Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми среднего возраста с ТНР на тему: «Дикие животные весной».
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа)

Мокровская Анна Владимировна

Конспект логопедического занятия с детьми 4-5 лет на тему "Дикие животные весной".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx34.46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми

среднего возраста с ТНР

Тема: «Дикие животные весной».

Цель: расширение и уточнение естественнонаучных представлений, знаний о диких животных, их внешнем виде и образе жизни весной.

Задачи:

-уточнение и расширение словаря по теме «Дикие животные»;

- закрепление в речи обобщающего понятия дикие животные;

- уточнение и обобщение знаний и представлений детей о сезонных изменениях в жизни диких животных весной – линька, конец спячки, поиск корма, забота о потомстве;

- развитие умения устанавливать связи между изменениями в природе и жизнью диких животных;

- развитие навыков словообразования (формирование умения образовывать название детенышей мн. Числа при помощи суффиксов –ат, -ят);

- развитие умения правильно употреблять форму винительного и дательного падежей существительных ед.ч.;

- развитие связной речи (закрепление умения отвечать на вопросы полным предложением);

- развитие умения согласовывать движение с речью;

- развитие мелкой моторики;

- развитие пространственных представлений;

- формирование реалистических представлений о природе;

- закрепление умения отгадывать загадки;

- воспитание интереса к жизни зверей.

- развитие творческого воображения.

Оборудование: игрушка Медвежонок, сюжетная картинка «Весенний лес», аудиозапись «Шум леса», фигурки деревьев (дерево, пни, ель, куст), фигурки диких животных (медведь, лиса, волк, заяц, белка, еж, лось, кабан), бумажные конусы, иллюстративный материал «Дикие животные и их детеныши» (медведь, еж, заяц, белка, лиса, волк), контейнер с сыпучим материалом (цветной рис), муляжи корма для животных (мед, рыба, желудь, гриб, орех, заяц, морковка, листочек), картинки с изображениями жилищ диких животных, контейнер с кинетическим песком, муляж берлоги, вата, мелкие шишки и веточки, медальоны с изображением диких животных.

Деятельность логопеда

Деятельность детей

  1. Орг. момент.

- Здравствуйте, ребята!

- Сегодня к нам на занятие пришел гость (логопед демонстрирует медвежонка).

 Логопед от имени Медвежонка:

- Ребята, я не настоящий медведь, но очень хочу узнать, как живут в лесу медведи, что едят, и кто ещё живёт в лесу. Помогите мне, пожалуйста.

- Ребята, поможем Медвежонку?

- Не волнуйся, Медвежонок, я помогу тебе и детям попасть в лес, а дети тебе всё расскажут и покажут.

- Мы отправляемся в путешествие, давайте закроем глазки и послушаем звуки природы.

Звучит запись «Шум леса».

На доске появляется картинка «Весенний лес».

Открыть ткань на столе.

Дети открывают глаза.

- Здравствуй лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Вот мы и очутились в лесу, какие звуки природы вы слышали?

- Посмотрите на картинку, в какое время года мы попали в лес?

- Как вы узнали, что сейчас весна?

Правильно, снег растаял, появились цветы, травка, прилетели птицы.

  1. Основная часть.

Отгадывание загадок.

На столе подготовлены дикие животные, накрытые стаканчиками. Рядом хаотично расставлены деревья, кусты, елочки.

По мере отгадывания дети достают фигурки животных.

- В лесу живет много разных зверей.

А каких зверей мы сегодня встретим отгадайте по загадкам.

Если отгадали, поднимите руку. Ответит тот, кого я назову.

Кто в лесу глухом живет,

Неуклюжий, косолапый?

Летом ест малину, мед,

А зимой сосет он лапу.

Повыше кошки рост,

Живет в норе, в лесу,

Пушистый рыжий хвост –

Все знаем мы …

Что за зверь зимой холодной

Ходит по лесу голодный?

На собаку он похож,

Что ни зуб – то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На зверей готов напасть.

Мчится без оглядки,

Лишь сверкают пятки.

Мчится что есть духу,

Хвост короче уха.

Всех зверек пугается,

Под кустом спасается.

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Ну, а летом ест грибы?

Под соснами, под ёлками

Лежит мешок с иголками.

Тяжелы рога по весу,

Ходит важно он по лесу:

Он хозяин, а не гость –

Хмурый и сердитый - …

Этот зверь с двумя клыками,

С очень мощными ногами.

И с лепешкой на носу,

Роет землю он в лесу.

- Молодцы! Всех отгадали. Давайте назовем одним словом, кто это?

