Игровые упражнения для развития фонематического восприятия
методическая разработка по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Чепуркина Виктория Викторовна

дается описание игровых упражнений для детей 3-7 лет 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровые упражнения для родителей по формированию фонематического восприятия у детей 3-4 лет.

Игры знакомят и учат детей прислушиваться к звукам окружающей природы, к звукам «дома», «улицы». Цель этих игр и упражнений – развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие, что создает предпосылки для успешного обучения в школе. Поиграйте с ребенком дома или во время прогулки, проверьте умения Вашего малыша.

1. «Ушки - слушки»

Цель: закреплять умение дифференцировать звуки, развивать слуховое внимание.

Взрослый показывает деревянные, металлические ложки, хрустальные рюмки. Ребенок называет эти предметы. Взрослый предлагает послушать, как звучат эти предметы. Установив ширму, воспроизводит звучание этих предметов по очереди. Ребенок  узнает звуки и называет предметы их издающие.

2. «Кто сказал «Мяу?»»

Цель: совершенствовать умение различать на слух голоса домашних животных и птиц.

Взрослый воспроизводит голоса домашних животных и птиц. Ребенок должен услышать и назвать, кому из них принадлежит голос.

3. «Кто стоит у светофора?»

Цель: развивать слуховое внимание, узнавать и называть виды транспорта.

Взрослый просит послушать звуки улицы. Ребенок слушает звуки и называет (шум ветра, стук каблуков, шуршание листьев) и транспорт, остановившийся у светофора (легковую машину, грузовик, трактор, мотоцикл, трамвай).

4. «Где звенит?»

Цель: развивать слуховое внимание, умение ориентироваться в пространстве с закрытыми глазами.

Ребенок стоит с закрытыми глазами. Взрослый с колокольчиком или звучащей игрушкой бесшумно передвигается по комнате или полянке и звенит. Ребенок, не открывая глаз, указывает рукой в направлении источника звука.

5. Пальчиковая игра «Гроза»

Цель: согласовывать движение с текстом, с учётом изменения динамики и темпа звучания.

Взрослый читает слова игры, а ребенок выполняет движения соответственно тексту.

Закапали капли (стучит по столу двумя указательными пальцами).
Идёт дождь (тихо стучит четырьмя пальцами обеих рук).
Он льёт, как из ведра 
(громко стучит четырьмя пальцами).
Пошёл град (стучит косточками пальцев, выбивая дробь).
Гремит гром (барабанит кулаками по столу).
Сверкает молния (рисует пальцами молнию в воздухе, издаёт звук ш).
Все быстро убегают домой 
(хлопок в ладоши, руки прячет за спину).
Утром ярко светит солнце (описать обеими руками большой круг).

6. Послушай и назови нужное слово.

Цель: совершенствовать фонематический слух, учить называть слова с определённым звуком в тексте.

Взрослый читает стихотворение или рассказ, наполненный определённым звуком, ребенок должен назвать слова, в которых есть заданный звук (хлопнуть в ладоши).

Ж: Жук жужжит в железной банке –            З: Заяц, заяц, чем ты занят?
Жук не хочет жить в жестянке.                         –Кочерыжку разгрызаю.
Жизнь жука в плену горька.                              –А чему ты, заяц, рад?
Жалко бедного жука.                                        –Рад, что зубы не болят.

7. Шутки-минутки

Цель: Совершенствовать умение различать на слух слова, звучащие неправильно. Развивать фонематический слух. Развивать чувство юмора

Взрослый читает ребенку строчки из стихов, заменяя буквы в словах. Ребенок находит ошибку и исправляет её.

Хвост с узорами,
Сапоги со шторами.
Кот плывёт по океану,
Кит из блюдца ест сметану.
Божья коробка, полети на небо,
Принеси нам хлеба.

8. Тихо – громко говори.

Цель: развитие голосового аппарата и фонематического слуха. Упражняться в произношении слов и фраз с различной скоростью и громкостью.

Ребенок заучивает чистоговорку (с учётом отрабатываемого звука).

Например, при отработке звука Л: «Мила в лодке плыла, кока-колу пила».

