Взаимосвязь учителя-логопеда с родителями дошкольников 4-5 лет через информационный стенд ДОУ как системный подход.
статья по логопедии (средняя группа)
Один из видов взаимодействия учителя-логопеда в ДОУ как системный подход является информационный стенд учителя-логопеда. При соблюдении принципа достоверности информации, сменяемости тематики, доступности изложенного, современного оформления, читаемости достигается цель образования родителей , повышения их компетентности в коррекционной работе с детьми дошкольниками. Именно стенд, оформленный к 1 сентября нового учебного года станет визитной карточкой педагога.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Почему важно говорить с ребенком правильно?
Сюсюканье приводит к неправильному произношению звуков и слов. Если ребенок запомнит неправильное произношение, то переучивать его придется достаточно долго. Аналогичная ситуация, когда ребенок неправильно произнес какое-то слово, а родители смеются и умиляются этому. По этой реакции он будет считать, что именно так говорить правильно и что слово на самом деле так звучит.
Основные факторы, которые влияют на развитие речи
1) Анатомические особенности – это строение и функционирование органов речевого аппарата, а также правильное дыхание.
2) Связь мелкой моторики и речевых центров головного мозга. Доказано, что через тактильные ощущения и занятия мелкой моторикой, вы активируете речевые центры.
Различные упражнения, пальчиковые игры и гимнастика положительно влияют на мелкую моторику. В частности, хорошо помогает игра с мелкими предметами, крупами, бусинами, которые нужно нанизывать на нитку, складывать в мешочек и т.д.
3) Эмоциональная составляющая – здесь мы, в первую очередь, имеем в виду связь ребенка с его родителями.
Чем больше будет людей вокруг него, тем активнее он будет пытаться вступать в диалог.
При этом важно отметить, что если у одного из родителей есть какие-то речевые дефекты, то это может передаться их ребенку.
ОНР- общее недоразвитие речи
ОНР– сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.
Проявления ОНР могут варьироваться от полного отсутствия речи до незначительных отклонений в развитии речи.
Постановкой данного диагноза занимается логопед после соответствующего обследования. При этом об ОНР можно говорить только после 3, 5 - 4 лет – до этого времени дети могут развиваться по-разному, поэтому возможны различные отклонения от общепринятой нормы. Но после четырех лет, если присутствуют
симптомы, то это существенный повод для обращения к специалисту.
Словарный запас детей дошкольного возраста
Качество и количество словарного запаса ребенка во многом определяют уровень развития речи в целом.
показателем которых, в частности, является количество слов, которые знает ребенок. К концу первого года жизни появляются первые слова (10−15 слов). К 1.5 годам — 100 слов, к 2 годам — 300−400 слов, к 3 годам — 1000−1500 слов, а в 6-7 лет активный словарный запас составляет от 3500 до 5000 слов.
Виды словарного запаса
Пассивный словарь – это те слова, значение которых ребенок понимает, но не использует в своей повседневной речи. Активный словарь включает в себя те слова, которые ребенок не только понимает, но и использует их в устной речи и письме. Как правило, пассивный словарь всегда больше активного.
Важно понимать, что слова не усваиваются сами по себе – это результат планомерной работы по расширению словарного запаса ребенка. От родителей зависит, как быстро начнет ребенок говорить и насколько его словарный запас будет богатым.
Есть ряд рекомендаций, позволяющие сформировать и увеличить словарный запас у детей дошкольного возраста. Выполнение большинства из них не требует особых усилий со стороны родителей.
Метод наблюдения
Наблюдать с ребенком можно практически за всем. Но не оставайтесь просто наблюдателем – комментируйте сами то, что вы видите. Активно делитесь своими наблюдениями, описывайте те чувства, которые вы испытываете при этом. Сами наблюдения должны быть интересны для ребенка.
Рассматривание картин
Рассматривание картин и картинок в книгах способствует развитию пассивного словаря. Вы должны описывать, что изображено на иллюстрации, а также задавать наводящие вопросы ребенку.
Очень полезным оказывается составление рассказа по картинкам. Сначала можно разобрать каждое изображение в отдельности, а потом вместе с ребенком составить простой мини-рассказ на основании этих картинок.
Читайте книги
Нужно читать книги вслух медленно и с интонацией. Периодически нужно останавливаться и спрашивать ребенка, понял ли он смысл прочитанного, или какие-то слова ему непонятны. Это очень важно, потому что даже при прочтении самой простой книги, у ребенка может возникнуть уйма вопросов, о которых вы даже не догадываетесь. Объясняйте значения незнакомых ему слов, а также задавайте вопросы по поводу прочитанного.
Произведения для чтения детям 4-5 лет
- Рукавичка (украинская народная сказка)
- Коза-дереза (украинская народная сказка)
- Два жадных медвежонка (венгерская нар.сказка)
- У солнышка в гостях (словацкая народная сказка)
- Пых (белорусская народная сказка)
- Лесной мишка и проказница мышка (лат. н.с.)
- Петух и лиса (шотландская народная сказка)
- Мышь, сверчок и кот (албанская народная сказка)
- Феи с алмазных гор (корейская народная сказка)
- Почему собаки не любят кошек (китайская н.с.)
