Мастер-класс «Игровые упражнения для развития фонематического восприятия у детей 5-6 лет»
консультация по логопедии
Мастер-класс «Игровые упражнения для развития фонематического восприятия у детей 5-6 лет»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass.docx | 354.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Игровые упражнения для развития фонематического восприятия у детей 5-6 лет»
Цель: Познакомить педагогов с игровыми упражнениями, направленными на развитие фонематического восприятия
Задачи:
- Заинтересовать педагогов в использовании игровых упражнений, направленных на развитие фонематического восприятия.
- Закрепить полученные знания в практической деятельности.
- Вызвать положительные эмоции в игре.
Основной вид деятельности дошкольника – это игра. Именно с помощью игровых упражнений мы можем в интересной форме подготовить дошкольника к обучению грамоте, развивая фонематические процессы.
Поэтому на сегодняшнем мастер-классе я решила познакомить педагогов с некоторыми игровыми упражнениями, которые использую в своей работе.
Первым этапом при формировании фонематических процессов является узнавание неречевых звуков, поэтому в работе я применяю шумовые коробочки, которые помогают мне на занятиях подготовить базу для развития фонематического восприятия. Чтобы заинтересовать детей, шумовые коробочки изготовлены в виде животных и заполнены разными наполнителями, в зависимости от тембра и высоты голоса животного.
Я предлагаю поиграть с этими коробочками.
- Игра «Ушки-слушки».
Цель: развивать слуховую память, различать и дифференцировать шумы, тренировать концентрацию внимания, логическое мышление.
Оборудование: шумовые коробочки с различными наполнителями, издающими разные звуки.
Ход игры.
«Ув.коллеги, посмотрите, у нас сегодня в гостях звери из сказочного леса. Давайте назовем этих зверей. А в каких сказках они встречаются? («Колобок», «Три медведя», «Теремок») Они хотят поиграть с вами.
Послушайте, какой голос у медведя? (взрослый звенит шумовой коробочкой)». Ответы детей: грубый, низкий,
«А теперь найдите у себя коробочку с таким же звучанием, как голос медведя». Педагоги проверяют, как звучат их коробочки, и находят нужную. «Давайте вместе проверим» - звенит своей коробочкой, а участники каждый своей и сравнивают звучание.
Та же самая ситуация обыгрывается с лисой (хитрый, звонкий) и зайцем (тихий, глухой). А теперь давайте проверим, какой звук издает оставшаяся коробочка (мышка (тихий, глухой),
«А сейчас я предлагаю вам закрыть глаза и вспомнить, у какого зверя был голос, который вы сейчас услышите? Закройте глаза и послушайте. Верно, у мышки, давайте сравним».
То же проигрывается со всеми животными.
Спросить у зрителей, что именно мы можем развивать с помощью шумовых коробочек? Они развивают слуховую память и восприятие, различать и дифференцировать шумы, тренировка концентрации внимания и логического мышления, также можно использовать в развитии связной речи, автоматизации звуков.
Предложить троим участникам пересесть за стол, изготовить шумовую коробочку в виде любого животного и подобрать содержимое для шумовой коробочки, которое, по вашему мнению, соответствует тембру и высоте голоса получившегося животного. Представить своего героя, обыграть худ.словом.
- Игра «Будь внимателен».
Использую в своей работе логопедические распевки Екатерины Железновой. Некоторым из них нашла другое применение и использую их в развитии фонем.процессов.
Цель: развивать слуховое восприятие, память и мышление, умение выделять заданный звук на фоне слова, автоматизация и дифференциация звуков в словах.
Оборудование: магнитофон, аудиозапись, мольберты, ватманы, карандаши по количеству детей.
Ход игры.
«Коллеги, я предлагаю вам побыть немного художниками, сейчас вы услышите весёлую песню, ваша задача, рисовать то, о чём в ней поётся, только рисовать надо быстро и схематично. Давайте проверим, все ли мы нарисовали».
Ещё раз звучит музыка, дети проверяют свой рисунок, закрывая ладошкой то, о чем поётся.
Посмотрите, какая замечательная картина получилась. Какое время года мы нарисовали? (Лето, потому что растёт тюльпан, ползает жучок, паучок).
Далее предложить одному человеку выбрать на картине и назвать слова со звуком [Ш] и [Ж] (окошко, дождик, флажок, жучок, ёжик), а второму – со звуком [С] и [З] (сосна, пёс, солнце, забор).
- Игра «Включи телевизор».
Цель: Упражнять детей в определении первого звука в словах, в составлении слов из выделенных звуков.
Оборудование: интерактивное оборудование.
Ход игры.
«Ув.коллеги, а вы любите смотреть мультфильмы?
Я тоже очень люблю, только наш телевизор сегодня не включается. Чтобы включить его и посмотреть мультфильм нужно узнать о ком будет мультфильм. А сделать это мы сможем, когда выделим первые звуки в названиях предметов и составим из них новое слово.
Трое участников представляют свои шумовые коробочки.
Спасибо большое всем участникам, за ваше активное участие можете забрать шумовые коробочки, которые изготовили. Я очень надеюсь, что игровые упражнения, которые я сегодня представила, заинтересуют коллег, и они активно могут использовать в своей работе.
Всем огромное спасибо за внимание!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые упражнения по развитию фонематического восприятия (фонемного анализа и синтеза)
Игровые упражнения для логопедов, родителей и воспитателей для формирования и развития фонематического восприятия....
Разработка системы игровых упражнений по коррекции фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с ОНР
Разработанная система заданий предлагает развитие фонематического восприятия через систему игровых заданий. В игровой форме предлагаются задания по развитию слухового внимания, речевого слуха, ф...
Игровые упражнения для развития фонематического восприятия
дается описание игровых упражнений для детей 3-7 лет...
Игры и игровые упражнения для развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа у детей дошкольного возраста.
Игры и игровые упражнения для развития фонематического восприятия и звукового анализа способствуют созданию эмоционального настроя у детей и дают возможность многократно повторить один и тот же матери...
Игры и игровые упражнения для развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа у детей дошкольного возраста.
Игры и игровые упражнения для развития фонематического восприятия и звукового анализа способствуют созданию эмоционального настроя у детей и дают возможность многократно повторить один и тот же матери...
Мастер-класс «Игры и упражнения способствующие развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста»
Мастер-класс для воспитателей детского сада «Игры и упражнения способствующие развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста»...