Форма афазии: сенсорная (акустико-гностическая).
статья по логопедии
В статье описывается патогенез афазии у конкретного пациента, а также обозначены задачи и направления программы восстановительного обучения при различных стадиях заболевания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
20._statya_sensornaya_afaziya.docx | 18.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Форма афазии: сенсорная (акустико-гностическая)
Подготовила: Ушкалова Т. В.
Патогенез.
ФИО ХХХХ
Дата рождения 10.05.1947г.
Ведущая рука Правая
Жалоб не предъявляет.
Объективно на момент обследования
Контактен. Не ориентирован во времени и пространстве, в себе.
Обращенную речь понимает частично. Простые устные инструкции выполняет не все. Требуется повторения задания. Недоступно выполнение сложных инструкций. Не понимает флективные и сравнительные конструкции. Диалогическая речь нарушена из-за трудности понимания вопроса.
Собственная речь нарушена. Многоречив. В речи литеральные и вербальные парафазии, аграмматизм. Повторная речь нарушена. Возможно повторение хорошо знакомых слов, наблюдаются искажения Нарушена функция называния. Наблюдаются замены слов, звуковые искажения. Затрудняется в повторении сложной фразы. Фонематический слух нарушен.
При составлении фразы по сюжетной картинке возможно называние отдельных действий. Нарушена функция чтения. Возможно глобальное чтение. Пересказ недоступен. Нарушено письмо под диктовку. Списывает с единичными ошибками.
Форма афазии: сенсорная (акустико-гностическая).
Задачи восстановительного обучения:
- восстановление фонематического слуха, т.е. способность к дифференциации на слух близких по звучанию фонем, а на этой основе пониманию речи в целом;
- преодоление вторичных расстройств понимания речи;
- накопление активного словаря,
- нормализация грамматической стороны речи, чтения, письма.
Программа восстановительного обучения.
I. Стадия грубых расстройств.
1) Накопление обиходного пассивного словаря:
- показ картинок с изображением предметов и действий по их названиям, функциональным, классификационным и другим признакам;
- показ картинок с изображением предметов, относящихся к определённым категориям («одежда», «посуда», «мебель» и т.д.);
- показ частей тела на картинке и у себя;
- выбор правильного названия предмета и действия среди верных и конфликтных обозначений с опорой на картинку.
2) Стимуляция понимания ситуативной фразовой речи:
- ответы на вопросы словами «да», «нет», утвердительным или отрицательным жестом;
- выполнение простых устных инструкций;
- улавливание смысловых искажений в деформированных по смыслу в простых фразах.
3) Подготовка к восстановлению письменной речи:
- раскладывание подписей к предметным и простым сюжетным картинкам;
- ответы на вопросы в простом диалоге с опорой на зрительное восприятие текста вопроса и ответа;
- письмо слов, слогов и букв по памяти;
- «озвученное чтение» отдельных букв, слогов и слов (больной читает «про себя», а педагог вслух);
- выработка связи «фонема–графема» путём выбора заданной буквы и слога по названию, письмо букв и слогов под диктовку.
II. Стадия расстройств средней степени.
1) Восстановление фонематического слуха:
- дифференциация слов и фраз вначале по их различному звуковому и ритмическому рисунку, разной слоговой структуре (например: кот—велосипед, шкаф—виноград и т. д. или «дайте ручку», «дайте мяча», «откройте книгу», «откройте окно», «встаньте» и т.д.
- дифференциация слов с близкой слоговой структурой, но с далекими фонематическими отличиями начального звука речи (кот—рот, рак—мак и т. д.) и слов с общим первым звуком, но разных по своему слоговому и мелодическому рисунку (дерево—дом, стол—собака и т. д.).
- составление слов из букв разрезной азбуки, записывание их по памяти и под диктовку, прочитываются вслух;
- в дальнейшем возможен переход к более тонкой слуховой дифференцировке слов, сходных по звуковому рисунку и с близкими по звучанию первыми звуками (балка — палка, дом — том и т. д.);
- выделение одинакового 1-го звука в словах различной длины и ритмической структуры, например: «дом», «диван» и т.д.;
- выделение различных 1-х звуков в словах с одинаковой ритмической структурой, например, «работа», «забота», «ворота» и т.д.;
- улавливание, вычленение ранее недоступные для больного признаков звуков (фонем) — твердости и мягкости, звонкости и глухости и т. д.,
- подбор слов на близкие по звучанию звуки;
- дифференциация близких по длине и ритмической структуре слов с дизъюнктными и оппозиционными фонемами путём выделения дифференцируемых фонем, заполнения пропусков в словах и фразах;
- улавливание смысловых искажений во фразе;
- ответы на вопросы, содержащие слова с оппозиционными фонемами, чтение текстов с этими словами.
