«Визуально-ритмические ряды в работе логопеда с нарушениями речи»
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
В настоящее время увеличивается количество детей, нуждающихся в специально коррекционно-развивающей работе по формированию ритмических способностей для усвоения слого-ритмической и звуко-слоговой структуры слова.
Основные жалобы при стёртой дизартрии: невнятная невыразительная речь, плохая дикция, искажение и замена звуков в сложных по слоговой структуре слов. Интересными наблюдениями можно считать выявляющиеся у детей со стёртой дизартрией наряду с трудностями воспроизведения слов сложной слоговой структуры и нарушение общеритмических способностей. Дети не могут отхлопать в ладоши 1, 2, 3 раза, выполнить серию хлопков «1,2» пауза «1,2» и т.д.
Нарушения, выявленные при исследовании ритмических способностей детей со стёртой дизартрией, коррелируют с их моторной недостаточностью в общей, тонкой, ручной и артикуляционной сфере.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystup._ritm.docx | 18.96 КБ |
Предварительный просмотр:
«Визуально-ритмические ряды в работе логопеда с нарушениями речи»
В настоящее время увеличивается количество детей, нуждающихся в специально коррекционно-развивающей работе по формированию ритмических способностей для усвоения слого-ритмической и звуко-слоговой структуры слова.
Основные жалобы при стёртой дизартрии: невнятная невыразительная речь, плохая дикция, искажение и замена звуков в сложных по слоговой структуре слов. Интересными наблюдениями можно считать выявляющиеся у детей со стёртой дизартрией наряду с трудностями воспроизведения слов сложной слоговой структуры и нарушение общеритмических способностей. Дети не могут отхлопать в ладоши 1, 2, 3 раза, выполнить серию хлопков «1,2» пауза «1,2» и т.д.
Нарушения, выявленные при исследовании ритмических способностей детей со стёртой дизартрией, коррелируют с их моторной недостаточностью в общей, тонкой, ручной и артикуляционной сфере.
Поэтому мы можем использовать визуально-ритмические ряды
Визуально-ритмические ряды представляют собой последовательно выложенную серию предметов. Работа с ними - один из этапов в коррекции нарушений слоговой структуры слова. Деткам с такими нарушениями сложно переключаться с одного звука на звук, со слога на слог, со слова на слово. С помощью ВРР (визуально-ритмических рядов) ребёнок может зрительно увидеть последовательность, ритм и это поможет ему научиться переключаться.
ВРР может быть в трёх плоскостях (от простого к сложному): горизонтальный ряд, вертикальный ряд, окружность.
Последовательность выкладывания предметов - 1:1 (2-3 года), 2:1, 1:1:1, 1:2 (4-6 лет).
Как предъявлять инструкцию? Начинаем с последовательности 1:1. Вы выкладываете 4 предмета , затем спрашиваете: «Что дальше?». Ребёнок должен понять последовательность и выложить дальше. Затем подсказываем только указательным жестом.
Нужно выкладывать не менее 6-ти предметов (идеально 10-12). Если выложить мало, то мы можем не увидеть ошибок ребёнка.
Сам по себе визуально-ритмический ряд является проверкой логических операций ребёнка (когнитивной сферы). Но мы будем накладывать моторную программу и речь.
У детей с нарушением слоговой структуры слова (если проблема с переключаемостью) нарушено моторное планирование - умение выполнять целенаправленные, последовательные движения. Мы можем подключить это в работе с визуально-ритмическими рядами. Выкладываем ряд 1:1, добавляем движения (пальчик-ладошка-пальчик-ладошка...). Также можно добавить речь - переключение со звука на звук, со слога на слог, со слова на слово. Если ряд 1:1, то добавив звуки, получится так: А-У-А-У-А-У...
Визуально-ритмические ряды можно использовать на запуске речи, например, ребёнок говорит только первым слогом - сначала учить выкладывать его. Затем произносить звуки/слоги/слова. Можно усложнить моторной программой.
Можно использовать при автоматизации звуков, даже если у ребёнка нет нарушений слоговой. Автоматизировать звуки Ш-Ж, выкладывая ряд 1:1 (ШиШка-крыЖовник...). Здесь не стоит цель научить переключаться, скорее разнообразить процесс автоматизации. Я использую рядочки практически на каждом занятии, решая разные задачи.
Таким образом, с раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для ребёнка форме. Ритм речи, а особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, чистоговорок способствует развитию координации, общей и тонкой моторики. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух и речевая память.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План индивидуальной работы по преодолению нарушений речи детей старшего дошкольного возраста (совместная работа логопеда и воспитателей логопедической группы).
Примерный план проведения бесед, диалогов и игр....
План индивидуальной работы по преодолению нарушений речи детей – билингвов старшего дошкольного возраста (совместная работа логопеда и воспитателей логопедической группы).
Примерный план проведения бесед, диалогов и игр....
«Организации совместной работы логопеда и специалистов коррекционно-воспитательной работы дошкольников с нарушениями речи»
Мир, в котором живет современный ребенок, образ жизни среднестатистической семьи, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился. Сегодня особую тревогу вызывает рост количества детей с отклон...
«Организации совместной работы логопеда и специалистов коррекционно-воспитательной работы дошкольников с нарушениями речи»
Мир, в котором живет современный ребенок, образ жизни среднестатистической семьи, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился. Сегодня особую тревогу вызывает рост количества детей с отклон...
Визуально-ритмические ряды в работе логопеда
Ритм речи относится к наиболее сложным видам ритмической активности организма, участвует в реализации важнейшей деятельности человеческого мозга.Визуально-ритмические ряды-это тренажеры, где ребенок у...
Визуально - ритмические тренажёры в логопедической работе.
Использование визуально - ритмических тренажёров во всесторонней коррекции речи старших дошкольников с ТНР....
Визуально-ритмические ряды в работе логопеда
Один из методов коррекции коморбидного нарушения - дизартрии в сочетании с артикуляционной диспраксией....