- Какие это животные?

- Почему они называются дикими?

Беседа о диких животных.

Медвежонок спрашивает:

- А чем занимаются звери весной в лесу?

Что делают медведи?

- Медведь оголодал, исхудал за зиму. Он ходит по лесу и ищет себе пищу. Весной он ест коренья растений, может питаться насекомыми, яйцами птиц, муравьями.

В конце зимы у медведей появляется потомство.

- Что такое потомство?

На доску вывешиваются картинки с изображениями семейств диких животных.

- Давайте назовем правильно всех членов медвежьей семьи.

- Назовите, кто это?

Папа …

Мама …

Детеныши …

- Где они живут? Как называется их дом?

Весной медведица выводит своих медвежат из берлоги и учит их находить себе корм.

- А какие животные еще просыпаются весной?

За время зимней спячки ежи тоже похудели и весной начинают усиленно искать себе еду. Они, как и медведь, едят весной насекомых, птичьи яйца, а также дождевых червей и мышей. Весной у ежей тоже появляется потомство.

- Давайте назовем всех из семейства ежей.

Папа …

Мама …

Детеныши …

- Где живут ежи?

Медвежонок:

- А правда ли, что заяц зимой белого цвета? Почему?

- Правильно, а когда он становится серым?

И зачем?

- Весной у зайцев тоже появляется потомство.

Назовите всех членов заячьего семейства.

Папа …

Мама …

Детеныши …

- Где живут зайцы?

Зайчата рождаются в тёплых шубках. Мама-зайчиха покормит их и убегает. А зайчата разбегаются и прячутся под кустами. Лежат там тихонечко, не пищат.

- А какой зверь еще меняет свою окраску?

- Какого цвета белка зимой?

- А весной меняет шубку на какой цвет?

- Детеныши появляются у белки поздней весной. Как называются детеныши белки?

- Где живет белка?

Весной рождаются детёныши и у лисы. Лиса роет или находит себе готовую нору. В ней и выводит своё потомство. А как называются детки у лисы?

- Папу лисят называют …?

- Где живут лисы?

И у волков в логове появляется небольшое потомство, 2-3 детеныша.

- Назовите, кто живет в волчьей семье?

Папа …

Мама …

Детеныши …

- Как называется жилище волка?

- Мы сказали, что весной у всех лесных зверей появляются детеныши. А что еще происходит с животными весной?

-Весной у животных начинается линька. Помимо того, что некоторые животные меняют окрас своей шубки, все животные меняют ее на более легкую.

- Видишь, Медвежонок, как много знают дети. Ты всё запомнил? – Да!

Физминутка.

- А сейчас я предлагаю встать и немножко отдохнуть, размяться.

Раз - присядка. Два - прыжок,

И опять присядка.

А потом опять прыжок-

Заячья зарядка.

А лисята, как проснутся,

Очень любят потянуться.

Обязательно зевнуть,

Ловко хвостиком махнуть!

Белки скачут очень быстро,

Машут хвостиком пушистым.

Целый час играют в прятки.

Это беличья зарядка.

Ну, а мишка косолапый,

Широко разводит лапы,

То одну, то обе вместе,

Долго топчется на месте.

А когда зарядки мало,

Начинает всё сначала.

Игра «Угощение».

- Ребята, наши звери очень голодные, кто-то только проснулся после зимней спячки, другим зимой было сложно отыскать пищу из-за снега. Давайте угостим их и дадим им их любимые лакомства.

- У меня в контейнере спрятаны лакомства для наших животных. Опускаем ручку, достаем что-то одно. Вы должны назвать, что вы нашли и сказать, кому дадите из животных.

Дети на ощупь достают баночки с сыпучим материалом «лакомства», называют его и дают животному

(орех, мед, гриб, желудь, морковка, рыба, заяц, листочек).

Медведь – мед.

Лиса – рыба.

Волк – заяц.

Заяц – морковка.

Белка – орех.

Еж – гриб.

Лось – листочек.

Кабан – желудь.

-Всех накормили! Понравилось тебе, Медвежонок? – Да!

Составление экспозиции «Дикие животные весной».

- Мы сегодня с вами очень много узнали про диких животных и сейчас я предлагаю вам всем сделать наш собственный весенний лес, в котором будут жить наши животные.

На стол ставится контейнер с кинетическим песком.

- Слушайте внимательно, я буду называть, кто что или кого берет и куда это нужно поставить. Делаем по очереди.

- Возьми берлогу и поставь ее в верхний правый угол.

- Возьми ёлочку и поставь ее в левый верхний угол.