Предложить произнести чистоговорку сначала шепотом, затем тихим голосом, а потом громко, от медленного к ускоренному проговариванию.

    Следим за тем, чтобы ребенок четко и правильно произносил слова изолированно, потом во фразах и предложениях.

Игровые упражнения для родителей по формированию фонематического восприятия у детей 5-6 лет.

Игры учат детей вслушиваться в звучание слов, устанавливать наличие или отсутствие того или иного звука в слове, дифференцировать звуки, произносить одно-, двух-, трёх- и четырёхсложные слова, отвечать на вопросы. Цель этих игр и упражнений – развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие, что создает предпосылки для успешного обучения в школе.

Поиграйте с ребенком дома или во время прогулки, проверьте его навыки.

1. «Ушки - слушки»

Цель: закреплять умение дифференцировать звуки, развивать слуховое внимание.

Взрослый показывает деревянные, металлические ложки, хрустальные рюмки. Ребенок называет эти предметы. Взрослый предлагает послушать, как звучат эти предметы. Установив ширму, воспроизводит звучание этих предметов по очереди. Ребенок узнает звуки и называет предметы их издающие.

2. «Кто стоит у светофора?»

Цель: развивать слуховое внимание, узнавать и называть виды транспорта.

Взрослый просит послушать звуки улицы. Ребенок слушает звуки и называет (шум ветра, стук каблуков, шуршание листьев) и транспорт, остановившийся у светофора (легковую машину, грузовик, трактор, мотоцикл, трамвай).

3. Пальчиковая игра «Гроза»

Цель: согласовывать движение с текстом, с учётом изменения динамики и темпа звучания.

Взрослый читает слова игры, а ребенок выполняет движения соответственно тексту.

Закапали капли (стучит по столу двумя указательными пальцами).
Идёт дождь (тихо стучит четырьмя пальцами обеих рук).
Он льёт, как из ведра 
(громко стучит четырьмя пальцами).
Пошёл град (стучит косточками пальцев, выбивая дробь).
Гремит гром (барабанит кулаками по столу).
Сверкает молния (рисует пальцами молнию в воздухе, издаёт звук ш).
Все быстро убегают домой 
(хлопок в ладоши, руки прячет за спину).
Утром ярко светит солнце (описать обеими руками большой круг).

4. Послушай и назови нужное слово.

Цель: совершенствовать фонематический слух, учить называть слова с определённым звуком в тексте.

Взрослый читает стихотворение или рассказ, наполненный определённым звуком, ребенок должен назвать слова, в которых есть заданный звук (хлопнуть в ладоши).

Ж: Жук жужжит в железной банке –            З: Заяц, заяц, чем ты занят?
Жук не хочет жить в жестянке.                         –Кочерыжку разгрызаю.
Жизнь жука в плену горька.                              –А чему ты, заяц, рад?
Жалко бедного жука.                                        –Рад, что зубы не болят.

5. Шутки-минутки

Цель: Совершенствовать умение различать на слух слова, звучащие неправильно. Развивать фонематический слух. Развивать чувство юмора.

Взрослый читает ребенку строчки из стихов, заменяя буквы в словах. Ребенок находит ошибку и исправляет её.

Хвост с узорами,
Сапоги со шторами.
Кот плывёт по океану,
Кит из блюдца ест сметану.
Божья коробка, полети на небо,
Принеси нам хлеба.

6. Тихо – громко говори.

Цель: развитие голосового аппарата и фонематического слуха. Упражняться в произношении слов и фраз с различной скоростью и громкостью.

Ребенок заучивает чистоговорку (с учётом отрабатываемого звука).

Например, при отработке звука Л: «Мила в лодке плыла, кока-колу пила».

Предложить произнести чистоговорку сначала шепотом, затем тихим голосом, а потом громко, от медленного к ускоренному проговариванию.

    Следим за тем, чтобы ребенок четко и правильно произносил слова изолированно, потом во фразах и предложениях.

7. Назови одинаковый звук в словах.

Цель: развивать фонематический слух, слышать и называть слова с одинаковым звуком.

Взрослый произносит три-четыре слова с заданным звуком: санки, кость, нос – ребенок должен назвать одинаковый звук (с), который есть в этих словах.

