Дефекты оглушения.
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Дефекты произношения звонких согласных выражаются в замене их глухими парными согласными, например: баба-папа, дом-том. Этот недостаток часто распространяется на все шесть звонких звуков (ВБДГЗЖ). Замена глухих согласных их парными звонкими встречается довольно редко.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
defekty_oglusheniya.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дефекты оглушения.
Дефекты произношения звонких согласных выражаются в замене их глухими парными согласными, например: баба-папа, дом-том. Этот недостаток часто распространяется на все шесть звонких звуков (ВБДГЗЖ). Замена глухих согласных их парными звонкими встречается довольно редко.
Звуки каждой пары имеют одинаковые артикуляционные уклады и отличаются друг от друга участием голоса и несколько меньшим напряжением речевых органов и воздушной струи для звонких звуков.
При произнесении звуков (В Б Д ) положение губ и языка изменяется в зависимости от следующего гласного.
При (ВО, БО,ДО,ВУ,БУ,ДУ,) губы выдвигаются вперёд, язык оттягивается назад.
При (ВИ,БИ,ДИ,ВЕ,БЕ,ДЕ) губы примыкают к зубам, спинка языка выгибается
При исправлении дефектов произношения звонких согласных необходимо особое внимание уделять использованию слухового внимания ребёнка, его зрения и осязания.
Исправление следует начинать с группы щелевых звуков(В 3 Ж) так как они могут произносится длительно, тогда как смычные (БДГ) произносятся кратко.
Причины:
Снижение физического слуха.
Несформированность фонематических процессов.
Нарушение деятельности голосовых складок, обусловленных органическими
или функциональными расстройствами.
Общие приёмы для постановки звонких звуков.
Логопед произносит звонкий звук, а ребёнок кистью руки касается его гортани и ощущает дрожание (тыльной стороной руки). Далее ребёнок сам произносит звук, держа руку на своей гортани, а другую на гортани логопеда.
Последовательно протяжно произносятся гласные звуки.
Сначала шёпотом, затем громко, после чего непосредственно переходят к произношению нужного согласного.
Шёпотом ААААА Громко ААААА
ООООО ООООО
ЭЭЭЭЭ ЭЭЭЭЭ
ССССС ЗЗЗЗЗ
Для озвончения взрывных согласных, звуки на одном выдохе произносят отрывисто.
Громко А-А-А-А
О-О-О-О О-О-О-О
Э-Э-Э-Э Э-Э-Э-Э
Т-Т-Т-Т Д-Д-Д-
Если эти способы не дают результатов, то для постановки каждого звука прибегают к специфическим приёмам.
Работа начинается со звука ( В ).
Дефекты смягчения.
Специфический дефект произношения мягких согласных заключается в замене их парными твёрдыми ( «дада», «тота» , вместо дядя, тётя, ) . Приём исправления данного дефекта, основанный на подражании, предполагает слуховое восприятие мягких звуков и зрительное восприятие артикуляции этих фонем при сопоставлении их с парными твердыми фонемами( па-пя, ма- мя, фа-фя, апа-апя, ама-амя, афа-афя и т.п.) Следует пояснить ребенку, что при произнесении твердых губных звуков язык имеет плоскую форму, тогда как при произнесении мягких звуков кончик языка упирается в нижние резцы, а спинка выгибается к твердому нёбу. Приоткрыв рот, надо показать ребенку перед зеркалом различие в положении языка и побудить его воспроизвести увиденное.
Далее следует подробное повторение за логопедом слов с губными и язычно-зубными парными мягкими согласными: па-пя, апа-апя, та-тя, ат-ать, ма-мя, ама-амя, фа-фя, а)фа-афя, аф-афь и др. В случае успешного воспроизведения ребенком мягких согласных звуков целесообразно сразу же использовать слова с мягкими согласными (пять, Катя, мяч и т.п.)
Если прямое подражания окажется неэффективным, можно попробовать обходной путь. Ребёнку предлагают произнести гласный И а затем слог ПИ. При наличии смягчения фонемы П в позиции перед гласным И надо предложить ребёнку несколько раз повторить тот же слог шёпотом, постепенно укорачивая И, в результате чего может получиться отчётливое П‘, с некоторым придыханием. Тогда следует перейти к звукосочетанию АПИ, которое следует произносить вначале громко, затем шёпотом и, наконец, так, чтобы первый гласный проговаривался громко, а второй- шёпотом и кратко. Так можно получить сочетание АПЬ. Закрепив полученный таким образом мягкий звук П-П’, можно переходить к открытому слогу ПЯ, сначала отделяя согласную фонему от гласной (П’— А), а потом сливая их. Затем можно вводить слоги с другими гласными и слова. Далее проводится аналогичная работа над другими губными мягкими согласными (М’- Ф’-В’).
