Форма афазии: динамическая.
статья по логопедии
В статье описывается патогенез динамической афазии у конкретного пациента, а также обозначены задачи и основные направления программы восстановительного обучения при различных стадиях данного заболевания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
23._statya_dinamicheskaya_afaziya.docx | 19.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Форма афазии: динамическая.
Подготовила: Ушкалова Т. В.
Патогенез.
ФИО: ХХХ
Дата рождения 2.02.1949г.
Ведущая рука Правая.
Жалобы не предъявляет в силу речевых нарушений.
Объективно на момент обследования: контакт затруднен.
Не ориентирован в пространстве и в себе. Обращенную речь понимает частично. В состоянии понимать ситуативную речь. Имеются ошибки в осмыслении, отчуждение смысла слова на названия отдельных предметов и частей тела. Фонематический слух нарушен. Устные инструкции выполняются с частыми ошибками. Сложные инструкции не выполняет.
Собственная речь нарушена. В речи литеральные и вербальные парафазии, аграмматизмы. Повторная речь нарушена. Повторяет знакомые слова, допуская в них большое число звуковых искажений. Автоматизированная речь нарушена.
Называние сопровождается многочисленными искажениями звуковой структуры слова, вербальными парафазиями. Обобщение в состоянии распада.
Диалогическая речь крайне ограничена из-за трудностей понимания вопроса. Фраза по сюжетной картинке отсутствует.
Чтение в состоянии распада. Не может прочитать вслух и узнать отдельные буквы. Ассоциативная связь «фонема-графема» грубо нарушена. Письмо как функция отсутствует.
Счетные операции выполняет с ошибками.
Критика, память, внимание снижены.
Форма афазии: динамическая.
Задачи восстановительного обучения.
- восстановление функции речевого программирования;
- преодоление расстройств грамматического структурирования;
- преодоление вторичных расстройств понимания речи,
- накоплению активного словаря,
- нормализации грамматической стороны речи, чтения, письма.
Программа восстановительного обучения.
I. Стадия грубых расстройств.
1) Повышение уровня общей активности больного, преодоление речевой инактивности, организация произвольного внимания:
- задания неречевого характера, но требующие от больного проявления известной активности (передать какую-нибудь вещь определенному лицу, найти палату в другом отделении и т. д.).
- введение видов активных действий, связанных с речью (передать что-нибудь очень важное, написать записку и т.д.).
- выполнение различных видов неречевой деятельности ( рисование, лепка и т.д.);
- оценка искажённых изображений, слов, фраз и т.д.;
- ситуативный, эмоционально значимый для больного диалог;
- прослушивание сюжетных текстов и ответы на вопросы по ним в форме утвердительно-отрицательных жестов или словами «да», «нет».
2) Стимулирование простых видов коммуникативной речи:
- автоматизация в диалогической речи коммуникативно значимых слов: «да», «нет», «могу», «хочу», «буду», «надо» и т.д.;
- автоматизация отдельных штампов коммуникативной, побудительной и вопросительной речи: «дай», «иди сюда»,
«кто там?», «тише!» и т.д.
3) Преодоление расстройств речевого программирования:
- стимулирование ответов на вопросы с постепенным уменьшением в ответе слов, заимствованных из вопроса;
- конструирование фраз простейших синтаксических моделей с опорой на фишки и простую сюжетную картинку;
- выполнение простых грамматических трансформаций по изменению слов, составляющих фразу, но предъявляемых в номинативных формах;
- раскладывание серии последовательных картинок соответственно заключённому в них сюжету.
4) Преодоление расстройств грамматического структурирования:
а) преодоление аграмматизма на уровне синтаксической схемы фразы:
- составление «ядерных» фраз моделей типа S (субъект) + Р(предикат); S+ Р+ О (объект) с привлечением внешних опор - фишек и их постепенным «сворачиванием»;
- выделение предикативного центра фразы, экстериоризация его смысловых связей;
б) преодоление аграмматизма на формально-грамматическом уровне:
- улавливание грамматических искажений - флективных, предложных и т.д. с целью оживления чувства языка;
- дифференциация значений единственного и множественного числа, родовых значений, значений настоящего, прошедшего и будущего времени глагола;
- восполнение в словах пропущенных грамматических элементов;
- составление фраз по сюжетным картинкам; ответы на вопросы простой фразой,
оформленной грамматически;
- пересказ простого текста; стимуляция к использованию побудительных и вопросительных предложений, различных предложных конструкций
5) Стимулирование письменной речи:
- раскладывание подписей под картинками;
- чтение идеограммных слов и фраз.