8. Назови первый звук в слове.

Цель: развивать фонематический слух, учить определять место звука в слове.

Взрослый показывает игрушку ( например, собаку) и предлагает определить, с какого звука начинается это слово. Затем показывает другие предметы и просит: «Назови первый звук в слове». Если ребенок не справляется, взрослый произносит звук утрированно долго: сссобака.

(Аналогично проводится игра «Назови последний звук в слове».)

9. Отвечай – не торопясь.

Цель: совершенствовать фонематический слух, называть слова с определённым звуком, определять место звука в слове, подбирать слова в предложении с одинаковым звуком.

Предложить несколько заданий на сообразительность, проверить, как ребенок научился слышать и выделять определённые звуки в словах.

  • Придумай слово, которое начинается на последний звук слова палаС.
  • Вспомни название домашних животных, в котором был бы последний звук слова ноС (собака, свинья …)
  • Подбери слово, чтобы первый звук был М, а последний звук – А (Маша, машина, муха …)
  • Какое слово получится, если к слогу РО  прибавить один звук? (Рот, ром, рог…)
  • Составь такое предложение, в котором все слова начинаются со звука П (Петя подарил Павлику пирамидку.)
  • Найди в комнате предметы, в названии которых есть звук К (карандаши, книга, ручка, кубики …)

10. Исправь Незнайкины ошибки.

Цель: развивать фонематический слух, различать на слух слова, произнесённые неправильно, определять место звука в слове, делить слова на слоги, придумывать простые и сложные предложения.

Незнайка гостил у бабушки в деревне и вот что он там видел. Слушай внимательно и исправляй ошибки.

Коса прыгнула через забор.
Ко
лова даёт вкусное молоко.
Рошадь жуёт сочную траву.
Кочка ловит мышку.
Соба
ха сторожит дом.

А сейчас мы узнаем, готов ли ты идти в школу? Ответь на вопросы:

  • Какой первый (последний) звук в слове собака?
  • Назови домашнее животное, в названии которого есть звук Ш, где находится этот звук?
  • Сколько слогов в слове кошка (корова)?
  • Придумай предложение из 2-х, 3-х, 4-х слов о домашних животных.

Игровые упражнения для родителей по формированию фонематического восприятия у детей 6-7 лет.

Поиграйте с ребенком дома или во время прогулки, проверьте его навыки.

1. Шутки-минутки

Цель: Совершенствовать умение различать на слух слова, звучащие неправильно. Развивать фонематический слух. Развивать чувство юмора.

Взрослый читает ребенку строчки из стихов, заменяя буквы в словах. Ребенок находит ошибку и исправляет её.

Хвост с узорами,
Сапоги со шторами.
Кот плывёт по океану,
Кит из блюдца ест сметану.
Божья коробка, полети на небо,
Принеси нам хлеба.

2. Тихо – громко говори.

Цель: развитие голосового аппарата и фонематического слуха. Упражняться в произношении слов и фраз с различной скоростью и громкостью.

Ребенок заучивает чистоговорку (с учётом отрабатываемого звука).

Например, при отработке звука Л: «Мила в лодке плыла, кока-колу пила».

Предложить произнести чистоговорку сначала шепотом, затем тихим голосом, а потом громко, от медленного к ускоренному проговариванию.

    Следим за тем, чтобы ребенок четко и правильно произносил слова изолированно, потом во фразах и предложениях.

3. Отвечай не торопясь.

Цель: совершенствовать фонематический слух, называть слова с определённым звуком, определять место звука в слове, подбирать слова в предложении с одинаковым звуком.

Предложить несколько заданий на сообразительность, проверить, как ребенок научился слышать и выделять определённые звуки в словах.

  • Придумай слово, которое начинается на последний звук слова палаС.
  • Вспомни название домашних животных, в котором был бы последний звук слова ноС (собака, свинья …)
  • Подбери слово, чтобы первый звук был М, а последний звук – А (Маша, машина, муха …)
  • Какое слово получится, если к слогу РО  прибавить один звук? (Рот, ром, рог…)
  • Составь такое предложение, в котором все слова начинаются со звука П (Петя подарил Павлику пирамидку.)
  • Найди в комнате предметы, в названии которых есть звук К (карандаши, книга, ручка, кубики …)

4. Исправь Незнайкины ошибки.

