Ох уж это множественное число!
презентация к уроку по логопедии (подготовительная группа)
Образование формы множественного числа имен существительных и, особенно, употребление формы родительного падежа множественного числа очень часто вызывают затруднения у детей дошкольного возраста. Презентация «Ох уж это множественное число!» напоминает о некоторых правилах образования этих форм.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В русском языке есть слова, множественное число которых не вызывает никаких сомнений: стол – столы, окно – окна, диван – диваны, поле – поля, волос – волосы и т.п. Однако в повседневной речи почти каждый из нас сталкивался с вопросом, как правильно сказать : выбор ы или выбор а , шофёр ы или шофер а , выговор ы или выговор а , вызов ы или вызов а . Откуда же эти сомнения? Почему нам, русским людям, изучающим родной язык в течение 10 лет, а порой и дольше, так бывает нелегко решить, с помощью какого окончания –а(я) или – ы (и) должна быть образована форма именительного падежа множественного числа у существительных мужского рода и каким должно быть ударение, например, в словах: договор, выговор, инженер, шофёр, вызов, выбор, столяр, офицер, маляр.
В некоторых словах окончание – а совершенно недопустимо: только инженерЫ, шофёрЫ, офицерЫ . Дело в том, что окончание - а не могут принимать слова, если ударение в них в единственном числе падает на последний слог: инженер, офицер, шофёр. В некоторых словах возможно употребление той и другой формы : инструкторы – инструктора, тракторы – трактора, слесари – слесаря, токари – токаря. Правда, одна из форм в словаре дается с пометкой разговорная форма.
Выполняя договоры, Инженеры и шофёры, Столяры и маляры Потрудились все на славу, Чтоб до праздников весны Возвести домов кварталы Для народа, для страны! Легко запомнить правильную форму слова с помощью стихотворения
Очень часто дети и взрослые ошибаются в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных . Следует обратить внимание на то, что ошибки в этих формах бывают связаны не только с окончанием, но и с ударением.
МНОГО БЛ Ю ДЕЦ ГОВОРИМ ПРАВИЛЬНО
МНОГО ЧУЛ О К ГОВОРИМ ПРАВИЛЬНО
МНОГО НОСК О В ГОВОРИМ ПРАВИЛЬНО
МНОГО БАН А НОВ ГОВОРИМ ПРАВИЛЬНО
МНОГО ПОМИД О РОВ ГОВОРИМ ПРАВИЛЬНО
МНОГО АБРИК О СОВ ГОВОРИМ ПРАВИЛЬНО
МНОГО ПОЛОТ Е НЕЦ ГОВОРИМ ПРАВИЛЬНО
МНОГО Т У ФЕЛЬ ГОВОРИМ ПРАВИЛЬНО
МНОГО КАРАНДАШ Е Й ГОВОРИМ ПРАВИЛЬНО
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе по формированию лексико-грамматических категорий "Согласование множественного числа существительных с числительными в родительном падеже"
Занятие проводилось в подготовительной к школе группе для детей с ОНР III ур. Закреплялась лексика по темам " домашние животные", "зимующие птицы", "фрукты", дети знакомились с согласованием у дете...
Конспект логопедического занятия по теме «Творительный падеж множественного числа существительных»
Конспект занятия для детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи по теме "Творительный падеж множественного числа существительных", целью которого является развитие лексико-грамматических средств языка....
Женский род-множественное число
Психологическое занятие педагога-психолога ДС с педагогическим коллективом.Коллектив ДС , в основном , женский и , как кажется многим, работать в нем сложнее, чем в мужском.Так ...
Образование множественного числа имен существительных
В большинстве случаев дети легко усваивают наиболее часто употребляемые во множественном числе окончания имен существительных -Ы-, -И-. Основную трудность для них, как правило, представляют значительн...
Конспект занятия для детей с ОНР "Творительный падеж множественного числа существительных"
конспект занятия для детей с ОНР "Творительный падеж множественного числа существительных", закрепление лексических тем "Растения, деревья, грибы, цветы"...
Конспект логопедического занятия "Творительный падеж множественного числа имен существительных"
Цель занятия: формирование навыка образования существительных творительного падежа множественного числа, используя различные типы окончаний данной падежной формы....
Картотека существительных. Грамматика. Закрепление форм существительных множественного числа в именительном падеже
Картотека составлена по материалам книги Р.И. Лалаевой и Н.В. Серебряковой ;« Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи». Авторы предлагают определён...