Использование визуально-ритмических рядов в работе учителя-логопеда
статья по логопедии (средняя группа)
Визуально-ритмические ряды в логопедической работе с детьми, имеющих тяжёлые нарушения слоговой структуры слова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vizualno-ritmicheskie_ryady_v_logopedii.docx | 131.96 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИЗУАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ РЯДОВ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
Визуально-ритмические ряды представляют собой последовательно выложенную серию предметов, картинок, фишек. Работа с ними – один из этапов в коррекции нарушений слоговой структуры слова. Детям с такими нарушениями сложно переключаться с одного звука на звук, со слога на слог, со слова на слово. С помощью ВРР (визуально-ритмических рядов) ребенок может зрительно увидеть последовательность, ритм и это поможет ему научиться переключаться.
Ритм речи относится к наиболее сложным видам ритмической активности организма, участвует в реализации важнейшей деятельности человеческого мозга. Любой двигательной деятельности присуща ритмическая составляющая, без ритма действие распадается. Двигательный ритм оказывает организующее влияние на становление речевых механизмов. Умение правильно воспроизводить разнообразные ритмы способствует правильному воспроизведению ритмического рисунка слов, их слоговой структуры, является основой для овладения звуко-слоговым составом слов родного языка, интонацией, ударением, ускоряет развитие других лингвистических способностей.
Ритмические способности ребенка обеспечиваются деятельностью зрительного, слухового, двигательного и кожно-кинестетического анализаторов. Совершенствование межанализаторных связей создает базу для сенсомоторных механизмов слогового ритма речи.
Визуально-ритмические ряды – это своего рода тренажеры, с помощью которых ребенок учится переключаемости.
Когда мы даём задание ребёнку продолжить наш ряд, то у него начинает работать анализ, мышление и действие, которое одним словом можно назвать прогнозирование, ребенок прогнозирует своё следующее действие. И тут-то мы подходим к его речи, потому что, чтобы сказать слово, нужно правильно подстроить артикуляцию под звук: спрогнозировать и сделать. А последующий звук всегда влияет на предыдущий, а предыдущий на последующий и именно в этом заключается механизм упреждающего синтеза.
Последовательность при выкладывании рядов может быть простая 1:1 (используется в 2-3 года) и сложная 2:1, 1:1:1, 1:2 (4-6 лет). ВРР могут быть вертикальные, горизонтальные и круговые.
Начинают выкладывать рядочки с простой последовательности 1:1. Вы выкладываете 4 предмета, затем спрашиваете: «Что дальше?». Ребенок должен понять последовательность и выложить дальше. Затем подсказываем только указательным жестом. С помощью таких рядов у ребёнка развивается когнитивная сфера: внимание, память, анализ и логика. Элементарная последовательность показывает умение ребенка составлять слова первой слоговой структуры. Если ребенок сможет правильно сделать заданную последовательность, значит, он созрел для того, чтобы соединять элементарные слоги («по-ка», «Пе-тя»), а также переключать внимание с одного слога на другой. По мере усвоения ребенком программы, можно ее усложнять, предоставив для выполнения структуру 1:2, далее 2:1и дополнять.
Усложнить задачу можно добавив к визуально-ритмическому ряду моторную программу. С помощью моторных программ, которые так же могут быть абсолютно разные, мы развиваем в ребёнке моторное планирование, которое очень необходимо для запуска и развития речи.
Моторная программа - это цикличное выполнение каких-то действий. Действие привязывается к предмету из визуально - ритмического ряда и выполняется.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие учителя-логопеда с детьми старшей логопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда по лексической теме «Насекомые»
ОДОД ГБСКОУ школа №13Приморского районаСанкт-Петербурга Занятие учителя-логопеда сдетьми старшейлогопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих те...
Использование информационно-коммуникативных технологий в работе учителя-логопеда в ДО (опыт работы)
Предлагаю вашему вниманию мой опыт работы по теме "Использование информационно-коммуникативных технологий в работе учителя-логопеда в дошкольной организации". Данный материал будет полезен учителям-ло...
Опыт работы на тему "Использование здоровье-сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"
Обобщение опыта по теме " Здоровье-сберегающие технологии в работе учителя-логопеда"...
Опыт работы на тему "Использование здоровье-сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"
Обобщение опыта по теме " Здоровье-сберегающие технологии в работе учителя-логопеда"...
Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов Ашинского муниципального района Тема: "Использование познавательно-исследовательской деятельности в работе учителя - логопеда"
В выступлении говорится о повышении эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии наряду с другими видами работ, об использовании познавательно-исследовательской...
Использование визуально-ритмических рядов в работе учителя-логопеда
Проблема современной логопедии заключается в увеличении количества детей с различными нарушениями речи. И, конечно, каждый логопед всегда в поиске какой-то технологии, методики или приема работы, кото...
Инновационные технологии в работе учителя-логопеда "Использование элементов мозжечковой стимуляции в работе учителя - логопеда"
Использование элементов мозжечковой стимуляции в работе учителя-логопеда...