Цель: развивать фонематический слух, различать на слух слова, произнесённые неправильно, определять место звука в слове, делить слова на слоги, придумывать простые и сложные предложения.

Незнайка гостил у бабушки в деревне и вот что он там видел. Слушай внимательно и исправляй ошибки.

Коса прыгнула через забор.
Ко
лова даёт вкусное молоко.
Рошадь жуёт сочную траву.
Кочка ловит мышку.
Соба
ха сторожит дом.

А сейчас мы узнаем, готов ли ты идти в школу? Ответь на вопросы:

  • Какой первый (последний) звук в слове собака?
  • Назови домашнее животное, в названии которого есть звук Ш, где находится этот звук?
  • Сколько слогов в слове кошка (корова)?
  • Придумай предложение из 2-х, 3-х, 4-х слов о домашних или диких животных.

5. Паучок.

Цель: закрепить умение делить слова на слоги, развивать фонематический слух.

Взрослый читает стихотворение, а ребенок отвечает на вопросы.

На невидимой тропинке
Ой, смотрите, паутинки.
Это хитрый паучок
Свой развесил гамачок.
И позвал наш паучок
Всех друзей на гамачок.
Приходили к паучку
Мотыльки, кузнечики,
Пчёлки и шмели,
Бабочки-красавицы,
Мухи и жуки.
Наигрались, насмеялись,
А потом все разбежались.
1, 2, 3, 4, 5 – приглашаю всех опять.

Проверим, как ты можешь делить слова на слоги.

  • Мотылёк - сколько слогов, какой первый, какой последний?
  • Жук - сколько слогов (один), какой слог первый, какой последний?
  • Какой одинаковый слог в словах пчёлки и кузнечики (КИ)?
  • Назови насекомых, в названии которых 1, 2, 3 слога.

6. Поймай слово.

Цель: формировать навыки звукового анализа и синтеза.

Взрослый: все слова рассыпались на звуки. Я назову звуки, а ты составь из них слово: К-О-М-А-Р – комар, Ж-У-К – жук, О-С-А – оса, М-У-Х-А – муха, Б-А-Б-О-Ч-К-А – бабочка…

7. Разбросай слово.

Цель: формировать навыки звукового анализа и синтеза.

Взрослый предлагает ребенку разделить слова на звуки: каша – К-А-Ш-А, дом – Д-О-М, бумага – Б-У-М-А-Г-А…

8. Крестики – нолики

Цель: развивать слуховое внимание и память, ориентировку в пространстве.

Ход игры: у ребенка на листе бумаги расчерчен квадрат, как для игры в «Крестики-нолики». Играющие заранее договариваются, с каким звуком будут играть. Если взрослый произносит слово с заданным звуком, то ребенок ставит Х, если в слове нет заданного звука – О. Объяснить, что клеточки заполняются по горизонтали. В игре побеждает ребенок, если игровое поле совпадает с образцом взрослого. Образец выставляется после заполнения всех клеточек.

А

Х

О

Х

Х

Х

Х

О

Х

О

Эти игры  развивают коммуникативные навыки, слуховое внимание и память, координацию движений, общую и мелкую моторику, позволяют свободно ориентироваться в пространстве, самостоятельно изменять силу голоса, произносить слова тихо – громко, формируют чувство ритма и тембровый слух, вызывают положительные эмоции.



Предварительный просмотр:

Игровые упражнения для родителей по формированию фонематического восприятия у детей 3-4 лет.

Игры знакомят и учат детей прислушиваться к звукам окружающей природы, к звукам «дома», «улицы». Цель этих игр и упражнений – развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие, что создает предпосылки для успешного обучения в школе. Поиграйте с ребенком дома или во время прогулки, проверьте умения Вашего малыша.

1. «Ушки - слушки»

Цель: закреплять умение дифференцировать звуки, развивать слуховое внимание.

