Форма афазии: сенсорная (акустико-гностическая).
статья по логопедии

Волосиенко Татьяна Владимировна

В статье описывается патогенез афазии у конкретного пациента, а также обозначены задачи и направления программы восстановительного обучения при различных стадиях заболевания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 20._statya_sensornaya_afaziya.docx18.58 КБ

Предварительный просмотр:

Форма афазии: сенсорная (акустико-гностическая)

Подготовила: Ушкалова Т. В.

Патогенез.

ФИО  ХХХХ

Дата рождения 10.05.1947г.

Ведущая рука Правая

        Жалоб не предъявляет.

        Объективно на момент обследования

        Контактен. Не ориентирован во времени и пространстве, в себе.

        Обращенную речь понимает частично. Простые устные инструкции выполняет не все. Требуется повторения задания.  Недоступно выполнение сложных инструкций. Не понимает флективные и сравнительные конструкции.         Диалогическая речь нарушена из-за  трудности понимания вопроса.

        Собственная речь нарушена. Многоречив. В речи литеральные и вербальные парафазии, аграмматизм. Повторная речь нарушена. Возможно повторение хорошо знакомых слов, наблюдаются искажения Нарушена функция называния.         Наблюдаются замены слов, звуковые искажения.  Затрудняется в повторении сложной фразы.  Фонематический слух нарушен.

        При составлении фразы по сюжетной картинке возможно называние отдельных действий. Нарушена функция чтения. Возможно глобальное чтение. Пересказ недоступен. Нарушено письмо под диктовку. Списывает с единичными ошибками.

Форма афазии: сенсорная (акустико-гностическая).

Задачи восстановительного обучения:

- восстановление фонематического слуха, т.е. способность к дифференциации на слух близких по звучанию фонем, а на этой основе пониманию речи в целом;

- преодоление вторичных расстройств понимания речи;

-  накопление активного словаря,

- нормализация грамматической стороны речи, чтения, письма.

Программа восстановительного обучения.

I. Стадия  грубых  расстройств.

1) Накопление обиходного пассивного словаря:

     - показ картинок с изображением предметов и действий по их названиям, функциональным, классификационным и другим признакам;

     - показ картинок с изображением предметов, относящихся к определённым категориям («одежда», «посуда», «мебель» и т.д.);

     - показ частей тела на картинке и у себя;

      - выбор правильного названия предмета и действия среди верных и конфликтных обозначений с опорой на картинку.

2)  Стимуляция понимания ситуативной фразовой речи:

     - ответы на вопросы словами «да», «нет», утвердительным или отрицательным жестом;

     - выполнение простых устных инструкций;

     - улавливание смысловых искажений в деформированных по смыслу в простых фразах.

3)  Подготовка к восстановлению письменной речи:

     - раскладывание подписей к предметным и простым сюжетным картинкам;

     - ответы на вопросы в простом диалоге с опорой на зрительное восприятие текста вопроса и ответа;

     - письмо слов, слогов и букв по памяти;

     - «озвученное  чтение» отдельных букв, слогов и слов (больной читает «про себя», а педагог вслух);

     - выработка связи «фонема–графема» путём выбора заданной буквы и слога по названию, письмо букв и слогов под диктовку.

II. Стадия  расстройств  средней  степени.

1) Восстановление фонематического слуха:

     - дифференциация слов и фраз вначале по их различному звуковому и ритмическому рисунку, разной слоговой структуре (например: кот—велосипед, шкаф—виноград и т. д. или «дайте ручку», «дайте мяча», «откройте книгу», «откройте окно», «встаньте» и т.д.  

     - дифференциация слов с близкой слоговой структурой, но с далекими фонематическими отличиями начального звука речи (кот—рот, рак—мак и т. д.) и слов с общим первым звуком, но разных по своему слоговому и мелодическому рисунку (дерево—дом, стол—собака и т. д.).

     - составление слов  из букв разрезной азбуки, записывание их  по памяти и под диктовку,  прочитываются вслух;

     -  в дальнейшем возможен переход к более тонкой слуховой дифференцировке слов, сходных по звуковому рисунку и с близкими по звучанию первыми звуками (балка — палка, дом — том и т. д.);

   - выделение одинакового 1-го звука в словах различной длины и ритмической структуры, например: «дом», «диван» и т.д.;

     - выделение различных 1-х звуков в словах с одинаковой ритмической структурой, например, «работа», «забота», «ворота» и т.д.;

     -  улавливание, вычленение ранее недоступные для больного признаков звуков (фонем) — твердости и мягкости, звонкости и глухости и т. д.,

     - подбор слов на близкие по звучанию звуки;
    - дифференциация близких по длине и ритмической структуре слов с дизъюнктными и оппозиционными фонемами путём выделения дифференцируемых фонем, заполнения пропусков в словах и фразах;

     - улавливание смысловых искажений во фразе;

     - ответы на вопросы, содержащие слова с оппозиционными фонемами, чтение текстов с этими словами.

