Конспект подгруппового занятия с использованием ИКТ по формированию лексико – грамматических категорий в средней группе на материале лексической темы: «Перелетные птицы»
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа)
Конспект подгруппового занятия с использованием ИКТ по формированию лексико – грамматических категорий в средней группе на материале лексической темы: «Перелетные птицы»
Тема: «Перелетные птицы». Форма организации: подгрупповое занятие. Цель: Актуализация и закрепление знаний по данной теме. Задачи: Коррекционно - образовательные: Совершенствовать знания по данной лексической теме; закрепить в активном словаре обобщающее понятие «перелётные птицы»; упражнять в различении зимующих и перелётных птиц; формировать представления о месте обитания перелётных птиц в природе; Коррекционно - развивающие: Уточнение и активизация словаря; продолжать развивать умение образовывать формы Р.п. единственного числа; тренировать в образовании множественного числа существительных в И.п.; продолжать учить образовать уменьшительно - ласкательную форму существительных; развивать умение согласовывать числительное с прилагательным и существительным; развитие мыслительных процессов анализа и синтеза, речевого слуха, зрительного восприятия, мелкой моторики и речевого дыхания. Коррекционно - воспитательные: Формировать положительную установку на участие в занятии; воспитывать самоконтроль за речью; воспитывать заботливое отношение к природе. Оборудование: учебные столы, стулья, магнитная доска, указка, сенсорный стол. Раздаточный материал: бумажные перья для упражнения на развитие дыхания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
srednyaya_guppa_konspekt.docx | 30.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №9 компенсирующего вида»
Конспект подгруппового занятия с использованием ИКТ
по формированию лексико – грамматических категорий
в средней группе
на материале лексической темы: «Перелетные птицы»
учитель – логопед: Петрухина О.А
г.Ефремов
2022г
Тема: «Перелетные птицы».
Форма организации: подгрупповое занятие.
Цель: Актуализация и закрепление знаний по данной теме.
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
Совершенствовать знания по данной лексической теме;
закрепить в активном словаре обобщающее понятие «перелётные птицы»;
упражнять в различении зимующих и перелётных птиц;
формировать представления о месте обитания перелётных птиц в природе;
Коррекционно - развивающие:
Уточнение и активизация словаря;
продолжать развивать умение образовывать формы Р.п. единственного числа;
тренировать в образовании множественного числа существительных в И.п.;
продолжать учить образовать уменьшительно - ласкательную форму существительных;
развивать умение согласовывать числительное с прилагательным и существительным;
развитие мыслительных процессов анализа и синтеза, речевого слуха, зрительного восприятия, мелкой моторики и речевого дыхания.
Коррекционно - воспитательные:
Формировать положительную установку на участие в занятии;
воспитывать самоконтроль за речью;
воспитывать заботливое отношение к природе.
Оборудование: учебные столы, стулья, магнитная доска, указка, сенсорный стол.
Раздаточный материал: бумажные перья для упражнения на развитие дыхания.
Демонстрационный материал: презентация с сюрпризным моментом и загадками про перелётных птиц, конверт с письмом, макет берёзы с гнездами для птиц на ватмане, плоскостные перелётные птицы, картинки перелетных птиц, картинки для образования множественного числа существительных и согласования числительных с прилагательным и существительным, картинки - символы с частями тела птиц (хвост, клюв, крыло и тд.).
Предварительная работа: беседы о зимующих и перелетных птицах; рассматривание и называние зимующих и перелётных птиц, частей их тела; чтение произведений о диких птицах; отгадывание загадок, просмотр м/ф по теме, д/и по лексической теме («Где чей дом», «Улетает – не улетает» и др).
Ожидаемые результаты: дети называют перелётных птиц, части их тела; знают обобщающее слово; образуют все запланированные грамматические формы слов; классифицирует перелётных и зимующих птиц.
Методы и приёмы: словесные, наглядно – практические, игровые; игровая ситуация, вопросы, игровые упражнения, использование речевого материала.
Дата: 22.04.2022г.
Направленность: речевое развитие, коррекция речевого развития.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие.