Взрослый показывает деревянные, металлические ложки, хрустальные рюмки. Ребенок называет эти предметы. Взрослый предлагает послушать, как звучат эти предметы. Установив ширму, воспроизводит звучание этих предметов по очереди. Ребенок  узнает звуки и называет предметы их издающие.

2. «Кто сказал «Мяу?»»

Цель: совершенствовать умение различать на слух голоса домашних животных и птиц.

Взрослый воспроизводит голоса домашних животных и птиц. Ребенок должен услышать и назвать, кому из них принадлежит голос.

3. «Кто стоит у светофора?»

Цель: развивать слуховое внимание, узнавать и называть виды транспорта.

Взрослый просит послушать звуки улицы. Ребенок слушает звуки и называет (шум ветра, стук каблуков, шуршание листьев) и транспорт, остановившийся у светофора (легковую машину, грузовик, трактор, мотоцикл, трамвай).

4. «Где звенит?»

Цель: развивать слуховое внимание, умение ориентироваться в пространстве с закрытыми глазами.

Ребенок стоит с закрытыми глазами. Взрослый с колокольчиком или звучащей игрушкой бесшумно передвигается по комнате или полянке и звенит. Ребенок, не открывая глаз, указывает рукой в направлении источника звука.

5. Пальчиковая игра «Гроза»

Цель: согласовывать движение с текстом, с учётом изменения динамики и темпа звучания.

Взрослый читает слова игры, а ребенок выполняет движения соответственно тексту.

Закапали капли (стучит по столу двумя указательными пальцами).
Идёт дождь (тихо стучит четырьмя пальцами обеих рук).
Он льёт, как из ведра 
(громко стучит четырьмя пальцами).
Пошёл град (стучит косточками пальцев, выбивая дробь).
Гремит гром (барабанит кулаками по столу).
Сверкает молния (рисует пальцами молнию в воздухе, издаёт звук ш).
Все быстро убегают домой 
(хлопок в ладоши, руки прячет за спину).
Утром ярко светит солнце (описать обеими руками большой круг).

6. Послушай и назови нужное слово.

Цель: совершенствовать фонематический слух, учить называть слова с определённым звуком в тексте.

Взрослый читает стихотворение или рассказ, наполненный определённым звуком, ребенок должен назвать слова, в которых есть заданный звук (хлопнуть в ладоши).

Ж: Жук жужжит в железной банке –            З: Заяц, заяц, чем ты занят?
Жук не хочет жить в жестянке.                         –Кочерыжку разгрызаю.
Жизнь жука в плену горька.                              –А чему ты, заяц, рад?
Жалко бедного жука.                                        –Рад, что зубы не болят.

7. Шутки-минутки

Цель: Совершенствовать умение различать на слух слова, звучащие неправильно. Развивать фонематический слух. Развивать чувство юмора

Взрослый читает ребенку строчки из стихов, заменяя буквы в словах. Ребенок находит ошибку и исправляет её.

Хвост с узорами,
Сапоги со шторами.
Кот плывёт по океану,
Кит из блюдца ест сметану.
Божья коробка, полети на небо,
Принеси нам хлеба.

8. Тихо – громко говори.

Цель: развитие голосового аппарата и фонематического слуха. Упражняться в произношении слов и фраз с различной скоростью и громкостью.

Ребенок заучивает чистоговорку (с учётом отрабатываемого звука).

Например, при отработке звука Л: «Мила в лодке плыла, кока-колу пила».

Предложить произнести чистоговорку сначала шепотом, затем тихим голосом, а потом громко, от медленного к ускоренному проговариванию.

    Следим за тем, чтобы ребенок четко и правильно произносил слова изолированно, потом во фразах и предложениях.

Игровые упражнения для родителей по формированию фонематического восприятия у детей 5-6 лет.

Игры учат детей вслушиваться в звучание слов, устанавливать наличие или отсутствие того или иного звука в слове, дифференцировать звуки, произносить одно-, двух-, трёх- и четырёхсложные слова, отвечать на вопросы. Цель этих игр и упражнений – развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие, что создает предпосылки для успешного обучения в школе.

Поиграйте с ребенком дома или во время прогулки, проверьте его навыки.