2) Восстановление понимания значения слова:

     - использование смысловых комплексов слов с одинаковыми корнями, вычленение суффиксов и флексий;

     - выработка обобщённых понятий путём классификации слов по категориям;    

     - подбор обобщающего слова к группам слов, относящихся к той или иной категории;

     - заполнение пропусков во фразах;  

     - уточнение значения слов целесообразно достигать  путем их «смыслового обыгрывания», т.е. введение во фразы с самым различным контекстом.

- подбор определений к словам.

3) Преодоление расстройств устной речи:

     - «наложение рамок» на высказывание путём составления предложений из заданного количества слов (допустимо использование схемы предложения) (инструкция: «Составьте предложение из 3-х слов!» и т.д.);

     - уточнение лексического и фонетического состава фразы с помощью анализа вербальных и литеральных парафазий, допущенных больным;

     - устранение элементов аграмматизма с использованием упражнений по «оживлению» чувства языка, а также анализа допущенных грамматических искажений.

4) Восстановление письменной речи:

     - закрепление связи «фонема–графема» путём чтения и письма букв под диктовку;

     - различные виды звуко-буквенного анализа состава слова с постепенным «свёртыванием» внешних опор;

     - письмо под диктовку слов и простых фраз;

     - чтение слов и фраз, а также простых текстов с последующими ответами на вопросы;

     - самостоятельное письмо слов и фраз по картинке или письменный диалог.

III. Стадия  лёгких  расстройств.

1) Выработка  контроля за правильностью чужой и собственной речи.:

     - пациенту предъявляются устно и письменно различные речевые конструкции — правильные и специально искаженные, как по смыслу (парадоксальные фразы, например, «Вы живете на Северном полюсе?»), так и по форме (например, больного спрашивают, правильно ли звучит «кошка сидит на стула»; или правильно звучит, например, «ташка» вместо «чашка» и т.д.).

2)  Воспитании самоконтроля за правильностью своей речи:

     - фиксация  внимания больного на ошибках с использованием записей его речи на магнитофонной пленке.

3) Восстановление понимания развёрнутой речи:

     - ответы на вопросы в развёрнутом неситуативном диалоге;

     - прослушивание текстов и ответы на вопросы по ним;

     - улавливание искажений в деформированных сложносочинённых и сложноподчинённыых предложениях;

     - осмысление логико-грамматических оборотов речи;

     - выполнение устных инструкций в форме логико-грамматических оборотов речи.

4) Дальнейшая работа по восстановлению смысловой структуры слова:

     - подбор синонимов в качестве однородных членов предложения и вне контекста;

     - работа над омонимами, антонимами, фразеологизмами.

5) Коррекция устной речи:

     - восстановление функции самоконтроля путём фиксации внимания больного на своих ошибках;

     - составление рассказов по серии сюжетных картинок;

     - пересказ текстов по плану и без плана;

     - составление планов к текстам;

     - составление речевых импровизаций на заданную тему;

     - речевые этюды с элементами «ролевых игр».

6) Дальнейшее восстановление чтения и письма:

     - чтение развёрнутых текстов, различных шрифтов;

     - диктанты;

      - зрительные и слуховые диктанты отдельных слов и фраз с опорой на картинки.

     - письменные изложения;

     - письменные сочинения;

     - усвоение образцов поздравительных писем, деловой записи и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Акустико-мнестическая форма афазии» по Л.С.Цветкова А.Р.Лурия

laquo;Акустико-мнестическая форма афазии» по Л.С.Цветкова А.Р.Лурия...

Форма афазии: эфферентная моторная.

В статье описывается патогенез афазии у конкретного пациента, а также обозначены задачи и направления программы восстановительного обучения при различных стадиях заболевания....

Форма афазии: акустико-мнестическая.

В статье описывается патогенез афазии у конкретного пациента, а также обозначены задачи и основные направления программы восстановительного обучения при различных стадиях данного заболевания....

Форма афазии: афферентно-моторная.

В статье описывается патогенез афазии у конкретного пациента, а также обозначены задачи и основные направления программы восстановительного обучения при различных стадиях данного заболевания....

Форма афазии: динамическая.

В статье описывается патогенез динамической афазии у конкретного пациента, а также обозначены задачи и  основные направления программы восстановительного обучения при различных стадиях данного за...

Форма афазии: семантическая.

В статье описывается патогенез семантической афазии у конкретного пациента, а также обозначены задачи и основные направления программы восстановительного  обучения при различных стадиях данного з...