- Возьми дерево и поставь его в центр и т.д.

- Молодцы, отлично справились. А теперь можете сами добавить в наш лес намного «снега», который еще не совсем растаял, различных шишек и веточек, которые встречаются на земле в лесу.

Медвежонок:

-Какой замечательный у вас лес получился!

- Спасибо, дети, я много интересного узнал о жизни диких животных. Можно я ещё когда-нибудь к вам приду?

- Конечно, приходи, дети всегда придут на помощь. До свидания, Мишутка.

А наше путешествие заканчивается, пора возвращаться домой.

- Закрывайте глаза.

До свиданья, добрый лес,

Полный сказок и чудес!

    3. Подведение итогов.

- Вот мы и дома.

- Где мы с вами сегодня были?

- Кого мы встретили в лесу?

- Как мы помогли Мишутке?

- Вы все молодцы, помогли Мишутке, рассказали ему о жизни диких животных весной.

На память о нашем путешествии я вручаю вам медальоны с изображениями животных, которых мы сегодня встретили в лесу.

- Спасибо вам, ребята! Мне очень понравилось с вами путешествовать. А вам?

- А теперь нам пора отправляться в группу. – До свидания!

- Здравствуйте.

- Да, поможем.

Дети закрывают глаза и слушают музыку.

Ответы детей (мы слышали пение птиц, журчание ручейка, шум ветра).

- Весной.

Ответы детей.

- Медведь.

- Лису.

- Волк.

- Заяц.

- Белка.

- Еж.

- Лось.

- Кабан.

- Животные.

- Дикие.

- Они называются дикими, потому что живут в лесу.

- Медведи весной просыпаются от зимней спячки.

- Потомство- это детеныши.

- Медведь.

- Медведица.

- Медвежата.

- Они живут в берлоге.

- Ежи.

- Еж.

- Ежиха.

- Ежата.

- Ежи живут в норке.

- Да, заяц зимой меняет свою шубку на белую, чтобы хищным зверям было его не видно на снегу.

- Весной заяц меняет белую шубку, на серу. Сереньким он становится незаметным для лисы и волка среди кустов.

- Заяц.

- Зайчиха.

- Зайчата.

- Зайцы живут под кустами.

- Белка.

- Серая.

-На рыжую.

- Бельчата.

- Белка живет в дупле.

- Лисята.

- Лис.  

- Лисы живут в норе.

 

-Волк.

- Волчиха.

- Волчата.

- Логово.

- Они линяют. Животные меняют зимний толстый мех на летний, легкий и тонкий.

Дети приседают, прыгают.

Приседают.

Прыгают.

Показывают заячьи ушки.

Протирают глаза.

Потягиваются. Зевают.

Виляют бёдрами.

        

Скачут на месте.

Виляют бёдрами.

Открывают-закрывают глаза.

Складывают «лапки» у груди.

Переваливаются с ноги на ногу.

Расставляют широко «лапы».

Топчутся на месте.

Я нашел мёд. Я дам мёд медведю.

Я нашел рыбу. Я дам рыбу лисе.

Я нашел зайца. Я дам зайца волку.

Я дам морковку зайцу.

Я дам орех белке.

Я дам гриб ежу.

Я дам листик лосю.

Я дам желудь кабану.

Выполняют задание по инструкции. Расставляют фигурки деревьев и животных.

Дети самостоятельно добавляют декорации.

- Да, приходи!

Ответы детей.

- Нам тоже понравилось.

- До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие для детей старшей группы с ОНР Тема «Дикие животные».

Логопедическое занятие для детей старшей группы с ОНР Тема «Дикие животные».Логопедическое занятие для детей старшей группы с ОНРТема «Дикие животные»Коррекционно-образовательн...

Конспект подгруппового логопедического занятив подготовительной группе детей с ОНР по теме «Весна пришла»

Цель: обобщение представлений о весне и типичных весенних явлениях в природе. Расширение и активизация словаря детей по данной теме....

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшей группы по лексической теме "Одежда, обувь, головные уборы".

Технологическая карта и презентация к занятию по лексической теме "Одежда, обувь, головные уборы" в старшей группе для детей с ТНР....

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для воспитанников с ТНР «Дикие животные нашего леса»

Данный конспект занятия предназначен для учителей-логопедов старшей группы, но могут применять и воспитатели логогрупп....

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми 6-7 лет по теме "Школа. Школьные принадлежности"

Занятие с детьми подготовительной к школе группе в соответствии с календарно-тематическим планированием для данного возраста детей. Время проведения - май....