1. «Ушки - слушки»

Цель: закреплять умение дифференцировать звуки, развивать слуховое внимание.

Взрослый показывает деревянные, металлические ложки, хрустальные рюмки. Ребенок называет эти предметы. Взрослый предлагает послушать, как звучат эти предметы. Установив ширму, воспроизводит звучание этих предметов по очереди. Ребенок узнает звуки и называет предметы их издающие.

2. «Кто стоит у светофора?»

Цель: развивать слуховое внимание, узнавать и называть виды транспорта.

Взрослый просит послушать звуки улицы. Ребенок слушает звуки и называет (шум ветра, стук каблуков, шуршание листьев) и транспорт, остановившийся у светофора (легковую машину, грузовик, трактор, мотоцикл, трамвай).

3. Пальчиковая игра «Гроза»

Цель: согласовывать движение с текстом, с учётом изменения динамики и темпа звучания.

Взрослый читает слова игры, а ребенок выполняет движения соответственно тексту.

Закапали капли (стучит по столу двумя указательными пальцами).
Идёт дождь (тихо стучит четырьмя пальцами обеих рук).
Он льёт, как из ведра 
(громко стучит четырьмя пальцами).
Пошёл град (стучит косточками пальцев, выбивая дробь).
Гремит гром (барабанит кулаками по столу).
Сверкает молния (рисует пальцами молнию в воздухе, издаёт звук ш).
Все быстро убегают домой 
(хлопок в ладоши, руки прячет за спину).
Утром ярко светит солнце (описать обеими руками большой круг).

4. Послушай и назови нужное слово.

Цель: совершенствовать фонематический слух, учить называть слова с определённым звуком в тексте.

Взрослый читает стихотворение или рассказ, наполненный определённым звуком, ребенок должен назвать слова, в которых есть заданный звук (хлопнуть в ладоши).

Ж: Жук жужжит в железной банке –            З: Заяц, заяц, чем ты занят?
Жук не хочет жить в жестянке.                         –Кочерыжку разгрызаю.
Жизнь жука в плену горька.                              –А чему ты, заяц, рад?
Жалко бедного жука.                                        –Рад, что зубы не болят.

5. Шутки-минутки

Цель: Совершенствовать умение различать на слух слова, звучащие неправильно. Развивать фонематический слух. Развивать чувство юмора.

Взрослый читает ребенку строчки из стихов, заменяя буквы в словах. Ребенок находит ошибку и исправляет её.

Хвост с узорами,
Сапоги со шторами.
Кот плывёт по океану,
Кит из блюдца ест сметану.
Божья коробка, полети на небо,
Принеси нам хлеба.

6. Тихо – громко говори.

Цель: развитие голосового аппарата и фонематического слуха. Упражняться в произношении слов и фраз с различной скоростью и громкостью.

Ребенок заучивает чистоговорку (с учётом отрабатываемого звука).

Например, при отработке звука Л: «Мила в лодке плыла, кока-колу пила».

Предложить произнести чистоговорку сначала шепотом, затем тихим голосом, а потом громко, от медленного к ускоренному проговариванию.

    Следим за тем, чтобы ребенок четко и правильно произносил слова изолированно, потом во фразах и предложениях.

7. Назови одинаковый звук в словах.

Цель: развивать фонематический слух, слышать и называть слова с одинаковым звуком.

Взрослый произносит три-четыре слова с заданным звуком: санки, кость, нос – ребенок должен назвать одинаковый звук (с), который есть в этих словах.

8. Назови первый звук в слове.

Цель: развивать фонематический слух, учить определять место звука в слове.

Взрослый показывает игрушку ( например, собаку) и предлагает определить, с какого звука начинается это слово. Затем показывает другие предметы и просит: «Назови первый звук в слове». Если ребенок не справляется, взрослый произносит звук утрированно долго: сссобака.

(Аналогично проводится игра «Назови последний звук в слове».)

9. Отвечай – не торопясь.

Цель: совершенствовать фонематический слух, называть слова с определённым звуком, определять место звука в слове, подбирать слова в предложении с одинаковым звуком.

Предложить несколько заданий на сообразительность, проверить, как ребенок научился слышать и выделять определённые звуки в словах.