2) Восстановление понимания значения слова:
- использование смысловых комплексов слов с одинаковыми корнями, вычленение суффиксов и флексий;
- выработка обобщённых понятий путём классификации слов по категориям;
- подбор обобщающего слова к группам слов, относящихся к той или иной категории;
- заполнение пропусков во фразах;
- уточнение значения слов целесообразно достигать путем их «смыслового обыгрывания», т.е. введение во фразы с самым различным контекстом.
- подбор определений к словам.
3) Преодоление расстройств устной речи:
- «наложение рамок» на высказывание путём составления предложений из заданного количества слов (допустимо использование схемы предложения) (инструкция: «Составьте предложение из 3-х слов!» и т.д.);
- уточнение лексического и фонетического состава фразы с помощью анализа вербальных и литеральных парафазий, допущенных больным;
- устранение элементов аграмматизма с использованием упражнений по «оживлению» чувства языка, а также анализа допущенных грамматических искажений.
4) Восстановление письменной речи:
- закрепление связи «фонема–графема» путём чтения и письма букв под диктовку;
- различные виды звуко-буквенного анализа состава слова с постепенным «свёртыванием» внешних опор;
- письмо под диктовку слов и простых фраз;
- чтение слов и фраз, а также простых текстов с последующими ответами на вопросы;
- самостоятельное письмо слов и фраз по картинке или письменный диалог.
III. Стадия лёгких расстройств.
1) Выработка контроля за правильностью чужой и собственной речи.:
- пациенту предъявляются устно и письменно различные речевые конструкции — правильные и специально искаженные, как по смыслу (парадоксальные фразы, например, «Вы живете на Северном полюсе?»), так и по форме (например, больного спрашивают, правильно ли звучит «кошка сидит на стула»; или правильно звучит, например, «ташка» вместо «чашка» и т.д.).
2) Воспитании самоконтроля за правильностью своей речи:
- фиксация внимания больного на ошибках с использованием записей его речи на магнитофонной пленке.
3) Восстановление понимания развёрнутой речи:
- ответы на вопросы в развёрнутом неситуативном диалоге;
- прослушивание текстов и ответы на вопросы по ним;
- улавливание искажений в деформированных сложносочинённых и сложноподчинённыых предложениях;
- осмысление логико-грамматических оборотов речи;
- выполнение устных инструкций в форме логико-грамматических оборотов речи.
4) Дальнейшая работа по восстановлению смысловой структуры слова:
- подбор синонимов в качестве однородных членов предложения и вне контекста;
- работа над омонимами, антонимами, фразеологизмами.
5) Коррекция устной речи:
- восстановление функции самоконтроля путём фиксации внимания больного на своих ошибках;
- составление рассказов по серии сюжетных картинок;
- пересказ текстов по плану и без плана;
- составление планов к текстам;
- составление речевых импровизаций на заданную тему;
- речевые этюды с элементами «ролевых игр».
6) Дальнейшее восстановление чтения и письма:
- чтение развёрнутых текстов, различных шрифтов;
- диктанты;
- зрительные и слуховые диктанты отдельных слов и фраз с опорой на картинки.
- письменные изложения;
- письменные сочинения;
- усвоение образцов поздравительных писем, деловой записи и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального коррекционного занятия по теме «Коррекция речевых расстройств при акустико-мнестической форме афазии»
Коррекционная цель:...
«Акустико-мнестическая форма афазии» по Л.С.Цветкова А.Р.Лурия
laquo;Акустико-мнестическая форма афазии» по Л.С.Цветкова А.Р.Лурия...
Форма афазии: эфферентная моторная.
В статье описывается патогенез афазии у конкретного пациента, а также обозначены задачи и направления программы восстановительного обучения при различных стадиях заболевания....
Форма афазии: акустико-мнестическая.
В статье описывается патогенез афазии у конкретного пациента, а также обозначены задачи и основные направления программы восстановительного обучения при различных стадиях данного заболевания....
Форма афазии: афферентно-моторная.
В статье описывается патогенез афазии у конкретного пациента, а также обозначены задачи и основные направления программы восстановительного обучения при различных стадиях данного заболевания....
Форма афазии: динамическая.
В статье описывается патогенез динамической афазии у конкретного пациента, а также обозначены задачи и основные направления программы восстановительного обучения при различных стадиях данного за...
Форма афазии: семантическая.
В статье описывается патогенез семантической афазии у конкретного пациента, а также обозначены задачи и основные направления программы восстановительного обучения при различных стадиях данного з...