- Гаршин В. - Лягушка-путешественница
- Иванов А. - Приключения Хомы и Суслика
- Катаев В. - Дудочка и кувшинчик, Цветик-семицветик
- Лебедева Г. - Как Маша поссорилась с подушкой, Приключения огуречной лошадки
- Румянцева И. Про маленького поросенка Плюха
- Маршак С. Кошкин дом, Усатый-полосатый, Сказка о глупом мышонке
- Остер Г. Котенок по имени Гав
- Пляцковский М. - Большая пиратская книга, Дневник кузнечика Кузи
- Усачев А. Лунные кошки, Оранжевый верблюд
- Цыферов Г. - Паровозик из Ромашково, Как Лягушонок искал папу, Маленький великанчик, Про слонёнка и медвежонка, Пароходик
- Андерсен Г. X. Гадкий утенок, Дюймовочка, Свинопас, Принцесса на горошине.
- Балинт А. - Гном Гномыч и Изюмка,
- Братья Гримм - Госпожа Метелица, Бременские музыканты, Горшочек каши, Храбрый портняжка, Белоснежка и семь гномов
- Дональдсон Д. - Груффало
- Жутауте Л. - Тося-Бося и гном Чистюля
- Муур Л. - Крошка Енот
- Перро Ш. - Кот в сапогах, Красная Шапочка
- Прейсен А. - Про козленка, который умел считать до десяти
- Поттер Б. - Ухти-Тухти
- Юрье Ж. - Жили-были кролики
- Янчарский Ч. - Приключения Мишки-Ушастика
- Бианки В. - Непонятный зверь, Голубой зверек, Снежная книга, Как муха медведя от смерти спасла, Хвосты, Мышонок Пик, Парад животных, Как Муравьишка домой спешил, Теремок, Лесные домишки
- Носов Н. - Живая шляпа, Бобик в гостях у Барбоса, На горке, Мишкина каша, Заплатка, Прятки, Живая шляпа, Карасик, И я помогаю, Шурик у дедушки
- Пляцковский М. - Солнышко на память, Букашка, которая хотела стать большой, Непонятливый львенок, Помощник, Как щенок Тявка учился кукарекать, Конкурс красоты, Длинная шея, Как утенок Крячик свою тень потерял, Ромашки в январе, Трудное задание, Босолапки на кожаном ходу
- Сахарнов С. - Почему у кита большой рот
- Усачев А. - Умная собачка Соня
- Цыферов Г. - Жил на свете слоненок, Дневник медвежонка, Как лягушонок искал папу, Медвежонок и ослик
- Чаплина В. - Как заяц в лесу живет
- Биссет Д. - Все кувырком
- Блайтон Э. - Знаменитый утенок Тим
- Керр Д. - Мяули
- Киплинг Р. - Слоненок, Просьба кенгуру
- Лобе М. - "Вперед!" - сказала кошка
- Лобел А. - Пуговица, Воздушный змей, Филин дома
- Пинфолд Л. - Черный пес
- Рэй Х. - Любопытный Джордж
- Юхансон Г. - Серии про Мулле Мека
- Бонд М. - Медвежонок по имени Паддингтон
- Милн А. - Винни Пух и все все все
- Носов Н. - Приключения Незнайки и его друзей
- Чуковский К. - Доктор Айболит
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публикация в журнале "Музыкальная палитра" № 4 2013 г. "Взаимосвязь учителя - логопеда и музыкального руководителя через современные образовательные технологии. Домик Весёлого Язычка". (коррекционно - развивающие игры для детей старшей группы).
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 20 станицы Каневской муниципального образования Каневской район Краснодарского края...
Рекомендации учителя-логопеда на лето родителям дошкольников 6 лет с Общим недоразвитием речи.
Рекомендации родителям дошколят на летние каникулы....
Консультация учителя-логопеда для воспитателей ДОО на тему: "Координация взаимосвязей учителя-логопеда и воспитателя ДОО в работе по развитию речи дошкольников"
Материал отмечает специфику работы учителя-логопеда и воспитателя ДОО по роазвитию речи, а также содержит рекомендации для воспитателей....
«Оптимизация коррекционно-развивающего процессе через интегрированную взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателей ДОУ»
Выступление на тему: «Оптимизация коррекционно-развивающего процесса через интегрированную взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателей ДОУ» 1 Представление педагогов2 Федеральные государственные ...
"Оптимизация коррекционно-развивающего процесса через интегрированную взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателей ДОУ"
Создание предметно-развивающей среды, стимулирующей личностное и речевое развитие ребенка, профессиональный рост педагогов, их тесное взаимодействие с родителями, и непосредственно сам процесс коррекц...
«Оптимизация коррекционно-развивающего процесса через интегрированную взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателей ДОУ»
Создание предметно-развивающей среды, стимулирующей личностное и речевое развитие ребенка, профессиональный рост педагогов, их тесное взаимодействие с родителями, и непосредственно сам процесс коррекц...
Оптимизация коррекционно-развивающего процесса через интегрированную взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателей ДОУ
Выступление на тему: «Оптимизация коррекционно-развивающего процесса через интегрированную взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателей ДОУ» 1 Представление педагогов 2 Федеральные государственные обра...