  • Придумай слово, которое начинается на последний звук слова палаС.
  • Вспомни название домашних животных, в котором был бы последний звук слова ноС (собака, свинья …)
  • Подбери слово, чтобы первый звук был М, а последний звук – А (Маша, машина, муха …)
  • Какое слово получится, если к слогу РО  прибавить один звук? (Рот, ром, рог…)
  • Составь такое предложение, в котором все слова начинаются со звука П (Петя подарил Павлику пирамидку.)
  • Найди в комнате предметы, в названии которых есть звук К (карандаши, книга, ручка, кубики …)

10. Исправь Незнайкины ошибки.

Цель: развивать фонематический слух, различать на слух слова, произнесённые неправильно, определять место звука в слове, делить слова на слоги, придумывать простые и сложные предложения.

Незнайка гостил у бабушки в деревне и вот что он там видел. Слушай внимательно и исправляй ошибки.

Коса прыгнула через забор.
Ко
лова даёт вкусное молоко.
Рошадь жуёт сочную траву.
Кочка ловит мышку.
Соба
ха сторожит дом.

А сейчас мы узнаем, готов ли ты идти в школу? Ответь на вопросы:

  • Какой первый (последний) звук в слове собака?
  • Назови домашнее животное, в названии которого есть звук Ш, где находится этот звук?
  • Сколько слогов в слове кошка (корова)?
  • Придумай предложение из 2-х, 3-х, 4-х слов о домашних животных.

Игровые упражнения для родителей по формированию фонематического восприятия у детей 6-7 лет.

Поиграйте с ребенком дома или во время прогулки, проверьте его навыки.

1. Шутки-минутки

Цель: Совершенствовать умение различать на слух слова, звучащие неправильно. Развивать фонематический слух. Развивать чувство юмора.

Взрослый читает ребенку строчки из стихов, заменяя буквы в словах. Ребенок находит ошибку и исправляет её.

Хвост с узорами,
Сапоги со шторами.
Кот плывёт по океану,
Кит из блюдца ест сметану.
Божья коробка, полети на небо,
Принеси нам хлеба.

2. Тихо – громко говори.

Цель: развитие голосового аппарата и фонематического слуха. Упражняться в произношении слов и фраз с различной скоростью и громкостью.

Ребенок заучивает чистоговорку (с учётом отрабатываемого звука).

Например, при отработке звука Л: «Мила в лодке плыла, кока-колу пила».

Предложить произнести чистоговорку сначала шепотом, затем тихим голосом, а потом громко, от медленного к ускоренному проговариванию.

    Следим за тем, чтобы ребенок четко и правильно произносил слова изолированно, потом во фразах и предложениях.

3. Отвечай не торопясь.

Цель: совершенствовать фонематический слух, называть слова с определённым звуком, определять место звука в слове, подбирать слова в предложении с одинаковым звуком.

Предложить несколько заданий на сообразительность, проверить, как ребенок научился слышать и выделять определённые звуки в словах.

  • Придумай слово, которое начинается на последний звук слова палаС.
  • Вспомни название домашних животных, в котором был бы последний звук слова ноС (собака, свинья …)
  • Подбери слово, чтобы первый звук был М, а последний звук – А (Маша, машина, муха …)
  • Какое слово получится, если к слогу РО  прибавить один звук? (Рот, ром, рог…)
  • Составь такое предложение, в котором все слова начинаются со звука П (Петя подарил Павлику пирамидку.)
  • Найди в комнате предметы, в названии которых есть звук К (карандаши, книга, ручка, кубики …)

4. Исправь Незнайкины ошибки.

Цель: развивать фонематический слух, различать на слух слова, произнесённые неправильно, определять место звука в слове, делить слова на слоги, придумывать простые и сложные предложения.

Незнайка гостил у бабушки в деревне и вот что он там видел. Слушай внимательно и исправляй ошибки.

Коса прыгнула через забор.
Ко
лова даёт вкусное молоко.
Рошадь жуёт сочную траву.
Кочка ловит мышку.
Соба
ха сторожит дом.

