Визуально-ритмические ряды в работе логопеда
материал по логопедии
Ритм речи относится к наиболее сложным видам ритмической активности организма, участвует в реализации важнейшей деятельности человеческого мозга.
Визуально-ритмические ряды-это тренажеры, где ребенок учится переключаемости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vizualno-ritmicheskie_ryady.docx | 19.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Речь-это функция, без которой человек не может претендовать на звание гомо сапиенса. Поэтому понятно, что ее формирование- задача первостепенной важности.
Ритм речи относится к наиболее сложным видам ритмической активности организма, участвует в реализации важнейшей деятельности человеческого мозга.
Визуально-ритмические ряды-это тренажеры, где ребенок учится переключаемости.
Так же они подходят для развития слухового и пространственного восприятия.Дети выкладывают предметы согласно определенному ритму.
В первую очередь эта работа подойдет для неговорящих детей. Для детей с нарушением дифференциации звуков.Ритмические ряды складываются по определенным позициям: 1:1;1:2;1:3.
Визуально-ритмические ряды-это система элементарных двигательных функций.Тоесть оценка способности ребёнка манипулировать предметами и организовывать движение в пространстве.
«Крышки и шишки»- отличный материал для дифференциации звуков и слогов. Очень бюджетный материал.
Следующий тренажер «Парковка», можно сделать самим, а можно распечатать и заламинировать.
«Крышки и звездочки»- отличный материал для работы с ритмическими рядами. Видим ,что вариаций с крышками много. С любым предметами можно сочетать, менять. Главное разнообразить предметную среду.
«Колечки» от штор, «Сердечки», «Звездочки», «Елочки»- тренажеры для визуально- ритмичеких рядов.
«Деревянные фигурки животных» по звуковой решетке выкладываем ритмические ряды.
Геометрические фигуры»- отличный вариант для работы с визуально-ритмическими рядами.
«Магнитный конструктор»- тренажер для работы на звуки и слоги.
Как я использую свечи? Свечи разных цветов. Задаем ряд. Сначала зажигаем, проговариваем, затем задуваем-проговариваем. Здесь и контроль воздушной струи подключаем. Если изолировано закрепляем звук с-с-с-с-с-дуем быстро.Если тянем сссссс-дуем медленно, качаем пламя.
«Нейрокарточки». Здесь готовый ряд. Дети его визуализирует, используя мануальный праксис, читая и дифференцирую слоги. (для читающих, для нечитающих, чередуем движения, проговаривая нужную для вас цель)
Тренажёр «Твистер» -здесь тоже готовые ритмические ряды. Дифференцируем звуки , слоги ,раскладываем по рядам.
«Кубики» (средние ,большие ,маленькие) – отлично подходят для этой работы. Мы можем построить ,как горизонтально ,так и вертикально.
С неговорящим ребенком –отличный тренажер. Прорабатываем глаголы. Учим фразовой речи. Выложили ряд и дальше беседуем. Кто это?Это коза? Куда коза идет?Сюда. И проговариваем заданные звуки или слоги. Берем другую фигурку животного. Это кто?Это зая? Куда зая идет? Сюда и т.д.
Либо прорабатываем фонематическое восприятие. Показываем : бочка, почка, почка. Где бочка? Вот. Или коса, коса, коза. Ну и т.д.(часто бывает, что ребенок звук не произносит, но фонематическое восприятие в норме)На этих упражнениях хорошо можно продиагностировать.
«Пушистики»- хорошо для развития мануального праксиса.Также задаем цвет+слог или звук и дифференцируем. Посмотрите сколько задач стоит перед ребенком.
«Пирамидка»- тоже готовый ряд, мы можем его разобрать и собрать ,дифференцируя слоги и звуки. В случае мальчика, я предложила картинку- пирамидку. Перед этим дала визуализацию на звук «А»и «У». Он шагает по пирамидке пальчиками ,чередуя звуки и меняя тональность голоса. С девочкой, мы разбирали и собирали ,чередуя звуки.
«Прищепки и вешалка», дифференцируем последовательно один, потом второй звук, слог. Здесь также хорошо прорабатывается мануальный праксис.
Прорабатываем и неведущую руку тоже , что способствует межполушарному развитию.
«Камешки+лабиринты» здесь готовый ряд со звуками или слогами, ребенок читает и накрывает.
«Лестница» -готовый ритмический ряд. Здесь можно использовать кубики и кегли, чередуя цвета и проговаривая нужный нам звук или слог.
«Горка и мячи». Один шар –один звук ,другой шар-другой звук. С неговорящими детьми прорабатываем глаголы: смотри, бери, кати . Что ты делаешь? Я качу ,я беру ,я смотрю. Желтый ВА, зеленый- ТА. Затем выкладываем ритмический ряд, автоматизируя звуки.
«Деревянные ложки»- тоже хорошо для автоматизации звуков и слогов. Перед нами готовый ритмический ряд. Перед Русланом нужно ритм простучать.(цифры мы с ним выучили до 10, поэтому для него это не сложно). Следующая игра , задается готовый ритм и машины. Здесь можем отрабатывать ритм, звук и еще одна задача стоит, узнать какую машину нужно спасти от эвакуатора.
Если ребенку не доступно проанализировать последовательность элементов и продолжить визуально-ритмический ряд ,то это говорит о том ,что у него не сформирован механизм утверждающего синтеза. Этот механизм является одним из основополагающих при формировании речи.
Потому что последующие элементы речевой цепи в той же мере влияют на предыдущие ,как и предыдущие на последующие.
Последовательная ритмичность и временная согласованность являются сложными функциями, которые зависят от слухового восприятия, двигательных навыков, внимания и памяти.
По визуально-ритмическим рядам все.
НО я хочу поделиться с вами планами на следующий год. Все видели наверное в интернете балансирующию доску Бильгоу ,ну и разные к ней атрибуты. Руководство нашего детского сада приобрели для логопедического кабинета этот инвентарь. Его задача развивать мозжечковую деятельность, межполушарные связи ,слоговую структуру слова. Дети в восторге,даже те, кто не очень-то любит заниматься, бегут, чтобы повзаимодействовать с этими предметами. Ну все.Спасибо за внимание.
(пособие и тренажеры перед вами)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О пользе составления визуально-ритмических рядов
В статье описана важность умения составления визуально-ритмических рядов при обучении ребенка чтению и письму....
ВИЗУАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ РЯДЫ
Визуально-ритмические ряды для формирование прочного фундамента при " запуске речи " у неговорящих детей и коррекции слоговой структуры слова ....
Использование визуально-ритмических рядов в работе учителя-логопеда
Проблема современной логопедии заключается в увеличении количества детей с различными нарушениями речи. И, конечно, каждый логопед всегда в поиске какой-то технологии, методики или приема работы, кото...
Визуально - ритмические тренажёры в логопедической работе.
Использование визуально - ритмических тренажёров во всесторонней коррекции речи старших дошкольников с ТНР....
«Визуально-ритмические ряды в работе логопеда с нарушениями речи»
В настоящее время увеличивается количество детей, нуждающихся в специально коррекционно-развивающей работе по формированию ритмических способностей для усвоения слого-ритмической и звуко-слоговой стру...
Использование визуально-ритмических рядов в работе учителя-логопеда
Визуально-ритмические ряды в логопедической работе с детьми, имеющих тяжёлые нарушения слоговой структуры слова...
Визуально-ритмические ряды в работе логопеда
Один из методов коррекции коморбидного нарушения - дизартрии в сочетании с артикуляционной диспраксией....