В более трудных случаях, когда попытки вызвать мягкие согласные по подражанию оказываются безуспешными или малоэффективными, рекомендуется применять механический способ, который состоит в следующем.
В качестве исходного используется звук Т, от которого с помощью механического воздействия на язык ставится звук Т\ Предложив ребёнку произнести несколько раз звук Т или слог ТА и удерживая при этом кончик языка шпателем за нижними резцами (прижимая передний край языка), можно автоматически получить звук Т’, в изолированном виде (Т’-Т-Т) или в открытом слоге (ТЯ,ТЯ,ТЯ,). Такой эффект достигается тем, что механическое удерживание языка внизу приводит к образованию смычки с помощью его спинки, что в свою очередь неизбежно вызывает подъём спинки языка к нёбу.
Аналогичным путём из слога АТ получается слог АТ’. После того как в результате упражнений с помощью шпателя, а затем и собственного пальца ребёнка артикуляция будет закреплена, следует отказаться от механических средств и проделывать дальнейшие упражнения на основе самостоятельного воспроизведения звука Т’ в разных слогах и словах.
Тот же механический способ применяется при постановке звуковД’отД и Н’отН
Усвоив на примере язычно-зубных смычных звуков принцип образования мягких согласных от парных твёрдых путём подъёма спинки языка к нёбу, ребёнок легче овладевает произношением других мягких звуков, которые целесообразно ставить в следующем порядке: Ф\
В’.П’Б’М’С’З’Р’Л’.
Что касается звуков КТ’Х’,то специальной работы над ними обычно не требуется, так как в русском языке они,как правило, встречаются лишь перед гласными И,Э, (кирпич, гиря, хитрый, на руке, на ноге, о петухе и т.п.) И усваиваются в этой позиции(особенно перед звуком И) без труда.
Закрепляя мягкие согласные на материале слов,слогов и фраз,необходимо уделить специальное внимание упражнениям, направленным на дифференциацию(не только в произношении,но и на слух) этих звуков и их твёрдых вариантов
Дифференциация изолированных звуков Т-Д .
Цель. Добиваться от каждого ребёнка умения различать на слух звуки Т и Д и знать, чем они отличаются.
Ход.
JI. Произносит звуки Т и Д. Предлагает детям закрыть уши ладонями и произносить поочерёдно Т Д-Т-Д. Объяснив, что при Д в ушах звенит, а при Т не звенит, звук слышится глухо. Далее логопед предлагает ребёнку прикоснуться кистью руки к своей гортани и произнести Т-Д-Т-Д. При Д ребёнок ощутит дрожание.
Логопед предлагает игру «Угадай,что едет?».
Лог. Берёт две картинки,на которых изображены поезд и мотоцикл. Показывая картинку «поезд», говорт: «Когда быстро идёт поезд, то колёса стучат: «Т-Т-Т». Дети повторяют. А показывая картинку «мотоцикл»,говорит: «Когда заводим мотор у мотоцикла,то он шумит: «Д-Д- Д». Дети повторяют. После этого,показывая поочерёдно картинки,логопед просит детей повторить, как стучат колёса поезда и как шумит мотор мотоцикла.
Дифференциация звуков Т-Д в словах.
Цель. Чётко произносить звуки Т и Д в словах и не смешивать их.
Ход.
Л.сегодня мы будем говорить о двух чудесных звуках. Если в слове заменить один из этих звуков другим чудесным звуком, получится новое слово.Я назову два слова, а вы отгадайте, чем отличаются эти слова и о каких звуках мы будем говорить: тачка-дачка;
Точка-дочка
Трава-дрова
Катушка-кадушка.
Ответы детей.
Л. «Придумайте сами слова со звуком Т или со звуком Д и скажите, где этот звук стоит.А теперь мы поиграем.Надо быть очень внимательным, чтобы
правильно играть.
Игра «Дима и Тима».
Дети делятся на две группы. Одна группа изображает Тиму, другая- Диму .Дети ,которые изображают Тиму, становятся на расстоянии вытянутых рук с левой стороны, они выполняют те упражнения, которые делал Тима. Дети с правой стороны выполняют упражнения ,которые делал Дима.