А сейчас мы узнаем, готов ли ты идти в школу? Ответь на вопросы:

  • Какой первый (последний) звук в слове собака?
  • Назови домашнее животное, в названии которого есть звук Ш, где находится этот звук?
  • Сколько слогов в слове кошка (корова)?
  • Придумай предложение из 2-х, 3-х, 4-х слов о домашних или диких животных.

5. Паучок.

Цель: закрепить умение делить слова на слоги, развивать фонематический слух.

Взрослый читает стихотворение, а ребенок отвечает на вопросы.

На невидимой тропинке
Ой, смотрите, паутинки.
Это хитрый паучок
Свой развесил гамачок.
И позвал наш паучок
Всех друзей на гамачок.
Приходили к паучку
Мотыльки, кузнечики,
Пчёлки и шмели,
Бабочки-красавицы,
Мухи и жуки.
Наигрались, насмеялись,
А потом все разбежались.
1, 2, 3, 4, 5 – приглашаю всех опять.

Проверим, как ты можешь делить слова на слоги.

  • Мотылёк - сколько слогов, какой первый, какой последний?
  • Жук - сколько слогов (один), какой слог первый, какой последний?
  • Какой одинаковый слог в словах пчёлки и кузнечики (КИ)?
  • Назови насекомых, в названии которых 1, 2, 3 слога.

6. Поймай слово.

Цель: формировать навыки звукового анализа и синтеза.

Взрослый: все слова рассыпались на звуки. Я назову звуки, а ты составь из них слово: К-О-М-А-Р – комар, Ж-У-К – жук, О-С-А – оса, М-У-Х-А – муха, Б-А-Б-О-Ч-К-А – бабочка…

7. Разбросай слово.

Цель: формировать навыки звукового анализа и синтеза.

Взрослый предлагает ребенку разделить слова на звуки: каша – К-А-Ш-А, дом – Д-О-М, бумага – Б-У-М-А-Г-А…

8. Крестики – нолики

Цель: развивать слуховое внимание и память, ориентировку в пространстве.

Ход игры: у ребенка на листе бумаги расчерчен квадрат, как для игры в «Крестики-нолики». Играющие заранее договариваются, с каким звуком будут играть. Если взрослый произносит слово с заданным звуком, то ребенок ставит Х, если в слове нет заданного звука – О. Объяснить, что клеточки заполняются по горизонтали. В игре побеждает ребенок, если игровое поле совпадает с образцом взрослого. Образец выставляется после заполнения всех клеточек.

А

Х

О

Х

Х

Х

Х

О

Х

О

Эти игры  развивают коммуникативные навыки, слуховое внимание и память, координацию движений, общую и мелкую моторику, позволяют свободно ориентироваться в пространстве, самостоятельно изменять силу голоса, произносить слова тихо – громко, формируют чувство ритма и тембровый слух, вызывают положительные эмоции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые упражнения по развитию фонематического восприятия (фонемного анализа и синтеза)

Игровые упражнения для логопедов, родителей и воспитателей для формирования и развития фонематического восприятия....

Разработка системы игровых упражнений по коррекции фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с ОНР

Разработанная  система заданий предлагает развитие фонематического восприятия через систему игровых заданий. В игровой форме предлагаются задания по развитию слухового внимания, речевого слуха, ф...

Сборник игр и игровых упражнений для развития фонематического слуха и восприятия у дошкольников с ОНР

Предвтавляем игры из опыта работы по формированию и развитию фонематического слуха и восприятия у дошкольников...

Мастер-класс «Игровые упражнения для развития фонематического восприятия у детей 5-6 лет»

Мастер-класс «Игровые упражнения для развития фонематического восприятия у детей 5-6 лет»...

Игры и игровые упражнения для развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа у детей дошкольного возраста.

Игры и игровые упражнения для развития фонематического восприятия и звукового анализа способствуют созданию эмоционального настроя у детей и дают возможность многократно повторить один и тот же матери...

Игры и игровые упражнения для развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа у детей дошкольного возраста.

Игры и игровые упражнения для развития фонематического восприятия и звукового анализа способствуют созданию эмоционального настроя у детей и дают возможность многократно повторить один и тот же матери...