II. Стадия расстройств средней степени выраженности.
1) Восстановление коммуникативной фразовой речи:
- конструирование простой фразы;
- составление фраз по сюжетной картинке с помощью метода фишек и постепенное «свёртывание» числа внешних опор;
- составление рассказа по серии последовательных картинок;
- развёрнутые ответы на вопросы в диалоге;
- составление простых диалогов по типу речевых этюдов: «В магазине»–диалог покупателя и продавца, «В сберкассе», «В ателье» и т.д.
2) Преодоление персевераций в самостоятельном устном и письменном высказывании:
- показ предметов на картинках и в комнате, частей тела
(в произвольном порядке, по отдельным названиям и сериями
названий);
- оканчивание фраз различными словами;
- подбор слов заданных категорий и в заданных количествах, например два слова, относящихся к теме «Одежда», и одно слово, относящееся к теме «Посуда» и т.д.;
- письмо цифр и букв в разбивку (под диктовку);
- письмо под диктовку слов и фраз, способствующих выработке смысловых и двигательных переключений;
- элементы звуко-буквенного анализа состава слова: складывание простых слов из букв разрезной азбуки;
- заполнение пропусков в словах;
- письмо простых слов по памяти и под диктовку.
3) Собственно-речевая работа:
а) составление фраз по заданному слову;
б) придумывание подписей к картинкам, заглавий к частям какого-нибудь текста;
в) классификация по разным признакам;
г) составление плана к прочитанному тексту и пересказ текста;
д) составление рассказов – импровизаций на заданную тему;
е) следует также предлагать больным строить высказывания с опорой на предложенные вопросительные, побудительные слова и на слова-обращения (сколько..., когда..., пожалуйста..., имя и отчество лица, к которому надо обратиться? и т.д.);
ж) моделирование речевых ситуаций, стимулирующих высказывание. Особенно полезно в этом отношении разыгрывание различных речевых этюдов, так называемые речевые игры: в магазине, в школе, в автобусе и т.д.
III. Стадия расстройств лёгкой степени выраженности.
1) Преодоление аспонтанности больного:
- построение занятия, на котором ведущим оказывается не логопед, а больной: сначала логопед вместе с больным обсуждает какой-либо рассказ или биографию известного писателя, а затем больной расспрашивает логопеда о содержании рассказа. Ему разрешается при этом пользоваться лежащими перед ним вопросительными словами;
- предлагать больному оценивать на слух различные типы интонаций: вопроса, побуждения, приказа, просьбы; улавливать значение переноса логического ударения в фразе и т.д.
2) Восстановление спонтанной коммуникативной фразовой речи:
- развёрнутый диалог на различные темы;
- конструирование фраз по сюжетной картинке с постепенным уменьшением числа внешних опор;
- автоматизация фраз определённых синтаксических моделей в спонтанной речи;
- накопление глагольного словаря и «оживление» смысловых связей, стоящих за предикатом (с помощью поставленных к нему вопросов);
- чтение и пересказ текстов;
- «ролевые беседы», обыгрывающие определённую ситуацию;
- «речевые импровизации» на заданную тему;
- развернутые изложения текстов, сочинения;
- составление поздравительных открыток, писем и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального коррекционного занятия по теме «Коррекция речевых расстройств при акустико-мнестической форме афазии»
Коррекционная цель:...
«Акустико-мнестическая форма афазии» по Л.С.Цветкова А.Р.Лурия
laquo;Акустико-мнестическая форма афазии» по Л.С.Цветкова А.Р.Лурия...
Форма афазии: эфферентная моторная.
В статье описывается патогенез афазии у конкретного пациента, а также обозначены задачи и направления программы восстановительного обучения при различных стадиях заболевания....
Форма афазии: сенсорная (акустико-гностическая).
В статье описывается патогенез афазии у конкретного пациента, а также обозначены задачи и направления программы восстановительного обучения при различных стадиях заболевания....
Форма афазии: акустико-мнестическая.
В статье описывается патогенез афазии у конкретного пациента, а также обозначены задачи и основные направления программы восстановительного обучения при различных стадиях данного заболевания....
Форма афазии: афферентно-моторная.
В статье описывается патогенез афазии у конкретного пациента, а также обозначены задачи и основные направления программы восстановительного обучения при различных стадиях данного заболевания....
Форма афазии: семантическая.
В статье описывается патогенез семантической афазии у конкретного пациента, а также обозначены задачи и основные направления программы восстановительного обучения при различных стадиях данного з...