Форма афазии: акустико-мнестическая.
статья по логопедии
В статье описывается патогенез афазии у конкретного пациента, а также обозначены задачи и основные направления программы восстановительного обучения при различных стадиях данного заболевания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
21._statya_akustiko-mnesticheskaya_afaziya.docx | 16.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Форма афазии: акустико-мнестическая.
Подготовила: Ушкалова Т. В.
Патогенез.
ФИО ХХХХ
Дата рождения 23.10.1954г.
Ведущая рука Правая. На момент обследования правосторонний гемипарез.
Жалобы на снижение памяти, на трудность нахождения нужных слов.
Объективно на момент обследования: контактен. Ориентирован во времени, пространстве и в себе. Обращенную речь понимает. Показывает предметы отдельные предметы по заданию. Выполняет простые короткие инструкции. Затрудняется в выполнении сложных инструкций. Требуется неоднократное повторение вопросов.
Собственная речь представлена короткими фразами. В речи часты персеверации и паузы из-за поиска нужного слова. Диалогическая речь сохранна.
Автоматизированные ряды называет правильно. Повторяет отдельные слова. При повторении фразы, часть выражения оказывается забытым. Поэтому в речи появляются паузы. Функция называния нарушена. Затруднения преимущественно возникают при назывании предметов. Подсказка первого слога не помогает. Обобщение нарушено частично.
Функция чтения сохранна. Пересказ затруднен из-за трудности удержания фрагментов текста. При письме под диктовку присутствуют пропуски слов и вербальные парафазии. Счетные операции выполняет правильно.
Форма афазии: акустико-мнестическая.
Задачи восстановительного обучения:
- расширение слухо-речевой памяти,
- преодоление слабости следов воспринимаемой речи,
- преодолению вторичных расстройств понимания речи,
- накоплению активного словаря,
- нормализации грамматической стороны речи, чтения, письма.
Программа восстановительного обучения.
Стадия расстройств средней и лёгкой степени выраженности.
1) Расширение рамок слухового восприятия:
- восстановление слухоречевой памяти, с опорой на зрительное восприятие.
Например: перед больным выкладывают серию предметных картинок и дают задание показать 2—3—4 предмета. Постепенно внешняя опора в виде картинок устраняется, и больному дают прослушать серию слов — названий картинок, а затем предлагают их найти в стопке картинок, т. е. уже несколько отставлено во времени. И, наконец, больной пытается повторить эти слова по памяти без опоры на картинку или зарисовать услышанные названия картинок.
- показ предметов (реальных и на картинках) по названиям, предъявляемых парами, тройками и т.д.;
- показ частей тела по тому же принципу;
- выполнение 2-3-звеньевых устных инструкций;
- ответы на развёрнутые вопросы, усложнённые по синтаксической структуре;
- прослушивание текстов, состоящих из нескольких предложений, и ответы на вопросы по содержанию текстов;
- письмо под диктовку с постепенным наращиванием фраз;
- чтение постепенно наращиваемых фраз с последующим воспроизведением (по памяти) каждого из предложений и всего набора в целом.
2) Преодоление слабости слухо-речевых следов:
- повторение по памяти прочитываемых букв, слов, фраз с постепенным увеличением промежутка времени между прочтением и воспроизведением, а также с заполнением паузы каким-либо другим видом деятельности;
- заучивание наизусть коротких стихотворений и прозаических текстов;
- повторный показ предметов и картинных изображений через 5-10 сек., через 1 мин. после первого предъявления;
- чтение текстов с «отставленным» по времени пересказом (через 10 мин.,30 мин., на следующий день и т.д.);
- составление устно предложений по опорным словам, воспринимаемым зрительно;
- перечисление по буквам слов с постепенно усложняющейся звуковой структурой, и постепенный уход от письменного образца этих слов.
3) Восстановление у больных зрительных предметных представлений:
- анализ близких по изображению рисунков, (например: чайника, чашки, сахарницы), в которых изменение или отсутствие той или иной существенной детали (носика, ручки) меняет функцию предмета и его обозначение;
- конструирование предметов из элементов;
- нахождение ошибок в изображениях предметов;
- дорисовывание предмета до целого;
- подробное словесное определение всех функций предмета. Так уточняется в процессе занятия значение многих слов в связи с их предметной отнесенностью.
- срисовывание с образца и по памяти тех или других объектов со всеми их существенными отличительными признаками. Для контроля за результатами выполнения задания больному предъявляют картинку, и его внимание фиксируют на допущенных ошибках.
4) Работа над звуковой структурой слова:
- используют приемы, аналогичные тем, которые излагались при описании методики восстановления у больных с эфферентной моторной афазией.
5) Преодоление трудностей называния:
- срисовывание больным с образца и по памяти тех или других объектов со всеми их существенными отличительными признаками. Для контроля за результатами выполнения задания больному предъявляют картинку и фиксируют его внимание на допущенных ошибках;
- смысловое обыгрывание в контекстах различного типа слов, обозначающих предметы, действия и признаки предметов; «обыгрывание» в разнообразных фразеологических контекстах.
- классификация слов с самостоятельным нахождением обобщающего слова;
- упражнения по толкованию слов с конкретным, абстрактным и переносным значением.
6) Организация развернутого высказывания:
- составление рассказа по серии сюжетных картинок;
- пересказ текстов, сначала по подробному плану, затем–по свёрнутому, затем–без плана;
- развёрнутые диалоги на внеситуативные темы (профессиональные, общественные и т.д.);
- отработка образцов коммуникативной и повествовательной письменной речи (поздравительные открытки, письма, изложения, сочинения на заданную тему и т.п.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального коррекционного занятия по теме «Коррекция речевых расстройств при акустико-мнестической форме афазии»
Коррекционная цель:...
«Акустико-мнестическая форма афазии» по Л.С.Цветкова А.Р.Лурия
laquo;Акустико-мнестическая форма афазии» по Л.С.Цветкова А.Р.Лурия...
Коррекция речевых расстройств при акустико-мнестической афазии.
Специфика работы слухового анализатора заключается не только в анализировании элементов поступающего звукового потока, но и сохранении в памяти всех звеньев этого потока. При поражении лево...
Форма афазии: эфферентная моторная.
В статье описывается патогенез афазии у конкретного пациента, а также обозначены задачи и направления программы восстановительного обучения при различных стадиях заболевания....
Форма афазии: сенсорная (акустико-гностическая).
В статье описывается патогенез афазии у конкретного пациента, а также обозначены задачи и направления программы восстановительного обучения при различных стадиях заболевания....
Форма афазии: афферентно-моторная.
В статье описывается патогенез афазии у конкретного пациента, а также обозначены задачи и основные направления программы восстановительного обучения при различных стадиях данного заболевания....
Форма афазии: динамическая.
В статье описывается патогенез динамической афазии у конкретного пациента, а также обозначены задачи и основные направления программы восстановительного обучения при различных стадиях данного за...