лапы, а…, не усы, а …, не крылья, а …, не глаза, а … .
  4. Физминутка. Жужа говорит, что после зимней спячки у насекомых всегда затекают крылышки, и что, хорошо бы, их поразмять - полетать. Давайте полетаем вместе с насекомыми! Давайте встанем, помашем крылышками, полетели вверх, опустились вниз, выпрямились, полетели вправо, полетели влево, покружились и опустились обратно на полянку.
  5. Обогащение знаний по теме. Давайте еще раз посмотрим на наших насекомых: какие вредные, какие полезные?  Почему?
  6. Развитие зрительной памяти. Жужа и ее друзья предлагают нам поиграть в игру «Что изменилось?». Они говорят, что это их самая любимая игра.  Поиграем? Логопед выкладывает в ряд насекомых, предлагает детям закрыть глаза и убирает (дабавляет, меняет местами) одно из насекомых.

  1. Развитие связной речи.  Вдруг, внезапно на полянке появился вот такой предмет. Что это?

Как вы думаете, как насекомые отреагируют на сачок? Что они сделают? Почему?

А зачем люди придумали сачки?

А у вас есть сачки? Как вы с ними играете? Вы в следующий раз будете ловить насекомых сачками?

Давайте уберем сачок, чтобы он не испугал наших друзей-насекомых. Давай, Поля, мне сачок. Убирает.

  1. Развитие префиксального словообразования глаголов. Посмотрите, какой огромный лист вырос на полянке, пока мы разговаривали.  Гусеница решила поползать вокруг него. Что она делает? Вы будете показывать и договаривать.

Сначала она просто… , потом к листку…, вокруг листка…, под листок…, из-под листка…, и обратно к друзьям… . Видите, как много слов можно придумать со словом ПОЛЗЕТ. Какие вы запомнили.

13. Обогащение знаний по теме. Наши насекомые очень проголодались после зимнего сна, хотят есть. Что они едят?  Давайте, посадим их на этот листок, чтобы они им подкрепились.

  1. Работа с синонимами. А что значит подкрепились?
  2. Развитие мелкой моторики. Обратите внимание, что у каждого насекомого свое место на этом листке, смотрите внимательно на рисунок из дырочек.
  3. Оргмомент.  Пусть насекомые кушают, и у вас тоже скоро второй завтрак, а вы проголадались? Пора заканчивать нашу прогулку. Пчелка Жужа говорит: «Ребята, большое спасибо, что вы пришли к нам на поляну, разбудили моих друзей, нам так весело было играть с вами! А вам понравилось у меня в гостях? Какие дела вам показались самыми трудными, а самыми простыми?

До свидания, приходите к нам в гости снова!

  1. Дети встают, логопед закрывает листок с насекомыми бумажным листом или тканью, около двери логопед предлагает: «Давайте вспомним, где мы с вами сегодня побывали, кого видели (НАСЕКОМЫХ), каких насекомых ты запомнил, а ты…?

Бочонок с медом.

Высказывают предположения.

Здравствуй, Жужа.

Да

Называют картинки.

Насекомые

Потому что была зима, им было холодно. Весной. Потому что становится теплее, они согреваются.

Надо вытащить насекомых из земли, чтобы солнышко их согрело, и тогда они проснуться. Выполняют

Отвечают.

Называют части тела

Спинка

Спинка стула, спинка человека

Головища, лапищи,

усищи, крылищи, глазищи.

Давайте

Выполняют

Отвечают

Да

Определяют, что изменилось, оречевляют, возвращают на место.

Сачок

Они испугаются, потому что сачком ловят насекомых, а им неприятно быть в тесном сачке, они хотят летать, ползать на свободе.

Сачками ловят насекомых для того, чтобы ученые их изучали. Сачками переносят рыбок из аквариума в банку с водой для того, чтобы почистить аквариум.

Отвечают

Отвечают

Убирают  сачок

Дети имитируют движения, добавляют слово.

Ползла, подползла,обползла,подползла,

Выползла, переползла.

Называют

Отвечают

Подбирают синонимы

Шнуруют шнуровку

Отвечают

Отвечают

До свидания

Отвечают


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное логопедическое занятие для детей старшей логопедической группы с ОНР Различение звуков [з] - [з’] на слух.

Действующими персонажами занятия являются Комар и Комарик, которые приглашают ребенка в увлекательное путешествие, и ребенок незаметно сам становится участником драматизации сказки «Комар и Кома...

Индивидуальное логопедическое занятие для детей с ОНР по автоматизации звука [с] с использованием ИКТ МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида» РМ Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с

Конспект содержит подробное изложение хода логопедического занятия. В нём отражены коррекционные задачи. Занятие содержит этапы работы, которые взаимосвязаны между собой.Речевой материал - используемы...

Занятие для детей старшей возрастной группы «Добро и зло».

ознакомление дошкольников с моральными качествами добро и зло....

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшей группы с логопедическим заключением - ОНР, 2 уровень речевого развития.

Конспект и презентация разработаны совместо с логопедом  СПб ГБУЗ "Городская поликлиника № 122" Пучковой Верой Анатальевной.Тема: Автоматизация звука (Г) в словосочетаниях....

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшей возрастной группы "Дифференциация шипящих звуков Ш-Ж"

В конспекте излагается дидактический материал, игровые приёмы по развитию навыков дифференциации шипящих звуков Ш-Ж....

Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшей группы с логопедическим заключением – ОНР , 2 уровень речевого развития

Конспект  индивидуального логопедического занятия  для детей старшей группы с логопедическим заключением – ОНР , 2 уровень речевого развития.Тема: Постановка звука [З].Лексическая тема...