Возраст детей: 4 – 5 лет.
Количество детей: 6 человек
Продолжительность: 20 минут.
Содержание
- Организационный момент.
Цель: создание эмоционального настроя, положительной мотивации к занятию
Логопед: Встаньте рядышком друг с другом, словно месяц полукругом. (Раздается карканье вороны)
Ребята, кто – то нас зовёт. Давайте подойдём поближе и посмотрим. (Дети вместе с логопедом подходят к сенсорному столу. На экране ворона, рядом лежит конверт с письмом).
Нам пришло письмо. Послушайте, пожалуйста, его. (Логопед открывает конверт и читает письмо)
«Карр-карр! Беда-беда! Я всю зиму провела в лесу. Ждала, когда наступит весна и из тёплых стран прилетят мои подруги. А птицы не вернулись с юга. Злая ведьма их заколдовала. Я решила обратиться за помощью к вам, в детский сад. Ведь лучшего друга, чем вы, для птичек не найти. Ребята, помогите, пожалуйста, расколдуйте птиц!»
Логопед: Поможем вороне расколдовать птиц? Я думаю, ваши знания и умения нам помогут. Ворона всю зиму провела в лесу. Какая это птица?
Дети: Зимующая (при необходимости логопед задаёт детям наводящие вопросы)
Логопед: Каких птиц заколдовала злая ведьма? Кто не вернулся с юга?
Дети: Перелетные птицы
Логопед: В какое время они возвращаются?
Дети: Весной
Логопед: Птиц нет, тишина. (Обращаю внимание на дерево, пустые гнезда)
Логопед: Чтобы птицы вернулись, нужно выполнить задания
Отгадывание загадок о перелётных птицах.
На шесте - дворец,
Во дворце – певец,
А зовут его…
(Скворец)
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины.
(Ласточка)
Кто на ёлке, на суку
Счёт ведёт: «ку-ку, ку-ку?»
(Кукушка)
Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей
(Грач)
Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту.
(Аист)
(При отгадывании детьми загадки на экране появляется изображение птицы. На последнем слайде все птицы вместе).
Логопед: Про каких птиц мы отгадывали загадки?
Дети: Про перелетных птиц
Логопед: Молодцы ребята, справились с первым заданием. А вот и одна птица вернулась (Сажаю одну птицу в гнездо, дети называют её). А теперь проходите на свои места (Дети садятся за столы. Вывешиваю на магнитную доску картинки перелетных птиц, дети называют их).
- Основная часть.
Совершенствование навыков словообразования, словосочетания, согласования.
- Образование формы Р.п. единственного числа. Игра «День и ночь» (Кто улетел)
Логопед: Ребята, чтобы спасти ещё одну птицу от злой ведьмы, нам нужно выполнить следующее задание. Поиграем в игру «День и ночь». Закрывайте глаза, наступила ночь (Убираю одну картинку, дети открывают глаза и отгадывают, кто улетел).
Вы отлично справились! Ещё одна птица вернулась к нам с юга (Сажаю вторую птицу в гнездо, дети её называют)
- Образование множественного числа существительных в И.п. Игра «Один – много»
Логопед: Нам нужно выручить из беды всех птиц – подруг вороны. Предлагаю вам поиграть в игру «Один – много». На картинке один грач (Аист, ласточка, скворец, кукушка), а весной к нам прилетают….(Игра проводится с опорой на наглядность)
Дети: Грачи (Аисты, ласточки, скворцы, кукушки)
Логопед: Ребята, вы просто молодцы! Посмотрите, кто нашёл дорогу домой. (Сажаю третью птицу в гнездо, дети её называют)
А сейчас предлагаю вам немного поиграть и размять свои пальчики.
Пальчиковая гимнастика. «Скворечник».
