Кинезиология - как составляющая часть работы учителя-логопеда
проект по логопедии (старшая группа)

кинезеология в работе учителя - логопеда

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_1.docx20.3 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте, уважаемые коллеги, я учитель-логопед МАДОУ МО г.Краснодар «Детский сад № 184» Пономаренко Полина Владимировна. Хочу вам рассказать о нашей работе по теме: «Пути совершенствования системы работы учителя-логопеда в условиях введения ФГОС ДО»

Дети с речевыми недостатками, особенно имеющие органическую природу, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно – психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, лёгкая возбудимость, отсутствие длительных волевых усилий, отставание в развитии двигательной сферы: скованные и некоординированные движения при выполнении упражнений. Решению этой задачи нам помогает  использование новых образовательных технологий.  

В своей работе мы используем кинезиологию, элементы логоритмики, психогимнастики, упражнения на развитие дыхания, музыкотерапию. Использование данных технологий в логопедической работе  помогает нам быстрее и качественнее осуществлять исправление  и закрепление у детей правильных речевых навыков, способствует снятию нервно – психического напряжения и коррекции психоэмоциональной сферы.

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем более интенсивна нагрузка (в допустимых пределах), тем значительнее эти изменения. На более высоком уровне, более качественно начинают осуществляться такие параметры нервных процессов как сила, равновесие, подвижность, пластичность. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль НС. 

Занятия устраняют дезадаптацию в процессе обучения, гармонизируют работу головного мозга. Все упражнения   выполняются вместе с детьми, постепенно от занятия к занятию увеличивая продолжительность и сложность.

Цели кинезиологических упражнений:

- развитие межполушарной специализации;

- развитие межполушарного взаимодействия;

- синхронизация работы полушарий;

- развитие мелкой моторики;

- развитие памяти, внимания, мышления, речи;

- устранение дислексии.

Продолжительность занятий 10 – 15 минут, периодичность – ежедневно. Время занятий: утро – день.

Развивающую и коррекционную работу мы выстраиваем в направлении от формирования более ранних в онтогенезе базовых психических функций к более сложным, каким и является, в частности, речь. Ребенок познает мир через движения и эмоции, и преодолеть ему патологические проблемы помогут речедвигательные упражнения с элементами психогимнастики.

Речедвигательные упражнения с элементами психогимнастики помогают нам восстановить и сохранить эмоциональное благополучие и предупредить его расстройства. Регулярное проведение таких упражнений позволяет:

  • Выработать правильное речевое дыхание, оптимизировать газообмен и кровообращение, что способствует улучшению общего самочувствия, концентрации внимания;
  • Стабилизировать общий тонус организма;
  • Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
  • Улучшить фонематический слух;
  • Формировать умение изменять модуляцию голоса;
  • Улучшить ритмико-интонационную сторону речи;
  • Повысить речевую активность;
  • Оптимизировать эмоциональный фон, улучшить настроение.

Эти упражнения мы используем как элемент тематического занятия во время динамических пауз или как отдельное занятие. В зависимости от возраста, состояния и места проведения дети могут сидеть за столами или на ковре. Движения и речевой материал предварительно не разучиваются, а проводятся по подражанию синхронно с учителем - логопедом. В норме, у ребенка одновременно с развитием речи вырабатывается правильное речевое дыхание.

Учитывая особую значимость работы в данном направлении, в нашем ДОУ был разработан проект для детей старшего дошкольного возраста. 

Предложенный проект — это попытка показать на практике систему работы по формированию умений и навыков правильного физиологического и речевого дыхания.

Для реализации поставленной цели были определены задачи: 

  • создать условия для формирования правильного дыхания у детей с нарушениями речи. 
  • разработать технологию по формированию правильного дыхания у детей с нарушениями речи. 
  • определить взаимодействие учителя-логопеда с педагогами.
  • разработать рекомендации для педагогов и родителей по формированию правильного дыхания у детей с нарушениями речи. 
  • подобрать дидактический материал для работы по формированию правильного дыхания у детей с нарушениями речи. 