«Жили два брата .Звали их Тима и Дима. Были они очень похожи друг на друга, но никогда не делали ничего одинаково. Решили они заниматься гимнастикой. Вот что из этого получилось.
Тима- руки поднимает.
Дима -весело шагает.
Т-начал приседать.
Д-руки поднимать.
Д-руки опускает.
Т -весело шагает.
Д-начал наклоняться.
Т -прыгать и смеяться
Д-плечи поднимает.
Т-плечики вращает
Д-кулаки сжимает.
Т-пальцами играет.
Т-кулаки сжимает.
Д-пальцами играет.
Посмотрела на них мама и говорит: «Некрасиво у вас получается. Один делает одно ,другой-другое. Давайте делать вместе. Тима и Дима стали с мамой делать гимнастику.
Дифференциация звуков Т-ТЬ изолированных и в слогах
Цель. Добиваться от детей умения различать твёрдый и мягкий звуки ( Т-ТЬ ) на слух. Показать разницу в их артикуляции.
Ход.
Обратить внимание детей на положение кончика языка при произнесении этих звуков ,а также на их звучание; звук Т произносим твёрдо, он звучит сердито, а звук ТЬ произносится мягко, он звучит нежно. Соотнести звук Т со стуком колёс вагона поезда, а звук ТЬ с пением птички.
Игра «Угадай, кто поёт».
Поехал поезд в далёкий путь. Едет, а колёса недовольны, что им придётся далеко ехать, и они сердитую песню поют; «Т-Т-Т». Проезжает поезд мимо леса, а на кусте птичка сидит .Слышит ,колёса сердитую песню поют; «Т-Т-Т»
- и решила спеть свою. А песня получилась ласковая, нежная; « ТЬ-ТЬ-ТЬ». «Как пели колёса вагона? А как пела птичка? Что делал кончик языка, когда мы пели песню колёс?
А что делал кончик языка ,когда мы пели песню птички?
Какая песня у колёс вагона? (Сердитая).
А какая песня у птички? ( Нежная). Сейчас вы услышите разные песенки и будете показывать мне одну из ваших картинок. Логопед поочерёдно, не спеша , многократно произносит слоги, где Т и ТЬ сочетаются с разными гласными, а дети показывают соответствующие картинки ( слоги: ТЫ-ТЫ- ТЫ, ТИ-ТИ-ТИ, ТЁ-ТЁ-ТЁ, ТО-ТО-ТО, ТУ-ТУ-ТУ, ТЮ-ТЮ-ТЮ, ТА- ТА-ТА, ТЯ-ТЯ-ТЯ ). Потом логопед показывает картинки - вагон или птичку, а вызванный ребёнок « поет» соответствующую песню.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Постановка звуков при дефекте оглушения парных звонких согласных.
Уважаемые коллеги, представленный материал поможет справиться с нарушением оглушения звуков у детей. Авторов не знаю, случайно наткнулась в интернете, переработала и решила поделиться. Данная методика...
Конспекты занятий по ИЗО нетрадиционной техникой в группе для детей со сложным дефектом с участием группы № 3 ТНР. «Цветы для феи», «ОСЕНЬ В ТЕРЕМОЧКЕ» Театрализованное развлечение в группе для детей со сложным дефектом с участием детей 3 группы ТНР.
: развивать интерес к театрально-игровой желание принимать активное участие в театральном деятельности; поощрять действии; воспитывать дружеские отношения, желание помочь друг другуУчить детей по...
Конспекты развлечения в группе для детей со сложным дефектом «Петрушка в гостях у малышей",Конспекты занятий по ИЗО нетрадиционной техникой в группе для детей со сложным дефектом с участием группы № 3 ТНР. «Одежда для моих друзей»
знакомить с техникой рисования пальчиками, валиками; развивать инициативу, закрепить знание цветов; учить составлять элементарный узор...
Методика работы с дефектами озвончения и оглушения согласных звуков.
Сталкиваясь с подобными дефектами, использую материалы по исправлению недостатков озвончения и оглушения....
Преодоление дефектов озвончения и оглушения.
Коррекционная логопедическая работа с детьми дошкольного возраста по преодолению дефектов озвончения и оглушения....
Нарушения связанные с оглушением и озвончением звуков
Нарушения связанные с оглушением и озвончением звуков...
Методика работы с дефектами озвончения и оглушения согласных звуков
Дефекты озвончения и оглушения и методика их преодоления...