Из скворечника торчат Соединяем большой палец с указательным
Клювы маленьких скворчат. Соединяем большой палец со среднем
Клювик раз, Соединяем большой палец с безымянным
клювик два, Соединяем большой палец с мизинцем
Лапки, лапки, Сжимают и разжимают кулачки
Голова. Рисуют в воздухе руками круг
- Согласование числительного с прилагательным и существительным
Игра «Сосчитай до пяти» (С опорой на наглядность)
Логопед: Ребята, весной из теплых стран к нам возвращается много птиц. Предлагаю вам им сосчитать и помочь ещё одной птице сбежать от злой ведьмы.
(Спрашиваю 2 – 3 детей)
Дети: Одна маленькая ласточка, две маленькие ласточки,…пять маленьких ласточек (черный грач, пестрый скворец, белый аист, серая кукушка)
Логопед: Ребята, посмотрите, кто вернулся в своё гнездо. (Сажаю четвёртую птицу в гнездо, дети её называют)
Посмотрите внимательно на картинки. Эти птицы похожи друг на друга?
Дети: нет
Логопед: Правильно. Все птицы разные. Разного размера цвета…Как вы думаете, а что- то одинаковое есть у всех птиц?
Дети: клюв, хвост, крылья….(Выставляю соответствующие картинки)
- Образование уменьшительно - ласкательной формы существительных
Предлагаю вам поиграть в игру «Назови ласково»
Клюв – клювик хвост – хвостик
Крыло – крылышко лапа – лапка
Перо – перышко
Логопед: Здорово ребята! Вы справились и с этим заданием и смогли вернуть в наш лес всех птиц. (Сажаю пятую птицу на берёзу, дети её называют)
- Итог занятия.
Логопед: Каких птиц мы смогли спасти от злой ведьмы?
Дети: Перелётных
Логопед: Ворона благодарит вас за помощь.
Упражнение на развитие воздушной струи «Волшебные перышки»
(Беру в руки конверт с письмом от вороны)
Кажется в конверте что – то ещё осталось (Достаю бумажные пёрышки, раздаю детям. Предлагаю набрать воздух носом и плавным выдохом сдуть пёрышко с ладони)
Вам понравилось занятие? Что понравилось больше всего? Что было трудно выполнять?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект комплексного подгруппового обобщающего занятия в средней группе на материале лексической темы "Зима"
Цель занятия. Обобщение и закрепление знаний детей по теме. Коррекционно-образовательные задачи. Учить детей точно и равномерно наносить проколы на линию рисунка. Коррекционно-развивавющие з...
Конспект непосредственной образовательной деятельности образовательная область:«Познавательное развитие » Ребенок и окружающий мир в средней группе компенсирующей направленности Лексическая тема:"Зимующие птицы"
Лексическая тема:"Зимующие птицы" Образовательная задача1. Уточнять и расширять знания детей о зимующих птицах; формировать понятие «зимующие птицы»; познакомить с условиями жизни птиц; расшири...
Конспект физкультурного занятия с использованием здоровьесберегающих и игровой технологии в средней группе: «По тропинке в лес пойдём в гости к мишке мы прийдём!»
Конспект физкультурного занятия в средней группе...
Конспект логопедического занятия по автоматизации звуков [р - рь] в словах, фразе, связной речи по лексической теме "Зимующие птицы"
Автоматизация звуков [р -рь] в словах, фразе, связной речи по лексической теме "Зимующие птицы"...
Конспект индивидуального занятия учителя -дефектолога по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи.Тема: "Что нам осень принесла?" (старшая группа)
Конспект индивидуального занятия учителя -дефектолога по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речиТема: "Что нам осень принесла?" (старшая группа)...
Конспект совместной образовательной деятельности по ФЭМП с детьми подготовительной к школе группы с ТНР на тему: «Перелетные птицы. Водоплавающие птицы»
В методической разработке представлен вариант игрового поля для робота "Умная пчелка" и конспект по ФЭМП при изучении с детьми с ТНР лексической темы "Перелетные птицы.Водоплавающие пти...
Конспект подгруппового занятия «В гости к русским народным сказкам» в средней группе для детей с ОНР II уровня
Коррекционно-образовательная задача.Формирование представлений о сказочных героях, о главном в их характере, повадках.Формирование понимания эмоционального состояния героев сказок и своего собственног...