Наряду с общеизвестными дидактическими принципами (наглядность, систематичность, последовательность, доступность и др.)   учитывались следующие принципы:

  • принцип индивидуального и дифференцированного подхода (т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития).
  • принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что развитие правильного дыхания это показатель как коррекции речи, так и снижению заболеваемости.
  • принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семье — родители должны выступать активными участниками педагогического процесса.

Вся работа по формированию физиологического и речевого дыхания требует участия следующих специалистов: учителя - логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, педагога - психолога, медицинских работников.

Виды этой работы: 

  • дыхательные игры, как фрагмент занятия по физкультуре и на прогулке, бег - 5 минут.
  • голосовые упражнения и исполнение песен на музыкальных занятиях.
  • специально подобранные звукодыхательные игры, как фрагмент логопедического занятия - 5 минут.
  • игры на развитие физиологического и речевого дыхания в подгрупповой и индивидуальной работе.
  • дыхательные пятиминутки перед завтраком, после дневного сна.

В процессе выполнения дыхательных упражнений происходит оптимизация функции дыхания, увеличение силы дыхательных мышц, улучшение воздушной проводимости бронхолегочного аппарата, т.е. повышается общий уровень здоровья ребенка. В процессе систематичной и планомерной работы по формированию физиологического и речевого дыхания дети овладевают возможностью управлять мелодико-интонационной стороной речи, т.е правильно дышать, усиливать и уменьшать силу голоса, убыстрять и замедлять темп речи, пользоваться интонационной выразительностью. Снять напряжение мышц, ощутить свободу в области гортани, дышать во время речевого процесса легко и глубоко, передавать голосом эмоции и чувства, «оживлять»  речь интонацией – одна из основных задач, стоящих перед учителем - логопедом.

На занятиях нами используются следующие приемы музыкотерапии:

- прослушивание музыкальных произведений;

- ритмические движения под музыку;

-сочетание музыки с работой по развитию ручного праксиса; 

- пропевание чистоговорок ;

-  продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 мин в течение всего занятия;

-  использовать  только те произведения, которые нравятся абсолютно всем детям;

- на занятии лучше использовать одно музыкальное произведение. 

Наша  практика показала, что использование логоритмических заданий позволяет детям быстрее усваивать лексический материал и развивает художественный вкус детей. Дошкольники становятся более эмоционально отзывчивыми, овладевают средствами общения, навыками конструктивного взаимодействия с детьми и взрослыми – важнейшими интегративными качествами, которые нужны для дальнейшего обучения в школе.

Логоритмика в доступной и интересной форме развивает у детей общие речевые навыки: дыхание, темп, ритм и выразительность речи. При проведении занятий мы включаем задания на формирование фонематических, лексико-грамматических представлений и обучение грамоте в игровой форме. От того, насколько плотно сотрудничают взрослые, окружающие ребёнка, зависят результаты коррекционной работы.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция речевого и художественно-эстетического развития в работе учителя-логопеда. Часть I. Соавтор учитель-логопед Попова М.Б.

Интеграция речевого и художественно-эстетического развития  в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....

Интеграция речевого и художественно-эстетического развития в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста посредством ознакомления со сложными видами искусства. Часть 2. Соавтор учитель-логопед Попова М.Б.

Интеграция речевого и художественно-эстетического развития в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста посредством ознакомления со сложными видами искусства.Часть 2: лексико-...

Интеграция речевого и художественно-эстетического развития в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста посредством ознакомления со сложными видами искусства. Часть 3. Соавтор учитель-логопед Попова М.Б.

Интеграция речевого и художественно-эстетического развития в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста посредством ознакомления со сложными видами искусства.Часть 3: развитие...

Основные составляющие профессиональной компетентности учителя- логопеда в работе с детьми, имеющими нарушения речи

В материале представлены основные требования к деятельности и компетентности учителей-логопедов в работе с детьми, имеющими нарушения речи. Также перечислены функции педагогического общения с воспитан...